Обращаемся к Вам в связи с поступающими от банков - членов Ассоциации российских банков запросов, касающихся порядка выполнения требований пункта 1 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в части необходимости сообщения банками в налоговые органы по месту своего нахождения о счетах по учету межбанковских привлеченных средств.
В соответствии с Федеральным законом от 08.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" в НК РФ были внесены изменения и дополнения, в частности, с 1 июля 2014 г. в пункте 1 статьи 86 НК РФ установлена обязанность банков сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии, закрытии, изменении реквизитов как счетов, так и вкладов (депозитов) организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также сообщать о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств и об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N 134-ФЗ следует читать как "28.06.2013"
Согласно абзацу 9 пункта 2 статьи 11 НК РФ для целей законодательства о налогах и сборах под счетами понимаются "расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "абзацу 9 пункта 2 статьи 11" следует читать "абзацу 10 пункта 2 статьи 11"
Приведенная законодательная формулировка свидетельствует о том, что в данной норме речь идет только о счетах, открытых на основании договора банковского счета, в соответствии с которым банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету (пункт 1 статьи 845 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)). Об открытии, закрытии, изменении реквизитов данной категории счетов банки обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения в течение законодательно установленного срока.
Кроме того, согласно действующей редакции пункта 1 статьи 86 НК РФ банки обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения об открытии, закрытии, изменении реквизитов счетов по вкладам (депозитам). Данные счета открываются на основании договора банковского вклада, в соответствии с которым одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором (пункт 1 статьи 834 ГК РФ).
Таким образом, анализ положений НК РФ позволяет сделать вывод, что в настоящее время банки обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о счетах следующих категорий:
- о счетах, открываемых на основании договора банковского счета (текущие, расчетные счета);
- о счетах по вкладам (депозитам).
В этой связи существует неясность в вопросе о том, следует ли кредитным организациям сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о счетах по учету межбанковских кредитов и депозитов, а также иных межбанковских привлеченных средств.
В банковской практике распространены сделки межбанковского кредитования (МБК), при совершении которых для одного банка соответствующая сделка учитывается как кредитная (размещение средств), а для другого банка - как депозитная (привлечение средств).
Данные сделки осуществляются, как правило, на основании генеральных соглашений о совершении операций на межбанковском рынке.
В соответствии с Положением Банка России от 16.07.2012 N 385-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" учет движения средств по активным операциям, связанным с межбанковским кредитованием, кредитные организации осуществляют на балансовых счетах первого порядка N N 319-323, по пассивным операциям - на балансовых счетах первого порядка N N 312-316 подраздела "Межбанковские привлеченные и размещенные средства" раздела "Межбанковские операции".
Счета по учету межбанковских кредитов и депозитов и иных межбанковских привлеченных средств являются внутрибанковскими счетами для учета средств, привлеченных кредитной организацией в связи с совершением сделки на рынке МБК, а также для фиксирования графика возврата указанных средств, т. е. записи этих счетов показывают текущее состояние задолженности кредитной организации в рамках конкретной сделки МБК. При этом на счетах по учету межбанковских кредитов и депозитов и иных межбанковских привлеченных средств отражаются сделки, совершенные на основании двусторонних Генеральных соглашений о проведении операций на рынке МБК, а не на основании договора банковского счета.
Признаки счетов по учету межбанковских кредитов и депозитов и иных межбанковских привлеченных средств свидетельствуют о том, что данные счета не подпадают ни под понятие счета, предусмотренное пунктом 2 статьи 11 НК РФ, ни под категорию счетов по вкладу (депозиту).
Кроме того, счета по учету межбанковских привлеченных и размещенных средств не предусмотрены главой 2 "Виды счетов" Инструкции Банка России от 30.05.2014 г. N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов", в которой определен порядок открытия и закрытия в Российской Федерации кредитными организациями банковских (текущих, расчетных) счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов юридическим лицам, физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, занимающимся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также судам, подразделениям службы судебных приставов, правоохранительным органам в российской и иностранной валюте.
Исходя из изложенного, можно обоснованно предположить, что у банков отсутствует обязанность сообщать в налоговые органы об открытии, закрытии, изменении реквизитов счетов по учету межбанковских привлеченных и размещенных средств (балансовые счета первого порядка N N 312-316) в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 86 НК РФ.
Тем не менее, вследствие особенностей правовой природы счетов по учету межбанковских привлеченных средств невозможно однозначно ответить на вопрос о том, обязаны ли кредитные организации уведомлять налоговые органы по месту своего нахождения об открытии, закрытии и изменении реквизитов счетов по учету межбанковских кредитов и депозитов, а также иных межбанковских привлеченных средств.
В случае если у банка такая обязанность существует, возникают также следующие вопросы:
- какое основание для открытия депозитного счета должен указывать банк в уведомлении в налоговый орган - генеральное соглашение о совершении операций на межбанковском рынке или разовое согласование условий сделки, проведенное между сторонами при помощи средств специальной связи (например, SWIFT);
- в каком порядке банки должны заполнять уведомления об открытии счета для учета средств, привлеченных от банков-нерезидентов, которые не состоят на учете в налоговых органах Российской Федерации и не имеют ИНН, КПП, а также иных кодов постановки на учет юридических лиц;
- при совершении сделок по привлечению средств на межбанковском рынке на основании генеральных соглашений не требуется устанавливать корреспондентские отношения и открывать корреспондентский счет, поэтому банки не обязаны осуществлять сбор комплекта документов своих контрагентов, в том числе иностранных банков - контрагентов. Соответственно, банки зачастую лишены возможности получить ряд сведений в отношении своих контрагентов. В связи с этим неясно, будет ли считаться надлежащим исполнением обязанности, предусмотренной пунктом 1 статьи 86 НК РФ, направление банком в налоговый орган уведомления, в которое будут внесены данные этого банка, а также данные открытого счета по депозитной сделке и название банка-контрагента на иностранном языке.
Принимая во внимание неоднозначность действующего правового регулирования и отсутствие правоприменительной практики, во избежание привлечения банков к ответственности за нарушение требований законодательства о налогах и сборах просим Вас высказать официальную позицию Минфина России по вышеуказанным вопросам.
С уважением,
Президент |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 25 августа 2014 г. N А-01/5-517 "О порядке исполнения банками требований пункта 1 статьи 86 НК РФ"
Текст письма официально опубликован не был