Наименование изменено с 12 апреля 2018 г. - Постановление Правительства России от 30 марта 2018 г. N 361
Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 311
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области"
25 декабря 2014 г., 4 сентября 2015 г., 31 марта 2017 г., 30 марта 2018 г., 29 марта 2019 г., 31 марта 2020 г., 31 марта, 17 ноября 2021 г., 21 октября 2022 г., 12 мая, 30 декабря 2023 г., 9 августа 2024 г.
Правительство Российской Федерации постановляет:
Пункт 1 изменен с 12 апреля 2018 г. - Постановление Правительства России от 30 марта 2018 г. N 361
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области".
2. Министерству регионального развития Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации, утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 г. N 461-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 13, ст. 1623).
Председатель Правительства |
Д. Медведев |
Москва
15 апреля 2014 г. N 311
Государственная программа изменена с 1 января 2022 г. - Постановление Правительства России от 17 ноября 2021 г. N 1974
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 апреля 2014 г. N 311
Государственная программа Российской Федерации
"Социально-экономическое развитие Калининградской области"
25 декабря 2014 г., 4 сентября 2015 г., 31 марта 2017 г., 30 марта 2018 г., 29 марта 2019 г., 31 марта 2020 г., 31 марта, 17 ноября 2021 г., 21 октября 2022 г., 12 мая, 30 декабря 2023 г., 9 августа 2024 г.
Стратегические приоритеты в сфере государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области"
Подраздел 1 изменен с 26 января 2024 г. - Постановление Правительства России от 30 декабря 2023 г. N 2417
1. Оценка текущего состояния сферы реализации Программы
Специфику развития Калининградской области определяет уникальное географическое положение региона. До введения санкционных ограничений близость к промышленно развитым странам Европы, потенциальным рынкам сбыта и источникам инвестиций являлась конкурентным преимуществом Калининградской области, а в настоящее время это является существенным ограничением развития.
Для обеспечения национальных интересов Российской Федерации, повышения социально-экономического благополучия и общественно-политической стабильности в регионе реализуются меры, предусмотренные государственной программой Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области" (далее - Программа), мероприятиями национальных проектов и отдельными поручениями Президента Российской Федерации, благодаря которым на протяжении ряда лет Калининградская область демонстрировала высокие темпы социально-экономического развития.
Индекс физического объема валового регионального продукта в 2021 году в постоянных ценах к предыдущему году по Калининградской области составил 109 процентов, а индекс физического объема валового регионального продукта в 2021 году в постоянных ценах к предыдущему году по субъектам Российской Федерации - 107,3 процента.
Отмечается стабильная динамика роста валового регионального продукта Калининградской области на душу населения: в 2021 году он составил 659,7 тыс. рублей, что на 22 процента превышает уровень 2020 года.
В 2022 году для Калининградской области так же, как и для других субъектов Российской Федерации, существенно поменялись внешние и внутренние условия развития экономики и социальной сферы. На фоне беспрецедентного санкционного давления Калининградская область ввиду ее географического положения оказывается в более сложной ситуации относительно других субъектов Российской Федерации.
Введенные иностранными государствами санкционные ограничения отразились в первую очередь на динамике показателей промышленности, торговли, транспорта и логистики.
Предприятия Калининградской области столкнулись с такими проблемами, как разрыв налаженных партнерских связей, изменения в политике поставщиков, рост стоимости перевозок и переориентирование с сухопутного транспорта на морской, перебои в поставках сырья и комплектующих.
В 2021 году индекс обрабатывающих производств в сопоставимых ценах вырос на 11,1 процента к уровню 2013 года. В 2022 году на фоне санкций индекс производства снизился на 20,5 процента к уровню 2021 года.
В последние годы наблюдается существенный рост доходной базы региона. По итогам 2022 года налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета увеличились в 2,5 раза относительно уровня 2013 года и составили 87,5 млрд. рублей, доходы областного бюджета выросли в 2,9 раза и составили 65,9 млрд. рублей.
Суммарный объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников за период с 2014 по 2022 год превысил 967 млрд. рублей, из них частные инвестиции составили 763 млрд. рублей. За исключением 2014, 2015, 2019 и 2021 годов, темпы роста инвестиций были положительными, при этом максимальные темпы роста были отмечены в 2017 и 2022 годах на 37,6 процента и 20,2 процента соответственно. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) на душу населения в 2022 году достиг 115,9 тыс. рублей, что в номинальном выражении в 2,2 раза выше уровня 2013 года.
