Определение Верховного Суда РФ от 22 августа 2014 г. N 305-ЭС14-73
Судья Верховного Суда Российской Федерации Самуйлов С.В.,
изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дизаж М" (г. Москва; далее - общество) от 02.06.2014 N 01-2/894 на решение Арбитражного суда города Москвы от 06.09.2013 по делу N А40-14380/13, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2013 и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 03.03.2014 по тому же делу
по иску открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" (г. Саратов; далее - сетевая компания) к обществу о взыскании 4939040,80 руб. задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии, оказанных по договору от 19.09.2008 N МР6/122-21-04/1388 в октябре, ноябре 2012 года, и 443807,95 руб. неустойки,
установил:
решением Арбитражного суда города Москвы от 06.09.2013, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2013 и постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 03.03.2014, иск удовлетворен.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре судебных актов в порядке надзора общество просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении норм права.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.07.2014 дело было истребовано из Арбитражного суда города Москвы.
Заявление и дело N А40-14380/13 передано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации на основании пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 28.06.2014 N 186-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" и рассмотрено в соответствии со статьей 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по правилам, установленным статьями 291.1-291.15 этого кодекса.
Из материалов дела следует, что во исполнение договора от 19.09.2008 N МР6/122-21-04/1388 в октябре, ноябре 2012 года сетевая компания (исполнитель) оказывала обществу услуги по передаче электрической энергии до потребителей последнего. По мнению сетевой компании, общество не полностью оплатило оказанные услуги, что и стало поводом для обращения в суд с настоящим иском.
Возражая против удовлетворения иска, общество сослалось на ошибочность расчета стоимости услуг сетевой компании.
Разногласия сторон касались цены услуг передачи электроэнергии до потребителя общества - ОАО "Промтрактор". Энергопринимающие устройства этого потребителя присоединены к электрическим сетям сетевой компании через энергетические установки производителя электрической энергии.
Истец рассчитал стоимость услуг по ставке на содержание электрических сетей двухставочного тарифа и определил ее в размере 37061532 руб. за октябрь 2012 года и 36337621,36 руб. за ноябрь 2012 года.
Ответчик рассчитал стоимость этих же услуг по одноставочному тарифу за вычетом ставки двухставочного тарифа на компенсацию потерь. По мнению ответчика, стоимость услуг составила 34579484,23 руб. за октябрь 2012 года и 33880628,33 руб. за ноябрь 2012 года.
Общая сумма разногласий в размере 4939040,80 руб., а также неустойка в размере 443807,95 руб. составили цену иска.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, а также основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии регулируются Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике). Из пункта 2 статьи 26 этого закона следует, что оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. В предусмотренных законом случаях исполнение договора оплачивается по цене, установленной или регулируемой уполномоченными на то государственными органами (пункт 4 статьи 421, пункт 1 статьи 422, пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 23, пунктами 1, 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Цены (тарифы) на услуги по передаче электроэнергии по электрическим сетям, принадлежащим территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию. Государственное регулирование цен осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 35 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 цены (тарифы) подлежат применению в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики.
Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг определяются Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
В соответствии с пунктами 5, 6 Правил N 861 в случае опосредованного присоединения энергопринимающего устройства потребителя к электросети сетевой организации (в том числе присоединения через энергетические установки производителей электроэнергии, далее - потребитель на генераторном напряжении) такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии. Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Особенности установления тарифов на услуги по передаче электроэнергии для потребителей на генераторном напряжении установлены в пункте 55 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2. Так, если все энергопринимающие устройства потребителя присоединены к электросетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии и потребитель получает от данного производителя весь объем потребляемой электрической энергии, потребитель оплачивает услуги по установленной ставке тарифа на содержание электрических сетей для уровня напряжения, на котором производитель присоединен к электрическим сетям сетевой организации по напряжению станции наиболее высокого уровня.
Как следует из пункта 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178) ставка, отражающая удельную величину расходов на содержание электрических сетей, указывается отдельно при формировании двухставочного тарифа.
Спора по статусу энергопринимающих устройств ОАО "Промтрактор" и величине мощности, подлежащей применению в расчете, между сторонами не было. Следовательно, на основании указанных выше правовых норм, обязывающих потребителей на генераторном напряжении оплачивать услуги по передаче электроэнергии по установленной в двухставочном тарифе ставке на содержание электрических сетей, иск сетевой компании удовлетворен правомерно.
Достаточных оснований для иных выводов заявителем не приведено.
Вопреки доводам заявителя, цена услуг по передаче электроэнергии для потребителей на генераторном напряжении определена законодательством однозначно.
Примененная обществом методика (вычитание из одноставочного тарифа ставки на оплату технологического расхода электроэнергии двухставочного тарифа) не основана на правовых нормах. Расчет и правовое обоснование, подтвердившие бы экономическую обоснованность одноставочного тарифа в "усеченном виде", общество не представило.
В соответствии с частью 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких оснований не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
отказать обществу с ограниченной ответственностью "Дизаж М" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья |
С.В. Самуйлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 22 августа 2014 г. N 305-ЭС14-73
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
16.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8417/14
20.06.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8417/14
03.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-1222/14
18.11.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-36203/13
06.09.2013 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-14380/13