Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 марта 2014 г. N 59-АПГ14-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Б. Хаменкова,
судей Т.И. Ерёменко, В.И. Анишиной,
при секретаре Д.Г. Акулове
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Амурской области о признании незаконными отдельных положений Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Амурской области медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 29 декабря 2012 года N 794
по апелляционной жалобе Правительства Амурской области на решение Амурского областного суда от 27 ноября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Н.Ю. Гончаровой, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
правительством Амурской области 29 декабря 2012 года принято постановление N 794 "Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Амурской области медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", которое официально опубликовано в газете "Амурская правда" N 5, 9 от 15 января 2013 года и от 19 января 2013 года.
Прокурор Амурской области обратился в Амурский областной суд с заявлением об оспаривании раздела V названной Территориальной программы в части установления средних нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на 2013 года, в том числе:
на 1 посещение с профилактической целью при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств областного бюджета - 153,2 рубля,
на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств областного бюджета-283,2 рубля,
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств областного бюджета - 134,4 рубля,
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств областного бюджета - 1547,6 рубля,
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств областного бюджета - 1434,6 рубля.
Средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Территориальной программой, на 2014 и 2015 годы в том числе:
на 1 посещение с профилактической целью при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств областного бюджета - 208,2 рубля на 2014 год, 277,2 рубля на 2015 год, на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств областного бюджета-395,2 рубля на 2014 год, 499,3 рубля на 2015 год,
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств областного бюджета - 169,6 рубля на 2014 год, 205,8 рубля на 2015 год.
В обоснование своих требований прокурор сослался на то, что оспариваемые нормы противоречат положениям ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", ст. 36 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1074, поскольку нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, предусмотренные Территориальной программой, ниже установленных федеральным законодательством и нарушают права граждан на получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные суду требования.
Представитель Правительства Амурской области и Губернатора Амурской области заявленные прокурором требования признал.
Решением Амурского областного суда от 27 ноября 2013 года заявленные прокурором требования удовлетворены.
Судом признана противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня вступления решения суда в законную силу Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания населению Амурской области медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденную постановлением Правительства Амурской области от 29.12.2012 N 794, в части слов "153,2 рубля" абзаца 3 раздела V; в части слов "283,2 рубля" абзаца 4 раздела V; в части слов "134,4 рубля" абзаца 6 раздела V; в части слов "1547,6 рубля" абзаца 8 раздела V; в части слов "1434,6 рубля" абзаца 9 раздела V; в части слов "208,2 рубля", "277,2 рубля" абзаца 12 раздела V; в части слов "395,2 рубля", "499,3 рубля" абзаца 13 раздела V; в части слов "169,6 рубля", "205,8 рубля" абзаца 15 раздела V.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Амурской области Шуйская В.Ш. просит указанное решение суда отменить ввиду неправильного применения судом процессуального права.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, относится решение вопросов организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания медицинской помощи на территории субъекта РФ в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.
В настоящем деле прокурором оспаривается нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, предоставляемые гражданам РФ на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, установленные оспариваемой в настоящем деле Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания населению Амурской области медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 29 декабря 2012 года N 794.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд исходил из положений ст. 16 Федерального закона N 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", согласно которой к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относится разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Таким образом, оспариваемое постановление принято Правительством Амурской области в пределах предоставленных федеральным законодательством полномочий.
Анализируя оспариваемые нормы на предмет их соответствия требованиям федерального законодательства, областной суд правильно исходил из того, что утверждение программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи является полномочием Правительства РФ.
Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов утверждена постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 года N 1074.
С учетом положений этой Программы органы государственной власти субъектов РФ разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов.
При этом орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе за счет доходов бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов при условии финансового обеспечения территориальной программы с учётом предусмотренных Программой соответствующих нормативов определять в территориальной программе дополнительные условия и объёмы оказания медицинской помощи.
Разделами V и VI Федеральной программы утверждены средние нормативы объёмов медицинской помощи, финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок формирования и структура тарифов на оплату медицинской помощи.
Суд первой инстанции, сопоставив оспариваемые положения Программы с нормами Федеральной программы, сделал правильный вывод об установлении Правительством Амурской области перечисленных нормативов в меньшем объёме по сравнению с нормативами, утверждёнными Правительством Российской Федерации, что противоречит требованиям федерального законодательства и является основанием для признания оспариваемых норм недействующими.
Так, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Федеральной программой, рассчитаны исходя из расходов на ее оказание и в среднем составляют:
на 1 вызов скорой медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования - 1435,6 рубля;
на 1 посещение с профилактической целью при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (далее - соответствующие бюджеты) - 271 рубль, за счет средств обязательного медицинского страхования - 266,3 рубля;
на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств соответствующих бюджетов - 771,8 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 772,3 рубля;
на 1 посещение при оказании медицинской помощи в неотложной форме в амбулаторных условиях за счет средств обязательного медицинского страхования - 340,9 рубля;
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств соответствующих бюджетов - 508,3 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования (без учета применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения) - 570 рублей;
на 1 случай применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения) за счет средств обязательного медицинского страхования - 106253,9 рубля;
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов - 1657 рублей, за счет средств обязательного медицинского страхования - 1756,2 рубля;
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств соответствующих бюджетов - 1537,1 рубля.
Средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Федеральной программой, на 2014 и 2015 годы составляют:
на 1 вызов скорой медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования 1507,4 рубля на 2014 год, 1582,8 рубля на 2015 год;
на 1 посещение с профилактической целью при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств соответствующих бюджетов 360 рублей на 2014 год, 448,9 рубля на 2015 год, за счет средств обязательного медицинского страхования 318,4 рубля на 2014 год, 348,4 рубля на 2015 год;
на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств соответствующих бюджетов 1044 рубля на 2014 год, 1256,9 рубля на 2015 год, за счет средств обязательного медицинского страхования 923,4 рубля на 2014 год, 1010,3 рубля на 2015 год;
на 1 посещение при оказании медицинской помощи в неотложной форме в амбулаторных условиях за счет средств обязательного медицинского страхования 407,6 рубля на 2014 год, 445,9 рубля на 2015 год;
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств соответствующих бюджетов 559,4 рубля на 2014 год, 610,5 рубля на 2015 год, за счет средств обязательного медицинского страхования (без учета применения вспомогательных репродуктивных технологий 590 рублей на 2014 год, 620 рублей на 2015 год;
на 1 случай применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения) за счет средств обязательного медицинского страхования 113109 рублей на 2014 год, 119964,1 рубля на 2015 год;
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов 1714,8 рубля на 2014 год, 2231,1 рубля на 2015 год, за счет средств обязательного медицинского страхования 2034,2 рубля на 2014 год, 2428,8 рубля на 2015 год;
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств соответствующих бюджетов 1654,3 рубля на 2014 год, 2137 рублей на 2015 год.
Между тем, в оспариваемом в настоящем деле постановлении установлены иные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, ниже базовых показателей.
Так, разделом V названной Территориальной программы в части установления средних нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на 2013 года, в том числе:
на 1 посещение с профилактической целью при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств областного бюджета - 153,2 рубля,
на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств областного бюджета - 283,2 рубля,
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств областного бюджета - 134,4 рубля,
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств областного бюджета - 1547,6 рубля,
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств областного бюджета - 1434,6 рубля.
Средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Территориальной программой, на 2014 и 2015 годы в том числе:
на 1 посещение с профилактической целью при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств областного бюджета - 208,2 рубля на 2014 год, 277,2 рубля на 2015 год, на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств областного бюджета - 395,2 рубля на 2014 год, 499,3 рубля на 2015 год,
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств областного бюджета - 169,6 рубля на 2014 год, 205,8 рубля на 2015 год.
Таким образом, оспариваемым постановлением Правительства Амурской области установлены иные - ниже базовых показателей - нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи.
Довод кассационной жалобы о том, что при рассмотрении настоящего дела в суде первой инстанции представитель Правительства Амурской области признал заявленные прокурором требования, не имея на то процессуальных полномочий, не свидетельствует о нарушении судом норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного постановления.
Из материалов дела усматривается, что представителю Правительства Амурской области, участвовавшей в деле по доверенности - Шуйской В.Ш., предоставлены права, предусмотренные ст.ст. 35, 54 ГПК Российской Федерации (л.д. 52), в том числе, давать объяснения суду, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного заседания вопросам.
Согласно протоколу судебного заседания от 27 ноября 2013 года (л.д.59) представитель Шуйская В.Ш. в своих объяснениях суду согласилась с доводами прокурора о том, что оспариваемое частью Территориальной программы медицинской помощи норматив финансовых затрат занижен в сравнении с нормативами, установленными Правительством Российской Федерации, что нашло отражении в решении суда.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "оспариваемое частью территориальной программы медицинской помощи норматив" имеется в виду "оспариваемый частью Территориальной программы медицинской помощи норматив"
При этом судом дело рассмотрено по существу заявленных прокурором требований.
Кроме того, в апелляционной жалобе также указывается на согласие с тем обстоятельством, что средний норматив финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи гражданам РФ, установленный оспариваемой Территориальной программой, занижен по сравнению с нормативами, установленными федеральным законодательством.
Иные доводы жалобы не основаны на нормах права и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления.
Нормы законодательства субъекта РФ, противоречащие федеральному законодательству, не подлежат применению.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Амурского областного суда от 27 ноября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Правительства Амурской области Шуйской В.Ш. - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Б. Хаменков |
Судьи |
Т.И. Ерёменко |
|
В.И. Анишина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 марта 2014 г. N 59-АПГ14-1
Текст определения официально опубликован не был