Первый заместитель |
С.Ф. Вельмяйкин |
Типовая государственная программа
субъекта Российской Федерации (подпрограмма государственной программы) по улучшению условий и охраны труда на 2015-2017 годы
Общие положения
Одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является обеспечение снижения уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости путем реализации системы мер, направленных на улучшение условий и охраны труда.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации*(1) с 1 января 2014 года программы (комплекс мероприятий) субъектов Российской Федерации в области улучшения условий и охраны труда могут реализовываться в форме:
- государственной программы субъекта Российской Федерации;
- подпрограммы государственной программы субъекта Российской Федерации (далее - подпрограмма), основных мероприятий, мероприятий в составе основных мероприятий государственных программ. Подпрограммы могут содержать ведомственные целевые программы и основные мероприятия*(2).
Данная типовая государственная программа субъекта Российской Федерации (подпрограмма государственной программы) по улучшению условий и охраны труда должна способствовать унификации программных документов в этой сфере и служить основой для их разработки.
В государственную программу субъекта Российской Федерации (подпрограмму) по улучшению условий и охраны труда*(3) (далее - Государственная программа (подпрограмма)) рекомендуется включать следующие разделы*(4):
а) паспорт Государственной программы (подпрограммы);
б) характеристика проблемы, решение которой осуществляется путем реализации Государственной программы (подпрограммы), включая анализ причин ее возникновения, целесообразность и необходимость решения на уровне субъекта Российской Федерации;
в) приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы (подпрограммы), цели (при необходимости), задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание ожидаемых результатов, сроков и контрольных этапов реализации Государственной программы (подпрограммы);
г) перечень и описание программных мероприятий по этапам реализации Государственной программы, включая состав мероприятий, информацию о необходимых ресурсах (с указанием направлений расходования средств и источников финансирования) и сроках реализации каждого мероприятия;
д) прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации Государственной программы (подпрограммы) (в случае наличия);
е) информация об участии государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации Государственной программы (подпрограммы);
ж) обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Государственной программы (подпрограммы);
з) анализ рисков реализации Государственной программы (подпрограммы) и описание мер управления рисками.
и) методика оценки эффективности программы.
Государственная программа (подпрограмма), как правило, содержит (в указанной последовательности):
- титульный лист;
- паспорт;
- содержательную часть;
- приложения.
Паспорт
Государственной программы (подпрограммы) субъекта Российской Федерации по улучшению условий и охраны труда
Наименование |
|
Утверждающий нормативный правовой акт*(1) |
|
Исполнитель |
|
Участники |
|
Программно-целевые инструменты государственной программы (подпрограммы) |
|
Цели |
Улучшение условий и охраны труда у работодателей, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и, как следствие, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. |
Задачи*(2) |
1. Обеспечение оценки условий труда работников и получения работниками объективной информации о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах. 2. Реализация превентивных мер, направленных на улучшение условий труда работников, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно-профилактического обслуживания и обеспечение современными высокотехнологичными средствами индивидуальной и коллективной защиты работающего населения. 3. Обеспечение непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения. 4. Содействие внедрению современной высокотехнологичной продукции и технологий, способствующих улучшению условий и охраны труда. 5. Совершенствование нормативно-правовой базы субъекта Российской Федерации в области охраны труда. 6. Информационное обеспечение и пропаганда охраны труда. |
Целевые индикаторы (показатели) |
1. Уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости: 1.1. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом; 1.2. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более; 1.3. Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего; 1.4. Численность работников с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических медицинских осмотров. 2. Динамика оценки условий труда: 2.1. Количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда; 2.2. Удельный вес рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест*(3); 2.3. Количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам специальной оценки условий труда. 3. Условия труда: 3.1. Численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда; 3.2. Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников. |
Сроки реализации*(4) |
20__-20__ годы |
Объемы бюджетных ассигнований |
Общий объем бюджетных ассигнований _____, в том числе, за счет средств: федерального бюджета _____; бюджета субъекта Российской Федерации ____; бюджетов муниципальных образований _____; в тыс. рублей на весь срок ее реализации*(5), в том числе по годам: 20__ год - _____; 20__ год - _____; ... 20__ год - _____ |
Прогнозная оценка расходов государственных внебюджетных фондов и юридических лиц |
Общий объем финансирования из внебюджетных источников _______ в том числе: Фонда социального страхования Российской Федерации*(6) _____; государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций*(7) ______; работодателей*(8) ______ в тыс. рублей на весь срок ее реализации, в том числе по годам: 20__ год - _____; 20__ год - _____; ... 20__ год - ______ |
Ожидаемые результаты реализации |
|
______________________________
*(1) В соответствие со ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Государственная программа (подпрограмма) утверждается постановлением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации
*(2) При разработке Государственной программы (подпрограммы) в дополнение к указанным могут быть сформулированы цели и задачи, учитывающие особенности субъекта Российской Федерации
*(3) Учитывается количество рабочих мест, на которых заняты работники, имеющие право на получение соответствующих гарантий и компенсаций, досрочного назначения пенсий, а также рабочих мест, на которых ранее были выявлены вредные и (или) опасные условия труда. Значение показателя, указанного в п.п. 2.2., к 2018 году рекомендуется установить на уровне 98%.
