Письмо Минфина России от 18 февраля 2014 г. N 02-06-10/6776
Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо и по результатам совместного совещания по вопросу принятия решения об отражении в бюджетной отчетности дебиторской задолженности ликвидированных юридических лиц, привлеченных к административной ответственности, сообщает.
Отношения, связанные с прекращением права требования задолженности, образовавшейся в рамках действующего федерального законодательства (далее - задолженность), и (или) признания ее безнадежной к взысканию, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации, а также иными правовыми актами, принятыми во исполнение указанных законодательных актов.
Согласно статье 160.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации (Бюджетный кодекс) начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов относятся к полномочиям администратора доходов бюджета.
При этом согласно Бюджетному Кодексу и Федеральному закону от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) финансовые требования к плательщикам по исполнению платежей в бюджет для целей бухгалтерского (бюджетного) учета являются самостоятельным объектом учета.
Вместе с тем следует отметить, что на балансе подлежат отражению не все требования, вытекающие из законодательства Российской Федерации, а лишь те из них, которые относятся к активам.
Таким образом, в случае, если по результатам осуществления мер по взысканию задолженности, установлена невозможность поступления денежных средств в доход бюджета (поступления имущественных выгод), такая задолженность (нереальная к взысканию), согласно пункту 339 Инструкции об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкции N 157н), отражается на забалансовом счете 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов" (далее - счет 04).
При этом внебалансовый учет задолженности, не являющейся активами (нереальной ко взысканию задолженности), осуществляется в целях наблюдения таковой за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должников (в течение пяти лет либо иного срока, установленного законодательством для возобновления взыскания).
Согласно пункту 34 Инструкции N 157н принятие активов к учету, а также их выбытие, в том числе в результате принятия решения об их списании, если иное не установлено указанной Инструкцией, осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом).
Таким образом, в случае установления администратором в ходе осуществления взыскания оснований по невозможности реализации предъявления требований к должнику, в том числе в связи с его отсутствием (ликвидация юридического лица, смерть должника и т.д.), задолженность указанного должника, ввиду невозможности возобновления ее взыскания, может быть списана учреждением со счета 04.
В соответствии с пунктом 2 Закона N 402-ФЗ и пунктом 6 Инструкции N 157н, к компетенции учреждения относится урегулирование в рамках своей учетной политики порядка списания задолженности ввиду невозможности ее востребования.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пунктом 2 Закона N 402-ФЗ" имеется в виду "пунктом 2 статьи 8 Закона N 402-ФЗ"
Учитывая изложенное, администратор доходов бюджета (Росфиннадзор), обладающий в соответствии с Бюджетным кодексом полномочиями по взысканию задолженности, в том числе по принятию решения о прекращении взыскания задолженности ввиду невозможности ее востребования, вправе списать указанную задолженность со счета 04 в соответствии с порядком, утвержденным актом Росфиннадзора в рамках формирования своей учетной политики.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 402-ФЗ активы и обязательства подлежат инвентаризации, в том числе для подтверждения фактического наличия задолженности, являющихся в целях бухгалтерского учета активами и проверки полноты отражения в учете финансовых требований (активов) и обязательств.
В связи с чем, для принятия учреждением решения о списании задолженности со счета 04, по мнению Департамента, целесообразно провести инвентаризацию указанных активов до составления бюджетной отчетности (в 2014 году), с целью подтверждения сальдо по состоянию на 01.01.2014 г.
Директор Департамента |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрен вопрос об отражении в бюджетной отчетности дебиторской задолженности ликвидированных юрлиц, привлеченных к административной ответственности.
Если по результатам осуществления мер по взысканию задолженности установлена невозможность поступления денег (имущественных выгод) в доход бюджета, такая задолженность (нереальная к взысканию) отражается на забалансовом счете 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов" (далее - счет 04).
Если администратор в ходе взыскания установит, что невозможно предъявить требования к должнику, в том числе в связи с его отсутствием (ликвидация юрлица, смерть должника и т. д.), задолженность ввиду невозможности возобновления ее взыскания может быть списана учреждением со счета 04.
Таким образом, администратор доходов бюджета (Росфиннадзор) вправе списать указанную задолженность со счета 04 в соответствии с порядком, утвержденным актом Росфиннадзора в рамках формирования своей учетной политики.
Для принятия учреждением решения о списании задолженности со счета 04, по мнению Минфина России, целесообразно провести инвентаризацию указанных активов до составления бюджетной отчетности (в 2014 г.) с целью подтвердить сальдо по состоянию на 01.01.2014.
Письмо Минфина России от 18 февраля 2014 г. N 02-06-10/6776
Текст письма официально опубликован не был