Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть II. Санитарные требования, подлежащие выполнению при эксплуатации ПБУ
5. Санитарные требования по содержанию помещений ПБУ, приготовлению пищи и личной гигиене
5.1. Содержание помещений ПБУ
5.1.1. Помещения ПБУ должны постоянно содержаться в чистоте. Кроме ежедневной утренней уборки помещений, влажная уборка проводится не реже одного раза в неделю. Полной и тщательной уборке подвергаются все помещения ПБУ.
Не реже одного раза в месяц производится санитарный аврал.
5.1.2. ПБУ должны быть обеспечены в достаточном количестве средствами механизации для проведения уборочных работ, уборочным инвентарем, моющими и дезинфицирующими средствами. Уборочный инвентарь должен иметь соответствующую маркировку.
5.1.3. Баки и ведра, находящиеся в помещении камбуза, должны опорожняться при заполнении их на 2/3 объема. По окончании работы на камбузе все баки и ведра должны очищаться и промываться горячей водой. Контейнеры и баки для сбора мусора опорожняются по мере заполнения.
5.1.4. Ответственность экипажа за соблюдение чистоты на судне определяется правилами внутреннего распорядка судна.
5.1.5. На ПБУ, находящихся в эксплуатации, должны постоянно действовать санитарно-гигиенические и санитарно-бытовые помещения.
5.2. Постельные принадлежности для экипажа
5.2.1. Все члены экипажа должны быть обеспечены постельными принадлежностями: матрацами с чехлами, подушками, одеялами, полотенцами и постельным бельем. Постельное белье и полотенца должны меняться не реже одного раза в 7 дней, рекомендуется иметь не менее трех смен белья.
5.2.2. При невозможности организовать планомерное снабжение ПБУ чистым постельным и столовым бельем и его стирку на берегу в прачечной ПБУ производится раздельная стирка белья в соответствии с инструкцией по режиму стирки, утвержденной администрацией ПБУ.
5.2.3. Подушки, одеяла и матрацы не реже одного раза в 3 мес. должны подвергаться проветриванию, просушке, очистке. Тканевые одеяла должны подвергаться стирке по мере загрязнения, но не реже одного раза в месяц. По требованиям санитарно-эпидемиологической службы при эпидемиологических показаниях проводится дезинфекция постельных принадлежностей.
5.2.4. Водолазы обеспечиваются постельными принадлежностями и производят смену их на основании действующих положений о ГВК.
5.2.5. Каждый водолаз должен иметь не менее трех комплектов постельного и нижнего нательного (с именной маркировкой) белья, которые за сутки до начала погружения сдаются для стирки и обеззараживания.
Смена постельного и нательного белья водолазов должна производиться один раз в трое суток.
Постельные принадлежности должны дезинфицироваться в соответствии с действующим положением.
5.2.6. При невозможности организовать планомерное снабжение ПБУ чистым постельным и нательным бельем для водолазов и его стирку и обеззараживание на берегу в прачечной ПБУ производится стирка водолазного белья в отдельных стиральных машинах. Обеззараживание водолазного белья на ПБУ осуществляется в автоклавах, сухожарочных шкафах или др. технических средствах.
5.3. Санитарные требования по содержанию помещений пищевого блока, хранению, кулинарной обработке пищевых продуктов. Правила личной гигиены работников пищеблока
5.3.1. Требования по содержанию помещений и оборудования пищевого блока
5.3.1.1. Все помещения пищевого блока должны содержаться в чистоте, подвергаться в процессе работы систематической уборке влажным способом с применением моющих средств, разрешенных Минздравом СССР. Генеральная уборка помещений пищеблока должна проводиться после окончания вахты, а также еженедельно (независимо от обязательной ежедневной уборки) 1-процентным раствором хлорной извести или 0,5% раствором хлорамина.
5.3.1.2. Оборудование и инвентарь после окончания работы должны разбираться, очищаться от остатков пищи, промываться горячей водой с моющими средствами и просушиваться (приложение 2).
5.3.1.3. Разделочные столы и стеллажи, колоды для рубки мяса после работы необходимо очищать, все гладкие поверхности промывать горячей водой с моющими средствами, колоду посыпать солью и периодически опиливать.
5.3.1.4. Уборочный инвентарь для помещений пищевого блока должен быть маркирован, использование его в других помещениях не разрешается. Уборочный инвентарь и моющие средства для пищевого блока должны храниться в специальном шкафу или подсобном помещении.
Пищевые отбросы и мусор из пищеблока должны собираться в контейнеры, установленные вне помещений пищеблока.
5.3.1.5. Во всех помещениях пищеблока должны проводиться мероприятия по борьбе с мухами: засетчивание окон, дверей, применение средств истребления мух, разрешенных для этих целей Минздравом СССР.
5.3.1.6. Не разрешается посещение помещений пищевого блока посторонними лицами: должностные лица при входе должны надевать чистые белые халаты.
5.3.1.7. Электрические лампочки необходимо заключать в закрытые плафоны.
5.3.1.8. Использование одного и того же оборудования для обработки сырой и готовой продукции не разрешается.
5.3.2. Требования к приему, хранению пищевых продуктов и реализации готовой пищи
5.3.2.1. Перед приемом пищевых продуктов продовольственные кладовые и шкафы, в том числе охлаждаемые, должны быть тщательно очищены, вымыты, проветрены, а при необходимости продезинфицированы средствами, разрешенными Минздравом СССР.
5.3.2.2. Доставка пищевых продуктов на ПБУ судном-снабженцем или вертолетом (с использованием автотранспорта) должна производиться в специальной упаковке (таре), обеспечивающей качественную сохранность доставляемых продуктов. Скоропортящиеся продукты и полуфабрикаты должны доставляться в охлажденном или замороженном виде в соответствии с требуемым режимом хранения (п. 2.7.4.1).
5.3.2.3. Приобретение продуктов питания в иностранных портах на валюту производится через обслуживающие советские суда фирмы, имеющие разрешение санитарной службы.
5.3.2.4. Для доставки мясных, рыбных и других полуфабрикатов должна быть предусмотрена маркированная специальная тара (металлическая или деревянная) с плотно прилегающими крышками, которую запрещается использовать для других целей (хранение сырья, готовой продукции).
5.3.2.5. Доставка на ПБУ хлебобулочных и кондитерских изделий должна производиться в специальных ящиках с плотно пригнанными крышками, не допускающими деформации и загрязнения указанных продуктов.
5.3.2.6. Пищевые продукты и полуфабрикаты, поступающие на ПБУ, должны соответствовать требованиям действующих ГОСТов, ОСТов или технических условий и сопровождаться документами, удостоверяющими их качество и определяющими конечные сроки их реализации.
