В соответствии с Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 332, рассмотрев представленные со стороны МУП "Уфаводоканал" и Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам материалы, связанные с оспариванием в досудебном порядке постановлений Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 20.11.2013 г. N 524 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), поставляемую муниципальным унитарным предприятием по эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства "Уфаводоканал" городского округа город Уфа Республики Башкортостан", от 20.11.2013 г. N 523 "Об установлении тарифов на услуги по водоотведению, оказываемые муниципальным унитарным предприятием по эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства "Уфаводоканал" городского округа город Уфа Республики Башкортостан" установлено следующее.
В соответствии с п. 26 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. N 406 (далее - Правила регулирования тарифов), экспертное заключение по делу об установлении цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, должно содержать:
а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг;
б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;
в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях;
г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;
д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.
12 марта 2014 г. в адрес ФСТ России в соответствии с запросом информации от 25.02.2014 г. исх. N 4-1234 от Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам были представлены копии экспертных заключений по делам об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для МУП "Уфаводоканал" на 2014 г. и выписка из протокола заседания Правления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 20.11.2013 г. N 86 (письмо Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам исх. N 04-189-2014 от 04.03.2014 г., вх. N 4-2478 от 12.03.2014 г.).
Проведенный анализ вышеуказанных документов установил следующее.
Разделы "2. Обоснование обеспечения прогнозируемого объема реализации", приведенный на стр. 2 экспертных заключений Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам не содержат надлежащего анализа экономической обоснованности объемов отпуска товаров, работ, услуг, оказываемых МУП "Уфаводоканал" в сфере водоснабжения и водоотведения, а также самих расчетов объемов реализации услуг на 2014 год.
Анализ, приведенный Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам в разделах "4. Анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат на 2014 год" на стр. 3 экспертного заключения по делу об установлении тарифов на услуги водоснабжения и на стр. 2-3 экспертного заключения по делу об установлении тарифов на услуги водоотведения не может быть признан объективным и всесторонним анализом, поскольку не содержит: расчетов экономически обоснованных расходов МУП "Уфаводоканал" по статьям затрат, формирующих соответствующие финансовые потребности предприятия на реализацию производственных программ в сфере водоснабжения и водоотведения на 2014 год, ссылок на представленные со стороны предприятия обосновывающие материалы, на основании которых Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам должны были производиться соответствующие расчеты, а также анализа динамики плановых и фактических расходов регулируемой организации, сформировавшихся в прошлые регулируемые периоды в разрезе соответствующих статей затрат по видам деятельности.
В экспертных заключениях Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам по делу об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для МУП "Уфаводоканал" на 2014 год, не содержится анализа экономической обоснованности величины прибыли в разрезе видов деятельности, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации, сравнительного анализа расходов по отдельным статьям (группам расходов) и их величин по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в сопоставимых условиях.
Помимо этого, экспертные заключения Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам не содержат ссылок на правовые нормы, на основании которых регулирующий орган принял решение об исключении из расчета тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения экономически не обоснованных расходов, учтенных МУП "Уфаводоканал" в соответствующих предложениях об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на 2014 год.
Также, экспертные заключения по делам об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для МУП "Уфаводоканал" на 2014 год не содержат расчетов экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, не содержат информации о том, чем обусловлен возникший убыток предприятия, а также предложений Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам каким образом, по его мнению, данный убыток целесообразно ликвидировать.
Помимо изложенного, экспертные заключения по делам об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для МУП "Уфаводоканал" на 2014 год не содержат расчетов необходимой валовой выручки и размера тарифов по соответствующему виду деятельности.
Из вышеизложенного следует, что Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам одновременно нарушены положения пп. а), б), в), г), д) п. 26 Правил регулирования тарифов.
При этом ФСТ России отмечает следующее. В 2013 году по результатам досудебного рассмотрения спора между МУП "Уфаводоканал" и Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам (вх. N 4-458 от 13.02.2013 г.), связанным с установлением и применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения на 2013 год, ФСТ России был издан приказ от 20 июня 2013 г. N 806-д "О частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении МУП "Уфаводоканал" о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, с Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам (вх. N 4-458 от 13.02.2013 г.)" (далее - Приказ ФСТ России).
В соответствии с п. 1 Приказа ФСТ России требования МУП "Уфаводоканал" были частично удовлетворены, при этом по перечисленным в пункте 2 Приказа статьям затрат Федеральной службой по тарифам были признаны экономически обоснованными плановые значения расходов 2013 года в следующих размерах:
- "Ремонт и техническое обслуживание основных средств" - водоснабжение - 180 630,97 тыс. руб, водоотведение - 129 110,25 тыс. руб.;
- "Амортизация основных фондов" - водоотведение - 376 597,00 тыс. руб.;
- "Топливо на технологические нужды и отопление (газ)" - водоотведение - 11 115,98 тыс. руб.;
- "Тепловая энергия на отопление" - водоснабжение - 13 476,88 тыс. руб., водоотведение - 8 488,50 тыс. руб.;
- "Услуги вневедомственной охраны" - водоснабжение - 32 370,88 тыс. руб., водоотведение - 6 202,61 тыс. руб.;
- "Материалы на проведение лабораторного контроля качества воды" - водоснабжение - 4 140,35 тыс. руб., водоотведение - 2 624,93 тыс. руб.;
- "Материалы и запасные части на содержание автотранспортной техники и механизмов" - водоотведение - 6 772,34 тыс. руб.;
- "Налог на имущество" - водоснабжение - 39 695,65 тыс. руб., водоотведение - 127 796,53 тыс. руб.;
- "Проценты по инвестиционным кредитам" - водоотведение - 9 850,00 тыс. руб.