*(4) При наличии этапов Государственной программы (подпрограммы) указать их название и сроки реализации
*(5) В том числе финансирование проведения специальной оценки условий труда в организациях бюджетной сферы.
*(6) Финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными в пределах 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"; приказ Минтруда России от 10 декабря 2012 г. N 580н "Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами").
*(7) В случае, если нормы регионального законодательства о разработке и реализации Государственной программы (подпрограммы) содержат указания на возможность участия государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций
*(8) Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (перечень мероприятий утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. N 181н "Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков").
1. Характеристика сферы реализации Государственной программы (подпрограммы), описание основных проблем в указанной сфере и прогноз развития
Статистические данные свидетельствуют о том, что в течение последних лет показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в (указать субъект Российской Федерации) имеют следующую динамику (таблицы 1-4).
Таблица 1
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в 2009-2013 годах
(по данным территориальных органов Роструда)
Территория |
Годы |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Субъект Российской Федерации |
|
|
|
|
|
Таблица 2
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более в 2009-2013 годах
(по данным территориальных органов ФСС РФ)
Территория |
Годы |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Субъект Российской Федерации |
|
|
|
|
|
Таблица 3
Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего
(по данным территориальных органов ФСС РФ)
Территория |
Годы |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Субъект Российской Федерации |
|
|
|
|
|
Таблица 4
Численность работников с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических медицинских осмотров в 2009-2013 годах
(по данным органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения)
Территория |
Годы |
||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Субъект Российской Федерации |
|
|
|
|
|
Анализ причин и условий возникновения большинства несчастных случаев на производстве в субъекте Российской Федерации показывает, что основной причиной их возникновения является (указать основную причину).
К другим причинам относятся: (указать причины).
Важным механизмом стимулирования работодателей к контролю и улучшению условий труда на рабочих местах, а также созданию эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда является оценка условий труда на рабочих местах. Анализ проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в 2009-2013 годах (таблицы 5-6) позволяет сделать следующие выводы (указать основные результаты анализа).
Таблица 5
Количество рабочих мест, на которых проведена аттестация рабочих мест по условиям труда
(по данным территориальных органов Роструда)
Территория |
Годы |
|||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Субъект Российской Федерации |
|
|
|
|
Таблица 6
Удельный вес рабочих мест, на которых проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, в общем количестве рабочих мест
(по данным территориальных органов Роструда)
Территория |
Годы |
|||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Субъект Российской Федерации |
|
|
|
|
Анализ удельной численности работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда (таблица 7-9), позволяет сделать следующие выводы (указать основные результаты анализа).
