1. Заказчик не вправе устанавливать дополнительные требования к участникам закупок, кроме тех, которые предусмотрены законом.
Заказчиком проведен открытый конкурс на право заключения государственного контракта на строительство транспортной развязки автомобильной дороги с пересечением в разных уровнях железнодорожных путей на 87 км перегона Михнево-Жилево Московской железной дороги по адресу: Московская область, Ступинский район, вблизи д.Жилево.
В ФАС России поступила жалоба организации на действия Заказчика, Аукционной комиссии при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов устанавливается обязательное требование к участникам размещения заказа о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа кроме требований, указанных в частях 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов и установленных в соответствии со статьей 55.3 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц. В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса, лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией (например, услуги по сбору, транспортировке отходов, услуги по монтажу пожарной сигнализации). В случае если в один лот со строительными работами включены иные работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии и которые могут выполняться (оказываться) посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией (например, услуги по сбору, транспортировке отходов; услуги по монтажу пожарной сигнализации), то установление требования о выполнении таких работ или услуг лицом, осуществляющим строительство, лично, и, соответственно, установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в торгах копии соответствующей лицензии является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
На заседании Комиссии установлено, что пунктом 1.6.5 Конкурсной документации "Обязательные требования к участникам размещения заказа", Заказчиком предусмотрены требования, в том числе о соответствии "участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом конкурса. В случае если законодательством предусмотрено лицензирование вида деятельности, являющегося предметом конкурса, участники размещения заказа должны обладать соответствующей лицензией (пункт 8.10 части III "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА КОНКУРСА")".
При этом согласно пункту 8.10 Информационной карты Конкурсной документации, Заказчиком установлено требование к участникам размещения заказа о наличии лицензии МЧС на проведение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (в части производства работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций; монтажу, ремонту и обслуживанию первичных средств пожаротушения).
Вместе с тем, указанное требование не предусмотрено частями 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов. При этом в соответствии с пунктом 1.7 Конкурсной документации, пунктом 1.1 проекта государственного контракта, участник размещения заказа вправе привлечь к исполнению контракта соисполнителей (субподрядчиков), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации требование к участнику размещения заказа о наличии лицензии МЧС, нарушают часть 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Заказчик обратился в Арбитражный суд г. Москвы. Суд в решении указал, что "На заседании Комиссии установлено, что пунктом 1.6.5 Конкурсной документации "Обязательные требования к участникам размещения заказа", Заказчиком предусмотрены требования, в том числе о соответствии "участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом конкурса. В случае если законодательством предусмотрено лицензирование вида деятельности, являющегося предметом конкурса, участники размещения заказа должны обладать соответствующей лицензией (пункт 8.10 части III "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА КОНКУРСА")".
При этом согласно пункту 8.10 Информационной карты Конкурсной документации, Заказчиком установлено требование к участникам размещения заказа о наличии лицензии МЧС на проведение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (в части производства работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций; монтажу, ремонту и обслуживанию первичных средств пожаротушения).
Вместе с тем, указанное требование не предусмотрено частями 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов. При этом в соответствии с пунктом 1.7 Конкурсной документации, пунктом 1.1 проекта государственного контракта, участник размещения заказа вправе привлечь к исполнению контракта соисполнителей (субподрядчиков), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, ФАС России правомерно пришла к выводу, что действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации требование к участнику размещения заказа о наличии лицензии МЧС, нарушают часть 4 статьи 11 Закона о размещении заказов."
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о законности и обоснованности решения ФАС России.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.07.2014 г. по делу N А40-34407/2014)
2. Оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения электронного аукциона.
Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на выполнение остатков подрядных работ по строительству объекта: "Очистные сооружения для мкр. 1 района Северный и ТП (2 пусковой комплекс)" Заказ N 04-6539 (доля города), по адресу: район Лианозово, МКАД, 83 км, вл.6-8, СВАО города Москвы.
В ФАС России поступила жалоба организации на действия Заказчика, Аукционной комиссии при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе указанный закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контрактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено статьей 112 Закона о контрактной системе. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, сохраняют свою силу.
Следовательно, проведение Аукциона осуществляется в соответствии с Законом о размещении заказов.
В соответствии с частью 23 статьи 41.10 Закона о размещении заказов оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения открытого аукциона в электронной форме, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для проведения открытого аукциона, равный доступ участников открытого аукциона к участию в нем.