5.3.2.7. Запрещается принимать на ПБУ неклейменное мясо, утиные и гусиные яйца, куриные яйца из инкубатора (миражные). Птица должна приниматься в потрошеном виде. Запрещается принимать также мясные и рыбные бомбажные консервы, крупу и муку, зараженные амбарными вредителями, особо скоропортящиеся продукты с истекшим сроком реализации, а также другие продукты, не отвечающие требованиям стандартов.
5.3.2.8. Погрузка пищевых продуктов на ПБУ не должна проводиться одновременно с погрузкой пылящих, неприятно пахнущих и санитарно-опасных грузов.
5.3.2.9. Лица, занятые погрузкой пищевых продуктов, а также сопровождающие их, должны быть обеспечены чистой спецодеждой, обувью, рукавицами. Указанное имущество должно храниться отдельно и использоваться по назначению.
5.3.2.10. Качество поступающих на установки продуктов питания и сопроводительная документация проверяется поваром (артельщиком) при участии судового врача (фельдшера). При отсутствии на судне судового врача (фельдшера) проверка качества пищевых продуктов производится при участии зам. начальника буровой установки.
5.3.2.11. Пищевые продукты должны храниться в кладовых, оборудованных соответственно виду продуктов, при соответствующем температурном режиме.
5.3.2.12. Запрещается совместное хранение сырых продуктов с готовыми изделиями. Запрещается также совместное хранение вместе с пищевыми продуктами тары, предметов и материалов непищевого назначения.
Все недоброкачественные продукты должны немедленно отделяться от доброкачественных, сдаваться в утилизацию или уничтожаться с составлением соответствующего акта.
5.3.2.13. В охлаждаемых продовольственных кладовых при хранении скоропортящихся продуктов необходимо соблюдение следующих условий:
охлажденное и мороженое мясо должно подвешиваться на крюках так, чтобы туши не соприкасались между собой, с переборками и полом кладовой;
птица мороженая и охлажденная должна храниться в ящиках, при укладке в штабели для лучшей циркуляции воздуха между ящиками необходимо прокладывать деревянные рейки;
мясопродукты (копчености, сосиски, сардельки, вареные колбасы) хранить подвешенными на крючьях или в ящиках, изготовленных для этих целей из материалов, допущенных Минздравом СССР;
рыба охлажденная и мороженая должна храниться в таре, в которой она доставлена. Рыба крупная "красная" хранится в подвешенном виде; рыба мелкая и частиковая хранится в корзинах небольшим слоем;
масло сливочное должно храниться в таре или брусками, завернутыми в пергаментную бумагу и уложенными на чистые полки.
5.3.2.14. Кисломолочные продукты - сметана, творог - должны храниться в таре, в которой они доставлены. Последние после вскрытия тары должны накрываться крышками, специально для этого предназначенными. Запрещается оставлять ложки, лопатки в таре с творогом и сметаной, их необходимо хранить в специальной посуде и ежедневно промывать и кипятить.
5.3.2.15. Сыры должны храниться в охлаждаемых кладовых. Крупные сыры хранятся без тары на чистых деревянных стеллажах. При укладывании кругов один на другой между ними должны быть прослойки из картона или фанеры. Сыры в мелкой расфасовке должны храниться на полках в таре или чистых деревянных стеллажах.
5.3.2.16. Яйцо столовое должно храниться в таре или выложенным на лотки.
5.3.2.17. При хранении затаренных продуктов штабелем на стеллажах или подтоварниках расстояние между стеной и продуктами должны быть не менее 200 мм.
5.3.2.18. Условия и сроки хранения особо скоропортящихся продуктов на ПБУ должны соответствовать действующим санитарным правилам по условиям и срокам хранения особо скоропортящихся продуктов на судах.
В пищевых блоках судов не подлежат реализации субпродукты 2-й категории, кровяные и ливерные колбасы.
На тех ПБУ, которые имеют холодильные камеры с t° -12°C, возможна реализация отдельных субпродуктов 1-й категории: язык, печень, почки, сердце, мозги. При этом недопустимо нарушение температурного режима во время хранения и их транспортировки. Субпродукты, подвергшиеся дефростации, подлежат реализации в сроки, регламентированные для особо скоропортящихся продуктов. Срок хранения субпродуктов не должен превышать 1 месяца.
5.3.2.19. Сыпучие продукты должны храниться в ларях с крышками или мешках на стеллажах. Мешки укладываются штабелем не более 5 штук в высоту.
Сахар, соль, чай, кофе следует изолировать от сильнопахнущих, а также влажных продуктов.
5.3.2.20. Для хранения хлеб должен укладываться на стеллажи (полки); формовой - на ребро или на нижнюю корку, подовый - на нижнюю корку; остывший формовой - не более чем в 1 - 2 ряда; неостывший и подовый - в 1 ряд. Полки для хранения хлеба при уборке должны протираться 1-процентным раствором столового уксуса.
5.3.2.21. Картофель и овощи должны храниться в сухом охлаждаемом темном помещении в закромах слоем не выше 1,5 м. Допускается хранение картофеля в мешках. Квашеная капуста хранится в бочках.
5.3.2.22. Запрещается изготовление мясного и рыбного студня, кондитерских кремовых изделий и кваса.
5.3.2.23. Творог, приготовленный из непастеризованного молока, должен перед употреблением подвергаться тепловой обработке. Фляжное непастеризованное молоко перед употреблением обязательно должно кипятиться. Запрещается приготовление кислого молока (самокваса).
5.3.2.24. Холодная и тепловая обработка продуктов должна проводиться в точном соответствии с требованиями действующих технологических инструкций.
5.3.2.25. Мука, поступающая на выпечку хлеба, должна обязательно просеиваться и контролироваться на отсутствие посторонних примесей.
5.3.2.26. Выпечка хлеба должна осуществляться в соответствии с инструкцией по хлебопечению. При выпечке хлеба на ПБУ качество его должно соответствовать действующему государственному стандарту.
5.3.2.27. Запрещается использовать для выпечки хлеба мучной смет, хлебные крошки, выпавшее из дежи тесто.
5.3.2.28. Мясо в половинах и четвертинах перед обвалкой тщательно зачищается и промывается проточной водой с помощью щетки. Места, где имеются сгустки крови, клейма, ушибы, должны тщательно срезаться. Не допускается обмывать туши при помощи тряпок. По окончании работы щетки должны тщательно промываться раствором моющих средств, ополаскиваться и обдаваться кипятком.
5.3.2.29. До начала раздачи готовой пищи качество блюд должно проверяться поваром и судовым врачом (фельдшером), при отсутствии его на установке - зам. начальника установки.
5.3.2.30. Готовая пища может находиться на горячей плите не более 3 часов. В случае вынужденного хранения остатков пищи ее необходимо охладить до температуры +8°C и хранить не более 12 часов. Перед подачей охлажденная пища должна быть осмотрена, продегустирована и подвергнута вторичной тепловой обработке (кипячение, прожарка и т.п.).
