В соответствии с Положением о Федеральной службе по тарифам, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 332, Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 г. N 208, и Административным регламентом предоставления Федеральной службой по тарифам государственной услуги по рассмотрению разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса в отношении установленных тарифов и надбавок, утверждённым приказом ФСТ России от 12 декабря 2011 года N 794-э, на основании заявлений МП г. Абакана "Водоканал" (регистрационные номера ФСТ ФСТ-1390-31, ФСТ-1391-31 от 22.01.2014 г.), рассмотрев разногласия между МП г. Абакана "Водоканал" (далее - Заявитель) и Государственным комитетом по тарифам и энергетике Республики Хакасия (далее - Комитет) по приказу Комитета от 20.12.2013 г. N 284-к "Об установлении тарифов на питьевую воду, водоотведение для Муниципального предприятия г. Абакана "Водоканал" на 2014 год", установлено следующее.
Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон).
В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Федерального закона порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 утверждены основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования).
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учётом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключённых регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчётный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учётом прогнозного индекса потребительских цен.
Разногласия по заявленным МП г. Абакана "Водоканал" статьям "Фонд оплаты труда", "Цеховые расходы" и "Общехозяйственные расходы" между Заявителем и Комитетом заключаются в величине средней заработной платы производственного, цехового, вспомогательного, административно-управленческого, общехозяйственного персонала, учтённой Комитетом при установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для Заявителя на 2014 г. С учётом того, что в 2013 г. ФСТ России рассмотрены разногласия в части определения экономически обоснованной величины средней заработной платы всех видов персонала МП г. Абакана "Водоканал", величина средней заработной платы производственного, цехового, вспомогательного, административно-управленческого, общехозяйственного персонала МП г. Абакана "Водоканал" рассчитана на основании увеличения суммы экономически обоснованных расходов, указанной в приказе ФСТ России от 07.03.2013 г. N 200-э "О рассмотрении разногласий между МП г. Абакана "Водоканал" и Государственным комитетом по тарифам и энергетике Республики Хакасия (NN ФСТ-30621-31, ФСТ-30623-31 от 25.12.2012 г.)" (далее - Приказ), на индекс потребительских цен, рекомендованный Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации, в размере 105,9% (2014/2013).
Разногласия по размеру страховых взносов, применяемых при расчёте отчислений на социальные нужды, между сторонами отсутствуют, заявленное на разногласия увеличение расходов по статье "Отчисления на социальные нужды (производственный, цеховой, вспомогательный, административно-управленческий, общехозяйственный персонал)" связано с предлагаемым предприятием увеличением расходов на оплату труда. Расходы по статье "Отчисления на социальные нужды (производственный, цеховой, вспомогательный, административно-управленческий, общехозяйственный персонал)" рассчитаны с учётом результатов рассмотрения разногласий по величине фонда оплаты труда производственного, цехового, вспомогательного, административно-управленческого, общехозяйственного персонала МП г. Абакана "Водоканал".
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) в необходимую валовую выручку регулируемой организации включаются планируемые на очередной период регулирования производственные расходы.
В соответствии с пунктом 39 Основ ценообразования в составе производственных расходов учитываются прочие производственные расходы, определяемые в соответствии с методическими указаниями.
Согласно пункту 6 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 г. N 525 (далее - Правила), периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод не может превышать 1 раза в квартал, за исключением случая, указанного в пункте 7 Правил, и не может быть реже 1 раза в год.
По результатам анализа материалов, представленных сторонами по заявленной статье "Расходы на лабораторный анализ состава сточных вод" в части оказываемых услуг водоотведения установлено, что Комитетом учтена в необходимой валовой выручке МП г. Абакана "Водоканал" на 2014 г. величина средств на проведение лабораторных анализов сточных вод МП г. Абакана "Водоканал" согласно стоимости лабораторных анализов сточных вод, проводимых Филиалом "ЦЛАТИ по Енисейскому району", предложенной Заявителем, с учётом проведения вышеуказанных мероприятий один раз в год. Так как подход Комитета при определении стоимости лабораторных анализов и количества проведения данных анализов в расчётном периоде регулирования не противоречит требованиям действующего законодательства Российской Федерации, Заявителю отказано в удовлетворении требований по заявленной статье "Расходы на лабораторный анализ состава сточных вод".
Комитетом необоснованно при установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на 2014 г. принято решение об исключении из финансовых потребностей МП г. Абакана "Водоканал" средств по заявленной статье "Общехозяйственные расходы (в части исключенных доходов и расходов за 2012 г.)" в общей сумме 899,6 тыс. руб. Причиной исключения вышеуказанных средств послужило то, что Комитет признал расходы на экспертизу тарифов, проведённую сторонней организацией для МП г. Абакана "Водоканал" в 2012 г., экономически не обоснованными. С учётом того, что Комитетом в тарифы, установленные на 2012 г., не включены расходы по статье "Экспертиза тарифов", не доказан факт финансирования расходов по проведению экспертизы тарифов за счёт тарифных источников, требования Заявителя подлежат удовлетворению в полном объёме.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) в необходимую валовую выручку регулируемой организации включаются ремонтные расходы, включая расходы на текущий и капитальный ремонт.
С учётом результатов рассмотрения разногласий ФСТ России в 2013 г., а также ввиду отсутствия в Комитете и у Заявителя договоров на закупку материалов для выполнения ремонтных работ хозяйственным способом в 2014 г., экономически обоснованный размер расходов по статье "Расходы на ремонт", следует рассчитывать на основании суммы экономически обоснованных расходов, указанной в Приказе, увеличенной на индекс цен производителей промышленной продукции, рекомендованный Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации, в размере 104,8% (2014/2013).
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации (в приоритетном порядке): а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов, в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива, темпы роста цен на электрическую энергию, темпы роста заработной платы; г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях; д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах; е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; ж) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.
Согласно пункту 15 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтённые органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заёмных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объёме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчётностью.
Разногласия по статье "Экономически обоснованные расходы, фактически понесённые, но ранее не учтённые в тарифах" в части оказываемых услуг водоснабжения заключаются в неучёте Комитетом в необходимой валовой выручке МП г. Абакана "Водоканал" на 2014 г. расходов по подстатьям "Расходы на капитальный ремонт, фактически понесённые, но ранее не учтённые в тарифах 2011-2012 гг.", "Расходы на оплату водного налога, фактически понесённые, но ранее не учтённые в тарифах 2010-2012 гг.".
По подстатье "Расходы на капитальный ремонт, фактически понесённые, но ранее не учтённые в тарифах 2011-2012 гг." отклонение величины фактических расходов на выполнение капитального ремонта над плановой величиной, учтённой Комитетом на 2011-2012 гг., связано с необходимостью принятия в 2011-2012 гг. МП г. Абакана "Водоканал" экстренных мер по приведению в рабочее состояние насосных агрегатов машинного зала водозаборной станции N 2, днищ резервуаров NN 3, 4, причиной повреждения которых послужило землетрясение, произошедшее в 2011 году. Источником финансирования расходов, возникших в результате экстремальных (чрезвычайных) ситуаций, таких как землетрясение, могут служить средства Федерального бюджета Российской Федерации и ввиду того, что решениями Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению противопожарной безопасности при Правительстве Республики Хакасия от 27.12.2011 г. N 12 и от 28.12.2011 г. N 13 после землетрясения было принято решение о создании межведомственных рабочих групп, в обязанности которых входило проведение обследований в жилом секторе, социально значимых и потенциально опасных объектов, объектов жилищно-коммунального комплекса и энергетики республики, составление перечня объектов, требующих проведение ремонтных работ по восстановлению их работоспособности, хозяйствующие субъекты вправе были обратиться в вышеуказанные Комиссии с заявлением на обследование. Постановлением Правительства Республики Хакасия от 26.12.2002 г. N 339 "О порядке расходования средств из резервного фонда Правительства Республики Хакасия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" предусмотрен механизм получения средств из резервного фонда, однако никаких мер со стороны МП г. Абакана "Водоканал" в указанном направлении не принято. Статьёй 14 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определено, что организации обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, что также не выполнено МП г. Абакана "Водоканал". На основании вышеизложенного позиция Комитета в части неучета в необходимой валовой выручке МП г. Абакана "Водоканал" расходов по подстатье "Расходы на капитальный ремонт, фактически понесённые, но ранее не учтённые в тарифах 2011-2012 гг." не противоречит требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Так как Заявителем представлены материалы, подтверждающие экономическую обоснованность понесённых в 2010-2012 гг. расходов по статье "Расходы на оплату водного налога, фактически понесённые, но ранее не учтённые в тарифах 2010-2012 гг.", позиция Комитета в части неучёта расходов по вышеуказанной статье признана противоречащей требованиям действующего законодательства Российской Федерации, а требования Заявителя подлежащими удовлетворению.
Величина расходов по статье "Недополученный по независящим причинам доход за 2012 г." в части оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения рассчитана исходя из отклонения (снижения) фактического объема отпуска услуг водоснабжения и водоотведения от планового, учтённого Комитетом для МП г. Абакана "Водоканал" в 2012 г., с учетом экономии по статье "Электроэнергия", исходя из плановых удельных расходов электроэнергии, включённых Комитетом в необходимую валовую выручку Заявителя для реализации производственной программы 2012 г. Требования Заявителя по статье "Недополученный по независящим причинам доход за 2012 г." частично признаны экономически обоснованными в части оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определённой для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчётного объёма отпуска воды, объёма принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объёмы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приёма сточных вод) за последний отчётный год и динамики отпуска воды (приёма сточных вод) за последние 3 года.