Таблица 7
Общая численность работников*(5)
(по данным территориальных органов ФСС РФ)
Территория |
Годы |
|||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Субъект Российской Федерации |
|
|
|
|
Таблица 8
Численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда
(по данным территориальных органов Росстата)
Территория |
Годы |
|||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Субъект Российской Федерации |
|
|
|
|
Таблица 9
Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников
Территория |
Годы |
|||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|
Субъект Российской Федерации |
|
|
|
|
Экономические издержки, связанные с неблагоприятными условиями труда, в 2013 году составили:
- фактические расходы на компенсации и средства индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда - ____ млн рублей;
- экономические издержки вследствие потерь рабочего времени - _____ млн рублей.
В результате контрольно-надзорной деятельности за соблюдением требований трудового законодательства в сфере охраны труда установлено, что наибольшее количество составляют нарушения, связанные с (указать какие).
В регионе в рамках реализации полномочий по государственному управлению охраной труда проводится работа по совершенствованию нормативной правовой базы в области охраны труда. В субъекте Российской Федерации приняты: ____ (указать конкретные утвержденные нормативные документы и обосновать необходимость разработки, совершенствования и принятия дополнительных нормативных правовых актов).
Прогноз состояния производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, условий труда, выполненный на основе анализа тенденций по вышеуказанным показателям с учетом прогноза занятости в видах экономической деятельности в среднесрочной перспективе (на основе прогноза трудовых ресурсов) позволяет ожидать следующие изменения в указанной сфере (указать основные прогнозируемые тенденции).
2. Приоритеты государственной политики
в сфере реализации Государственной программы (подпрограммы), цели (при необходимости), задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов, сроков и контрольных этапов реализации Государственной программы (подпрограммы)
Важнейшим фактором, определяющим необходимость разработки и реализации Государственной программы (подпрограммы) на уровне субъекта Российской Федерации с учетом приоритетных направлений социальных и экономических реформ в Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития на период до 2020 года, является социальная значимость повышения качества жизни и сохранения здоровья трудоспособного населения субъекта Российской Федерации.
В соответствии с вышеназванной Стратегией одним из приоритетных направлений деятельности по сохранению здоровья и сокращению смертности населения является принятие мер по улучшению условий и охраны труда работающего населения, профилактике и снижению профессионального риска, а также проведение диспансеризации и профилактических осмотров работающих.
2.1 Цели и задачи Государственной программы (подпрограммы)
Целью Государственной программы (подпрограммы) является улучшение условий и охраны труда и, как следствие, снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на территории субъекта Российской Федерации.
Индикаторами достижения указанной цели являются:
1. Уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости:
1.1. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом;
1.2. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более;
1.3. Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего;
1.4 Численность работников с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических медицинских осмотров.
2. Динамика оценки условий труда:
2.1. Количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда;
2.2. Удельный вес рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест;
2.3. Количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам специальной оценки условий труда.
Для целей пункта 2 под количеством рабочих мест понимаются рабочие места, на которых заняты работники, имеющие право на получение соответствующих гарантий и компенсаций, досрочного назначения пенсий, а также рабочих мест, на которых ранее были выявлены вредные и (или) опасные условия труда. Значение показателя, указанного в п.п. 2.2., к 2018 году рекомендуется установить на уровне 98%.
3. Условия труда:
3.1. Численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда;
3.2. Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников.
Для достижения поставленной цели в рамках Государственной программы (подпрограммы) необходимо решение следующих задач:
- обеспечение оценки условий труда работников и получения работниками объективной информации о состоянии условий труда на их рабочих местах;
- реализация превентивных мер, направленных на улучшение условий труда, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения и обеспечение и современными высокотехнологичными средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- обеспечение непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения;
- содействие внедрению современной высокотехнологичной продукции и технологий, способствующих совершенствованию условий и охраны труда;
- совершенствование нормативной правовой базы по охране труда;
- информационное обеспечение и пропаганда охраны труда.
- переход на оформление трудовых отношений с работниками с учетом принципов эффективного контракта в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р "Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы" и приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 апреля 2013 г. N 167н "Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта";
- разработка и внедрение в организациях субъекта Российской Федерации, так называемых, программ "нулевого травматизма", основанных на принципах ответственности руководителей и каждого работника за безопасность, соблюдения всех обязательных требований охраны труда, вовлечения работников в обеспечение безопасных условий и охраны труда, обеспечения выявленных опасностей, оценки и контроля за рисками на производстве, проведении регулярных аудитов безопасности, непрерывного обучения и информирования персонала по вопросам охраны труда.
