Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Московской
городской Думы
от 23 апреля 2014 г. N 106
Доклад
Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы в 2013 году"
Список сокращений, использованных в докладе
Сокращение |
Расшифровка |
БК РФ |
Бюджетный кодекс Российской Федерации |
ГК РФ |
Гражданский кодекс Российской Федерации |
Государственная Дума |
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации |
ГрК РФ |
Градостроительный кодекс Российской Федерации |
ГрК Москвы |
Закон города Москвы от 25 июня 2008 года N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" |
ГЧП |
государственно-частное партнерство |
ДПиООС |
Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы |
ДТиУ |
Департамент торговли и услуг города Москвы |
Дума |
Московская городская Дума |
ЕНВД |
единый налог на вмененный доход |
ЖК РФ |
Жилищный кодекс Российской Федерации |
ЖКХ |
жилищно-коммунальное хозяйство |
ЗК РФ |
Земельный кодекс Российской Федерации |
Избирательный кодекс города Москвы |
Закон города Москвы от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс города Москвы" |
КоАП Москвы |
Закон города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" |
КоАП РФ |
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях |
Конституция РФ |
Конституция Российской Федерации |
КСП Москвы |
Контрольно-счетная палата Москвы |
Молодежная палата |
Молодежная палата при Московской городской Думе |
Мосжилинспекция |
Государственная жилищная инспекция города Москвы |
НК РФ |
Налоговый кодекс Российской Федерации |
ОКН |
объект культурного наследия |
ООПТ |
особо охраняемые природные территории |
ОРВ |
оценка регулирующего воздействия |
органы местного самоуправления |
органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве |
Правительство РФ |
Правительство Российской Федерации |
Президент РФ |
Президент Российской Федерации |
Совет Федерации |
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации |
СРО |
саморегулируемая организация оценщиков |
субъект РФ |
субъект Российской Федерации |
ТК РФ |
Трудовой кодекс Российской Федерации |
Введение
Итоговым документом работы Думы по правовому мониторингу является ежегодный доклад о состоянии законодательства города Москвы, работа над которым - важная составная часть всего процесса совершенствования законотворчества в столице Российской Федерации.
Доклад "О состоянии законодательства города Москвы в 2013 году" подготовлен в год 20-летия Конституции РФ, Федерального Собрания Российской Федерации и Думы. Юбилей Основного Закона государства, который выражает волю народа и закрепляет в интересах каждого из нас важнейшие начала общественного строя и государственной организации, - исторический и психологический рубеж.
Конституция РФ определяет предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, а также устанавливает, что вне этих пределов всей полнотой государственной власти обладают субъекты РФ.
Процесс разграничения полномочий федеральных, региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления существенным образом повлиял на развитие московского законодательства. Актуальной стала проблема определения пределов вмешательства федерального законодателя в процесс регулирования субъектами РФ правоотношений по предметам совместного ведения. Накопленный в Думе опыт становления законодательства города Москвы показывает, что федеральное законодательство по данным вопросам необходимо делать рамочным, предоставив региону возможность регулировать правоотношения с учетом присущей ему специфики.
Полномочия города Москвы определены статьями 72 и 73 Конституции РФ, статьями 26.3 и 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Законотворческая деятельность Думы осуществляется в соответствии с конституционными принципами признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Основными направлениями этой деятельности являются создание правового поля, регламентирующего различные сферы городской жизни, приведение законодательства столицы в соответствие с федеральной законодательной базой, а также внесение изменений в городские законы с учетом динамики развития мегаполиса.
Неизменными приоритетами законодательного процесса в городе Москве являются обеспечение устойчивого функционирования всего городского хозяйства, поддержка незащищенных слоев населения, повышение комфортности проживания.
Решение этих проблем - задача, которая стоит в равной степени перед всеми органами государственной власти и органами местного самоуправления в городе Москве. В связи с этим большое значение имеет законодательное обеспечение обозначенных Мэром Москвы С.С. Собяниным приоритетных направлений развития города Москвы, среди которых новая экономическая и градостроительная политика, модернизация систем образования и здравоохранения, решение транспортной проблемы, совершенствование системы управления городом, социальная защита населения, комфортная городская среда. Особое место занимает правоприменительная практика нормативных правовых актов, принятых в связи с присоединением к Москве новых территорий.
Задачами настоящего доклада являются анализ состояния и оценка реализации законов города Москвы в отдельных сферах жизнедеятельности города Москвы, подготовка предложений о необходимости принятия новых законодательных актов, внесения изменений в действующие правовые акты или признания их утратившими силу.
Настоящий доклад, как и предыдущие, направлен на обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления и жителей города Москвы систематизированной информацией об актуальных проблемах законодательного регулирования и перспективах развития столичного законодательства.
В 2013 году Дума подвела итоги своей законодательной деятельности за 20 лет и это нашло отражение в структуре доклада. Он состоит из введения, двух разделов, заключения и приложений.
Раздел I содержит историю становления и развития законодательства города Москвы за весь прошедший период. В нем дается краткий обзор и анализ направлений и тенденций законодательного регулирования основных сфер жизнедеятельности города Москвы начиная с 1994 года. Делается вывод о завершении процесса создания устойчивой законодательной системы города Москвы, которая успешно выдержала проверку в условиях разразившегося экономического кризиса 2008-2009 годов.
Для дальнейшего повышения эффективности городского законодательства ведется работа по его систематизации, которая имеет целью упорядочение накопленного нормативно-правового материала и достижение внутреннего единства правовых установлений. Большое количество отраслевых законов, регулирующих различные отрасли жизнедеятельности города, обусловило необходимость их кодификации.
Важным этапом развития городского законодательства стали 2011-2012 годы, когда была создана необходимая правовая база для присоединенных территорий, легитимизировавшая расширение территории города, включая выстраивание системы органов власти.
В разделе II анализируются наиболее актуальные для города Москвы проблемы законодательного регулирования обеспечения реформирования системы государственного управления, бюджетной системы, дальнейшего развития городского хозяйства, имущественно-земельных отношений, охраны окружающей среды, социальной сферы и пути их решения. Проведен анализ правовых актов в указанных сферах правового регулирования, установлено соответствие законов города Москвы федеральному законодательству, обобщены выявленные проблемы и сформулированы предложения по их законодательному решению.
В подразделе 1 раздела II проанализированы проблемы, связанные с развитием бюджетного и налогового законодательства, а также с реализацией новой парадигмы системы управления в городе. С учетом выполнения государственных программ рассмотрены вопросы законодательного регулирования в сфере экономической политики, науки и промышленности. Проблемам правового обеспечения защиты жилищных прав москвичей, развития дорожно-транспортной инфраструктуры, состоянию законодательства в сфере имущественно-земельных отношений, а также экологическим проблемам и их законодательному решению посвящен подраздел 2 указанного раздела. В подразделе 3 рассмотрены проблемы правового обеспечения социальной сферы, а также состояние законодательства в сфере развития институтов гражданского общества.
С одной стороны, речь идет о необходимости дальнейшего развития федерального законодательства, из-за пробелов в котором московские законы не всегда способны в должной мере решать возникающие проблемы. С другой стороны, и в московском законодательстве имеются недостатки, пробелы и противоречия, обусловленные внутренними причинами, связанными с отставанием от динамично развивающихся общественных отношений и т.п.
В заключении обобщены результаты проведенного анализа состояния действующего законодательства города Москвы, выявлены правовые пробелы и недостатки законодательства, правоприменительной практики, обозначены задачи в сфере развития законодательства города Москвы на последующие периоды.
В качестве приложений к докладу представлены материалы, отражающие направления осуществления работы по мониторингу законодательства и правоприменительной практики, в которых излагаются сведения об актах прокурорского реагирования, о судебных решениях, рекомендациях иных органов и организаций в отношении правовых актов города Москвы, использованных Думой для анализа правоприменительной практики ("круглых столов", общественных слушаний, научно-практических конференций по вопросам реализации законов и другие материалы), позволяющих изучать общественное мнение и проводить анализ правоприменительной практики.
Данные законотворческой деятельности Думы представлены Аппаратом Думы, другие сведения и статистические данные приводятся на основании официальных материалов органов государственной статистики, соответствующих постановлений Правительства Москвы.
Практика применения законов освещена с учетом информации, поступившей в Думу из различных общественных организаций, а также с учетом материалов мониторинга состояния законодательства и правоприменительной практики, осуществляемого комиссиями Думы, экспертными советами, Молодежной палатой, общественным консультативным советом политических партий при Московской городской Думе.
Также при подготовке доклада была использована информация, поступившая в ответ на обращения Думы из других организаций, имеющих практику применения московских законов.
Заключение
Законодательство города Москвы на всем протяжении своей двадцатилетней истории характеризовалось достаточной гибкостью и оперативностью при решении наиболее актуальных для города задач. Оно зачастую имело опережающий характер по сравнению с федеральным регулированием возникающих проблем.
Становление законодательства города Москвы проходило в непростых правовых, социально-политических и экономических условиях. Многие актуальные вопросы, относящиеся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, не были на тот момент законодательно урегулированы на федеральном уровне.
Современный этап развития московского законодательства можно охарактеризовать как процесс создания устойчивой законодательной системы города Москвы, призванной успешно регулировать важнейшие направления его жизнедеятельности. Дума последовательно совершенствует законодательство города с учетом актуальности задач и избранных новым руководством Москвы политических, экономических, социальных и правовых мер по их решению.
Неизменными приоритетами являются обеспечение устойчивого функционирования всего городского хозяйства, создание достойного уровня жизни москвичей и повышение комфортности их проживания. Комплексное и эффективное решение этих вопросов возможно только при наличии тщательно выверенного и сбалансированного законодательства, создающего правовую основу для развития города.
К первоочередным задачам, требующим незамедлительного решения, относятся транспортная проблема, упрощение и оптимизация административных процедур, повышение эффективности использования имущества города, поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в инновационных сферах, модернизация систем образования и здравоохранения, экологические проблемы.
Систематическая работа по правовому мониторингу, оперативное принятие законов города Москвы позволяют обеспечить ситуацию, при которой в наиболее значимых для жизни москвичей сферах (социальной, жилищной, сфере развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, общественных объединений и т.д.) законодательство города Москвы соответствует федеральному и отвечает требованиям времени.
Показателем интенсивности работы Думы в 2013 году является принятие 72 законов города Москвы, 23 из которых были направлены на приведение законодательства города Москвы в соответствие с федеральным. При этом, помимо законов города Москвы, вносящих изменения в уже действующие нормативные правовые акты, принимались так называемые базовые законы города Москвы (например, "Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве", "Об установлении ставки налога на прибыль организаций для резидентов технополисов, технологических парков и индустриальных парков").
Постоянно совершенствуется жилищное законодательство города Москвы. Помимо бесплатного получения квартиры очередниками по договору социального найма, предусмотрено приобретение квартиры с использованием субсидий из бюджета города Москвы или посредством участия в различных городских программах. Примером тесного взаимодействия Правительства Москвы, Думы и жителей города, использовавших право гражданской законодательной инициативы, стало принятие Закона города Москвы "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в целях защиты жилищных прав граждан", направленного на защиту и реализацию прав граждан, освобождающих жилые помещения при переселении.
В законодательной работе по реформированию системы публичной власти следует выделить три больших блока. Во-первых, это реформа местного самоуправления в городе Москве, во-вторых, новации, устанавливающие контроль не только за доходами, но и расходами лиц, замещающих государственные должности, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, в-третьих, существенные изменения, которые коснулись избирательного права.
Система местного самоуправления в столице трансформировалась в связи с присоединением новых территорий. Изменения, внесенные в законодательство города Москвы, позволили сделать эту систему более гибкой, обеспечив сохранение как уже существующих органов местного самоуправления на присоединенных территориях, так и специфику организации самоуправления в "старой" Москве, но при этом значительно ее модернизировать. По замыслу Мэра Москвы С.С. Собянина муниципальная реформа позволит использовать весь потенциал органов местного самоуправления для эффективного решения вопросов, затрагивающих насущные потребности жителей, привлечь москвичей к управлению городом и контролю за работой городских властей.
Муниципальная реформа дает возможность ликвидировать нарастающее отчуждение между населением и властями. Муниципальные депутаты стали связующим конструктивным звеном между жителями и органами исполнительной власти, повысилась эффективность расходования бюджетных средств и удовлетворенность населения от проводимых мероприятий. По общим оценкам городского сообщества, таким образом развивается реальное местное самоуправление в Москве и повышается комфортность проживания в городе.
Дума вернула москвичам право избирать Мэра Москвы. Эта норма, согласно которой кандидат на пост главы столицы имеет право выдвигаться не только от партии, но и в качестве самовыдвиженца, была предложена самим Мэром Москвы.
Активная работа, проводимая в Думе, касалась и законодательных проблем в сфере поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, разработки предложений по ее совершенствованию на федеральном и городском уровнях.
В настоящее время одним из приоритетных направлений является создание эффективной транспортной системы, отвечающей требованиям интенсивного развития города и постоянно возрастающей нагрузки на транспортную инфраструктуру. Для решения проблем транспортной инфраструктуры Москвы потребовалось пересмотреть градостроительные приоритеты, принципы развития городских территорий различного функционального назначения, а также внести изменения в законодательство в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Интенсивное развитие столицы, появление новых и трансформация существующих общественных отношений и проблем комплексного развития мегаполиса, а также поставленная Мэром Москвы С.С. Собяниным задача сделать город максимально комфортным для жизни, отвечающим самым высоким требованиям инновационного развития, ставят перед московским законодательством новые задачи, решение которых осложняется ограниченными рамками региональной компетенции.
Поскольку на сегодняшний день практически любой комплекс отношений не может быть полностью урегулирован в рамках только одной сферы законодательства или направления деятельности одного отраслевого органа исполнительной власти города Москвы, возрастает актуальность межотраслевого подхода к формированию законодательства. К примеру, решение проблемы развития природных и озелененных территорий города Москвы зависит не только от актуализации природоохранного законодательства. Как показала практика работы Думы, в рамках одного закона города Москвы пересекаются и земельное, и гражданское, и градостроительное, и бюджетное законодательство. Следовательно, формирование комплексного межотраслевого законодательства должно стать перспективной задачей деятельности Думы.
Проведенный в докладе анализ выявил недостатки и пробелы, существующие как в федеральном законодательстве, так и в законодательстве города Москвы, определил актуальность разработки и принятия законов города Москвы, регламентирующих вопросы участия города в ГЧП.
В Москве на протяжении длительного периода времени росло число проблем, связанных с осложнением транспортной ситуации в городе, со строительством новых транспортных магистралей.
Немалое значение для решения транспортной проблемы в городе имеет грамотная организация движения по уже имеющимся магистралям, а также их освобождение от припаркованных машин. Вместе с тем по-прежнему остается актуальным вопрос регламентации и оптимизации движения общественного транспорта, что потребует разработки и принятия соответствующих законов города. Также требуют решения вопросы строительства новых объектов инфраструктуры, для чего необходимо внести соответствующие изменения в Генеральный план города Москвы.
С учетом увеличения количества автотранспорта, необходимости внедрения новых подходов к организации дорожного движения и использованию автомобильных дорог на федеральном уровне было сформировано единое законодательное регулирование, четко определяющее полномочия субъектов РФ.
Важным нововведением федерального законодательства стало закрепление за субъектами РФ и муниципальными образованиями полномочий по принятию решений о создании и использовании на платной основе парковок и права устанавливать размер платы за пользование такими парковками. В целом был решен вопрос о правомочности субъектов РФ, в том числе и города Москвы, регулировать своими нормативными актами вопросы использования территорий общего пользования улично-дорожной сети, включая вопросы размещения на них парковок автомобильного транспорта. В полной мере реализация предоставленных полномочий, в том числе и на законодательном уровне, осуществлялась в 2013 году.
На сегодняшний день в городе создана необходимая законодательная основа для борьбы с нелегальными перевозчиками посредством развития и поддержки легального такси. Что же касается строительства новых объектов транспортной инфраструктуры, то для этого потребуется внесение изменений в Генеральный план города Москвы в части корректировки соответствующих положений, а также привлечение значительных финансовых средств.
Наряду с положительными результатами, достигнутыми в ходе решения проблем транспортной инфраструктуры города, возникла необходимость дальнейшего совершенствования законодательства, в том числе в части организации транспортного обслуживания населения в городе Москве, а также более эффективного регулирования вопросов организации единого парковочного пространства. Кроме того, было бы целесообразно наделить субъекты РФ дополнительными полномочиями по регулированию таксомоторных перевозок, передать им право использовать задержание транспортного средства (эвакуацию) как меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях за нарушения в области благоустройства территории, совершенные с использованием транспортных средств (нарушение правил парковки), наделить специальные учреждения, подведомственные исполнительной власти субъектов РФ, полномочиями по составлению протоколов в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
Остается актуальной проблема обеспеченности населения города объектами розничной торговли. Прежде всего обеспечение москвичей магазинами, находящимися в шаговой доступности, причем не в целом по Москве, а дифференцированно по административным округам. Это необходимо учесть как в градостроительном законодательстве, так и в рамках законодательства о торговле.
На сегодняшний день в России накоплен большой опыт государственного регулирования предпринимательской деятельности, сформирована достаточно обширная законодательная база. Вместе с тем в последнее время практика изменения законодательства стала характеризоваться все более частым внесением точечных изменений, что обусловлено необходимостью решения отдельных проблем, возникающих в деятельности тех или иных отраслевых органов исполнительной власти. В результате страдает комплексность регулирования. Кроме того, многие эксперты отмечают, что такие изменения законодательства, решая текущие задачи государственного управления, зачастую не учитывают последствия для рядовых правоприменителей - граждан, предпринимателей и т.д., что создает неопределенность и нестабильность в правовом положении участников делового оборота, приводит к снижению деловой активности.
В настоящее время перед органами государственной власти города Москвы стоит крайне важная задача развития городской инфраструктуры. Несмотря на принимаемые меры, которые направлены в большей степени на оптимизацию затрат бюджета, в том числе путем пересмотра реализуемых технологий и применения процедур государственного заказа через торги, очевидно, что оперативное решение поставленных задач невозможно без привлечения дополнительных средств - частных инвестиций, развития и внедрения на практике разнообразных механизмов ГЧП.
В настоящее время одной из серьезных проблем, существующих в жилищно-коммунальной сфере, является проблема неплатежей и задолженности за коммунальные услуги и содержание помещений в многоквартирных домах. Решение данного вопроса требует совместных усилий органов исполнительной и законодательной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.
Несмотря на то, что законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов РФ урегулирована часть вопросов, связанных с несвоевременной оплатой коммунальных платежей, на практике не удается оперативно принимать эффективные меры воздействия к нарушителям платежной дисциплины в коммунальной сфере.
Созданная в Москве нормативная правовая база предоставляет возможность получать помощь на оплату жилищно-коммунальных услуг в виде субсидий и компенсаций 4 млн. москвичей, а также обеспечивает сравнительно низкий процент жителей города Москвы, имеющих задолженность по оплате за жилые помещения и коммунальные услуги. 2013 год отмечен особой активностью органов власти города Москвы: реализуется административная реформа, реформа предоставления государственных и муниципальных услуг, что позволяет делать жизнь москвичей более комфортной, а взаимодействие граждан и органов государственной власти, в том числе в сфере жилищной политики, более продуктивным.
В то же время для повышения платежной дисциплины представляется целесообразным разработать предложения по внесению изменений в федеральные законы в части введения для собственников жилых помещений новых законодательных механизмов ответственности за несвоевременную оплату коммунальных услуг без уважительных причин, с одной стороны, и предоставления мер социальной поддержки гражданам, имеющим объективные основания образования задолженности за коммунальные услуги, с другой.
Вместе с тем в московском законодательстве имеются объективные недостатки, пробелы и противоречия, обусловленные как внешними причинами (сложившимися федеративными отношениями), так и внутренними, связанными с отставанием от динамично развивающихся общественных отношений.
По-прежнему остается актуальной работа по мониторингу состояния законодательства города Москвы, проводимая Думой и ее комиссиями во взаимодействии с органами исполнительной власти, Московским городским судом, Прокуратурой города Москвы, Министерством юстиции Российской Федерации и различными общественными институтами.
------------------------------
*(1) В связи с внесением изменений в статью 4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", установивших требования к числу депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.
*(2) В соответствии с Законом города Москвы от 9 июля 2003 года N 47 Городская целевая программа "Электронная Москва" реализовывалась с 2003 по 2007 годы. Государственная программа города Москвы "Информационный город (2012-2016 годы)" реализуется в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 9 августа 2011 года N 349-ПП.
*(3) Закон города Москвы от 21 ноября 2012 года N 59 "О бюджете города Москвы на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов".
*(4) Закон города Москвы от 6 февраля 2013 года N 8 "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы".
*(5) В городе Москве проведена кадастровая оценка объектов недвижимого имущества. Ее результаты утверждены постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2013 года N 752-ПП.
*(6) К объектам, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, относятся:
а) административно-деловые и торговые центры (общей площадью свыше 5000 кв. метров) и помещения в них;
б) здания (строения, сооружения), предназначенные для использования или фактически используемые в целях размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
в) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства.
*(7) В транспортную систему входят метрополитен, железная дорога (городская), наземный городской пассажирский транспорт и личный транспорт, перевозящие в год около 7,35 млрд. пассажиров. Доля общественного транспорта в общем объеме перевозок (метрополитен, железная дорога и наземный городской пассажирский транспорт) составляет около 74%.
*(8) По состоянию на 2011 год протяженность улично-дорожной сети в городе составляет 3620,3 км при плотности 3,32 км/кв. км от всей территории города, протяженность магистральной улично-дорожной сети - 1331,4 км при плотности 1,22 км/кв. км, что в 1,8 раза ниже нормативной. Доля территории, занятой улично-дорожной сетью в балансе территории города, составляет 11,4%. По ориентировочной оценке дефицит протяженности магистралей достиг 350-400 км.
*(9) Стенограмма совместного заседания бюджетно-финансовой комиссии и комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике от 24 января 2011 года.
*(10) Длительный период на федеральном уровне дорожная деятельность оставалась одной из немногих отраслей, не имеющей комплексного законодательного регулирования. Нормативная правовая база состояла из подзаконных правовых актов, регламентирующих различные аспекты функционирования автомобильных дорог (проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт, содержание).
*(11) Реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильной дороги определяются через различные по составу комплексы работ. При этом следует различать капитальный ремонт, при котором изменяются конструктивные элементы дороги и дорожных сооружений, и ремонт, при котором происходит лишь восстановление транспортно-эксплуатационных характеристик дороги без вмешательства в ее конструктивные элементы. Реконструкция отличается тем, что после ее проведения изменяется класс и (или) категория автомобильной дороги либо границы полосы отвода дороги. Содержание автомобильной дороги нацелено на поддержание ее надлежащего технического состояния, оценку этого состояния, организацию или обеспечение безопасности дорожного движения.
*(12) В части финансирования затрат, связанных с дорожной деятельностью, в соответствии с Федеральным законом N 257-ФЗ ключевым является положение о том, что осуществление данной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального либо местного значения относится к расходным обязательствам соответственно Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований исходя из нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог и с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог в соответствие с требованиями технических регламентов. Данные нормативы утверждаются Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.
*(13) Закон города Москвы от 22 мая 2013 года N 24 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 11 июня 2008 года N 22 "О легковом такси в городе Москве".
*(14) Во исполнение пункта 8 протокола от 3 апреля 2013 года N 17-29-59/3 встречи заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы М.С. Ликсутова с депутатами Думы.
*(15) Общая дебиторская задолженность всех потребителей перед предприятиями ЖКХ по состоянию на 1 января 2013 года составляла 467,62 млрд. рублей//Материалы "круглого стола", проходившего в Государственной Думе 23 мая 2013 года.
*(16) Статья 4 Закона N 54.
*(17) Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в соответствии с которыми право на субсидии имеют: пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; члены ЖК или жилищно-строительного кооператива; собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).
Кроме этого, данным постановлением утверждены документы, представляемые с заявлением о предоставлении субсидии, и порядки определения состава семьи заявителя, определения размера субсидии, исчисления совокупного дохода семьи получателя субсидии, предоставления субсидий, а также условия приостановления и прекращения предоставления субсидий.
*(18) Государственные услуги по социальной поддержке многодетных семей: многодетным семьям с 3-4 детьми - 550 рублей на семью; многодетным семьям с 5-9 детьми - 1 044 рубля на семью; многодетным семьям с 10 и более детьми - 1 044 рублей на семью (данные от 17 июля 2013 года).
*(19) Ежемесячная компенсация опекуну (попечителю) на возмещение расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги и за пользование телефоном в жилом помещении, в котором фактически проживает подопечный, устанавливается Правительством Москвы. В 2013 году - 928 рублей (постановление Правительства Москвы от 24 января 2006 года N 37-ПП "Об утверждении Положения о порядке назначения и предоставления денежных выплат семьям с детьми в городе Москве").
*(20) Пресс-конференция министра Правительства Москвы, руководителя Департамента социальной защиты населения города Москвы В. Петросяна на тему "Гарантии Правительства Москвы - предоставление мер социальной поддержки и перспективы развития социального обслуживания граждан, проживающих на присоединенных к городу Москве территориях": на территориях, которые с 1 июля 2012 года вошли в состав Москвы, проживали 233 тыс. жителей, из которых 77 тысяч - граждане льготных категорий (в том числе 16,4 тысячи - федеральные льготники, 36 тысяч - региональные льготники, 24,7 тысячи - прочие категории). http://www.mos.ru/, 25 июня 2012 года.
*(21) Постановление Правительства Москвы от 29 июня 2012 года N 296-ПП "Об особенностях предоставления гражданам, имеющим постоянное место жительства на территории, присоединенной к городу Москве, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг".
*(22) В Городском центре жилищных субсидий создана уникальная база, в которую внесены данные о москвичах, пользующихся льготами по оплате жилищно-коммунальных услуг. http://www.subsident.ru/.
*(23) Сопредседатель координационного совета Общемосковского движения "Жилищная Солидарность" В. Гуменюк. Материалы для брошюры "Кто и как должен решить жилищный вопрос в России". http://www.jilsolidarnost.ru/, 13 июня 2012 года.
*(24) Рекомендации "круглого стола", проходившего в Государственной Думе 23 мая 2013 года: "Другой группой недобросовестных плательщиков являют организации, финансируемые из бюджетов различных уровней (федерального, регионального, местного). Организациям, финансируемым за счет бюджета, как правило, не приостанавливают оказание коммунальных услуг за неуплату, вследствие чего возникает полная безответственность как руководителей организаций, так и чиновников, отвечающих за формирование соответствующие бюджетов.
Следующая группа неплательщиков "прочие", к которой относятся, в том числе все предприятия жилищно-коммунального комплекса (кроме УО). Следует отметить, что взаимоотношения (в том числе неплатежи) организаций жилищно-коммунального комплекса требуют отдельного регулирования.
Задолженность организаций ЖКХ зачастую связана с установлением им тарифов ниже экономически обоснованных. Сфера ЖКХ изначально рассматривается как социально значимая. В связи с этим "замораживание", "занижение", "индексация" и т.п. действия вполне обычное явление при установлении тарифа для предприятий ЖКХ, что негативно отражается на их платежеспособности и приводит к образованию задолженности перед поставщиками первичных энергоресурсов (РСО), не имеющей реального источника к ее покрытию".
*(25) Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2012 года N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг".
*(26) Кроме этого, постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 года N 253 введены требования к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг. В соответствии с указанными требованиями платежи УО, ТСЖ, СПК, ЖСК подлежат перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей, УО, ТСЖ, СПК, ЖСК. Однако введение этой нормы не решило проблему неплатежей, так как организации не выполняют требование о своевременности платежей.
*(27) Подраздел 2 "Законодательство в сфере развития городского хозяйства и охраны окружающей среды" раздела II "Состояние законодательства города Москвы и проблемы законодательного регулирования" доклада Думы "О состоянии законодательства города Москвы в 2012 году".
*(28) Законы города Москвы от 7 декабря 2011 года N 61 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 27 января 2010 года N 2 "Основы жилищной политики города Москвы"; от 26 декабря 2012 года N 72 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" и статьи 7 и 23 Закона города Москвы от 27 января 2010 года N 2 "Основы жилищной политики города Москвы".
*(29) Пункт 45 части 2 и пункт 40 части 3 статьи 8 Закона города Москвы "Об организации местного самоуправления в городе Москве" соответственно.
*(30) Пресс-конференция начальника Мосжилинспекции О.В. Кичикова//27 декабря 2012 года. http://realty.newsru.com/.
*(31) Новый сервис доступен на трех мобильных платформах (iOS, Android и Windows Phone). "Для того чтобы воспользоваться услугой, необходимо при авторизации приложения ввести код плательщика, привязанный к адресу дома. Сформированный запрос позволит отследить показания водосчетчиков за предыдущий период и задать новые данные на следующий месяц", - говорится в сообщении пресс-службы Департамента информационных технологий города Москвы. Источник: M24.ru. http://www.subsident.ru, 9 июля 2013 года.
*(32) http://www.subsident.ru. "КП", 17 марта 2012 года.
*(33) В редакции Федерального закона от 3 декабря 2011 года N 383-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
*(34) Стенограммы заседаний Думы за 22 мая 2013 года//Вопрос N 3 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" и статьи 25 и 27.2 Закона города Москвы от 27 января 2010 года N 2 "Основы жилищной политики города Москвы"//Руководитель Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы Н.В. Федосеев: "Если человек живет в отдаленном районе и утром или вечером не успевает попасть в наше подразделение, то он может по месту работы (скажем, в центре города) обратиться в многофункциональный центр. Наглядный пример: в конце 2012 года пошел резкий всплеск обращений граждан с просьбой о приватизации в связи с запланированным окончанием этой самой приватизации. За первых два месяца 2013 года мы приняли столько же заявлений, сколько за весь 2012 год. И в данном случае прием заявлений в многофункциональных центрах помог избавиться от очереди, рассредоточить граждан и сделать более удобной процедуру подачи заявлений".
*(35) 6 поправок Мэра Москвы и 2 поправки фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в Думе.
*(36) Часть 3 статьи 21 Закона города Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
*(37) В КоАП РФ ответственность за правонарушения в данной области отражена в главе 8 "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования". Особое практическое применение получили статья 8.2 "Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами", статья 8.13 "Нарушение правил охраны водных объектов", статья 8.21 "Нарушение правил охраны атмосферного воздуха" и статья 8.31 "Нарушение правил санитарной безопасности в лесах".
Все составы указанных статей являются грубейшими нарушениями в области охраны окружающей среды и природопользования. Видовым объектом этих правонарушений выступают общественные отношения в области охраны окружающей среды и экологии.
От состояния экологии зависит здоровье и отдельных граждан, и общества в целом. В связи с этим в Уголовный кодекс Российской Федерации введена глава 26 "Экологические преступления", в которой есть статьи "Загрязнение вод" (статья 250), "Порча земли" (статья 254), "Незаконная охота" (статья 258) и т.д.
*(38) Глава 4 КоАП Москвы.
*(39) В России экологическая ситуация характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности. В 40 субъектах РФ более 54% городского населения находится под воздействием высокого загрязнения атмосферного воздуха. Практически во всех регионах сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель. Опустыниванием в той или иной мере охвачены 27 субъектов РФ на площади более 100 млн. гектаров (пункт 3 Основ).
*(40) Постановления Думы от 10 апреля 2013 года N 87 "О докладе Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы в 2012 году"; от 11 апреля 2012 года N 72 "О докладе Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы в 2011 году"; от 9 марта 2011 года N 54 "О докладе Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы в 2010 году"; от 8 декабря 2010 года N 390 "О Положении о подготовке доклада Московской городской Думы о состоянии законодательства города Москвы"; от 24 декабря 2008 года N 355 "О докладе Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы"; от 30 января 2008 года N 25 "О докладе Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы".
*(41) http://inmsk.ru/. Москва, 28 июня 2013 года - РИА Новости//сообщила сотрудница пресс-службы ДПиООС//В Москве одной из ряда важных мер, принимаемых городской властью на пути к улучшению экологической ситуации, является тесное взаимодействие с жителями города. В результате уже за первые пять месяцев 2013 года на "горячую линию" ДПиООС от жителей города поступило около 4 тыс. жалоб по экологическим проблемам.
С июля 2012 года в ДПиООС поступило 151 обращение граждан и организаций, из них 64 - на "горячую линию" по вопросам несоблюдения природоохранного законодательства на территориях новой Москвы. В основном обращения граждан и организаций на присоединенных территориях содержатся жалобы на нарушения в области обращения с отходами, сбросы загрязненных вод на рельеф местности и в водные объекты, незаконную вырубку зеленых насаждений, их массовые заболевания (златка, короед) и усыхание, на случай незаконной засыпки водного объекта.
Среди наиболее волнующих горожан тем - загрязнение атмосферного воздуха, шум от ночных строек, законность вырубки деревьев, порча зеленых насаждений и почвенного покрова. Москвичей также беспокоят захламление природных территорий бытовыми и строительными отходами, загрязнение водоемов, вырубка аварийных и сухостойных деревьев.
*(42) Специализированной уполномоченной организацией по осуществлению этих работ является ГПУ "Мосэкомониторинг".
*(43) http://www.mosecom.ru/. Комплексная автоматизированная система в области охраны окружающей среды и природопользования города Москвы включает в себя:
сеть из более чем 30 автоматических стационарных станций контроля загрязнения атмосферного воздуха:
передвижную экологическую лабораторию, позволяющую контролировать уровень загрязнения воздуха и шума на различных территориях города;
60 контрольных створов наблюдения за качеством реки Москвы и ее притоков;
теплоход "Экопатруль";
253 основных площадок наблюдения за состоянием почв и почвогрунтов;
494 постоянные площадки наблюдения за состоянием зеленых насаждений;
сеть скважин для мониторинга подтопления и качества подземных вод;
14 постоянных участков наблюдений за оползневыми процессами;
более 200 участков наблюдения за карстово-суффозионными процессами.
С 2004 года в городе Москве осуществляется ведение Экологической карты города Москвы, которая представляет собой информационный ресурс, включающий тематические электронные карты по различным направлениям охраны окружающей среды. В настоящее время в составе Экологической карты города Москвы более 110 тематических электронных карт.
С 2007 года по решению Правительства Москвы осуществляются автоматические измерения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух наиболее крупными промышленными предприятиями города.
На территориях, не охваченных постоянными пунктами наблюдения, проводятся специализированные экологические обследования.
*(44) Пункт 10 Основ.
*(45) Экспертное заключение Министерства юстиции Российской Федерации по результатам проведения правовой экспертизы на Закон города Москвы от 26 сентября 2001 года N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" от 24 мая 2013 года N 04-23/16470.
*(46) Стенограмма совместного заседания комиссий от 2 июня 2013 года.
*(47) Стенограмма совместного заседания комиссий от 2 июня 2013 года.
*(48) Там же. Начальник Управления правового обеспечения ДПиООС Колесов Р.А.
*(49) Там же. И.о. заместителя руководителя ДПиООС Емельянов П.В.
*(50) http://inmsk.ru/. Москва, 18 июня 2013 года - РИА Новости//и.о. руководителя ДПиООС Антон Кульбачевский: "ООПТ существуют в каждом из округов Москвы. Меньше всего их площадь в ЦАО - здесь есть только отдельные памятники природы, которые имеют статус планируемых к созданию ООПТ. Наиболее масштабные по площади ООПТ - природно-исторический парк "Битцевский лес" в ЮЗАО, природно-исторический парк "Москворецкий" - он находится в границах двух округов - ЗАО и ЮЗАО, природно-исторический парк "Измайлово" в ВАО и, конечно, национальный парк "Лосиный остров" в ВАО и СВАО, но он имеет статус ООПТ федерального значения".
*(51) Там же: "По социальным опросам, москвичи и не ждут от ООПТ какой-то развлекательной функции. Мы тоже это поддерживаем, поэтому просто обеспечиваем на этих территориях комфорт и безопасность, а также убираем их от мусора.
...Основная инфраструктура на этих территориях состоит из дорожек, это так называемая дорожно-тропиночная сеть, как раз то, что посетителям нужно для прогулок. Также решается вопрос с малыми архитектурными формами - это лавочки, скамеечки, беседочки... У нас примерно 220 км лыжных трасс на ООПТ, среди посетителей они очень востребованы... Есть на ООПТ и теннисные корты, и гольф-поля... Наш подход таков, что на ООПТ должны быть специально оборудованные места для занятий спортом, причем не там, где гуляют люди, которые хотят наслаждаться тишиной, а в буферных зонах".
*(52) Там же: "Заповедные участки занимают примерно 2700 гектаров от общей площади ООПТ. Это действительно нетронутые, нерукотворные территории, которые развивались на протяжении многих столетий естественным образом".
*(53) Стенограмма заседания комиссии по экологической политике от 26 июня 2012 года: Г.В. Морозова.
*(54) ЗК РФ, глава XV "Земли населенных пунктов".
*(55) Стенограмма заседания комиссии по экологической политике от 26 июня 2012 года: Г.В. Морозова.
*(56) Постановление Правительства Москвы от 14 сентября 2010 года N 793-ПП "Об образовании особо охраняемой природной территории регионального значения "Природный заказник "Дегунинский".
*(57) Постановление Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 367-ПП "Об образовании особо охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Сокольники" и о проекте планировки территории парка культуры и отдыха "Сокольники".
*(58) Стенограмма заседания комиссии по экологической политике от 26 июня 2012 года: член экспертного совета А.В. Федоров.
*(59) Закон города Москвы от 29 мая 2013 года N 25 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 11 июля 2012 года N 39 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы".
*(60) Закон города Москвы от 26 декабря 2012 года N 71 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 15 июля 2009 года N 27 "О физической культуре и спорте в городе Москве".
*(61) Документ утратил силу с 23 апреля 2014 года в связи с принятием постановления Правительства Москвы от 23 апреля 2014 года N 219-ПП "Об организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг на территории города Москвы".
*(62) http://pgu.mos.ru, 22 июля 2013 года.
*(63) Обобщение практики применения мировыми судьями города Москвы законодательства города Москвы за I полугодие 2013 года.
*(64) Обобщение Прокуратурой города Москвы практики правоприменения московского законодательства за первое полугодие 2013 года.
*(65) Обобщение Прокуратурой города Москвы практики правоприменения московского законодательства за III квартал 2013 года.
*(66) Закон города Москвы от 20 ноября 2013 года N 65 "О внесении изменений в статью 16.3 Закона города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях".
*(67) Обобщение КСП Москвы практики реализации законодательства города Москвы за июль-октябрь 2013 года.
*(68) Постановление Думы от 27 сентября 2006 года N 265 "О Молодежной палате при Московской городской Думе".
*(69) Постановление Думы от 17 февраля 2010 года N 43 "Об общественном консультативном совете политических партий при Московской городской Думе".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.