Поддержка калининградских предприятий с 2016 года способствовала снижению уровня безработицы. Если в 2016 году уровень безработицы по методологии Международной организации труда в среднем за год составлял 6 процентов, то в 2022 году он снизился до 3,1 процента.
В части регистрируемой безработицы ситуация сложилась следующим образом. На конец 2015 года численность безработных граждан, состоявших на учете в центрах занятости населения, составляла 6,6 тыс. человек. Благодаря мероприятиям по сохранению занятости в течение 2016 - 2022 годов она снизилась до 4,2 тыс. человек.
Отмечается рост оплаты труда и доходов населения в регионе. Вместе с тем по данному показателю сохраняется отставание от среднероссийского уровня.
Благодаря принятым антикризисным мерам, включая программы предоставления льготных займов субъектам малого и среднего предпринимательства и промышленным предприятиям, субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на компенсацию первоочередных расходов, удалось не допустить снижения доходов населения.
Среднедушевые денежные доходы в Калининградской области в 2022 году составили 34,2 тыс. рублей (в 2013 году - 20,1 тыс. рублей), что стабильно ниже среднероссийских значений - 44,9 тыс. рублей (в 2013 году - 25,7 тыс. рублей).
Отмечается улучшение показателей качества жизни населения, что обеспечено в том числе за счет реализации таких мероприятий, как создание современной социальной и инженерной инфраструктуры в населенных пунктах области.
Наблюдается устойчивая динамика роста численности населения Калининградской области. Численность населения на 1 января 2023 г. (с учетом переписи населения) выросла относительно уровня 1 января 2014 г. на 69,2 тыс. человек и составила 1032,3 тыс. человек (на 1 января 2014 г. составляла 963,1 тыс. человек). Рост численности населения региона обеспечен за счет положительного сальдо миграции. Суммарный миграционный прирост за период с 2014 по 2022 год составил 89,2 тыс. человек. Максимальный прирост отмечен в 2021 году - 16,1 тыс. человек.
В 2022 году ожидаемая продолжительность жизни в Калининградской области составила 73,1 года против 70,5 в 2013 году (по Российской Федерации ожидаемая продолжительность жизни в 2022 году составила 72,7 года против 70,8 в 2013 году).
В Калининградской области отмечается нестабильная динамика загрузки мощностей транспортной инфраструктуры в период с 2014 по 2022 год. Завышенная стоимость транзита по территориям Литвы и Белоруссии главным образом влияла на снижение объема грузоперевозок как наземными видами транспорта, так и морским транспортом. Калининградский порт является неконкурентоспособным по отношению к другим российским портам ввиду зависимости от дополнительных затрат на дальнейшую транспортировку по белорусским и литовским железным дорогам до пунктов назначения.
Количество грузов, перевезенных железнодорожным транспортом, сократилось с 14 млн. тонн в 2013 году до 10,2 млн. тонн в 2022 году, а количество грузов, переваленных калининградским портовым комплексом, с 13,7 млн. тонн до 8,3 млн. тонн.
Наличие проблем, связанных с обеспечением транспортной доступности, со сложностями в реализации важных инфраструктурных проектов, оказывает негативное влияние на состояние экономической безопасности в Калининградской области. Для устранения названных проблем требуется принятие комплексных решений.
Подраздел 2 изменен с 26 января 2024 г. - Постановление Правительства России от 30 декабря 2023 г. N 2417
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы
Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р, определены основные направления социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, относящихся к приоритетным геостратегическим территориям Российской Федерации, характеризующимся эксклавным положением, к которым отнесена и Калининградская область. В число приоритетных направлений, обозначенных в указанной Стратегии, которые, в свою очередь, являются приоритетами в сфере реализации Программы, входят:
обеспечение транспортной безопасности;
обеспечение уровня жизни, сопоставимого (или выше) с общероссийским уровнем жизни (для Калининградской области - сопоставимого (или выше) с уровнем жизни в приграничных странах Европейского союза);
обеспечение темпов экономического роста, сопоставимых (или выше) с общероссийскими темпами экономического роста (для Калининградской области - сопоставимого (или выше) с темпами экономического роста в приграничных странах Европейского союза);
сохранение существующих особых режимов ведения предпринимательской деятельности.
