В соответствии с Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 332, Правилами рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 г. N 669 и Административным регламентом предоставления Федеральной службой по тарифам государственной услуги по досудебному рассмотрению споров, связанных с установлением и применением цен (тарифов), регулируемых в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях", утвержденным приказом ФСТ России от 04.06.2012 г. N 372-д, рассмотрев заявление о досудебном рассмотрении спора между ОАО "Пригородная пассажирская компания "Черноземье" (далее - ОАО "ППК "Черноземье") и Комиссией по государственному регулированию цен и тарифов Белгородской области (вх. N ФСТ-1640-29 от 23.01.2013 г.), а также представленные сторонами дополнительные материалы, установлено следующее.
В соответствии с указаниями подпункта 55 пункта 2 статьи 26.3. Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Перечнем услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", Положением об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 г. N 950, п. 8 ст. 4 закона Белгородской области от 08.11.2011 г. N 80 "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Белгородской области" определено: Правительство Белгородской области в пределах своей компетенции осуществляет регулирование тарифов на перевозку пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородной категории, автобусами по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с предложениями уполномоченного органа исполнительной власти Белгородской области, осуществляющего государственное регулирование цен и тарифов.
Комиссия по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области, как орган исполнительной власти Белгородской области в области государственного регулирования тарифов, в соответствии с Положением о Комиссии по государственному регулированию тарифов в Белгородской области, утвержденным постановлением Правительства Белгородской области от 12.10.2009 г. N 325-пп, готовит заключение и представляет в Правительство области для установления (изменения) цен (тарифов) на железнодорожные перевозки пассажиров и багажа в пригородном сообщении (кроме стоимости льготного проезда в пригородном железнодорожном транспорте к дачным и садово-огородным участкам в выходные и праздничные дни).
При осуществлении полномочий по подготовке заключения для установления (изменения) цен (тарифов) на железнодорожные перевозки пассажиров и багажа в пригородном сообщении Правительством области Комиссия по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области должна была руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 5.08.2009 г. N 643 "О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок", Методикой расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной приказом ФСТ России N 235-т/1 от 28.09.2010 г. (далее - Методика), Порядком рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, а также перечня документов, представляемых для их установления (изменения), утвержденного приказом ФСТ России от 19.08.2011 г. N 506-Т.
Приказом председателя Комиссии по государственному регулированию тарифов в Белгородской области от 31.07.2012 г. N 183-д принято решение об открытии дела по рассмотрению предложения ОАО "ППК "Черноземье" по вопросу установления (изменения) цен (тарифов) на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении на территории Белгородской области. О начале процедуры рассмотрения предложения Компании по вопросу установления (изменения) тарифов Комиссией направлено уведомление 2 августа 2012 года исх. N 29-12/2300-К.
По результатам рассмотрения предложений ОАО "ППК "Черноземье" по установлению (изменению) тарифов Комиссией по государственному регулированию цен и тарифов Белгородской области подготовлено заключение об уровне тарифов цен (тарифов) на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении для утверждения Правительством области.
Согласно п. 1 статьи 9 Закона Белгородской области от 08.11.2011 г. N 80 "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Белгородской области" тарифы, на основании которых определяется плата за перевозку пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок, и порядок их применения устанавливаются Правительством области.
В соответствии с Регламентом подготовки правовых актов Губернатора и Правительства Белгородской области, утвержденным постановлением Губернатора области от 06.11.2007 г. N 140, на основании предложений Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов Белгородской области постановлением Правительства Белгородской области от 27.11.2012 г. N 481-пп "Об утверждении тарифов на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении", утверждена предельная стоимость "0" зоны на перевозку пассажиров и провоз багажа в пригородном сообщении в размере 16,00 рублей, а также утвержден экономически обоснованный уровень тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на 2012 год в размере 14,17 рубля, на 2013 года - в размере 18,93 рубля.
ОАО "ППК "Черноземье" считает, что вынесенное Правительством Белгородской области решение об утверждении тарифов на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, является необоснованным.
ОАО "ППК "Черноземье" просит ФСТ России:
1. Признать предложения Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов Белгородской области по размеру экономически обоснованного уровня тарифов по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Белгородской области на 2012-2013 годы необоснованными.
2. Обязать Правительство Белгородской области установить экономически обоснованный уровень тарифа по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Белгородской области на 2012-2013 годы на основании экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов ОАО "ППК "Черноземье" с учетом себестоимости и уровня рентабельности пригородных пассажирских перевозок.