5.3.2.31. Срок реализации пищи после вторичной тепловой обработки не должен превышать одного часа.
5.3.2.32. Запрещается смешивать свежеприготовленную пищу с остатками от предыдущего дня.
5.3.2.33. При раздаче пищи температура готовых блюд должна быть: для первых блюд +75°C, вторых - +65°C, холодных - от +7 до +14°C.
5.3.2.34. При недостатке овощных блюд, свежих овощей, фруктов в рационах питания рекомендуется организовывать дополнительно C-витаминизацию готовых блюд в соответствии со специальной инструкцией.
5.3.2.35. При отпуске пищи необходимо пользоваться разливательными ложками, специальными лопатками, вилками и т.п.
5.3.2.36. Запрещается использовать посторонних лиц, не работающих в пищеблоке и не прошедших медицинское обследование (из числа экипажа), в помощь камбузному персоналу для чистки овощей, рыбы, мойки посуды и подачи пищи на столы.
5.3.2.37. Запрещается привлекать персонал пищеблока, участвующий в приготовлении пищи, для уборки санитарно-гигиенических и санитарно-бытовых помещений, а также для погрузки и разгрузки непищевых грузов.
5.3.2.38. Аварийный запас продуктов, которым обеспечиваются спасательные шлюпки, должен обновляться один раз в два года с составлением акта, подписанного начальником установки и представителем учреждения санитарно-эпидемиологической службы. Продукты, изъятые из аварийного запаса до окончания срока хранения, реализуются на общих основаниях.
5.3.3. Режим мытья посуды
5.3.3.1. Мытье столовой, кухонной посуды и столовых приборов производится в посудомоечных машинах или в моечных ваннах ручным способом с применением моющих средств, допущенных Минздравом СССР для этих целей (приложение 2).
5.3.3.2. При мойке столовой посуды и приборов ручным способом должен строго соблюдаться следующий режим:
механическое отделение остатков пищи;
мытье посуды щеткой в воде, имеющей температуру +45 - 50°C, с добавлением моющих средств;
дезинфекции во втором гнезде ванны 0,2-процентным раствором хлорной извести или хлорамина при обязательной 10-минутной экспозиции. Для этого вносится 200 мл осветленного раствора хлорной извести или 20 г хлорамина на 10 литров воды. Там, где экспозиция в процессе работы не может быть выдержана, во второе гнездо моечной ванны добавляются моющие средства в количестве, в два раза меньшем, чем в первом гнезде;
ополаскивание с помощью гибкого шланга с душевой насадкой в третьем гнезде моечной ванны проточной водой с температурой не ниже +65°C;
просушивание посуды на стеллажах и в шкафах.
Примечание. В случае отсутствия обработки дезсредствами столовых приборов и посуды в течение дня необходимо их дезинфицировать в конце рабочего дня.
5.3.3.3. Столовые приборы и мелкий кухонный инвентарь необходимо мыть в воде с добавлением моющих средств и ополаскивать в проточной воде (+65°C). Вымытые приборы рекомендуется просушивать в течение 2 - 3 минут в духовом шкафу.
5.3.3.4. При механизированном способе мытья посуды необходимо предварительно очистить ее от остатков пищи.
При мытье посуды в посудомоечных машинах должен точно соблюдаться паспортный режим работы машины и применяться моющие средства.
5.3.3.5. Кухонная посуда и пищеварочные котлы моются в горячей воде с добавлением моющих средств и ополаскиваются водой, температура которой должна быть не ниже 65°C. Аналогично моется мелкий деревянный инвентарь.
Примечание. Запрещается пригоревшую пищу соскабливать с посуды, следует образовавшиеся корочки отмочить теплой водой с добавлением кальцинированной соды.
5.3.3.6. Инвентарь, используемый при хлебопечении, каждый раз после пользования должен быть тщательно очищен и промыт.
5.3.3.7. Щетки и мочалки, применяемые для мытья посуды, необходимо ежедневно тщательно промывать, кипятить в течение 10 минут, просушивать и хранить в специально отведенном месте.
5.3.3.8. Во внерабочее время чистую посуду и инвентарь необходимо хранить в специальных шкафах на закрытых стеллажах.
5.3.4. Ответственность за санитарное состояние пищевого блока
5.3.4.1. За санитарное состояние пищеблоков несут ответственность заместитель начальника установки (старпом) и старший повар.
5.3.4.2. За качество принятых на камбуз продуктов, соблюдение инструкций по технологической обработке сырья и полуфабрикатов, за качество готовой продукции и соблюдение санитарных требований к кулинарной обработке пищевых продуктов несет ответственность старший повар и зам. начальника ПБУ (старпом).
5.3.4.3. Поварской состав, принимаемый на работу, должен иметь специальную подготовку, сдать экзамен по санитарному минимуму при поступлении на работу и в дальнейшем 1 раз в два года проходить переподготовку по санитарному минимуму.
5.3.4.4. Каждый работник пищеблока на своем рабочем участке несет ответственность за выполнение правил личной гигиены, содержание рабочего места и выполнение технологических и санитарных требований при приготовлении пищи. Старший повар несет ответственность за выполнение санитарных требований работниками пищеблока.
5.3.4.5. Контроль за организацией рационального питания на плавучих буровых установках возлагается на судовой медперсонал и учреждения санитарно-эпидемиологической службы.
5.3.4.6. Каждый работник пищеблока должен быть ознакомлен с настоящими санитарными правилами. Виновные в нарушении требований санитарных правил привлекаются к административной и судебной ответственности.
5.3.4.7. Судовые врачи (фельдшеры) ПБУ, а также специалисты санэпидемстанции должны регулярно осуществлять санитарный контроль за помещениями, оборудованием и инвентарем пищевого блока и продкладовыми, помещениями приема пищи (кают-компаниями, столовыми) с соответствующими записями в журнале санитарных осмотров установок по всем выявленным санитарно-гигиеническим нарушениям, а также случаям выявленных гнойничковых заболеваний у работников пищевого блока.
5.3.4.8. Работники пищевого блока в соответствии с характером выполняемых работ должны быть обеспечены спецодеждой из белого легко моющегося материала (не менее трех комплектов на каждого работника), нарукавниками и фартуками из водонепроницаемого материала. Смена спецодежды должна производиться по мере ее загрязнения, но не реже одного раза в два дня.
5.3.5. Правила личной гигиены работников пищевых блоков
5.3.5.1. Работники пищеблока должны строго соблюдать правила личной гигиены: перед началом работы принимать душ, во время работы быть опрятно одетыми, в чистой спецодежде; следить за чистотой рук (коротко стричь ногти, делать гигиенический маникюр, не носить колец, мыть руки после каждого перерыва в работе); вовремя менять спецодежду и правильно ее носить; волосы убирать под косынку или колпак, не носить серьги, броши, бусы, не хранить в карманах халатов и курток папиросы, булавки и другие посторонние предметы. При необходимости кроме обычной спецодежды надевать фартуке и нарукавники из водонепроницаемой ткани.