Программа реализуется в качестве комплексной программы, предметом которой является достижение приоритетов и целей государственной политики на территории Калининградской области.
Целями государственной политики в сфере реализации Программы являются:
обеспечение Калининградской области социальной, транспортной и иной инфраструктурой в целях достижения устойчивого роста среднегодовой численности населения на уровне 1063,8 тыс. человек в 2030 году;
обеспечение устойчивого функционирования организаций и предприятий региона и стабильности рынка труда в целях роста среднедушевых денежных доходов населения на уровне до 54,3 тыс. рублей в 2030 году.
Подраздел 3 изменен с 26 января 2024 г. - Постановление Правительства России от 30 декабря 2023 г. N 2417
3. Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного решения в сфере реализации Программы
Для достижения цели Программы "Обеспечение Калининградской области социальной, транспортной и иной инфраструктурой в целях достижения устойчивого роста численности населения на уровне 1063,8 тыс. человек в 2030 году" предусмотрено решение следующих задач:
развитие социальной сферы;
развитие транспортной, инженерной и иной инфраструктуры.
Для достижения цели Программы "Обеспечение устойчивого функционирования организаций и предприятий региона и стабильности рынка труда в целях роста среднедушевых денежных доходов населения на уровне до 54,3 тыс. рублей в 2030 году" предусмотрено решение задачи по улучшению экономических условий для организаций и предприятий региона.
Подраздел 4 изменен с 26 января 2024 г. - Постановление Правительства России от 30 декабря 2023 г. N 2417
4. Задачи, определенные в соответствии с национальными целями
Программа способствует решению следующих задач национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":
в рамках национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" - обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции, увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн. человек и реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года;
в рамках национальной цели "Возможности для самореализации и развития талантов" - формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся, создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования и увеличение числа посещений культурных мероприятий в 3 раза по сравнению с показателем 2019 года;
в рамках национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни" - обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85 процентов и улучшение качества городской среды в полтора раза;
в рамках национальной цели "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей" - обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации, снижение уровня бедности в 2 раза по сравнению с показателем 2017 года и повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет.
Подраздел 5 изменен с 26 января 2024 г. - Постановление Правительства России от 30 декабря 2023 г. N 2417
5. Задачи обеспечения достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации, а также иные задачи в сфере реализации Программы
В Калининградской области функционирует особая экономическая зона на всей территории области, которая является реальным действующим механизмом привлечения инвестиций в регион, повышения налоговой базы, создания новых рабочих мест, а также обеспечения темпов экономического роста и качества жизни.
Территориальная удаленность от основной части Российской Федерации определяет необходимость не только укрепления социально-экономических связей и обеспечения доступности прямой транспортной связи (морской и авиационной), но и повышения уровня жизни населения региона до сопоставимого (или выше) с уровнем жизни в приграничных странах Европейского союза.
Деятельность органов государственной власти Калининградской области оказывает существенное влияние на результаты реализации Программы, в том числе в части:
эффективного и результативного использования бюджетных средств;
достижения установленных значений результатов использования субсидий и выполнения иных обязательств в соответствии с соглашениями, заключенными с федеральными органами исполнительной власти;
разработки предложений по формированию мероприятий Программы, направленных на социально-экономическое развитие Калининградской области, и решения специфических проблем в соответствующих отраслях экономики и социальной сферы субъектов Российской Федерации.
Участие субъектов Российской Федерации в реализации Программы предусмотрено в качестве получателей бюджетных средств в формах субвенции и субсидии на реализацию мероприятий, в том числе по строительству и реконструкции объектов, находящихся в государственной (муниципальной) собственности Калининградской области.
Финансирование мероприятий, предусмотренных федеральными проектами по социально-экономическому развитию Калининградской области, являющимися основными инструментами реализации Программы, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Участие субъектов Российской Федерации в реализации Программы заключается в эффективной реализации мероприятий указанных федеральных проектов уполномоченными органами государственной власти Калининградской области.
В результате реализации Программы к 2030 году будут достигнуты следующие значения показателей:
численность населения (среднегодовая) увеличится до 1063,8 тыс. человек;
абзац утратил силу с 21 мая 2023 г. - Постановление Правительства России от 12 мая 2023 г. N 741
численность официально зарегистрированных безработных составит 4 тыс. человек;
среднедушевые денежные доходы населения возрастут до 54,3 тыс. рублей.
