Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 января 2014 г. N 86-АПГ13-14
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Борисовой Л.B. и Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ООО "Владимиртеплогаз" на решение Владимирского областного суда от 20 сентября 2013 года, которым отказано в удовлетворении заявления ООО "Владимиртеплогаз" о признании недействующими постановлений департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 12 февраля 2013 года N 2/9 "Об установлении тарифов на горячую воду" в редакции пункта 33 постановления от 7 мая 2013 года N 9/5; от 12 февраля 2013 года N 2/10 "Об установлении тарифов на горячую воду" в редакции пункта 34 постановления от 7 мая 2013 года N 9/5, пункта 3 постановления от 25 июля 2013 года N 15/1; от 12 февраля 2013 года N 2/11 "Об установлении тарифов на горячую воду" в редакции пункта 35 постановления от 7 мая 2013 года N 9/5; от 16 апреля 2013 года N 6/4 "Об установлении тарифов на горячую воду" в редакции пункта 39 постановления от 7 мая 2013 года N 9/5, пункта 5 постановления от 25 июля 2013 года N 15/1; от 23 апреля 2013 года N 8/1 "Об установлении тарифов на горячую воду" в редакции пункта 40 постановления от 7 мая 2013 года N 9/5, пункта 5 постановления от 25 июля 2013 года N 15/1.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., объяснения представителей ООО "Владимиртеплогаз" Рузина С.В. и Егоровой М.Е., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя департамента цен и тарифов администрации Владимирской области Меньшова М.А., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
ООО "Владимиртеплогаз", оказывающее услуги по горячему водоснабжению по закрытой схеме, обратилось во Владимирский областной суд с заявлением об оспаривании постановлений департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 12 февраля 2013 года N 2/9 "Об установлении тарифов на горячую воду" в редакции пункта 33 постановления от 7 мая 2013 года N 9/5; от 12 февраля 2013 года N 2/10 "Об установлении тарифов на горячую воду" в редакции пункта 34 постановления от 7 мая 2013 года N 9/5, пункта 3 постановления от 25 июля 2013 года N 15/1; от 12 февраля 2013 года N 2/11 "Об установлении тарифов на горячую воду" в редакции пункта 35 постановления от 7 мая 2013 года N 9/5; от 16 апреля 2013 года N 6/4 "Об установлении тарифов на горячую воду" в редакции пункта 39 постановления от 7 мая 2013 года N 9/5, пункта 5 постановления от 25 июля 2013 года N 15/1; от 23 апреля 2013 года N 8/1 "Об установлении тарифов на горячую воду" в редакции пункта 40 постановления от 7 мая 2013 года N 9/5, пункта 5 постановления от 25 июля 2013 года N 15/1.
Заявитель полагал, что установление оспариваемыми актами тарифа на горячую воду из расчета в рублях за 1 куб. м. противоречит части 9 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и пункту 48 утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года N 520 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, предусматривающим, что тариф на горячую воду должен быть двухкомпонентным и состоять из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Заявитель сослался на отсутствие методики, по которой возможен перерасчет двухкомпонентного тарифа на горячую воду в тариф, исчисляемый в рублях за 1 куб. м., и указал, что применение тарифа, установленного с нарушением действующего законодательства, приносит ему убытки, вопрос о компенсации которых при принятии оспариваемых нормативных правовых актов не рассматривался.
Решением Владимирского областного суда от 20 сентября 2013 года в удовлетворении заявления ООО "Владимиртеплогаз" отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Владимиртеплогаз" ставится вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и вынесении нового решения об удовлетворении заявления ООО "Владимиртеплогаз".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской не усматривает оснований к отмене решения суда.
Отказывая в удовлетворении заявления ООО "Владимиртеплогаз", суд исходил из того, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом (департаментом цен и тарифов администрации Владимирской области, являющимся органом исполнительной власти Владимирской области в области государственного регулирования тарифов), в пределах предоставленных ему полномочий, не противоречат федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают прав заявителя.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, основанными на законе и материалах дела.
Судом установлено, что ООО "Владимиртеплогаз" осуществляет непосредственное производство горячей воды с использованием закрытой системы теплоснабжения, без самостоятельного забора холодной воды.
Первоначально постановлениями департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 12 февраля 2013 года NN 2/9, 2/10, 2/11, от 16 апреля 2013 года N 6/4, от 23 апреля 2013 года N 8/1 для потребителей ООО "Владимиртеплогаз" были установлены двухкомпонентные тарифы на горячую воду с периодом действия один год, состоящие из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. Компонент на холодную воду принят равным одноставочному тарифу на холодную воду из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды, компонент на тепловую энергию - равным тарифу на тепловую энергию (мощность), установленному департаментом цен и тарифов администрации Владимирской области.
Постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 7 мая 2013 года N 9/5, в частности его пунктами 33, 34, 35, 39, 40, в указанные выше постановления внесены изменения: в дополнение к ранее принятым двухкомпонентным тарифам на горячую воду установлен тариф на горячую воду из расчета в рублях за 1 куб. м.
В соответствии с частью 9 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 47 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года N 520, действовавших на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов в редакции постановления от 8 ноября 2012 года N 1149, тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения или открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения).
В соответствии с пунктом 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса тариф на горячую воду в закрытой системе водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. Компонент на холодную воду принимается равным тарифу на холодную воду, установленному и применяемому в соответствии с настоящим документом. В случае если организация коммунального комплекса самостоятельно осуществляет забор воды из источника водоснабжения и (или) осуществляет подготовку воды до уровня качества питьевой воды, а тариф на холодную воду для такой организации не установлен, компонент на холодную воду определяется органом регулирования исходя из финансовых потребностей такой организации на осуществление указанных работ, отнесенных на 1 куб. метр холодной воды (1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности). Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования равным сумме следующих составляющих: тариф на тепловую энергию (мощность), установленный и применяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения; финансовые потребности организации коммунального комплекса на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и указанной организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность); стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и организации коммунального комплекса, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность). Финансовые потребности определяются органами регулирования на основании принципов и методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящим документом и методическими указаниями.
Согласно пункту 7 названных Основ органы регулирования устанавливают два вида тарифов на холодную воду: одноставочный тариф, представляющий собой ставку платы за потребление холодной воды из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды; двухставочный тариф, который состоит из ставки платы за потребление холодной воды из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды, ставки платы за содержание системы холодного водоснабжения из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности. Выбор вида тарифа (одноставочный, двухставочный) на холодную воду, устанавливаемого для конкретной организации коммунального комплекса, осуществляется органами регулирования в порядке, определяемом методическими указаниями.
С 23 марта 2013 года действуют Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 в соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", регулирующие вопросы установления тарифов на горячую воду (пункты 88-93).
Так, Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения предусматривают, что органами регулирования тарифов устанавливается двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. Компонент на холодную воду устанавливается в виде одноставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды) или двухставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды и платы за 1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности). Значение компонента на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа (тарифов) на холодную воду. В случае если регулируемая организация самостоятельно осуществляет забор воды из источника водоснабжения и (или) осуществляет подготовку воды до уровня качества питьевой воды, а тариф на холодную воду для такой организации не установлен, значение компонента на холодную воду определяется органом регулирования тарифов исходя из финансовых потребностей такой регулируемой организации на осуществление указанных работ, отнесенных на 1 куб. метр холодной воды (1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности). Значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями на основании следующих составляющих: тарифы на тепловую энергию (мощность), установленные и применяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения; финансовые потребности регулируемой организации на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от центральных тепловых пунктов (включительно), на которых осуществляется приготовление горячей воды, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность); стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе от центральных тепловых пунктов, включая содержание центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность); расходы, связанные с транспортировкой горячей воды. Финансовые потребности определяются органами регулирования тарифов на основании принципов и методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящим документом и методическими указаниями.
В соответствии с пунктом 7 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 15 февраля 2011 года N 47, на которые имеется ссылка в Основах ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406, тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды, в том числе с использованием центральных тепловых пунктов, и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием водяной системы теплоснабжения. Орган регулирования устанавливает одноставочный тариф, представляющий собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды, в случаях, когда тарифы на холодную воду установлены также в виде одноставочных тарифов. Если тарифы на холодную воду установлены в виде двухставочных тарифов, орган регулирования устанавливает тариф на горячую воду, который состоит из ставки платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды; ставки платы за содержание системы горячего водоснабжения за 1 Гкал в час присоединенной мощности.
Как уже отмечалось, в оспариваемых нормативных правовых актах установлен одноставочный тариф на холодную воду из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды.
Анализ приведенных выше положений свидетельствует о правильности вывода суда о том, что после вступления в силу постановлений Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2012 года N 1149, которым внесены изменения в Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, и от 13 мая 2013 года N 406, которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, действующее законодательство не содержит запрета на установление наряду с двухкомпонентным тарифом на горячую воду тарифа одноставочного (однокомпонентного) из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды в случаях, когда тарифы на холодную воду установлены также в виде одноставочных тарифов.
Учитывая изложенное, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявления ООО "Владимиртеплогаз".