5.3.5.2. Работникам пищеблока запрещается: посещение в спецодежде туалетов, приступать к работе после их посещения, не вымыв тщательно руки с мылом и щеткой; производить стирку в помещении пищеблока; закалывать одежду булавками и иголками и приносить их в помещение пищеблока; принимать пищу и курить в помещениях пищеблока и находиться в них без спецодежды.
5.3.5.3. Временно отстраняются от работы лица, имеющие ангины, гнойничковые заболевания кожи, нагноившиеся ожоги, порезы рук.
5.4. Требования к организациям производственных процессов
5.4.1. Хранение химических реактивов в помещениях складирования сыпучих материалов должно осуществляться в соответствии с требованиями безопасности (стандарт СЭВ 1728-79).
5.4.2. В помещении складирования сыпучих материалов при загрузке соответствующих емкостей химическими реагентами должны использоваться технические устройства, исключающие прямой контакт работающих с химическими веществами.
5.4.3. При возникновении вредных токсических производственных факторов вследствие воздействия неблагоприятных метеорологических условий (сильный ветер) погрузочные работы должны быть прекращены. Применение средств индивидуальной защиты работающих (респираторы) обязательно.
5.4.4. Для бункеровки сыпучих пылящих материалов (цемента, барита, бетонита и др.) рекомендуется использовать пневматический метод бункеровки.
5.4.5. Загрузка бункеров различными сортами цемента, поставляемого в таре, должна проводиться с использованием средств малой механизации при обязательном ношении респираторов.
5.4.6. Шлак и другие отработанные материалы, содержащие токсические вещества, должны храниться в герметических емкостях и своевременно транспортироваться на берег.
6. Требования к эксплуатации судовых систем
6.1. Эксплуатация систем вентиляции и кондиционирования воздуха (СКВ)
6.1.1. На ПБУ, на которых предусмотрена система летнего кондиционирования воздуха, в помещениях с постоянным пребыванием людей она должна включаться при повышении температуры воздуха в них выше 25°C.
6.1.2. Оценка эффективности СКВ производится в соответствии с "Инструктивно-методическими указаниями по гигиеническому контролю за эксплуатацией системы кондиционирования воздуха на судах", N 1182-74. В зимний период при вентиляции и отоплении допускается превышение нормы микроклимата на 2°C.
6.1.3. В помещениях, где возможно образование или поступление вредных веществ, должен быть обеспечен систематический контроль за их содержанием. При превышении ПДК этих веществ в воздухе помещений доступ людей без специальных защитных средств в эти помещения не допускается.
Запрещается эксплуатация ПБУ, не оборудованных СКВ, в тропических районах, в районах субтропиков в летний период, а также в районах Каспийского, Аральского, Черного морей в летний период.
6.1.4. Погрузочно-разгрузочные работы, связанные с выделением вредных веществ, должны производиться при включенной вентиляции.
6.2. Содержание системы водоснабжения
6.2.1. Качество воды, принимаемой из берегового централизованного хозяйственно-питьевого водопровода на борт судна-водолея для последующей доставки на ПБУ, контролируется учреждением санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющим в данной местности текущий санитарный надзор.
В иностранных портах доброкачественность воды хозяйственно-питьевого назначения, предназначенной для использования на ПБУ, удостоверяется сертификатом, выданным местными компетентными органами на основании действующих международных или национальных требований.
6.2.2. Для транспортировки воды на ПБУ должны использоваться специализированные суда, условия эксплуатации которых должны обеспечивать сохранность исходного качества воды независимо от сроков ее хранения на борту водолея. Могут использоваться также суда-снабженцы, в этом случае конструкция цистерн хранения воды должна отвечать изложенным выше требованиям.
Время, место получения воды на борт судна-водолея и качество этой воды должны быть отражены в соответствующем документе, заверенном администрацией судна и передаваемом на ПБУ.
6.2.3. Все операции по передаче воды из береговой сети на судно-водолей и с судна-водолея на ПБУ должны осуществляться только специальными шлангами, имеющими соответствующую маркировку, и фланцами, защищенными от попадания внешних загрязнений. Насосы хозяйственно-питьевого водоснабжения должны использоваться только по прямому назначению.
6.2.4. Сроки хранения запасов воды хозяйственно-питьевого назначения на ПБУ устанавливаются учреждениями санитарно-эпидемиологической службы в зависимости от условий хранения. Во всех случаях хранение питьевой воды в течение более 5 суток при температуре свыше +10°C допускается при условии ее кондиционирования (регенерации) или консервации. Для более длительного сохранения воды по бактериальному составу рекомендуется ее консервация ионами серебра или другим методом, одобренным органами санитарно-эпидемиологической службы.
6.2.5. Цистерны хозяйственно-питьевого назначения независимо от частоты смены воды, но не реже двух раз в год, а по требованию учреждений санитарно-эпидемиологической службы и чаще, должны очищаться и промываться питьевой водой. При этом антикоррозионные покрытия осматриваются и при обнаружении дефектов в них восстанавливаются с соблюдением требований технологии процесса покрытия.
6.2.6. Дезинфекция системы хозяйственно-питьевого водоснабжения производится после постройки или модернизации ПБУ, перед началом эксплуатации, после ремонтных работ системы водоснабжения, по своему характеру могущих способствовать внесению в систему бактериальных загрязнений (в этом случае по согласованию с учреждением санитарно-эпидемиологической службы может быть произведена дезинфекция только отдельных участков систем).
6.2.7. Дезинфекция системы хозяйственно-питьевого водоснабжения должна производиться в заводских условиях или во время стоянки в порту с участием специально подготовленного заводского (портового) персонала.
6.2.8. При эксплуатации систем хозяйственно-питьевого водоснабжения следует руководствоваться "Методическими указаниями по гигиене хозяйственно-питьевого водоснабжения морских судов", N 1975-79.
6.3. Условия удаления сточных, нефтесодержащих вод и мусора
6.3.1. Сточные воды
6.3.1.1. Условия сброса сточных вод за борт в открытое море регламентируются Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (МАРПОЛ-73), исправленной и дополненной Протоколом Международной конвенции по безопасности танкеров и предотвращению загрязнения, состоявшейся в Лондоне в феврале 1978 г. (МАРПОЛ-73-78), и положениями Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря 1974 г.
Сброс сточных вод за борт в открытое море допускается в случаях, когда: судно постепенно сбрасывает измельченные и обеззараженные сточные воды на расстоянии более 4-х морских миль от ближайшего берега*(7) при скорости движения судна не менее 4-х узлов; судно постепенно сбрасывает не прошедшие через измельчители и необеззараженные сточные воды на расстоянии более 12 миль от ближайшего берега при скорости не менее 4-х узлов. Установка для измельчения и обеззараживания сточных вод должна быть одобрена Регистром СССР. Кроме того, сброс не должен приводить к появлению видимых плавающих частиц и вызывать изменение цвета окружающей воды.