С учётом того, что плановая величина объёма отпуска воды и принятых сточных вод на 2014 год в части оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения МП г. Абакана "Водоканал", рассчитанная исходя из фактического объёма отпуска воды и принятых сточных вод за последний отчётный год и динамики отпуска воды и приёма сточных вод за последние 3 года, меньше утверждённой Комитетом для МП г. Абакана "Водоканал" на 2014 год, требования Заявителя в части планового объёма отпуска услуг водоснабжения и водоотведения, оказываемых МП г. Абакана "Водоканал", подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения данного вопроса на согласительном совещании (протокол от 16 апреля 2014 года N ЕП-97), приказываю:
1. Признать экономически обоснованным плановый размер учитываемого при установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые МП г. Абакана "Водоканал" на 2014 год, объёма отпуска воды в размере 15 687,70 тыс. , объёма принятых сточных вод - 11 760,50 тыс. .
2. Признать экономически обоснованным размер расходов, учитываемых при установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на 2014 год для потребителей МП г. Абакана "Водоканал" по следующим статьям затрат:
в части услуг водоснабжения:
- "Фонд оплаты труда" - 18 482,85 тыс. руб.;
- "Отчисления на социальные нужды" - 5 600,30 тыс. руб.;
- "Цеховые расходы (в части ФОТ с отчислениями на социальные нужды)" - 24 328,36 тыс. руб.;
- "Общехозяйственные расходы (в части ФОТ с отчислениями на социальные нужды)" - 11 359,36 тыс. руб.;
- "Общехозяйственные расходы (в части исключённых доходов и расходов за 2012 г.)" - 0,00 тыс. руб.;
- "Расходы на ремонт" - 2 202,44 тыс. руб.;
- "Недополученный по независящим причинам доход за 2012 г." - 7 322,50 тыс. руб.;
- "Экономически обоснованные расходы, фактически понесённые, но ранее не учтённые в тарифах за 2010-2012 гг." - 2 213,16 тыс. руб.
в части услуг водоотведения:
- "Фонд оплаты труда" - 23 347,66 тыс. руб.;
- "Отчисления на социальные нужды" - 7 074,33 тыс. руб.;
- "Цеховые расходы (в части ФОТ с отчислениями на социальные нужды)" - 30 731,74 тыс. руб.;
- "Общехозяйственные расходы (в части ФОТ с отчислениями на социальные нужды)" - 14 349,22 тыс. руб.;
- "Общехозяйственные расходы (в части исключённых доходов и расходов за 2012 г.)" - 0,00 тыс. руб.;
- "Недополученный по независящим причинам доход за 2012 г." - 11 131,70 тыс. руб.
В остальной части разногласий отказать в удовлетворении требований МП г. Абакана "Водоканал".
3. Органу исполнительной власти Республики Хакасия в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения:
- установить тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые МП г. Абакана "Водоканал", на 2014 год с учётом пункта 1 настоящего приказа;
- установить тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые МП г. Абакана "Водоканал", на 2015-2016 гг. с учётом пункта 2 настоящего приказа (дополнительному учёту равными долями по годам подлежат экономически обоснованные расходы, не учтённые Государственным комитетом по тарифам и энергетике Республики Хакасия в общей сумме 35 700,75 тыс. руб., в том числе по следующим статьям: "Фонд оплаты труда" (водоснабжение - 287,07 тыс. руб., водоотведение - 548,98 тыс. руб.); "Отчисления на социальные нужды (водоснабжение - 87,0 тыс. руб., водоотведение - 166,33 тыс. руб.); "Цеховые расходы (в части ФОТ с отчислениями на социальные нужды)" (водоснабжение - 5 586,9 тыс. руб., водоотведение - 7 262,71 тыс. руб.); "Общехозяйственные расходы (в части ФОТ с отчислениями на социальные нужды)" (водоснабжение - 833,26 тыс. руб., водоотведение - 1 167,88 тыс. руб.); "Общехозяйственные расходы (в части исключённых доходов и расходов за 2012 г.)" (водоснабжение - 398,0 тыс. руб., водоотведение - 501,6 тыс. руб.); "Расходы на ремонт" (водоснабжение - 1 101,24 тыс. руб.); "Недополученный по независящим причинам доход за 2012 г." (водоснабжение - 7 322,50 тыс. руб., водоотведение - 8 224,12 тыс. руб.); "Экономически обоснованные расходы, фактически понесённые, но ранее не учтённые в тарифах за 2010-2012 гг." (водоснабжение - 2 213,16 тыс. руб.)).
- в течение 10 рабочих дней с даты принятия решений об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для МП г. Абакана "Водоканал" на 2014-2016 гг. проинформировать Федеральную службу по тарифам об исполнении настоящего приказа, представив информацию и документы согласно Приложению к настоящему приказу.
Руководитель Федеральной |
С. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по тарифам от 16 апреля 2014 г. N 636-э "О рассмотрении разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, между МП г. Абакана "Водоканал" и Государственным комитетом по тарифам и энергетике Республики Хакасия"
Текст приказа опубликован в Информационном бюллетене Федеральной службы по тарифам от 23 мая 2014 г. N 18