Согласно доводу Заявителя, 07.04.2014 у Заявителя отсутствовала возможность подачи предложения о цене контракта в связи с необеспечением Оператором электронной площадки надежности функционирования программных и технических средств, используемых при проведении Аукциона.
На заседании Комиссии представителем Оператора электронной площадки не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих, что 07.04.2014 электронная площадка работала в штатном режиме, без сбоев.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что решением Комиссии по делу от 15.04.2014 N К-600/14 в действиях Оператора электронной площадки установлено нарушение части 22 статьи 68 Закона о контрактной системе, выразившееся в необеспечении 07.04.2014 надежности функционирования программных и технических средств, используемых при проведении электронного аукциона.
Таким образом, не обеспечив Заявителю 07.04.2014 возможность подачи предложения о цене контракта в период проведения Аукциона, Оператор электронной площадки нарушил часть 23 статьи 41.10 Закона о размещении заказов.
Заявитель, не согласившись с решением ФАС России обжаловал его в Арбитражный суд г. Москвы. Суд, рассмотрев указанное дело пришел к выводу о законности и обоснованности решения ФАС России.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.07.2014 г. по делу N А40-68582/14)
3. В случае, если заказчик надлежащим образом не установил в документации требования технического задания, комиссия заказчика не может отказывать организации в допуске к участию в закупке в связи с несоответствием указанным требованиям.
Заказчик проводил открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на ремонт автомобильной дороги.
В ФАС России поступила жалоба организации на действия Заказчика, Аукционной комиссии при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 41.9 Закона о размещении заказов на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащих сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе, участником открытого аукциона или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в открытом аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 41.9 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае: 1) непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, или предоставления недостоверных сведений; 2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 01.11.2013 N 104-ЭФ Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе основании того, что:
"Согласно требованиям п. 29 приложения N 7 к Документации товар "Знаки дорожные III типоразмера со световозвращающей пленкой Б высокоинтенсивной" должен быть изготовлен с применением световозвращающей пленки типа Б - пленки с высокой интенсивностью световозвращения, имеющей оптическую систему из сферических линз (микростеклошариков), сгруппированных в ячейках, значения коэффициента световозвращения (удельного коэффициента силы света, кд* лк-1 *м-2) товара со световозвращающей поверхностью при угле наблюдения а=20' должны соответствовать пленке типа Б, приведенным в таблице ниже
Цвет элемента изображения знака |
Тип пленки |
Угол освещения bv, (при bн = 0°) |
||||
5° |
10° |
20° |
30° |
40° |
||
Коэффициент световозвращения, кд*лк-1 *м-2 | ||||||
Белый, серебристый |
Б |
170,0 |
100,0 |
85,0 |
65,0 |
40,0 |
Синий |
Б |
9,0 |
7,0 |
6,0 |
5,0 |
3,0 |
В Заявке 3 (что следует из сведений п. 29 таблицы первой части Заявки 3 (далее - Таблица 3)) предлагается к использованию световозвращающая призматическая пленка высокоинтенсивного типа Prismatic grade серии Т-6500 без указания ее соответствия пленке типа Б.
Значения коэффициента световозвращения (удельного коэффициента силы света, кд*лк" *м~) знаков со световозвращающей поверхностью при угле наблюдения а=20' предлагаемой пленки, приведенные ниже, соответствуют требованиям для типа В.
Цвет элемента изображения знака |
Тип пленки |
Угол освещения bv, (при bн = 0°) |
||||
5° |
10° |
20° |
30° |
40° |
||
Коэффициент световозвращения, кд*лк-1 *м-2 | ||||||
Белый, серебристый |
Prismatic grade |
394 |
388 |
342 |
243 |
113 |
Синий |
Prismatic grade |
43 |
41 |
29 |
18 |
11 |
Наличие и величина (значение) коэффициента световозвращения указывает на то, что при выполнении работ будет использоваться товар отличный от требований п. 29 приложения N 7 к Документации.
Для товара "Геосетка для технологической прослойки при устройстве асфальтобетонных покрытий" (что следует из сведений п. 21 Таблицы 3) указана точная величина параметра "размер ячеек" - "40x40мм", что не соответствует требованию п. 21 приложения N 7 к Документации, где указано, что "Размер ячейки 37,5 х 37,5мм", т.е. является неизменяемым.
