Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 марта 2014 г. N 73-АПГ14-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.
судей Анишиной В.И. и Еременко Т.И.
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия на решение Верховного Суда Республики Бурятия от 15 ноября 2013 года, которым ей отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим Лесохозяйственного регламента Северо-Байкальского лесничества Республики Бурятия, утвержденного приказом Республиканского агентства лесного хозяйства от 20 декабря 2012 г. N 1085.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшего решение суда отменить и дело производством прекратить, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
20 декабря 2012 г. приказом Республиканского агентства лесного хозяйства N 1085 утвержден Лесохозяйственный регламент Северо-Байкальского лесничества Республики Бурятия (далее - Регламент).
Администрация муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия обратилась в суд с заявлением о признании Регламента недействующим, ссылаясь на его противоречие федеральному законодательству статье 6 Лесного кодекса Российской Федерации, статьям 7 и 94 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. К землям иных категорий относятся, в том числе земли особо охраняемых территорий и объектов, в число которых включены государственные природные заказники. В нарушение приведенных норм параграф 1.1.7 главы 1 Лесохозяйственного регламента земли особо охраняемых природных территорий, а именно государственного природного заказника федерального значения "Фролихинский" и государственного природного биологического заказника регионального значения "Верхне-Ангарский", включены в состав лесного фонда.
Кроме того, на территории Северо-Байкальского района имеются места традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Российской Федерации, Лесохозяйственным регламентом вопрос об образовании территорий традиционного природопользования в нарушение положений Федерального закона "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" поставлен в зависимость от условия установления мест традиционного проживания коренных малочисленных народов на территории Северо-Байкальского района. Однако данное условие федеральным законодательством не предусмотрено. Места традиционного проживания коренных малочисленных народов на территории Северо-Байкальского района сложились на протяжении значительного времени, являются традиционными и не требуют дополнительного установления. По мнению заявителя, оспариваемым актом места расселения и компактного проживания малочисленных народов включены в состав лесного фонда, в результате чего реализация прав и гарантий малочисленных народов оказалась обусловленной необходимостью перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий.
Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 15 ноября 2013 года в удовлетворении заявления администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия отказано.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия просит решение отменить, производство по делу прекратить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Рассматривая настоящее дело, суд пришел к выводу о непротиворечии оспариваемого Лесохозяйственного регламента Северо-Байкальского лесничества Республики Бурятия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Таким образом, требования администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия были разрешены судом по существу.
Между тем, суд не учел, что предметом судебной проверки в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут быть только действующие нормативные правовые акты.
Из материалов дела усматривается, что положениями пункта 2 приказа Республиканского агентства лесного хозяйства от 3 октября 2013 года N 666 оспариваемый администрацией муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия приказ от 20 декабря 2012 г. N 1085 признан утратившим силу.
В соответствии с пунктом 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" судья отказывает в принятии заявления в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 или частью 8 статьи 251 ГПК РФ в случае, когда в заявлении оспаривается недействующий нормативный правовой акт или его часть (в том числе акт, отмененный органом или должностным лицом, его издавшими), поскольку такой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких- либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц. Заявитель вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решения, действия (бездействие), основанные на таком нормативном правовом акте, либо обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части.
Согласно статье 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, поскольку правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не являются, в результате чего не могут повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод граждан, такие акты не могут быть предметом судебной проверки в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание, что оспариваемый приказ от 20 декабря 2012 г. N 1085, которым утвержден Лесохозяйственный регламент Северо-Байкальского лесничества Республики Бурятия на момент рассмотрения настоящего дела судом утратил силу, суду в соответствии с требованиями статьи 220, пункта 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса надлежало производство по делу прекратить.
Более того, приказом Республиканского агентства лесного хозяйства от 3 октября 2013 года N 666 утвержден новый Лесохозяйственный регламент Северо-Байкальского лесничества Республики Бурятия, которым были урегулированы спорные правоотношения, но его положения не были оспорены заявителем.
При таких обстоятельствах, решение Верховного Суда Республики Бурятия от 15 ноября 2013 года подлежит отмене, а производство по делу прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Бурятия от 15 ноября 2013 года отменить, производство по делу по заявлению администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия о признании недействующим Лесохозяйственного регламента Северо-Байкальского лесничества Республики Бурятия, утвержденного приказом Республиканского агентства лесного хозяйства от 20 декабря 2012 г. N 1085 прекратить.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Анишина В.И. |
|
Еременко Т.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 марта 2014 г. N 73-АПГ14-2
Текст определения официально опубликован не был