Деятельность органов государственной власти Калининградской области оказывает существенное влияние на результаты реализации Программы. В частности, они должны обеспечить реализацию следующих мероприятий:
эффективное и результативное использование бюджетных средств;
достижение установленных значений результатов использования субсидий и выполнение иных обязательств в соответствии с соглашениями, заключенными с федеральными органами исполнительной власти;
разработка предложений по формированию мероприятий Программы, направленных на социально-экономическое развитие Калининградской области, и решение специфических проблем в соответствующих отраслях экономики и социальной сферы субъектов Российской Федерации.
Финансирование мероприятий, предусмотренных Программой, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Участие субъектов Российской Федерации в реализации Программы заключается в эффективной реализации ее мероприятий. Эти функции будут осуществляться уполномоченными органами государственной власти Калининградской области.
Сроки реализации мероприятий Программы устанавливаются единым аналитическим планом реализации Программы.
В случае нарушения установленных указанным планом сроков ввода в эксплуатацию объектов, предусмотренных к реализации в рамках Программы, высший исполнительный орган Калининградской области представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации информацию о должностных лицах исполнительных органов Калининградской области (ответственных исполнителей), допустивших указанное нарушение, и о принятых в отношении таких лиц мерах дисциплинарной ответственности с приложением подтверждающих документов.
В рамках обеспечения достижения показателей социально-экономического развития Калининградской области, входящей в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации, необходима реализация значимых мероприятий.
В регионе реализуется комплекс мероприятий, связанных с изменением основных экономических условий ведения предпринимательской деятельности после 1 апреля 2016 г., в том числе по оказанию дополнительных мер государственной поддержки предприятиям в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 1275 "О предоставлении из федерального бюджета бюджету Калининградской области иных межбюджетных трансфертов на обеспечение поддержки юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Калининградской области, и резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области". С 1 января 2024 г. государственная поддержка предприятий осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых бюджету Калининградской области в форме субвенций, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2023 г. N 2256 "О порядке предоставления субвенции из федерального бюджета бюджету Калининградской области на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по обеспечению поддержки юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Калининградской области, и резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации". В свою очередь, юридические лица принимают на себя обязательства по обеспечению улучшения экономических и социальных условий проживания в Калининградской области путем создания и содержания рабочих мест.
В результате продолжения мероприятий по поддержке предпринимательской деятельности будут обеспечены улучшение экономических и социальных условий проживания в Калининградской области, выполнение принятых юридическими лицами обязательств по созданию и содержанию ежегодно порядка 6,3 тыс. рабочих мест, увеличение денежных доходов населения, а также будет остановлен рост безработицы.
В 2022 году осуществлялся комплекс мероприятий по докапитализации фонда "Центр поддержки предпринимательства Калининградской области" в целях льготного финансирования инвестиционных проектов на территории Калининградской области. В результате поддержки программ развития малого и среднего предпринимательства профинансированы 82 инвестиционных проекта в отраслях промышленного производства, пищевой промышленности, сельского хозяйства, рыбоводства, транспорта, туристического комплекса и другие. Результатом реализации инвестиционных проектов станет создание 2,1 тыс. рабочих мест.
Сохранение "конкурентного" статуса Калининградской области требует инвестиций в развитие транспортно-логистического комплекса, в социальную и иную инфраструктуру.
Развитие транспортных систем крупных городских агломераций является важным сегментом государственной транспортной политики, в связи с чем в рамках Программы предусматриваются создание условий для формирования современной транспортно-логистической системы Калининградской области и решение задачи по увеличению пропускной способности основных магистралей областного центра и протяженности автомобильных дорог регионального, межмуниципального, а также местного значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию.