Кроме того, в Заявке 3 неверно указаны товарные знаки для товаров: "Стабилизирующая добавка" (п. 11 Таблицы 3), "Геосетка для технологической прослойки при устройстве асфальтобетонных покрытий" (п. 21 Таблицы 3), "Безусадочная быстротвердеющая бетонная смесь тиксотропного типа, содержащая полимерную фибру" (п. 26 Таблицы 3)".
Техническим заданием документации об Аукционе установлена инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, согласно которой "показатели, значения которых не могут изменяться, - это показатели, для которых нет сведений об их возможном изменении в Таблице 1 и которые не имеют другие значения кроме указанных в Таблице 1". Вместе с тем, из указанной инструкции не представляется возможным определить, какие именно показатели, указанные в Таблице 1, являются показателями, значения которых не могут изменяться.
Учитывая, что документация об Аукционе не содержит инструкции, позволяющей надлежащим образом участникам размещения заказа заполнить первую часть заявки на участие в Аукционе, действия Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе на основании того, что Заявителем указаны отличные от содержащихся в Техническом задании документации об Аукционе значения показателя "коэффициенты световозвращения", нарушают положения Закона о размещении заказов.
Также представителем Заказчика на заседании Комиссии не представлено доказательств того, что указанные в пунктах 11, 21, 26 заявки Заявителя на участие в Аукционе товарные знаки товаров указаны неверно.
Также в пункте 21 Технического задания документации об Аукционе установлены параметры товара "Геосетка для технологической прослойки при устройстве асфальтобетонных покрытий", в том числе размер ячеек 37,5 х 37,5 мм. Вместе с тем, пунктом 47 Приложения N 4 "Ведомости объемов работ" к документации об Аукционе предусмотрено выполнение работы по укладке геосетки с размером ячеек 40 х 40 мм, с прочностью при растяжении по длине 50 кН/м, по ширине 50 кН/м, удлинение при разрыве 6%.
На заседании Комиссии установлено, что в пункте 21 заявки Заявителя на участие в Аукционе указан размер ячеек - 40x40мм, что соответствует Приложению N 4 "Ведомости объемов работ" к документации об Аукционе.
Учитывая, что Техническое задание документации об Аукционе и Приложение N 4 "Ведомости объемов работ" к документации об Аукционе содержат противоречия в части размера ячеек, действия Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе на основании указания Заявителем величины параметра "размер ячеек" - "40 x 40 мм", нарушают положения Закона о размещении заказов.
Кроме того, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе участнику размещения заказа с номером заявки 1 отказано в допуске к участию в Аукционе на основании того, что:
1 - в заявке в пунктах 7, 8, 12, 13 указаны конкретные значения параметра "полный остаток на контрольном сите 0,5d"; наличие и величина данного параметра указывает на то, что при выполнении работ будет использоваться товар, отличный от требований документации об Аукционе, так как "полный остаток на контрольном сите 0,5d" не допустим;
2 - в пункте 13 заявки для компонента "песок природный для строительных работ, средний" указан параметр с конкретным значением: "коэффициент фильтрации, м/сут" - "1,38". Наличие и величина (значение) данного параметра указывает на то, что при выполнении работ будет использоваться товар отличный от требований пункта 13 технического задания документации об Аукционе, так как показатель "коэффициент фильтрации, м/сут" отсутствует в пункте 13 технического задания документации об Аукционе;
3 - для товара "термопластик для дорожной разметки белый, желтый" для цвета желтый величина параметра "координата Х цветности отвердевшего термопластика 4-ой угловой точки" отсутствует, что противоречит пункту 17 технического задания документации об Аукционе, для товара "Знаки дорожные III типоразмера со световозвращающей пленкой Б высокоинтенсивной" для цвета "Белый, серебристый" величина параметра "координата Х 1-ой угловой точки" отсутствует, что противоречит пункту 29 технического задания документации об Аукционе.
1) Согласно пунктам 7, 8, 12, 13 технического задания документации об Аукционе установлены требования к щебню из природного камня для строительных работ, в том числе полные остатки на контрольных ситах при рассеве щебня должны соответствовать следующим требованиям, где d и D - наименьшие и наибольшие номинальные размеры зерен.