Рассмотрев представленные сторонами по спору материалы установлено, при расчете экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в Белгородской области Комиссией по государственному регулированию цен и тарифов Белгородской области было допущено нарушение положений пунктов 23.7.2.1, 23.7.2.2, 23.7.2.3, 23.7.2.4, 23.5 Методики:
- расчет затрат ОАО "ППК "Черноземье", связанных с оплатой услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта, на 2012 и 2013 годы произведен без учета ставок, утвержденных приказами ФСТ России от 27.07.2010 г. N 156-т/1 "Об утверждении тарифов, сборов и платы на работы (услуги), связанные с перевозкой пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении и пробегом пассажирских вагонов, выполняемые в составе дальних поездов ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Федеральная пассажирская компания", ОАО "Пассажирская компания "Сахалин", ОАО "АК "Железные дороги Якутии" и на работы (услуги) по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые ОАО "Российские железные дороги", ОАО "АК "Железные дороги Якутии", при данных перевозках, цен (тарифов) на работы (услуги) по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые ОАО "Российские железные дороги" при осуществлении перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, а также правил их применения (Тарифное руководство)" и от 04.12.2012 N 346-т/3 "Об индексации ставок тарифов, сборов и платы на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Федеральная пассажирская компания", ОАО "Пассажирская компания "Сахалин", ОАО "АК "Железные дороги Якутии", утвержденных приказом ФСТ России от 27 июля 2010 года N 156-т/1, и установлении дифференцированных по календарным периодам 2013 года индексов к уровню тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении в составе дальних поездов ОАО "Федеральная пассажирская компания";
- расчет затрат ОАО "ППК "Черноземье" по использованию арендуемых основных средств на 2012 и 2013 годы произведен без учета (анализа) ставок аренды на 2011 и 2012 годы (не проведен анализ составности и типов используемого подвижного состава в отчетном и текущем периодах регулирования), а также без учета ожидаемого на текущий период изменения арендных ставок (индекс цен производителей промышленной продукции, без продукции топливно-энергетического комплекса), в связи с отсутствием экономического обоснования изменения арендных ставок выше указанного индекса;
- расчет затрат ОАО "ППК "Черноземье" на услуги по управлению и эксплуатации подвижного состава на 2012 и 2013 годы произведен без учета (анализа) ставок платы на 2011 и 2012 годы (не проведен анализ составности и типов используемого подвижного состава в отчетном и текущем периодах регулирования), а также без учета ожидаемого на текущий период изменения ставок (индекс цен производителей промышленной продукции), в связи с отсутствием экономического обоснования изменения арендных ставок выше указанного индекса;
- расчет затрат ОАО "ППК "Черноземье" на ремонт железнодорожного подвижного состава на 2012 и 2013 годы произведен без учета (анализа) ставок ремонта на 2011 и 2012 годы (не проведен анализ составности и типов используемого подвижного состава в отчетном и текущем периодах регулирования), а также без учета ожидаемого на текущий период изменения арендных ставок (индекс цен производителей промышленной продукции), в связи с отсутствием экономического обоснования изменения арендных ставок выше указанного индекса;
- расчет собственных затрат ОАО "ППК "Черноземье" по статьям "Прочие материальные расходы", "Прочие затраты" на 2012 и 2013 годы произведен без учета изменения объемов работы (количество отправленных пассажиров).
Следствием вышеуказанных нарушений явилось то, что в экономически обоснованных затратах, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в Белгородской области для ОАО "ППК "Черноземье" на 2012 и 2013 годы некорректно учтены экономически обоснованные расходы по статьям затрат: "Услуги по использованию инфраструктуры", "Плата за пользование подвижным составом", "Управление и эксплуатация подвижного состава", "Текущий ремонт подвижного состава", "Капитальный ремонт подвижного состава", "Техническое обслуживание подвижного состава", "Прочие материальные расходы", "Прочие затраты".
Учитывая результаты анализа материалов по существу спора, а также результаты рассмотрения данного спора на заседании Контрольной комиссии ФСТ России (протокол от 18 апреля 2014 г. N СЗ-135), приказываю:
1. Частично удовлетворить требования, указанные в заявлении ОАО "Пригородная пассажирская компания "Черноземье" о досудебном рассмотрении спора с Комиссией по государственному регулированию цен и тарифов Белгородской области.
2. Органу исполнительной власти Белгородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере железнодорожных перевозок и Правительству Белгородской области в срок до 15.07.2014 г.:
- произвести перерасчет экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги ОАО "Пригородная пассажирская компания "Черноземье" в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в Белгородской области на 2012 и 2013 годы в части расходов по статьям: "Услуги по использованию инфраструктуры", "Плата за пользование подвижным составом", "Управление и эксплуатация подвижного состава", "Текущий ремонт подвижного состава", "Капитальный ремонт подвижного состава", "Техническое обслуживание подвижного состава", "Прочие материальные расходы", "Прочие затраты", с учетом настоящего приказа;
- при расчете экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги ОАО "Пригородная пассажирская компания "Черноземье" в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в Белгородской области на 2014 и 2015 годы дополнительно учесть затраты, подлежащие компенсации, выявленные при уточнении параметров расчета тарифов на 2013 год.
3. Об исполнении настоящего приказа органу исполнительной власти Белгородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере железнодорожных перевозок в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанных в пункте 2 настоящего приказа решений проинформировать Федеральную службу по тарифам, представив в Контрольно-ревизионное управление ФСТ России надлежащим образом заверенные копии:
- решений органа исполнительной власти Белгородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере железнодорожных перевозок, принятие которых предписано пунктом 2 настоящего приказа;
- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Белгородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере железнодорожных перевозок, на которых принимались вышеуказанные решения.
4. В остальной части требований, указанных в заявлении ОАО "Пригородная пассажирская компания "Черноземье", отказать в удовлетворении.
Руководитель Федеральной |
С. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по тарифам от 25 апреля 2014 г. N 686-д "О частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении ОАО "Пригородная пассажирская компания "Черноземье" о досудебном рассмотрении спора с Комиссией по государственному регулированию цен и тарифов Белгородской области"
Текст приказа опубликован в Информационном бюллетене Федеральной службы по тарифам от 23 мая 2014 г. N 18