В связи с ограниченной пропускной способностью одной из основных магистралей региона - Большой окружной дороги г. Калининграда в 2020 году начался 2-й этап работ по реконструкции Северного обхода, являющегося объектом общефедерального значения. В рамках Программы будут выполнены 1-й и 2-й подэтапы 2-го этапа работ (общая протяженность 6,28 километра) по реконструкции Северного обхода. В дальнейшем завершение работ и ввод в эксплуатацию трассы (от транспортной развязки на г. Зеленоградск и до транспортной развязки на г. Балтийск включительно) общей протяженностью 12,255 километра позволит не только повысить безопасность дорожного движения, сократить время, затрачиваемое на транспортировку грузов, но и окажет положительное влияние на развитие различных сфер жизни населения и повышение деловой активности. Реализация этого проекта создаст условия для дальнейшего развития промышленного, логистического и туристического комплексов, рыбного и портового хозяйства, а также туризма. Этот участок замыкает в северной части г. Калининграда Приморский кольцевой маршрут, обеспечивая беспрепятственный проезд транспорта между паромным терминалом в г. Балтийске, строящимся международным морским терминалом для приема круизных и грузопассажирских судов в г. Пионерский, многосторонними автомобильными пунктами пропуска Советск (Россия) - Панемуне (Литва) и Чернышевское (Россия) - Кибартай (Литва), пунктом пропуска Мамоново-2 (Россия) - Гжехотки (Польша).
Вопросы транспортной безопасности Калининградской области напрямую зависят от выполнения задачи создания условий для единой сбалансированной системы транспортных коммуникаций и обеспечения бесперебойного сообщения между Калининградской областью и остальной частью Российской Федерации.
Абзац утратил силу с 21 мая 2023 г. - Постановление Правительства России от 12 мая 2023 г. N 741
В рамках реализации Программы в целях формирования российской идентичности у подрастающего поколения также осуществляется организация поездок детей и молодежи Калининградской области в другие субъекты Российской Федерации.
В результате реализации мероприятий будет обеспечена возможность посещения детьми и молодежью Калининградской области исторических, культурных и образовательных центров, памятных мест, детских и молодежных мероприятий, форумов и будут созданы условия для всестороннего развития и патриотического воспитания подрастающего поколения на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации. Общее число участников указанных мероприятий в 2022 - 2030 годах составит 44,7 тыс. человек.
В целях преодоления рисков, возникших на фоне текущей международной обстановки с учетом эксклавного положения Калининградской области, Президентом Российской Федерации принято решение о ежегодном дополнительном финансировании мероприятий, направленных на развитие инфраструктуры региона (строительство и реконструкция объектов капитального строительства), в объеме не менее 5,7 млрд. рублей начиная с 2026 года *.
------------------------------
* Средства федерального бюджета в 2026 - 2030 годах на финансирование мероприятий будут предусмотрены в ходе формирования проектов федеральных бюджетов на очередной финансовый год и плановый период, начиная с проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов", в том числе за счет распределения условно утвержденных расходов федерального бюджета.
------------------------------
Одной из перспективных экономических специализаций Калининградской области выступает туризм. Выполнение мероприятий по строительству берегозащитных сооружений, проведению противооползневых и берегоукрепительных работ позволит не только сохранить уникальное побережье Балтийского моря, но и нарастить объемы жилищного строительства, улучшить условия для проживания и отдыха населения, предоставит возможности для освоения прибрежных территорий и повышения инвестиционной активности. В результате реализации комплекса указанных мероприятий протяженность защищаемого берега увеличится с 13,66 километра в 2021 году до 26,9 километра в 2030 году.
В целях предотвращения социальной напряженности, повышения качества жизни населения и обеспечения развития экономики региона в рамках Программы предусмотрены мероприятия по строительству объектов социальной инфраструктуры.
В результате строительства медико-диагностического центра в г. Советске будут обеспечены возможность оказания медицинской помощи жителям отдаленных районов восточной части Калининградской области, а также повышение привлекательности для проживания населения в приграничных муниципальных образованиях. Развитие крупных производственных площадок, расположенных в восточной части региона, должно стать еще одной точкой роста экономики Калининградской области. При реализации инвестиционных проектов на востоке региона будет создано порядка 1,2 тыс. новых рабочих мест.
Выполнение мероприятия будет способствовать выявлению заболеваний на ранних стадиях и позволит обеспечить снижение смертности населения, проживающего в Советском городском округе, Славском, Неманском и Краснознаменском муниципальных округах с 15,4 умершего на 1000 человек населения в 2022 году до 12,1 умершего на 1000 человек населения в 2030 году (достигнет уровня в среднем по Калининградской области). Ожидаемая продолжительность жизни в Калининградской области увеличится не менее чем до 78 лет.