Отказывая в удовлетворении заявления, суд принял во внимание то обстоятельство, что установление дополнительно к ранее принятым двухкомпонентным тарифам на горячую воду тарифа на горячую воду из расчета в рублях за 1 куб. м. имело место в связи с предписанием Федеральной службы по тарифам от 19 апреля 2013 года N 4-2472, в котором указывалось на неустановление департаментом цен и тарифов администрации Владимирской области в оспариваемых постановлениях конечных тарифов на горячую воду с использованием закрытой системы и необходимость установления таковых в срок до 20 мая 2013 года.
Что касается довода заявителя об отсутствии методики перерасчета двухкомпонентного тарифа на горячую воду в тариф, исчисляемый в рублях за 1 куб. м, то суд обоснованно не согласился с ним, указав в решении, что формула, по которой производится расчет одноставочных тарифов на горячую воду в расчете на 1 куб. метр горячей воды в закрытых системах теплоснабжения, определена пунктом 58 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 15 февраля 2011 года N 47.
Судом установлено, что при установлении департаментом цен и тарифов администрации Владимирской области одноставочных тарифов были использованы названные Методические указания.
Кроме этого, из дела следует, что одноставочный (конечный) тариф на горячую воду установлен департаментом цен и тарифов администрации Владимирской области на уровне тарифа, действовавшего на конец 2012 года, в целях сохранения уровня платежей за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, принимая во внимание социальную значимость вопроса о величине платы за эту услугу. При этом двухкомпонентный тариф, установленный постановлениями департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 12 февраля 2013 года NN 2/9, 2/10, 2/11, от 16 апреля 2013 года N 6/4, от 23 апреля 2013 года N 8/1, не отменялся и не изменялся, он полностью совпадает с тарифом, в соответствии с которым заявитель ранее производил расчеты с потребителями. Установленный в результате изменений, внесенных постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 7 мая 2013 года N 9/5, одноставочный тариф на горячую воду в рублях за 1 куб. метр является конечным тарифом по отношению к ранее установленным двухкомпонентным тарифам на горячую воду, рассчитанным с использованием их величин.
Поскольку одноставочный (конечный) тариф на горячую воду установлен наряду с двухкомпонентным тарифом, который мог быть использован заявителем при расчетах с потребителями, что подтвердили представители заявителя в заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, следует согласиться с выводом суда о том, что установление одноставочного тарифа на горячую воду не нарушает прав заявителя.
Принятие департаментом цен и тарифов администрации Владимирской области постановления от 25 июля 2013 года N 15/1, вносящего последующие изменения в постановления от 12 февраля 2013 года N 2/10, от 16 апреля 2013 года N 6/4, от 23 апреля 2013 года N 8/1, обусловлено изменением тарифов на тепловую энергию. Так, постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 16 июля 2013 года N 14/5 "О внесении изменений в отдельные постановления департамента цен и тарифов администрации Владимирской области" были снижены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Владимиртеплогаз" своим потребителям. Новые тарифы на тепловую энергию определены в рамках предельных индексов, установленных поручением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2013 года N ДК-П9-1327, письмом Федеральной службы по тарифам от 6 марта 2013 года N СН-2164/5 о недопущении превышения платы граждан за коммунальные услуги во втором полугодии 2013 года более чем на 12 процентов.
Таким образом, постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 25 июля 2013 года N 15/1 не устанавливался новый тариф, а лишь была пересмотрена одна из его составных частей - тариф на тепловую энергию, с целью приведения в соответствие с утвержденными тарифами на тепловую энергию и предельно допустимыми индексами максимального роста платежей для граждан за коммунальные услуги в 2013 году.
Правильным является и суждение суда по доводу заявителя о причинении ему убытков в результате применения установленных оспариваемыми постановлениями тарифов на горячую воду.
Суд обоснованно исходил из того, что заявитель не лишен возможности обращения в регулирующий орган с документами, подтверждающими понесенные убытки, для учета убытков и компенсации их в последующем периоде регулирования тарифов в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Кроме того, уже отмечалось, что в оспариваемых постановлениях сохранен двухкомпонентный тариф на горячую воду, препятствий для применения этого тарифа при расчетах с потребителями не установлено.
Таким образом, решение суда, по мнению Судебной коллегии, является законным и обоснованным.
По доводам апелляционной жалобы решение суда отмене не подлежит, поскольку они аналогичны доводам, заявлявшимся при обращении в суд. По этим доводам в решении имеются суждения суда, являющиеся, по мнению Судебной коллегии, правильными.
Что касается довода апелляционной жалобы о том, что решение по настоящему делу противоречит судебной практике по аналогичным делам (определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2013 года N 50-АПГ13-8), то он также не может явиться основанием к отмене решения суда, поскольку настоящее решение принято с учетом иных обстоятельств дела и изменившегося правового регулирования.
Не усматривая оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Владимирского областного суда от 20 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Владимиртеплогаз" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Борисова Л.B. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 января 2014 г. N 86-АПГ13-14
Текст определения официально опубликован не был