6.3.1.2. Условия сброса сточных вод с ПБУ в морских внутренних и территориальных водах СССР определены в действующем перечне веществ, вредных для здоровья людей или живых ресурсов моря, сброс которых запрещается, и нормах предельно допустимой концентрации этих веществ в сбрасываемых смесях.
6.3.1.3. В территориальных водах СССР сброс необработанных сточных вод разрешаться только для ПБУ с числом людей на борту не более 10 человек. Для остальных ПБУ сброс необработанных сточных вод запрещается.
6.3.1.4. В территориальных водах СССР разрешается сброс сточных вод, предварительно измельченных и обработанных на установках для очистки и обеззараживания, при соблюдении следующих условий:
глубина очистки на установке обеспечивает обеззараживание до коли-индекса не более 2500;
сброс производится только при движении относительно воды со скоростью не менее 4-х узлов и не приводит к появлению видимых плавающих частиц, а также не вызывает изменения цвета окружающей воды.
6.3.1.5. Сброс сточных вод с ПБУ, не прошедших обработку, неизмельченных и необеззараженных, не разрешается.
6.3.1.6. В территориальных и внутренних водах, находящихся под юрисдикцией других государств, сброс сточных вод с ПБУ производится в соответствии с национальными правилами этих государств, если ими установлены более строгие требования, чем требования МАРПОЛ-73-78.
6.3.1.7. Сброс хозяйственно-бытовых вод, не смешанных со сточными водами, производится в соответствии с действующим законодательством ("Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик").
6.3.2. Мусор
6.3.2.1. Правилами санитарной охраны прибрежных вод морей и Перечнем веществ, вредных для здоровья людей или живых ресурсов моря, сброс которых запрещается, и нормами предельно допустимых концентраций этих веществ в сбрасываемых смесях сброс с ПБУ всех видов мусора (в том числе измельченного) в морских внутренних и территориальных водах СССР запрещен.
6.3.2.2. Условия сброса мусора в особых районах (море или морской бассейн), в которых в соответствии с МАРПОЛ-73-78 должны приниматься обязательные меры и методы предотвращения загрязнения с судов, и в Балтийском море должны выполняться в соответствии с положениями Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря 1974 г. с поправками 1980 и 1981 гг.
6.3.2.3. Сброс мусора с ПБУ в морских внутренних и территориальных водах любого государства должен осуществляться в соответствии с действующими национальными правилами этого государства.
6.3.2.4. Пищевые отходы допускается хранить в мусоросборниках-контейнерах на ПБУ не более 2 суток.
7. Требования по предупреждению вредного воздействия физических и химических факторов
7.1. Мероприятия по предупреждению вредного воздействия шума и вибрации на экипажах ПБУ
7.1.1. На всех ПБУ в сроки, установленные учреждениями санитарно-эпидемиологической службы и согласованные с судовладельцами, последние должны производить контроль уровней шума и вибрации и при необходимости выполнять мероприятия по снижению их неблагоприятного воздействия на экипаж. Учреждения санитарно-эпидемиологической службы осуществляют контроль за выполнением этих мероприятий.
7.1.2. Измерение шума на рабочих местах, в жилых, общественных и медицинского назначения помещениях проводится в соответствии с ГОСТ 12.1.020-79 "Шум. Метод контроля на морских и речных судах", ГОСТ 20445-75 "Здания и сооружения промышленных предприятий. Метод измерения шума на рабочих местах", ГОСТ 12.1.003-83 "Шум. Общие требования безопасности", "Методическими указаниями по проведению измерений и гигиенической оценке шума на рабочих местах", N 1844-78, "Методическими рекомендациями по дозной оценке производственных шумов", N 2908-82 и "Санитарными нормами допустимых уровней шума на рабочих местах", N 3223-85.
7.1.2.1. Защита персонала ПБУ от неблагоприятного влияния шума определяется настоящими Правилами, ГОСТ 12.1.029-80 "Средства и методы защиты от шума", ГОСТ 12.1.003-83 "Шум. Общие требования безопасности" и "Санитарными нормами допустимых уровней шума на рабочих местах", N 3223-85.
7.1.3. Измерение вибрации с целью проверки соответствия ее допустимым параметрам проводится в процессе приемо-сдаточных испытаний, а также после ремонта или переоборудования ПБУ, которые могли привести к изменению вибрации в помещениях и на рабочих местах персонала.
7.1.3.1. Измерения вибрации выполняются по программе, согласованной с органами или учреждениями санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения СССР, которая содержит схему расположения точек замеров и методические указания по проведению измерений.
7.1.3.2. Для измерения вибрации применяется аппаратура, удовлетворяющая требованиям ГОСТ 12.4.012-83 "Средства измерения и контроля вибрации на рабочих местах" и имеющая действующие свидетельства метрологической государственной поверки.
7.1.3.3. Измерение вибрации проводят на основном производственном режиме при спецификационных условиях в соответствии с ГОСТ 12.1.034-83 "Вибрация. Общие требования к проведению измерений", "Методическими указаниями по проведению измерений и гигиенической оценки производственных вибраций", N 3911-85. Вибрация измеряется обязательно в вертикальном и выборочно в горизонтальных направлениях. Для сопоставления с нормами необходимо брать наибольшую из измеренных величин.
7.1.3.4. Измерения вибрации проводят на основных рабочих местах и в зонах обслуживания механизмов и оборудования. Если основной рабочей позой является положение сидя, измерения рекомендуется выполнять также на сиденьях.
7.1.3.5. В жилых и общественных помещениях вибрацию измеряют на каждом ярусе ПБУ, на полу в центре помещений, а также на сиденьях и на койках в случае их крепления к переборкам. При измерении вибрации на сидениях и койках для установки датчика используют металлическую пластину толщиной 4 - 5 мм диаметром мм, помещаемую между человеком и сиденьем (койкой).
7.1.3.6. Результаты измерений вибрации должны быть оформлены протоколом испытаний, содержащим: тип установки (судна), номер проекта, серию, наименование организации-проектанта, завода-строителя, год постройки, дату, район испытаний, режим работы, сведения о применяемой аппаратуре, данные о специалистах, выполнявших замеры, заключение по результатам измерений с оценкой соответствия санитарным нормам. К протоколу должны быть приложены результаты измерений с указанием схемы точек замеров.
7.1.3.7. Средства и методы защиты персонала ПБУ от воздействия вибрации определяются:
настоящими Правилами;
ГОСТ 12.1.012-78 "Вибрация. Общие требования безопасности" и "Санитарными нормами вибрации рабочих мест", N 3044-84.