Диаметр отверстий контрольных сит, мм |
d |
0,5 (d + D) |
D |
1,25 D |
Полные остатки на ситах, % по массе |
От 90 до 100 |
От 30 до 60 |
До 10 До 0,5 |
Также щебень из природного камня для строительных работ должен соответствовать требованиям ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия".
В заявке участника размещения заказа с номером заявки 1 в пунктах 7, 8, 12, 13 указан дополнительный диаметр отверстий контрольных сит 0,5 d.
Согласно ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" для щебня и гравия фракций от 5 (3) до 10 мм и смеси фракций от 5 (3) до 20 мм применяют дополнительно: нижние сита 2,5 мм (1,25 мм), полный остаток на которых должен быть от 95% до 100%.
Следовательно, указание участником размещения заказа с номером заявки 1 дополнительного параметра щебня из природного камня для строительных работ - диаметр отверстий контрольных сит 0,5 d, не противоречит требованиям ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия".
Вместе с тем, представителем Заказчика на заседании Комиссии не представлено доказательств того, что указание дополнительного параметра щебня из природного камня для строительных работ - диаметр отверстий контрольных сит 0,5 d свидетельствует о несоответствии предлагаемого указание участником размещения заказа с номером заявки 1 товара требованиям Заказчика.
2) согласно требованиям документации об Аукционе параметр "коэффициент фильтрации, м/сут" в пункте 13 технического задания документации об Аукционе отсутствует, вместе с тем, в пункте 5 технического задания документации об Аукционе для товара "песок природный для строительных работ, средний" указано, что "коэффициент фильтрации должен быть не менее 1,0 м/сут".
Комиссия, изучив заявку участника размещения заказа с номером заявки 1, представленную представителем Заказчика на заседании Комиссии, установила, что в заявке в пункте 13 указан параметр "песка природного для строительных работ, средний" - коэффициент фильтрации, м/сут" - "1,38".
На заседании Комиссии представителем Заказчика не представлено доказательств того, что указание участником размещения заказа с номером заявки 1 в пункте 13 заявки на участие в Аукционе дополнительного параметра песка природного для строительных работ - "коэффициент фильтрации, м/сут" свидетельствует о несоответствии предлагаемого Заявителем товара требованиям Заказчика.
3) согласно пункту 17 технического задания документации об Аукционе установлены требования к товару "термопластик для дорожной разметки белый, желтый", в том числе "координаты цветности отвердевших термопластиков должны соответствовать значениям, в том числе
Цвет |
Обозначение координат цветности |
Координаты угловых точек с 1-й по 4-ю цветовую область дорожной разметки |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Желтый |
Х |
0,443 |
0,545 |
0,465 |
0,389 |
Согласно пункту 29 технического задания документации об Аукционе установлены требования к товару "Знаки дорожные III типоразмера со световозвращающей пленкой Б высокоинтенсивной", в том числе координаты цветности угловых точек цветовых областей должны соответствовать значениям:
Цвет элемента изображения |
Обозначение координат |
Координаты цветности угловых точек цветовых областей |
Знаки со световозвращающей поверхностью |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
Белый, серебристый |
X |
0,285 |
0,325 |
0,335 |
0,375 |
|
У |
0,355 |
0,355 |
0,305 |
0,305 |
|
На заседании Комиссии установлено, что заявка участника размещения заказа с номером заявки 1 содержит требуемые Заказчиком в документации об Аукционе координату Х цветности отвердевшего термопластика 4-ой угловой точки, координату Х 1-ой угловой точки, незначительное смещение указанных показателей в графе "значение показателей" заявки на участие в Аукционе не свидетельствует об их отсутствии.
Учитывая изложенное, действия Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе Заявителю, участнику размещения заказа с номером заявки 1 в допуске к участию в Аукционе нарушают часть 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.
Заказчик обратился в Арбитражный суд г. Москвы для обжалования решения ФАС России.
Суд, рассмотрев указанное дело, указал в решении "В силу ч. 5 ст. 41.9 Закона о размещении заказов отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным ч. 4 указанной статьи, не допускается.
Согласно п. 1 документации об аукционе заявка на участие в аукционе должна содержать согласие участника размещения заказа на выполнение работ на условиях положений настоящей документации об аукционе и приложений к ней, а также конкретные показатели используемых товаров, соответствующие значениям, установленным в приложении N 7 "Требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ" к документации об аукционе, и указание на товарные знаки (их словесное обозначение) (при их наличии) предлагаемых для использования товаров.