В целях обеспечения новых производств квалифицированными рабочими кадрами, а также привлечения молодежи на территорию Калининградской области в рамках Программы будет реализован проект по строительству нового кампуса среднего профессионального образования в областном центре. Это новая модель функционирования системы среднего профессионального образования, консолидирующая кадровые, производственные, инфраструктурные, финансовые, человеческие ресурсы, синергетический эффект которых позволит реализовать более гибкую сетевую образовательную модель. Кампус призван стать точкой роста для приоритетных отраслей региональной экономики, местом коллаборации бизнес-сообществ и образования, региональным центром опережающей профессиональной подготовки.
В результате реализации данного проекта контингент обучающихся по программам среднего профессионального образования увеличится до 32 тыс. человек.
Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджету Калининградской области на софинансирование мероприятий федеральных проектов по социально-экономическому развитию Калининградской области Программы приведены в приложении N 1.
Методика детализации укрупненных инвестиционных проектов, реализуемых в рамках мероприятий федеральных проектов по социально-экономическому развитию Калининградской области Программы, приведена в приложении N 2.
Приложение N 1
к государственной программе
Российской Федерации
"Социально-экономическое развитие
Калининградской области"
Правила
предоставления субсидий из федерального бюджета бюджету Калининградской области на софинансирование мероприятий федеральных проектов по социально-экономическому развитию Калининградской области государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области"
21 октября 2022 г., 30 декабря 2023 г., 9 августа 2024 г.
1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета бюджету Калининградской области на софинансирование мероприятий федеральных проектов по социально-экономическому развитию Калининградской области государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области" (далее соответственно - Программа, субсидии, федеральные проекты).
Пункт 2 изменен с 30 октября 2022 г. - Постановление Правительства России от 21 октября 2022 г. N 1877
2. Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств Калининградской области по следующим направлениям:
а) строительство и реконструкция объектов дорожного хозяйства;
б) организация экскурсионно-образовательных поездок для детей и молодежи Калининградской области в другие субъекты Российской Федерации;
в) строительство объектов инфраструктуры для создания новых конкурентоспособных секторов экономики;
г) реализация мероприятий социально-инженерного обустройства населенных пунктов Калининградской области в сферах охраны окружающей среды и берегоукрепления (берегозащиты), коммунального хозяйства (включая газоснабжение), здравоохранения, образования и молодежной политики, физической культуры и спорта;
Пункт 2 дополнен подпунктом "д" с 30 октября 2022 г. - Постановление Правительства России от 21 октября 2022 г. N 1877
д) реализация мероприятий по докапитализации фонда "Центр поддержки предпринимательства Калининградской области" в целях льготного финансирования инвестиционных проектов на территории Калининградской области.
3. Калининградская область за счет субсидий может предоставить межбюджетные трансферты местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований по строительству (реконструкции) объектов, находящихся в муниципальной собственности, по направлениям, предусмотренным пунктом 2 настоящих Правил.
4. Субсидии предоставляются бюджету Калининградской области в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до получателей средств федерального бюджета на предоставление субсидий.
5. В случае реализации мероприятий федеральных проектов полностью или частично за счет внебюджетных источников Калининградская область предоставляет гарантии обеспечения полного и своевременного финансирования мероприятий федеральных проектов.
6. Субсидии предоставляются при соблюдении следующих условий:
а) наличие правовых актов Калининградской области, утверждающих перечень мероприятий федеральных проектов, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии, в соответствии с требованиями, установленными Программой;
б) наличие в бюджете Калининградской области бюджетных ассигнований на исполнение соответствующего расходного обязательства Калининградской области, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой субсидии;
в) наличие соглашения, заключенного в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее соответственно - соглашение, Правила формирования, предоставления и распределения субсидий).
7. Главные распорядители средств федерального бюджета вправе устанавливать в соглашениях различные уровни софинансирования расходных обязательств Калининградской области из федерального бюджета по отдельным мероприятиям федеральных проектов (объектам капитального строительства) в случае предоставления субсидий в целях софинансирования расходных обязательств Калининградской области, предусматривающих реализацию более одного мероприятия федерального проекта (капитальные вложения в несколько объектов капитального строительства).
