В дополнение к настоящему письму см. письмо ФНС России от 21 августа 2012 г. N АС-4-2/13747@
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступлений, предусмотренных статьями 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), обязаны направлять материалы в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
При этом состав материалов, направляемых в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, определен пунктами 5 - 8 Протокола N 1 к Соглашению о взаимодействии между Следственным комитетом Российской Федерации и Федеральной налоговой службой от 13.02.2012 N 101-162-12/ММВ-27-2/3 (далее - Протокол N 1).
В целях повышения эффективности взаимодействия налоговых органов и следственных органов Следственного комитета Российской Федерации Федеральная налоговая служба поручает направлять указанные материалы сопроводительным письмом (объемом не более 2 - 3 страниц), в котором необходимо отражать выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах, в том числе описание схем уклонения от уплаты налогов (сборов) (при наличии), с указанием общей суммы неуплаченных налогов и сборов, а также расчет неуплаченных сумм налогов (сборов) (с разбивкой по годам и указанием доли неуплаченных сумм налогов и сборов к общей сумме, подлежащей уплате) в случае несоответствия их максимальным суммам неуплаченных налогов (сборов), предусмотренных примечаниями к статьям 198 и 199 УК РФ.
Кроме того, в сопроводительном письме в адрес следственных органов Следственного комитета Российской Федерации необходимо сообщать информацию об участии в проведении выездных налоговых проверок сотрудников органов внутренних дел, сведения о налогоплательщике (наличие миграции, реорганизации, ликвидации и т.д.) с даты начала проверки и до даты направления материалов, а также информацию о неуплате сумм доначисленных налогов, пеней, штрафов на дату направления материалов.
Одновременно сообщается, что отдельными налоговыми органами при направлении материалов в следственные органы не выполняются требования Протокола N 1, в части следующего:
- материалы направляются в следственные органы до истечения двухмесячного срока исполнения требования об уплате налога (сбора), предусмотренного пунктом 3 статьи 32 Кодекса для добровольного погашения налогоплательщиком суммы недоимки, соответствующих пеней и штрафов;
- не направляются копии требования об уплате налогов (сборов), а также документ, подтверждающий факт и дату вручения (направления) данного требования (пункт 5 Протокола N 1, пп. 8), а также копии документов, связанных с принятием мер принудительного взыскания (пункт 5 Протокола N 1, пп. 9);
- не прилагаются копии приказов о назначении на должность лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность организации в проверяемом периоде, и материалов о привлечении их к административной ответственности, если привлекались (пункт 6 Протокола N 1, пп. 2), а также копии объяснений должностных лиц организации по фактам нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленных в ходе проверки, при отсутствии письменных возражений по акту проверки (пункты 6, 7 и 8 Протокола N 1, пп. 3);
- материалы в нарушение пункта 9 Протокола N 1 направляются не заверенные подписью должностных лиц налогового органа и не скрепленные печатью налогового органа.
Кроме того, необходимо иметь ввиду, что при выявлении в ходе проведения налоговых проверок обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах в части необоснованного заявления сумм НДС и акцизов к возмещению из бюджета (в том числе с использованием подставных организаций) и представления в налоговые органы пакета подложных документов, содержащее признаки преступления, предусмотренного статьей 159 "Мошенничество" УК РФ, данные материалы помимо направления в органы внутренних дел (часть 1.1 статьи 140, статья 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, далее - УПК РФ), могут быть направлены также в следственные органы, учитывая, что преступления, предусмотренные частями второй-четвертой статьи 159 УПК РФ, относятся к альтернативной подследственности (часть 5 статьи 151 УПК РФ).
Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящее письмо до территориальных налоговых органов и обеспечить его исполнение.
Действительный |
С.Н. Андрющенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налоговые органы при выявлении обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогового преступления, обязаны направлять материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
При этом состав материалов определен Протоколом N 1 к Соглашению о взаимодействии между СК РФ и ФНС России.
Указанные материалы нужно направлять сопроводительным письмом. Даны разъяснения о его содержании.
Отмечается, что не все налоговые органы выполняют требования названного протокола.
Указано, когда материалы помимо ОВД направляются в следственные органы.
Письмо Федеральной налоговой службы от 6 июня 2012 г. N АС-4-2/9338@ "О направлении материалов в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации"
Текст письма официально опубликован не был