7.1.4. Наряду с выполнением конструктивных мероприятий по снижению шума и вибрации при эксплуатации ПБУ рекомендуется также проводить следующие профилактические мероприятия:
инструктировать экипажи о неблагоприятном воздействии шума и вибрации и правилах пользования средствами индивидуальной защиты;
применять индивидуальные средства защиты от шума и вибрации в виде противошумных наушников, шумозащитных шлемов, вибродемпфирующих ковриков, виброгасящей обуви, амортизирующих платформ и др.;
повышать устойчивость организма членов экипажей ПБУ с целью предупреждения возникновения шумовибрационной патологии путем проведения водных процедур, гимнастических упражнений, витаминизации пищевого рациона и др.
7.1.5. У входа в помещения с уровнем шума, превышающим 85 дБА, должен быть помещен предупреждающий знак.
Для индивидуального контроля уровней шума рекомендуется использовать дозиметры шума.
7.2. Защита от инфракрасного излучения, электромагнитных полей радиочастот (ЭМП), ионизирующего излучения и статического электричества
7.2.1. Измерения напряженности и плотности потока энергии ЭМП следует проводить периодически, но не реже одного раза в год, в порядке текущего санитарно-гигиенического надзора, а также в следующих случаях:
при приеме в эксплуатацию новых установок;
при внесении изменений в конструкцию действующих установок;
при изменении конструкции средств защиты от воздействия ЭМП;
при внесении изменений в схему подключения излучающих элементов и режимы работы установок;
при организации новых рабочих мест;
после проведения ремонтных работ на установках.
7.2.2. При нахождении людей в зоне излучения радио- и радиолокационной станции должны соблюдаться защитные меры, указанные в п. 4.3.5 настоящих Правил.
7.2.3. Во время приемо-сдаточных испытаний, эксплуатации судов и после их ремонта необходимо проводить контрольные замеры интенсивности ЭМП*(8) и инфракрасных излучений*(9), статического электричества*(10) в сроки, установленные учреждениями санитарно-эпидемиологической службы совместно с судовладельцами.
7.2.4. Для снижения напряжения поля статического электричества рекомендуется ежедневно проводить влажную уборку помещений; обработку мебели, поручней и трапов, применяя антиэлектростатический состав, 2 - 3 раза в месяц.
7.2.5. Работы по исследованию скважин с применением радиоактивных веществ и последующему испытанию скважин должны производиться в соответствии с "Основными санитарными правилами работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений" (ОСП-72/80), "Нормами радиационной безопасности" (НРБ-76) и "Санитарными правилами работ с закрытыми радиоизотопными источниками ионизирующих излучений при радиометрических исследованиях разрезов буровых скважин", N 2662-83.
7.3. Защита от токсичных газов
7.3.1. Все закрытые помещения и емкости, в которых возможно скопление токсичных газов, а также недостаточное содержание кислорода, перед входом в них людей должны тщательно вентилироваться стационарными или переносными вентиляторами, после чего должен быть осуществлен контроль воздушной среды, подтверждающий отсутствие превышений предельно допустимых концентраций вредных веществ для воздуха рабочей зоны (ГОСТ 12.1.005-76 "Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-технические требования").
7.3.2. Содержание токсичных газов, паров и пыли в воздухе судовых обитаемых помещений не должно превышать "Предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест", N 3086-84.
7.3.3. При обработке скважин кислотами должен осуществляться лабораторный контроль за содержанием в воздухе рабочей зоны вредных веществ в соответствии с ГОСТ, указанным в п. 7.3.1. Периодичность контроля устанавливается с учетом производственных и геологических условий.
7.4. Дезинфекция, дезинсекция и дератизация
7.4.1. Для проведения на ПБУ дезинфекции и дезинсекции должны быть предусмотрены необходимые дезинфекционные и дезинсекционные средства.
7.4.2. При наличии эпидемических показаний на ПБУ проводится дезинфекция в соответствии с методическими указаниями для судовых медицинских работников по ее проведению.
7.4.3. На всех ПБУ должна проводиться дератизация. При обнаружении хотя бы единичных экземпляров грызунов должна быть проведена дератизация. После проведения на ПБУ дератизации или при освобождении от нее учреждения санитарно-эпидемиологической службы выдают начальнику ПБУ свидетельство о дератизации или свидетельство об освобождении от нее.
7.4.4. Для предупреждения миграции крыс должны проводиться следующие мероприятия:
все канаты, с помощью которых суда пришвартовываются к ПБУ, должны быть снабжены металлическими щитами;
сетки, предохраняющие груз от падения за борт, должны немедленно убираться по окончании погрузочных работ.
7.4.5. Срок действия свидетельства о дератизации ПБУ устанавливается:
для ПБУ заграничного плавания - 6 месяцев;
для ПБУ, эксплуатируемого в территориальных водах СССР, - 12 месяцев.
7.4.6. Если ПБУ не имеет свидетельства о дератизации или оно просрочено, то бассейновая и портовая санэпидстанция после тщательного санитарного обследования ПБУ и его помещений может:
предписать проведение дератизации;
предоставить ПБУ, направляющемуся в порт приписки, отсрочку на проведение дератизации на 1 месяц;
выдать удостоверение об освобождении ПБУ от дератизации, если санитарно-карантинный отдел убедится, что ПБУ содержится удовлетворительно и следов присутствия на нем грызунов нет.
7.4.7. Дератизация помещений ПБУ должна производиться только с помощью средств, разрешенных к применению.
7.4.8. В целях предупреждения появления на ПБУ насекомых (тараканы, клопы и т.п.) администрация обязана систематически проводить силами команды соответствующие мероприятия по борьбе с насекомыми согласно организационно-методическим указаниям по дезинсекции.
8. Требования к режиму труда и отдыха экипажа ПБУ
8.1. В целях упорядочения организации труда и отдыха экипажа ПБУ необходимо строго соблюдать установленные и согласованные с ЦК профсоюза рабочих нефтяной и газовой промышленности максимальные сроки непрерывного пребывания на ПБУ. Перерыв между вахтами для полноценного отдыха на берегу не должен быть меньше 7 суток.
8.2. Рекомендуются сроки непрерывного пребывания экипажа ПБУ ВПО "Каспморнефтегазпром", ПБ "Черноморнефтегазпром" - 7 суток; треста "Арктикморнефтегазразведка" - 15 суток; ВПО "Сахалинморнефтегазпром" - 30 суток.
9. Санитарно-противоэпидемическое и лечебно-профилактическое обеспечение экипажей ПБУ
9.1. Общие положения
9.1.1. Для оказания медицинской помощи, проведения лечебно-профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий на плавучих буровых установках организуются врачебные или фельдшерские амбулатории с соответствующим медицинским персоналом.