При расчете экономически обоснованных расходов МУП "Уфаводоканал" на 2014 год по части перечисленных статей затрат Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам не учел вышеуказанное, и без указания правовых и экономических оснований учел в установленных на 2014 год тарифах и признал экономически обоснованными величины расходов в меньшем, чем указано в Приказе размере, а часть статей расходов вообще не учел при формировании финансовых потребностей предприятия на реализацию производственных программ в сфере водоснабжения и водоотведения.
Например, в соответствии с информацией, приведенной Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам в разделе "4. Анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат на 2014 год" на стр. 2-3 экспертного заключения по делу об установлении тарифов на услуги водоотведения, расходы МУП "Уфаводоканал" по статье "Амортизация" были приняты регулирующим органом в размере 108 217,75 тыс. руб., что составляет только 28,74% от признанного ФСТ России экономически обоснованного объема расходов предприятия по данной статье затрат в 2013 году.
Рассчитанные Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам объемы расходов по вышеуказанным статьям расходов на 2014 год для МУП "Уфаводоканал" в условиях неизменности производственных мощностей предприятия не могли быть меньше соответствующих значений расходов за 2013 год в силу объективных экономических факторов (в т.ч. инфляционных процессов в экономике исходя из данных одобренного Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации).
Таким образом, Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам в процессе расчета экономически обоснованных расходов для МУП "Уфаводоканал" на 2014 год не руководствовался положениями законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, и необоснованно не учел в установленных постановлениями Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 20.11.2013 г. N 523 и N 524 экономически обоснованные расходы предприятия по видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения.
Помимо этого п. 29 Правил регулирования тарифов установлены обязательные требования к содержанию протоколов заседания правления регулирующего органа, на котором принимается решение об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения для соответствующей регулируемой организации.
Протокол заседания правления (коллегии) органа регулирования включает основные показатели расчета тарифов регулируемой организации на период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования).
Выписка из протокола заседания Правления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 20.11.2013 г. N 86, представленная в адрес ФСТ России письмом органа регулирования (исх. N 04-189-2014 от 04.03.2014 г., вх. N 4-2478 от 12.03.2014 г.) не содержит информации об объемах отпуска воды и принятых сточных вод, на основании которых были рассчитаны установленные тарифы, индексе потребительских цен, индексах роста цен на каждый энергетический ресурс и воду, потребляемый МУП "Уфаводоканал" при осуществлении регулируемых видов деятельности в очередном периоде регулирования, о нормативах технологических затрат электрической энергии и химических реагентов, о стоимости и сроках начала строительства (реконструкции) и ввода в эксплуатацию объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения, предусмотренных утвержденной инвестиционной программой МУП "Уфаводоканал", а также об источниках финансирования инвестиционной программы МУП "Уфаводоканал".
Также, в представленной выписке из протокола не содержится информации о видах и величинах расходов, не учтенных (исключенных) Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам при установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для МУП "Уфаводоканал" на 2014 год с указанием оснований принятия данных решений.
Таким образом, Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам было также допущено нарушение пп. б), в), д), е) п. 29 Правил регулирования тарифов.
Помимо этого, в соответствии с п. 30 Правил регулирования тарифов, орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена.
Ни в представленной выписке из протокола заседания Правления, ни в экспертных заключениях Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам по делу об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для МУП "Уфаводоканал" на 2014 год не содержалось анализа по определению объемов экономически необоснованных расходов в разрезе статей затрат, которые должны были быть исключены Государственным комитетом Республики Башкортостан.
Согласно п. 20 Правил регулирования тарифов, в случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, орган регулирования тарифов запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования.
Со стороны Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам в рамках открытого дела об установлении тарифов для МУП "Уфаводоканал" на услуги водоснабжения и водоотведения на 2014 год не запрашивались дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные расходы регулируемой организации в предыдущем периоде регулирования, которые позволили бы провести более подробный анализ экономической обоснованности заявляемых организацией расходов.
Исходя из положений п. 30 Правил регулирования тарифов, отказ Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам во включении части заявленных МУП "Уфаводоканал" расходов без описания оснований, по которым эти расходы были исключены, является экономически необоснованными и неправомерным.
В связи с выявленными нарушениями действующего законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, Федеральная служба по тарифам, а также с учетом рассмотрения данного вопроса на заседании Контрольной комиссии ФСТ России (протокол от 29.04.2014 г. N СЗ-144), предписывает:
1. Органу исполнительной власти Республики Башкортостан в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения:
- прекратить нарушения законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, выражающиеся в установлении постановлениями Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 20.11.2013 г. N 523 и N 524 для МУП "Уфаводоканал" на 2014 год тарифов, экономическая обоснованность которых не подтверждена документально в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения;
- в срок до 15 июня 2014 года привести постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 20.11.2013 г. N 523 и N 524 в соответствие с законодательством о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, установив экономически обоснованные ставки тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, при этом оформив экспертное заключение и протокол заседания правления (коллегии) Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам согласно Правилам регулирования тарифов.
2. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Башкортостан в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения письменно проинформировать Федеральную службу по тарифам, представив в Контрольно-ревизионное управление ФСТ России надлежащим образом заверенные копии:
- копии решений о приведении постановлений Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 20.11.2013 г. N 523 и N 524 в соответствие с законодательством о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения;
- протокола заседания правления органа исполнительной власти Республики Башкортостан в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, на котором принимались данные решения;
- экспертных заключений по делам об установлении для МУП "Уфаводоканал" цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения на 2014 год (с приложением сводной калькуляции затрат).
Руководитель Федеральной |
С. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предписание Федеральной службы по тарифам от 8 мая 2014 г. N 744-д "О прекращении нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения"
Текст предписания опубликован в Информационном бюллетене Федеральной службы по тарифам от 30 мая 2014 г. N 19