8. Объем бюджетных ассигнований бюджета Калининградской области на финансовое обеспечение расходного обязательства Калининградской области, софинансируемого за счет субсидии, утверждается законом Калининградской области о бюджете Калининградской области (определяется сводной бюджетной росписью бюджета Калининградской области) исходя из необходимости достижения установленных соглашением значений результатов использования субсидии.
9. Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на единый счет бюджета, открытый финансовому органу субъекта Российской Федерации в территориальном органе Федерального казначейства.
10. Предельный уровень софинансирования расходного обязательства Калининградской области за счет субсидий определяется в соответствии с пунктом 13 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.
11. Оценка эффективности использования субсидий Калининградской областью осуществляется главным распорядителем средств федерального бюджета по итогам финансового года путем сравнения фактически достигнутых значений результатов использования субсидий и предусмотренных соглашениями значений следующих результатов использования субсидий:
Подпункт "а" изменен с 17 августа 2024 г. - Постановление Правительства России от 9 августа 2024 г. N 1072
а) в области строительства и реконструкции объектов дорожного хозяйства - построен Северный обход города Калининграда (1 и 2 подэтапы 2-го этапа);
Подпункт "б" изменен с 17 августа 2024 г. - Постановление Правительства России от 9 августа 2024 г. N 1072
б) в области организации экскурсионно-образовательных поездок для детей и молодежи Калининградской области в другие субъекты Российской Федерации - организованы экскурсионно-образовательные поездки для детей и молодежи Калининградской области в регионы России;
в) в области создания новых конкурентоспособных секторов экономики:
индекс промышленного производства по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" (процентов к предыдущему году);
доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов (процентов);
доля твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов (процентов);
Подпункт "г" изменен с 17 августа 2024 г. - Постановление Правительства России от 9 августа 2024 г. N 1072
г) в области строительства объектов берегоукрепления (берегозащиты) - построены объекты берегозащиты и берегоукрепления;
д) в области строительства и реконструкции объектов коммунального хозяйства в муниципальных районах:
прирост мощности объектов водоснабжения (тыс. куб. метров в сутки);
прирост протяженности сетей водоотведения после модернизации (километров);
прирост протяженности сетей водоснабжения после модернизации (километров);
прирост мощности объектов водоотведения (тыс. куб. метров в сутки);
уровень газификации региона;
е) в области развития системы здравоохранения:
ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
общий коэффициент смертности (число умерших в расчете на 1000 человек населения за год);
Подпункт "ж" изменен с 26 января 2024 г. - Постановление Правительства России от 30 декабря 2023 г. N 2417
ж) в области развития системы образования и молодежной политики:
количество мест в детских лагерях, введенных в эксплуатацию в результате строительства и реконструкции (нарастающим итогом);
количество обучающихся по программам среднего профессионального образования;
з) в области модернизации сферы физической культуры и спорта - удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом;
Пункт 11 дополнен подпунктом "и" с 30 октября 2022 г. - Постановление Правительства России от 21 октября 2022 г. N 1877
и) по направлению, предусмотренному подпунктом "д" пункта 2 настоящих Правил, - доля средств федерального бюджета, направленных в 2022 году на докапитализацию фонда "Центр поддержки предпринимательства Калининградской области" в целях льготного финансирования инвестиционных проектов на территории Калининградской области.
Пункт 12 изменен с 17 августа 2024 г. - Постановление Правительства России от 9 августа 2024 г. N 1072
12. Основания и порядок применения мер финансовой ответственности к Калининградской области при невыполнении условий соглашения, предусмотренных подпунктами "б 1" и "в" пункта 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий, а также основания для освобождения Калининградской области от применения мер финансовой ответственности установлены пунктами 16 - 20 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.
Пункт 13 изменен с 17 августа 2024 г. - Постановление Правительства России от 9 августа 2024 г. N 1072
13. В случае нарушения Калининградской областью целей, установленных при предоставлении субсидий, к ней применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
Ответственность за достоверность представляемой главным распорядителям средств федерального бюджета информации и документов, предусмотренных настоящими Правилами, возлагается на высший исполнительный орган Калининградской области.
14. Контроль за соблюдением Калининградской областью условий предоставления субсидий осуществляется главными распорядителями средств федерального бюджета и уполномоченными органами государственного финансового контроля.