9.1.2. Медицинский персонал ПБУ наравне с начальником ПБУ несет ответственность за своевременное оказание медицинской помощи экипажу при заболеваниях и травмах, за санитарное состояние производственных и бытовых помещений, за принятие мер по предупреждению возникновения и распространения среди работающих острых инфекционных заболеваний и особо опасных инфекций.
9.1.3. Требования врача (фельдшера) ПБУ в части выполнения лечебных, санитарных и карантинных мер обязательны для всего экипажа.
9.1.4. В помощь медицинскому персоналу для ухода за больными и для поддержания чистоты в медицинских помещениях администрация ПБУ обязана для уборки выделить члена экипажа.
9.1.5. При наличии на ПБУ инфекционных больных или подозреваемых на инфекционное заболевание администрация ПБУ обязана выделить необходимое количество кают для размещения больных.
9.1.6. При эвакуации инфекционных больных с ПБУ необходимо принимать меры к недопущению контакта больного с членами экипажа.
9.1.7. При отсутствии на ПБУ медицинского персонала заместитель начальника ПБУ (при наличии соответствующей медицинской подготовки) обязан оказывать первую доврачебную помощь экипажу ПБУ, ведать судовой аптечкой, заботиться о ее своевременном пополнении медикаментами и перевязочными материалами и вести учет обращаемости экипажа за медицинской помощью.
При обнаружении тяжелобольного заместитель начальника ПБУ обязан немедленно поместить его в медицинскую каюту, связаться по радио с лечебным учреждением, на которое возложено медицинское обеспечение экипажа ПБУ (или другим лечебным учреждением ближайшего порта), и получить консультацию на проведение лечения или принять меры к эвакуации больного.
9.1.8. Лечебные учреждения, на которые возложено обеспечение работников Мингазпрома, обязаны регулярно (один раз в два года) проводить обучение заместителей начальников ПБУ (старших помощников капитана) на специальных курсах или семинарах по вопросам оказания первой доврачебной помощи экипажам и проведению основных санитарно-противоэпидемических мероприятий на ПБУ.
9.1.9. Поддержание чистоты и стирка белья в медицинских помещениях возлагается на администрацию ПБУ.
9.1.10. Расходы по поддержанию чистоты в медицинских помещениях и стирке белья относятся за счет средств ПБУ.
9.2. Медицинский персонал
9.2.1. Медицинский персонал на ПБУ (врачи, фельдшеры) назначается по нормативам, утверждаемым Минздравом СССР. Штатные единицы медперсонала определяются исходя из численности экипажа, районов работы, продолжительности вахты.
9.2.2. Медицинский персонал ПБУ состоит в штатах отдела (отделения) судового медперсонала центральных бассейновых больниц по месту приписки ПБУ.
9.2.3. Врач (фельдшер) ПБУ непосредственно подчиняется заведующему отделением судового медицинского персонала, а на ПБУ и начальнику ПБУ.
9.2.4. В ведении врача (фельдшера) ПБУ находятся помещения медицинского назначения, медицинское оборудование, инструментарий и медикаменты.
9.2.5. Врач (фельдшер) ПБУ обязан:
оказывать лечебно-профилактическую помощь членам экипажа, лицам, временно проживающим на ПБУ, а также обеспечивать в необходимых случаях госпитализацию и изоляцию больных;
ежедневно проводить прием больных, сообщать начальнику ПБУ о лицах, нуждающихся в освобождении от работы или в переправке в береговые лечебные учреждения, а также о больных, находящихся в лазарете;
выполнять назначения цехового терапевта членам экипажа ПБУ, состоящим на диспансерном учете;
участвовать в составлении меню, проверять качество продуктов перед закладкой, снимать пробу приготовляемой пищи, следить за ее калорийностью;
проверять качество доставленных на ПБУ продуктов и питьевой воды, а также условия их хранения;
следить за своевременным прохождением медицинских осмотров экипажа и сдачей необходимых анализов работниками пищевого блока;
составлять заявки на медико-санитарное снабжение, осуществлять его прием, хранение, учет и расходование, а также надлежащее хранение сильнодействующих группы "А" и наркотических средств. При постановке ПБУ на ремонт сильнодействующие медикаменты группы "А" и наркотические средства сдавать в аптеку в установленном порядке;
вести медицинскую документацию, утвержденную Минздравом СССР и ЦСУ: "Журнал регистрации амбулаторных больных" (учетная форма N 074/у); "Медицинскую карту амбулаторного больного" (учетная форма N 025/у) - заполняется на каждого члена экипажа в случае временной утраты трудоспособности или на находящегося на диспансерном учете по поводу того или иного заболевания; "Журнал учета процедур" (форма N 029/у); "Журнал регистрации пищевых отравлений" (форма N 360/у); "Журнал учета инфекционных заболеваний" (форма N 060/у); "Журнал учета ядовитых, наркотических, дефицитных медикаментов и этилового спирта" (форма N 10-АП); "Книгу учета медицинских товаров, израсходованных для оказания первой медицинской помощи" (форма N 14-АП); "Справку об использовании товаров на хозяйственные нужды и оказание первой помощи" (форма N 15-АП); "Отчет о работе" по форме N 57 "Рейсовое донесение о работе судового медперсонала".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название формы N 14-АП следует читать как "Журнал учета медицинских товаров, израсходованных для оказания первой медицинской помощи"
9.2.6. Врач (фельдшер) при обнаружении на ПБУ инфекционных больных должен немедленно доложить начальнику ПБУ о случаях инфекционных заболеваний и совместно с администрацией ПБУ организовать следующие мероприятия:
изолировать больных и подозреваемых на заболевание лиц в изолятор (индивидуальные каюты);
ежедневно проводить дезинфекцию помещений изолятора (индивидуальных кают) и стоков от него;
провести дезинфекцию постельных принадлежностей кают, где находились инфекционные больные и подозреваемые на заболевание;
организовать эвакуацию больных в лечебное учреждение ближайшего порта;
информировать бассейновую санэпидстанцию порта приписки ПБУ о случаях инфекционных заболеваний и о порте эвакуации больных, направляя форму N 058/у Минздрава СССР "Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку";
выявлять и наблюдать за лицами, бывшими в контакте с инфекционными больными и подозреваемыми на заболевание;
проводить профилактическое лечение и вакцинацию, заключительную дезинфекцию на ПБУ;
обеспечить контроль за соблюдением на ПБУ санитарно-карантинных мер.
9.3. Оснащение медицинской службы
9.3.1. Оснащение медицинских блоков ПБУ необходимым оборудованием и медикаментами производится в соответствии с разработанными нормами, учитывающими численность работающих, наличие или отсутствие в штате медицинского персонала и климатический район работы ПБУ.
9.3.2. На ПБУ, имеющих в штате врача или фельдшера, комплектование и пополнение амбулаторий медикаментами и медицинским оборудованием производится согласно действующему перечню оборудования и медикаментов судов гражданского флота СССР.
