Решение Верховного Суда РФ от 17 марта 2014 г. N АКПИ14-92
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 24 июня 2014 г. N АПЛ14-242 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.
при секретаре Степанищеве А.В.
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению некоммерческого партнерства "Гильдия аудиторов Региональных Институтов Профессиональных бухгалтеров" о признании недействующим пункта 114 Административного регламента по исполнению Министерством финансов Российской Федерации государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 сентября 2011 г. N 115н, установил:
Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) приказом от 21 сентября 2011 г. N 115н утвердило Административный регламент по исполнению Министерством финансов Российской Федерации государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов (далее - Административный регламент). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (Минюст России) 21 февраля 2012 г., регистрационный N 23288, опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", 2012 г., N 22.
Некоммерческое партнерство "Гильдия аудиторов Региональных Институтов Профессиональных бухгалтеров" оспорило в Верховном Суде Российской Федерации пункт 114 Административного регламента, устанавливающий право Минфина России выносить решение, оформляемое приказом, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов по основаниям, перечисленным в этом пункте. Свои требования мотивирует тем, что оспариваемая норма, наделяющая Минфин России правом самостоятельно принимать указанное решение по результатам проведенной проверки саморегулируемой организации аудиторов, противоречит статье 21 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", которая определяет исчерпывающий перечень оснований для исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций и не допускает исключение из данного реестра по иным основаниям. Ссылается на то, что некоммерческое партнерство было исключено из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов по основанию, не предусмотренному федеральным законом, тем самым нарушены его права и законные интересы.
Минфин России и Минюст России в письменных возражениях на заявление указали, что положения пункта 114 Административного регламента основаны на нормах специального закона - части 8 статьи 22 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", предусматривающей право уполномоченного федерального органа, каковым является Минфин России, принять решение об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов.
Выслушав объяснения представителя заявителя адвоката Бизюкову Д.С., возражения представителей Минфина России - Голованова Г.Р., Котовича С.С. и Минюста России - Бабченко Ю.В., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.E., полагавшей в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.
Отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса саморегулируемых организаций и деятельностью таких организаций, регулируются Федеральным законом "О саморегулируемых организациях", согласно части 6 статьи 3 которого некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций и утрачивает статус саморегулируемой организации с даты исключения сведений о некоммерческой организации из указанного реестра; а согласно части 2 статьи 21 - исключение сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, кроме как по указанным в части 1 этой статьи основаниям, не допускается.
Вместе с тем в силу части 2 статьи 1 названного Федерального закона особенности приобретения, прекращения статуса саморегулируемых организаций, правового положения саморегулируемых организаций, деятельности саморегулируемых организаций, порядка приема в члены саморегулируемой организации и прекращения членства в саморегулируемой организации, порядка осуществления саморегулируемыми организациями контроля за деятельностью своих членов и применения саморегулируемыми организациями мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов, а также порядка осуществления государственного надзора за соблюдением саморегулируемыми организациями, объединяющими субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности определенных видов, требований законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность указанных субъектов, и законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях могут устанавливаться федеральными законами.
Особенности приобретения, прекращения статуса саморегулируемых организаций, правового положения и деятельности саморегулируемых организаций, объединяющих аудиторские организации, индивидуальных аудиторов, порядка осуществления государственного надзора за соблюдением саморегулируемыми организациями аудиторов требований законодательства Российской Федерации установлены Федеральным законом "Об аудиторской деятельности", в частности согласно его статье 22 (части 1, 3) государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов осуществляет уполномоченный федеральный орган в форме плановых и внеплановых проверок. При этом, как следует из пункта 3 части 8 указанной статьи, в случае выявления нарушений саморегулируемой организацией аудиторов требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность, уполномоченный федеральный орган по результатам проверки может вынести решение об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов по основаниям, предусмотренным пунктами 3-5 части 5 статьи 21 этого Федерального закона.
Такими основаниями, как следует из содержания пунктов 3-5 части 5 статьи 21 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", являются: выявление недостоверных сведений в документах, представленных некоммерческой организацией в соответствии с частью 2 данной статьи; отказ саморегулируемой организации аудиторов от участия в установленном порядке в создании, включая финансирование, и деятельности единой аттестационной комиссии, предусмотренной названным Федеральным законом; неоднократное невыполнение саморегулируемой организацией аудиторов в течение одного календарного года требований названного Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов о ведении реестра аудиторов и аудиторских организаций, в том числе требования о передаче соответствующей информации в уполномоченный федеральный орган для ведения контрольного экземпляра такого реестра.
Именно эти обстоятельства указаны в пункте 114 Административного регламента в качестве оснований для вынесения решения об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов Минфином России, который согласно пункту 2 Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 1202, и подпункту 5.3.30 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, является уполномоченным органом по осуществлению государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов.
Таким образом, пункт 114 Административного регламента, предусматривающий право Минфина России принимать в исчерпывающе определенных в этом пункте случаях решение об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, полностью согласуется с пунктами 3-5 части 2 статьи 21, пунктом 3 части 8 статьи 22 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и не содержит положений, нарушающих права и законные интересы заявителя.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления некоммерческого партнерства "Гильдия аудиторов Региональных Институтов Профессиональных бухгалтеров" о признании недействующим пункта 114 Административного регламента по исполнению Министерством финансов Российской Федерации государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 сентября 2011 г. N 115н, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.К. Толчеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 17 марта 2014 г. N АКПИ14-92
Текст решения официально опубликован не был
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 24 июня 2014 г. N АПЛ14-242 настоящее решение оставлено без изменения