Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение Конституционного Суда РФ от 13 мая 2014 г. N 997-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Самсоновой Валентины Ивановны на нарушение ее конституционных прав абзацем третьим пункта 1 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В силу Семейного кодекса РФ некоторые люди не могут быть назначены опекунами (попечителями). В их числе - лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (кроме лиц, в отношении которых оно прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (кроме незаконного помещения в психостационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения, общественной нравственности и безопасности.

Заявительница обратилась в Конституционный Суд РФ, поскольку ей отказали в назначении опекуном ее внуков. Причина - наличие погашенной судимости за преступление против жизни и здоровья, предусмотренное УК РСФСР. Действующий УК РФ относит данное преступление к тяжким (особо тяжким).

Конституционный Суд РФ отказал заявительнице, пояснив следующее.

Ранее им была проверена конституционность другой нормы Семейного кодекса РФ, запрещающей той же категории лиц быть усыновителями. Он признал, что данный запрет соответствует Конституции РФ в той мере, в какой распространяется на случаи совершения тяжких и особо тяжких преступлений, половых преступлений независимо от тяжести, а также иных указанных выше преступлений. Норма конституционна постольку, поскольку на основе оценки опасности таких лиц для жизни, здоровья и нравственности усыновляемого обеспечивается соразмерность введенного ограничения обозначенным целям. В то же время в силу безусловного характера данного запрета суд при рассмотрении дел об усыновлении не правомочен учитывать обстоятельства преступления, срок, прошедший с момента его совершения, форму вины, иные существенные моменты. В указанном аспекте норма неконституционна в той мере, в какой она распространяется на людей, имевших судимость, либо лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирующим основаниям (кроме тяжких и особо тяжких, половых преступлений).

Приведенная правовая позиция применима и к запрету на назначение опекуном (попечителем).

Несовершеннолетние - это наиболее беззащитная и уязвимая категория граждан, находящаяся под особой охраной Конституции РФ. Поэтому необходимо минимизировать риски для их жизни, здоровья и нравственности. Исходя из этого ограничение лиц, совершивших тяжкие преступления, представляющие повышенную общественную опасность, в праве быть опекуном (попечителем) соответствует критерию соразмерности и конституционные права граждан не нарушает.


Определение Конституционного Суда РФ от 13 мая 2014 г. N 997-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Самсоновой Валентины Ивановны на нарушение ее конституционных прав абзацем третьим пункта 1 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации"


Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)