Суд первой инстанции, на основе исследования и оценки по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющихся в материалах дела доказательств, пришел к правомерному выводу о доказанности факта нарушения аукционной комиссией положений ч. 5 ст. 41.9 Закона о размещении заказов и признал решение антимонопольного органа законным и обоснованным."
Учитывая изложенное, суд отказал в удовлетворении требований заявителя.
(см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2014 г. по делу N А40-16690/14)
4. Комиссия заказчика обязана оценивать заявки участников закупки по тем критериям и порядку оценки, который установил заказчик в документации о закупке.
Заказчик провел открытый конкурс на право заключения государственного контракта на выполнение научно-исследовательской работы.
В ФАС России поступила жалоба организации на действия Заказчика, Аукционной комиссии при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 28 Закона о размещении заказов для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с частью 7 статьи 28 Закона о размещении заказов порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством Российской Федерации. При установлении порядка оценки заявок на участие в конкурсе Правительством Российской Федерации предусматриваются виды критериев из указанных в части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов, их содержание и значимость таких критериев в зависимости от видов товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 28 Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд" (далее - Правил), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 722, для определения рейтинга заявки по критерию "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг" в конкурсной документации устанавливаются: предмет оценки и исчерпывающий перечень показателей по данному критерию.
Заказчиком в Конкурсной документации установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе, в том числе, "качество работ и квалификация участника размещения заказа". Для оценки и сопоставления указанного критерия применяются показатели: "опыт выполнения работ, аналогичных предмету конкурса" (0-35 баллов) и "предлагаемая методология выполнения НИР, ее эффективность и обоснованность" (0-65 баллов).
Согласно части 10 статьи 28 Закона о размещении заказов конкурсная комиссия ведет протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, в котором должны содержаться сведения о решении каждого члена комиссии о присвоении заявкам на участие в конкурсе значений по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в конкурсе.
Согласно пункту 30 Правил для получения оценки (значения в баллах) по критерию (показателю) для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами конкурсной комиссии по критерию (показателю).
Комиссия, изучив заявку Заявителя, представленную представителем Заказчика на заседание Комиссии, установила, что протокол оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе не содержит сведения о присвоении заявкам оценки по каждому из установленных показателей "опыт выполнения работ, аналогичных предмету конкурса" и "предлагаемая методология выполнения НИР, ее эффективность и обоснованность" по критерию "качество работ и квалификация участника размещения заказа".
Таким образом, Конкурсная комиссия при составлении Протокола оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе нарушила часть 10 статьи 28 Закона о размещении заказов.
Заказчик обратился в Арбитражный суд г. Москвы для обжалования решения ФАС России.
Суд, рассмотрев указанное дело, указал в решении "Согласно части 10 статьи 28 Закона о размещении заказов конкурсная комиссия ведет протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, в котором должны содержаться сведения о решении каждого члена комиссии о присвоении заявкам на участие в конкурсе значений по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в конкурсе.
Согласно пункту 30 Правил для получения оценки (значения в баллах) по критерию (показателю) для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами конкурсной комиссии по критерию (показателю).
Ответчиком установлено, что протокол оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе от 08.11.2013 N 0173100008313000151-ПЗ не содержит сведения о присвоении заявкам оценки по каждому из установленных показателей "опыт выполнения работ, аналогичных предмету конкурса" и "предлагаемая методология выполнения НИР, ее эффективность и обоснованность" по критерию "качество работ и квалификация участника размещения заказа".
Исходя из вышесказанного, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении."
Учитывая изложенное, суд отказал в удовлетворении требований заявителя.
(см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2014 г. по делу N А40-12280/2014)
5. В документации о закупке заказчик обязан установить инструкцию по заполнению заявки на участие в закупке.
Заказчик провел открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту: "Строительство транспортной развязки по ул. Сахалинской через железнодорожный переезд".
В ФАС России поступила жалоба организации на действия Заказчика, Аукционной комиссии при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе от 22.04.2013 N 0161300000113000045-1 Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе на основании пункта 2 части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, а именно: "отсутствуют следующие наименования и характеристики строительных материалов: "Арматура АI марки Ст3сп диаметром 10, 12, 14, 16, 18, 20 мм"; "Арматура А III марки 25Г2С диаметром 14,16,18,25,28,32 мм"; "Бетон В40, F300, W8"; "Бетон В20, F 300 W4", "Кольцо стеновое КС10.3, КС10.6, КС10.9, КС15.6, КС15.9, КС15.9а, КС20.6, КС20.9, КС20.9б, КС25.6, КС25.9"; "Полосовая сталь 16Д 10х160 мм, 10х140 мм, 10х190 мм, 20х5 мм, 180х5 мм"; и т.д.".