Приложение N 2
к государственной программе
Российской Федерации
"Социально-экономическое развитие
Калининградской области"
Методика
детализации укрупненных инвестиционных проектов, реализуемых в рамках мероприятий федеральных проектов по социально-экономическому развитию Калининградской области государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области"
9 августа 2024 г.
1. Настоящая методика разработана для определения общих и специальных требований к порядку детализации укрупненных инвестиционных проектов, реализуемых в рамках мероприятий федеральных проектов по социально-экономическому развитию Калининградской области государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области" (далее - федеральные проекты), и предназначена для обоснования выбора и порядка создания конкретных объектов капитального строительства в составе федеральных проектов.
2. Детализация мероприятий федеральных проектов и планирование очередности строительства объектов осуществляются с учетом степени их влияния на социально-экономическое развитие Калининградской области исходя из необходимости достижения целевых индикаторов и показателей федеральных проектов.
3. Утратил силу с 17 августа 2024 г. - Постановление Правительства России от 9 августа 2024 г. N 1072
Пункт 4 изменен с 17 августа 2024 г. - Постановление Правительства России от 9 августа 2024 г. N 1072
4. Ответственным исполнителем и участниками федеральных проектов при проведении детализации мероприятий федеральных проектов по каждому объекту капитального строительства проверяется наличие следующих документов:
а) паспорт инвестиционного проекта по форме, установленной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
б) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, содержащее оценку достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в случаях, установленных частью 2 статьи 8 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и положительное заключение государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации (в случае если проведение такой экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным);
в) документ об утверждении проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) утвержденное задание на проектирование (в случае если на разработку проектной документации предоставляются средства федерального бюджета. При этом документы, указанные в подпунктах "б" и "в" настоящего пункта, не представляются);
д) копии правоустанавливающих документов на земельный участок, а в случае их отсутствия - копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства;
е) заключение об эффективности инвестиционного проекта, предусматривающего строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества, финансовое обеспечение которых полностью или частично осуществляется из федерального бюджета, предусмотренное постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2023 г. N 399 "О случаях и порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, приостановлении действия постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. N 590 и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, а также признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
5. Ответственный исполнитель и участники федеральных проектов проводят детализацию укрупненных инвестиционных проектов путем определения конкретных объектов капитального строительства в соглашении о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Калининградской области.
Утверждена новая редакция госпрограммы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года".
Исключены подпрограммы "Развитие приоритетных секторов экономики на территории Калининградской области" и "Развитие Калининградской области как культурного и туристического центра".
Сократился перечень участников госпрограммы. Объем финансирования из федерального бюджета уменьшился более чем в 7 раз и составляет около 63 млрд руб.
Цели и задачи госпрограммы остались прежними. Это создание опорной инфраструктуры области; развитие конкурентоспособных секторов экономики; повышение уровня и качества жизни населения; развитие туризма и повышение мобильности населения.
Установлены значения целевых индикаторов госпрограммы. Так, в результате реализации госпрограммы продолжительность жизни должна достичь 76 лет, среднедушевые денежные доходы населения составят 41,4 тыс. руб. Планируется создать 41 тыс. новых рабочих мест.
Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 311 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Калининградской области"
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 24 апреля 2014 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 18 (часть II) ст. 2157
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Российской Федерации от 9 августа 2024 г. N 1072
Изменения вступают в силу с 17 августа 2024 г.
Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2023 г. N 2417
Изменения вступают в силу с 26 января 2024 г.
Постановление Правительства РФ от 12 мая 2023 г. N 741
Изменения вступают в силу с 21 мая 2023 г.
Постановление Правительства РФ от 21 октября 2022 г. N 1877
Изменения вступают в силу с 30 октября 2022 г.
Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2021 г. N 1974
Изменения вступают в силу с 1 января 2022 г.
Постановление Правительства РФ от 31 марта 2021 г. N 500
Изменения вступают в силу с 14 апреля 2021 г.
Постановление Правительства РФ от 31 марта 2020 г. N 395
Изменения вступают в силу с 16 апреля 2020 г.
Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. N 375
Изменения вступают в силу с 11 апреля 2019 г.
Постановление Правительства РФ от 30 марта 2018 г. N 361
Изменения вступают в силу с 12 апреля 2018 г.
Постановление Правительства РФ от 31 марта 2017 г. N 377
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2015 г. N 941
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2014 г. N 1487
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления