Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 54122-2010
"Безопасность машин и оборудования. Требования к обоснованию безопасности"
(утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 декабря 2010 г. N 816-ст)
Safety of machinery. Requirements for justification of safety
Дата введения - 1 июня 2012 г.
Введен впервые
Приказом Росстандарта от 18 июля 2017 г. N 714-ст настоящий ГОСТ отменен с 1 сентября 2017 г. в связи с введением в действие ГОСТ 33855-2016 "Обоснование безопасности оборудования. Рекомендации по подготовке"
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Введение
Обоснование безопасности разрабатывается в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента "О безопасности машин и оборудования", утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2009 года N 753, для обеспечения соответствующего уровня:
- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
- обеспечения энергетической эффективности.
Настоящий стандарт устанавливает требования к составу и содержанию обоснования безопасности на машины и оборудование, полноте приводимой в нем информации, а также к порядку его подготовки и оформлению.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает правила построения, изложения, оформления обоснования безопасности.
Настоящий стандарт распространяется на требования безопасности, которые устанавливаются в соответствии с техническим регламентом "О безопасности машин и оборудования", утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2009 года N 753.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р ИСО 12100-1-2007 Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1. Основные термины, методология
ГОСТ Р ИСО 12100-2-2007 Безопасность машин. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 2. Технические принципы
ГОСТ Р ИСО 13849-1-2003 Безопасность оборудования. Элементы систем управления, связанные с безопасностью. Часть 1. Общие принципы конструирования
ГОСТ Р 51344-99 Безопасность машин. Принципы оценки и определения риска
ГОСТ Р 27.002-2009 Надежность в технике. Термины и определения
ГОСТ 2.501-88 Единая система конструкторской документации. Правила учета и хранения
ГОСТ 2.503-90 Единая система конструкторской документации. Правила внесения изменений
ГОСТ ЕН 1070-2003 Безопасность оборудования. Термины и определения
ГОСТ 2.201-80 Единая система конструкторской документации. Обозначение изделий и конструкторских документов
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети "Интернет" или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины, определения и сокращения
В настоящем стандарте используются термины, определения и сокращения в соответствии с техническим регламентом "О безопасности машин и оборудования", а также следующие термины и их определения.
3.1
безотказность: Свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или наработки. [ГОСТ Р 27.002-2009, статья 1.2] |
3.2
безопасность машины: Способность машины выполнять функции и иметь возможность быть транспортируемой, устанавливаемой, регулируемой, обслуживаемой, демонтируемой и утилизируемой в условиях предназначенного использования согласно инструкции изготовителя. [ГОСТ ЕН 1070-2003, статья 3.7] |
3.3
ЕСКД: Комплекс стандартов, устанавливающих взаимосвязанные правила, требования и нормы по разработке, оформлению и обращению конструкторской документации, разрабатываемой и применяемой на всех стадиях жизненного цикла изделия (при проектировании, разработке, изготовлении, контроле, приемке, эксплуатации, ремонте, утилизации). [ГОСТ Р 2.001-93, статья 3.1] |
3.4
долговечность: Свойство объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта. [ГОСТ Р 27.002-2009, п. 1.3] |
3.5 составные части, комплекты запасных частей, инструментов, принадлежностей оборудования для технического обслуживания и ремонтов; ЗИП.
3.6 краткое обоснование безопасности; КОБ: Документ, содержащий анализ риска, а также сведения из конструкторской, в т.ч. эксплуатационной, технологической документации о минимально необходимых мерах по обеспечению безопасности, сопровождающих машины и (или) оборудование на всех стадиях жизненного цикла, носящий декларативный характер, без документального подтверждения обоснования их выполнения.
3.7 критерий отказа: Признак или совокупность признаков нарушения работоспособного состояния объекта, установленные в нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.
3.8 машина и (или) оборудование; МиО: Машины и оборудование, требования к которым установлены в техническом регламенте "О безопасности машин и оборудования".
3.9
надежность: Свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования. [ГОСТ Р 27.002-2009, статья 1.1] |
3.10 обоснование безопасности; ОБ: Документ, содержащий анализ риска, а также сведения из конструкторской, в т.ч. эксплуатационной, технологической документации о минимально необходимых мерах по обеспечению безопасности, сопровождающий машины и (или) оборудование на всех стадиях жизненного цикла и дополняемый сведениями о результатах оценки рисков на стадии эксплуатации после проведения ремонта (постановление Правительства РФ от 15 сентября 2009 г. N 753 "Технический регламент "О безопасности машин и оборудования").
3.11
опасность: Источник возможных травм или нанесения другого вреда здоровью. [ГОСТ ЕН 1070-2003, статья 3.8] |
3.12
остаточный риск: Риск, остающийся после принятия мер, направленных на обеспечение безопасности. [ГОСТ ЕН 1070-2003, статья 3.90] |
3.13
отказ: Событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта. [ГОСТ Р 27.002-2009, статья 3.3] |
3.14 полное обоснование безопасности; ПОБ: Документ, содержащий анализ риска, а также сведения из конструкторской, в т.ч. эксплуатационной, технологической документации о минимально необходимых мерах по обеспечению безопасности, сопровождающий машины и (или) оборудование на всех стадиях жизненного цикла, включающий документально подтвержденное обоснование их выполнения.
3.15
показатель надежности: Количественная характеристика одного или нескольких свойств, составляющих надежность объекта. [ГОСТ Р 27.002-2009, статья 6.1] |
3.16
предельное состояние: Состояние объекта, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна по причинам опасности экономическим или экологическим. [ГОСТ Р 53480-2009, статья 46] |
3.17
ремонтопригодность: Свойство объекта, заключающееся в приспособленности к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем технического обслуживания и ремонта. [ГОСТ Р 27.002-2009, статья 1.4] |
3.18
риск: Комбинация вероятностей и степени тяжести возможных травм или нанесения другого вреда здоровью в опасной ситуации. [ГОСТ ЕН 1070-2003, статья 3.10] |
3.19
сохраняемость: Свойство объекта сохранять в заданных пределах значения параметров, характеризующих способности объекта выполнять требуемые функции, в течение и после хранения и (или) транспортирования. [ГОСТ Р 27.002-2009, статья 1.5] |
3.20 технический регламент; ТР: Технический регламент, утвержденный постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2009 г. N 753 "Технический регламент "О безопасности машин и оборудования".
4 Основные положения
4.1 ОБ является документом, который разрабатывается проектировщиком (изготовителем) на МиО.
Здесь и далее требования к ОБ распространяются на КОБ и ПОБ.
4.2 ОБ является неотъемлемой частью комплекта документации на продукцию и применяется для оценки безопасности продукции на всех стадиях ее жизненного цикла.
4.3 ОБ разрабатывается на МиО.
Допускается разрабатывать одно ОБ на несколько моделей/модификаций МиО.
4.4 Различают КОБ и ПОБ. КОБ и ПОБ отличается степенью детализации.
КОБ носит декларативный характер и не содержит результатов измерений и испытаний.
ПОБ в отличии от КОБ включает результаты всех расчетов и испытаний, полный комплект конструкторской, в т.ч. эксплуатационной документации.
4.4.1 КОБ используется для подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента.
4.4.2 ПОБ используется при проведении процедур контроля и надзора.
4.5 В ОБ допускаются ссылки на стандарты, технические условия и другие нормативные документы, при условии, что они полностью и однозначно определяют соответствующие требования и не вызывают затруднений в использовании ОБ.
Ссылки на стандарты и технические условия должны указываться по форме, приведенной в таблице 1.
Таблица 1
Обозначение и наименование документа, на который дана ссылка |
Номер раздела, подраздела, пункта, подпункта, перечисления, приложения разрабатываемого документа, в котором дана ссылка |
|
|
4.6 ОБ оформляют на листах формата А4.
4.7 Титульный лист приведен в приложении А.
В левой части титульного листа приводится код по общероссийскому классификатору продукции - ОКП (шесть знаков).
Ниже располагают:
- утверждающую подпись;
- наименование изделия (заглавными буквами);
- фраза "ОБОСНОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ";
- обозначение ОБ;
- подписи разработчиков.
4.8 Схемы, чертежи и таблицы, иллюстрирующие отдельные положения ОБ, выполняют на листах форматов А0, А1, А2, А3, А4.
Допускается применение дополнительных форматов в соответствии с ЕСКД.
4.9 Изменения указывают в листе регистрации изменений, который помещают в конце каждой главы ОБ (рекомендуемая форма листа регистрации изменений приведена в приложении Б).
4.10 Обозначение ОБ присваивает разработчик согласно ГОСТ 2.201.
Допускается использовать системы обозначения ОБ, принятые до введения в действие ГОСТ 2.201. При этом рекомендуется в соответствии с требованиями ЕСКД формировать обозначение ОБ путем добавления кода документа к обозначению основного конструкторского документа - чертеж детали, спецификация.
Пример - Обозначение спецификации плунжерного насоса - ПН 200-00-000 ОБ - ПН 200-00-000, обозначение ОБ
4.11 Разделы ОБ в зависимости от объема документа могут формироваться в один документ либо в отдельные тома.
4.12 После ввода в эксплуатацию и при эксплуатации машины или оборудования ОБ должно отражать фактическое состояние МиО и учитывать все изменения, внесенные в проект.
4.13 В ОБ должны быть внесены соответствующие изменения и дополнения, если были внесены изменения в проектную, конструкторскую, технологическую и эксплуатационную документацию, влияющие на обеспечение безопасности.
4.14 Учет, хранение и внесение изменений в ОБ проводят в порядке, установленном ГОСТ 2.501 и ГОСТ 2.503.
5 Правила построения и изложения ОБ
5.1 ОБ должно содержать введение и разделы, расположенные в последовательности, указанной в таблице 2.
Таблица 2
N раздела |
Наименование раздела |
Раздел 1 |
Основные параметры и характеристики МиО |
Раздел 2 |
Общий подход к обеспечению безопасности при проектировании МиО |
Раздел 3 |
Требования к надежности МиО |
Раздел 4 |
Требования к персоналу/пользователю МиО |
Раздел 5 |
Анализ риска применения (использования) МиО |
Раздел 6 |
Требования к безопасности при вводе в эксплуатацию МиО |
Раздел 7 |
Требования к управлению безопасностью при эксплуатации МиО |
Раздел 8 |
Требования к управлению качеством при эксплуатации МиО |
Раздел 9 |
Требования к управлению охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию, эксплуатации и утилизации МиО |
Раздел 10 |
Требования к сбору и анализу информации по безопасности при вводе в эксплуатацию, эксплуатации и утилизации МиО |
Раздел 11 |
Требования безопасности при утилизации МиО |
Примечание - ОБ может содержать приложения с результатами расчетов и другую информацию, если это не определено ТЗ. |
5.2 Состав разделов ОБ их содержание определяет разработчик в соответствии с особенностями продукции.
При необходимости ОБ, в зависимости от вида и назначения МиО, могут быть дополнены другими разделами (подразделами) или в них могут не включаться отдельные разделы (подразделы), или отдельные разделы (подразделы) могут быть объединены в один.
5.3 Содержание КОБ должно быть, насколько это практически возможно, таким, чтобы не требовалось дополнительно рассматривать ПОБ, проектные, конструкторские и эксплуатационные документы.
5.4 Информация в ПОБ должна быть представлена в объеме и со степенью детализации, необходимыми для обоснования принятых технических и организационных решений по обеспечению безопасности.
Сведения о выполнении требований не должны носить декларативный характер. Необходимо представлять документально подтвержденные обоснования их выполнения.
5.5 Если информация основана на работах или документах, то на них следует давать ссылку с указанием типа документа, авторов или организации, года выпуска, архивного или идентификационного номера.
Следует избегать повторов информации. Для предотвращения излишних повторов рекомендуется давать ссылки на соответствующие разделы.
5.6 Информация в ПОБ о выполненных расчетах, расчетных анализах должна подтверждать достаточность и полноту объема выполненных расчетов, учет всех факторов, влияющих на результат, а также содержать данные, необходимые для выполнения, если потребуется, экспертного расчета (схемы, принятые допущения, исходные данные, результаты, их интерпретацию, выводы) и (или) приведены ссылки на материалы или документы, содержащие эти данные.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 54122-2010 "Безопасность машин и оборудования. Требования к обоснованию безопасности" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 декабря 2010 г. N 816-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2012 г.
Дата введения - 1 июня 2012 г.
1 Разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ФГУП ВНИИНМАШ)
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 039 "Энергосбережение, энергетическая эффективность, энергоменеджмент"
3 Утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 декабря 2010 г. N 816-ст
4 Стандарт разработан с учетом "Законодательных актов Европейского сообщества по машиностроению" и Директивы Европарламента и Совета ЕС 2006/42/ЕС (Объединенная директива по машиностроению) для гармонизации отечественных стандартов со стандартами Европейского сообщества
5 Введен впервые
Текст ГОСТа приводится с учетом поправки, опубликован в ИУС "Национальные стандарты", 2014 г., N 3
Приказом Росстандарта от 18 июля 2017 г. N 714-ст настоящий ГОСТ отменен с 1 сентября 2017 г. в связи с введением в действие ГОСТ 33855-2016