В соответствии с частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае: 1) непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, или предоставления недостоверных сведений; 2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
Вместе с тем, на основании решения от 01.03.2013 по делу N К-264/13, принятого по итогам рассмотрения жалобы Заявителя, поданной в ФАС России 25.02.2013, Заказчику, Уполномоченному органу выдано предписание, в соответствии с которым, в том числе, Заказчику, Уполномоченному органу предписано привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о размещении заказов. Срок исполнения указанного предписания 15.03.2013.
На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа представили письмо от 14.03.2013, согласно которому в документацию об Аукционе внесены изменения с учетом решения от 01.03.2013 по делу N К-264/13.
В соответствии с пунктом 22 информационной карты документации об Аукционе "заявка участника размещения заказа должна быть подготовлена в соответствии с обозначениями, установленными Технической частью документации об открытом аукционе, указанными в п. 3.2.1 Инструкции участникам размещения заказа".
Подпунктом 3 пункта 3.2.3 Раздела I "Инструкция участникам размещения заказа" документации об Аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать "согласие, предусмотренное подпунктом 2 пункта 3.2.1. Инструкции участникам размещения заказа документации об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара".
При этом "наименования и значения показателей, используемых при выполнении работ строительных материалов, оборудования, должны соответствовать наименованиям, значениям показателей строительных материалов, оборудования, в том числе техническим параметрам, установленным в Технической части. При подаче сведений участник размещения заказа должен применять обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в Технической части".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что Техническая часть документации об Аукционе состоит из проектной документации, содержащей текстовые и графические материалы, определяющие требования к используемым товарам, и двух документов, содержащих перечень нормативных документов, в соответствии с которыми должны быть выполнены работы, а также показатели товаров, помимо тех, которые указаны в проекте. В связи с чем, участник размещения заказа должен был указать в составе первой части заявки на участие в Аукционе конкретные показатели товаров, соответствующие значениям, установленным в Технической части документации об Аукционе, в том числе, установленные в проектной документации.
На заседании Комиссии установлено, что часть показателей товаров, используемых при выполнении работ, указана Заказчиком в следующих файлах: "Техническая часть 2.part1.", "Техническая часть 8", а часть - непосредственно в составе проектной документации, например: файл "Техническая часть 1.part1" содержит следующие показатели товаров: "Арматура А III марки 25Г2С диаметром 16, 25", "Полосовая сталь 16Д 10х160 мм", "Арматура А I марки стали Ст3сп диаметром 10, 20".
При этом инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе не установлено, в каком именно разделе документации об Аукционе содержатся значения показателей, которые следует указать участникам размещения заказа в своих заявках на участие в Аукционе, в связи с чем, не представляется возможным заполнить заявку, соответствующую требованиям Заказчика.
Таким образом, Заказчик, не установив в документации об Аукционе надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, нарушил пункт 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Заказчик обратился в Арбитражный суд г. Москвы для обжалования решения ФАС России.
Суд, рассмотрев указанное дело, указал в решении "Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что в соответствии с п. 22 информационной карты документации об аукционе "заявка участника размещения заказа должна быть подготовлена в соответствии с обозначениями, установленными технической частью документации об открытом аукционе, указанными в п. 3.2.1 инструкции участникам размещения заказа".
Из Протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе от 22.04.13 следует, что участник под номером 2 (ОАО "Дальмостострой") не допущен. Основанием явилось то, что участник указал не все наименования и характеристики строительных материалов, оборудования, предусмотренных проектом, входящим в состав Технической части.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в аукционе не установлено, в каком именно разделе документации об аукционе содержатся значения показателей, которые следует указать участникам размещения заказа в своих заявках на участие в аукционе, в связи с чем, не предоставляется возможным заполнить заявку, соответствующую требованиям Заказчика."
Учитывая изложенное, суд отказал в удовлетворении требований заявителя.
(см. постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 08.07.2014 г. по делу N А40-103500/13-147-975)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор судебной практики по вопросам, связанным с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, сентябрь 2014)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.