При отсутствии в штате медицинского работника комплектование и пополнение судовых аптечек производится согласно действующему перечню оборудования и медикаментов для судов гражданского флота СССР, не имеющих в штате медицинских работников.
9.3.3. При постановке ПБУ на ремонт медицинский инструментарий и аппаратура должны быть законсервированы и сданы на хранение под ответственность начальника ПБУ.
9.4. Медицинские осмотры
9.4.1. Все лица, вновь поступающие на работу на ПБУ, и старослужащие, независимо от должности, систематически (один раз в два года) подвергаются медицинскому освидетельствованию в соответствии с требованиями Приказа Минздрава СССР от 19.06.84 N 700 "О проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров трудящихся, подвергающихся воздействию вредных и неблагоприятных условий труда".
9.4.2. Предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся врачами-специалистами лечебно-профилактических учреждений на водном транспорте или территориальными учреждениями здравоохранения, на которые возложено проведение этих осмотров.
9.4.3. Контроль за полнотой охвата, своевременностью проведения осмотров, своевременной и организованной явкой экипажей ПБУ на эти осмотры осуществляет бассейновая санитарно-эпидемическая станция совместно с администрацией и профсоюзным комитетом предприятия Мингазпрома, к которому приписана ПБУ.
9.4.4. Лечебно-профилактическое учреждение на основании поименного списка лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, составляет календарный план проведения осмотров. В плане указываются сроки осмотров, перечень выделяемых врачей-специалистов, объем лабораторных и функциональных исследований.
9.4.5. Врачи, проводящие периодические медицинские осмотры, должны знать условия труда, особенности производства и возможную профессиональную патологию у работающих.
9.4.6. Врачи, участвующие в осмотрах, при решении вопроса пригодности к работе руководствуются медицинскими противопоказаниями, утвержденными Минздравом СССР по согласованию с ВЦСПС (приложения 5 и 7 к Приказу Минздрава СССР от 19.06.84 N 700).
9.4.7. Основным лицом, проводящим периодические медицинские осмотры, является врач-терапевт цехового врачебного участка.
9.4.8. Для учета лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, контроля за правильностью их проведения используется "Карта подлежащего периодическому медицинскому осмотру", утвержденная Минздравом СССР (форма N 046/у).
Одновременно производится запись о проведенном осмотре и его результате в "Медицинской карте амбулаторного больного" (форма N 025/у) и в "Медицинской книжке моряка".
"Карта подлежащего периодическому медицинскому осмотру" хранится в картотеке кабинета профосмотра или в кабинете у врача, ответственного за проведение профосмотра.
Примечание. 1. "Медицинская книжка моряка" выдается отделом кадров предприятия при зачислении на работу, хранится у администрации ПБУ и выдается для посещения медицинского учреждения.
2. В случае утери "Медицинской книжки моряка" дубликат может быть выдан только соответствующим отделом кадров.
9.4.9. На основании данных периодических медицинских осмотров намечаются лечебно-профилактические и санитарно-гигиенические мероприятия, направленные на сохранение здоровья, систематическое диспансерное наблюдение, оздоровление условий труда работающих.
9.4.10. Лица, у которых по результатам медицинских осмотров выявляются признаки профессиональных заболеваний, направляются в профпатологические отделения больниц, клиник медицинских институтов, институтов усовершенствования врачей, институтов гигиены труда и профзаболеваний.
9.4.11. Все лица с выявленными заболеваниями должны быть на диспансерном наблюдении.
9.4.12. Наряду с "Медицинской книжкой моряка" экипажу ПБУ загранплавания в соответствующем учреждении системы здравоохранения в порту приписки ПБУ выдается "Международное свидетельство о прививках".
9.4.13. По эпидемиологическим показаниям экипажам ПБУ загранплавания в лечебно-профилактических учреждениях, осуществляющих медицинское обслуживание контингентов ПБУ, делаются прививки против желтой лихорадки, холеры, чумы, натуральной оспы, тифопаратифозной и столбнячной инфекции.
9.4.14. Кроме общего врачебного осмотра, предусмотренного п. 9.4.1, лица, работающие в пищеблоках, должны подвергаться дополнительному обследованию в соответствии с действующей инструкцией Минздрава СССР по проведению профилактических медицинских осмотров лиц, работающих в пищевых предприятиях.
9.5. Медицинское обеспечение водолазов
9.5.1. Медицинское обеспечение водолазов на ПБУ осуществляется специально подготовленным медицинским персоналом больниц, на которые возложено обеспечение работников Мингазпрома (Приказ Минздрава СССР и Мингазпрома N 1001/159 от 29.08.84).
9.5.2. В своей работе медицинский персонал должен руководствоваться действующими нормативными документами по медицинскому обеспечению водолазных работ методами кратковременного и длительного пребывания в условиях повышенного давления, утвержденными или согласованными с Минздравом СССР.
9.6. Порядок проведения санитарных осмотров
9.6.1. Санитарные осмотры на ПБУ производят представители санитарно-эпидемиологической службы на водном транспорте, а при их отсутствии - территориальные санитарно-эпидемиологические станции.
9.6.2. При санитарных осмотрах должен присутствовать начальник ПБУ или заменяющее его лицо судовой администрации, а также врач (фельдшер) ПБУ, если он имеется по штату.
9.6.3. На каждой ПБУ должен быть санитарный журнал по форме N 308/у, утвержденный Минздравом СССР, прошнурованный, пронумерованный и скрепленный печатью бассейновой, портовой или территориальной санитарно-эпидемиологический станции.
Санитарный журнал приобретается владельцем ПБУ и хранится у начальника ПБУ или у его заместителя и предъявляется по требованию представителей санитарно-эпидемиологической службы.
Примечание. В случае утери санитарного журнала администрация ПБУ составляет при участии представителя учреждения санитарно-эпидемиологической службы акт с указанием причин утери и виновных лиц.
9.6.4. Каждый санитарный осмотр ПБУ должен сопровождаться соответствующей записью в санитарном журнале судна. Запись скрепляется подписями лица, производившего осмотр, и представителя администрации ПБУ, ответственного за его санитарное состояние и за выполнение предъявленных в записи санитарных требований.
9.6.5. Запись в санитарном журнале ведется в двух экземплярах (под копирку), из которых первый остается в журнале, а второй - у лица, производившего санитарный осмотр.
9.6.6. Администрация ПБУ обязана выполнять все требования о проведении санитарных мероприятий и устранении санитарных нарушений в указанные сроки.
9.6.7. Повседневные санитарные осмотры проводит врач (фельдшер). Санитарные осмотры производственных помещений, пищевых блоков, помещений общего пользования могут проводиться в течение суток. Санитарные осмотры кают экипажа проводятся, как правило, с 8 до 22 часов. При необходимости (угрожающая эпидобстановка, возникновение инфекционного заболевания) санитарные осмотры жилых кают производятся в любое время суток.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.