Письмо Минфина России от 22 апреля 2013 г. N 03-03-06/4/13800
Минфин России рассмотрел обращение о налогообложении благотворительных организаций, осуществляющих поддержку науки и образования в Российской Федерации, а также предложения о льготном налогообложении, и сообщает следующее.
1. По налогу на доходы физических лиц.
В соответствии со статьей 219 главы 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме доходов, перечисляемых в виде пожертвований благотворительным организациям, некоммерческим организациям. Указанный налоговый вычет предоставляется в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного им в налоговом периоде и подлежащего налогообложению.
Согласно положениям статьи 217 Кодекса освобождаются от налогообложения, в частности, следующие виды доходов физических лиц:
- суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных, в том числе, для поддержки науки и образования, российскими организациями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
- суммы выплат в виде благотворительной помощи в денежной и натуральной форме, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о благотворительной деятельности зарегистрированными в установленном порядке, в том числе, российскими благотворительными организациями.
Таким образом, предложение о предоставлении налогового вычета для благотворителей - физических лиц, а также об освобождении от налогообложения получателей благотворительной помощи уже реализовано главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.
2. По налогу на прибыль организаций
Для целей главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса принимаются экономически оправданные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно положениям пункта 1 статьи 582 Гражданского кодекса Российской Федерации пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.
Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" установлено, что благотворительным пожертвованием признается, в частности, бескорыстная (безвозмездная или на льготных условиях) передача в собственность имущества, в том числе, денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности.
Таким образом, пожертвования (благотворительные пожертвования) являются добровольным волеизъявлением налогоплательщика, не имеющим под собой экономического обоснования.
Следовательно, отнесение пожертвований (благотворительных пожертвований) к расходам не соответствует принципам определения расходов, предусмотренным главой 25 Кодекса.
Возможность учета пожертвований для целей налогообложения прибыли организаций фактически будет означать осуществление организацией соответствующих расходов за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Концепция главы 25 Кодекса разрабатывалась в рамках проводимой Правительством Российской Федерации налоговой политики, одним из направлений которой являлось сокращение налоговых льгот и исключений из общего режима налогообложения. В этой связи льготы налогоплательщикам по налогу на прибыль организаций не предусмотрены.
Вместе с тем необходимо отметить, что для благотворительных организаций (в том числе, фондов поддержки образования и науки) главой 25 Кодекса предусмотрены особенности налогового учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках осуществления уставной некоммерческой деятельности.
Согласно статье 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются средства целевого финансирования и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, использованные указанными получателями по назначению, к которым среди прочих отнесены:
- средства и иное имущество, имущественные права, полученные на осуществление благотворительной деятельности;
- пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
- средства, поступившие на формирование фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике";
- гранты, предоставленные на безвозмездной и безвозвратной основах некоммерческими организациями, в том числе, на осуществление конкретных программ в области образования и науки;
- средства, полученные из фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов.
Аналогичный порядок налогообложения доходов действует в случае применения упрощенной системы налогообложения.
Кроме этого, в целях создания благоприятных условий для функционирования некоммерческих организаций глава 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ дополнена статьей 267.3, которая предоставляет право некоммерческим организациям, зарегистрированным в соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях", кроме созданных в форме государственной корпорации, государственной компании, объединения юридических лиц, создавать резерв предстоящих расходов, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности и учитываемых для целей налогообложения прибыли. Создание указанного резерва обеспечит равномерный учет доходов и расходов некоммерческих организаций, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Таким образом, представляется, что в настоящее время меры поддержки указанных благотворительных организаций, а также получателей благотворительной помощи уже реализованы в Кодексе посредством освобождения от налогообложения доходов в виде упомянутых средств целевого финансирования и целевых поступлений, получаемых указанными организациями.
Вместе с тем, Минфин России сообщает о готовности провести с представителями Фонда обсуждение вопросов, связанных с налогообложением деятельности Фонда. (Информация для контактов - ведущий советник Отдела налогообложения прибыли организаций Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Крючков Сергей Алексеевич, тел. 8 (495) 748-66-41).
|
С.Д. Шаталов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагается установить налоговый вычет благотворителям - физлицам, а также освободить от НДФЛ получателей благотворительной помощи. Минфин России пояснил следующее.
Плательщик НДФЛ имеет право на социальный вычет в сумме, израсходованной на пожертвования благотворительным организациям, НКО. Его предельный размер - не более 25% налогооблагаемого дохода физлица, полученного в налоговом периоде.
В силу НК РФ от НДФЛ освобождаются следующие доходы. Во-первых, гранты (безвозмездная помощь), предоставленные в т. ч. на поддержку науки и образования российскими юрлицами по перечню Правительства РФ. Во-вторых, благотворительная помощь в денежной и натуральной формах, оказываемая зарегистрированными в предусмотренном порядке отечественными благотворительными организациями.
Таким образом, вышеуказанное предложение уже реализовано в рамках НК РФ.
По вопросу установления льгот по налогу на прибыль для благотворительных организаций, осуществляющих поддержку науки и образования в нашей стране, Минфин России разъяснил следующее.
Пожертвования являются добровольным волеизъявлением налогоплательщика, не имеющим экономического обоснования. Отнесение их к расходам не соответствует принципам определения затрат, установленным НК РФ. Кроме того, возможность учета пожертвований при исчислении прибыли означает, что юрлицо производит соответствующие расходы за счет федерального и региональных бюджетов.
Льготы для плательщиков налога на прибыль НК РФ не предусмотрены. Вместе с тем для благотворительных организаций (в т. ч. фондов поддержки образования и науки) установлены особенности налогового учета доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках уставной деятельности.
Так, НКО не учитывают средства целевого финансирования и целевые поступления, предоставленные безвозмездно органами госвласти, местного самоуправления, управления государственных внебюджетных фондов, другими организациями и (или) физлицами на их содержание и ведение уставной деятельности. К ним относятся, в частности, средства (иное имущество, имущественные права) на благотворительность, пожертвования, выплаты на формирование фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, гранты от НКО (в т. ч. на конкретные программы в области образования и науки), средства из названных фондов на соответствующие программы и проекты.
Аналогичный порядок налогообложения доходов применяется и при УСН.
Кроме того, НКО могут создавать резерв предстоящих расходов, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, учитываемых при исчислении прибыли. Исключение - госкорпорации и компании, объединения юрлиц. Это обеспечит равномерный учет доходов и расходов НКО, учитываемых при определении налоговой базы.
По мнению Минфина России, в настоящее время меры поддержки указанных благотворительных организаций уже реализованы в НК РФ.
Письмо Минфина России от 22 апреля 2013 г. N 03-03-06/4/13800
Текст письма официально опубликован не был