2.2 Ожидаемые результаты от реализации Государственной программы (подпрограммы) и целевые индикаторы (показатели)
В результате реализации программы ожидается*(6): ________________________
____________________________________________________________________ _
Достижение цели и решение задач программы оценивается следующими целевыми индикаторами (показателями).
Целевые индикаторы (показатели) Государственной программы (подпрограммы):
Целевые индикаторы (показатели) | Годы | |||
2014 | 20__ | 20__ | 20__ | |
1.Уровень производственного травматизма: |
||||
1.1. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, чел. |
||||
1.2. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более, чел. |
||||
1.3. Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего, дни |
||||
1.4. Численность работников с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических медицинских осмотров, чел. |
||||
2. Динамика оценки труда: | ||||
2.1. Количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда*; |
||||
2.2. Удельный вес рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест* |
||||
2.3. Количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам специальной оценки условий труда. |
||||
3. Условия труда: | ||||
3.1. Общая численность работников**, из них: |
||||
3.2. Численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, чел |
||||
3.3. Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников, %. |
______________________________
* Учитывается количество рабочих мест, на которых заняты работники, имеющие право на получение соответствующих гарантий и компенсаций, досрочного назначения пенсий, а также рабочих мест, на которых ранее были выявлены вредные и (или) опасные условия труда. Значение показателя, указанного в п.п. 2.2., к 2018 году рекомендуется установить на уровне 98%.
** Справочный показатель, указывается для анализа
Данные целевые индикаторы (показатели) представляют собой основные показатели охраны труда, которые ежегодно рассчитываются и представляются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, территориальными органами Федеральной службы государственной статистики и Фонда социального страхования.
Динамика данных показателей свидетельствует об эффективности реализованных мероприятий.
2.3 Контрольные этапы реализации Государственной программы (подпрограммы) и перечень мероприятий, осуществляемых в их рамках, с указанием сроков реализации, объемов финансирования, исполнителей и показателей их реализации
Реализация Государственной программы (подпрограммы) осуществляется в ___ этапов*(7) (указать при наличии этапов).
Государственной программой (подпрограммой) субъекта Российской Федерации предусмотрена реализация скоординированных действий по следующим основным направлениям*(8):
- обеспечение проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах;
- реализация превентивных мер по снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно-профилактического обслуживания и обеспечение современными высокотехнологичными средствами индивидуальной и коллективной защиты работающего населения;
- координация непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения;
- содействие внедрению современной высокотехнологичной продукции и технологий, способствующих совершенствованию условий и охраны труда;
- совершенствование нормативной правовой базы субъекта Российской Федерации в области охраны труда;
- информационное обеспечение и пропаганда охраны труда.
Перечень программных мероприятий, сгруппированных в соответствии с задачами Государственной программы (подпрограммы), с указанием объемов финансирования рекомендуется представить в Приложении 1 к Государственной программе (подпрограмме).
Срок реализации мероприятий государственной программы (подпрограммы) - 20___-20___ годы.
Ответственным исполнителем программы является*(9) ______.
Ответственный исполнитель проводит отбор исполнителей программных мероприятий в соответствии с действующим законодательством.
Исполнители программных мероприятий обеспечивают их своевременное выполнение, приобретают в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", оборудование и другие средства материального обеспечения, отвечают за эффективное и целевое использование выделяемых на реализацию Государственной программы (подпрограммы) финансовых средств.
3. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Государственной программы (подпрограммы)
Финансирование Государственной программы (подпрограммы) осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований в пределах общих объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных в установленном порядке на соответствующий финансовый год законом Российской Федерации о федеральном бюджете, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и законом о бюджете муниципальных образований на соответствующий финансовый год и плановый период, а также за счёт государственных внебюджетных фондов и юридических лиц (средств Фонда социального страхования Российской Федерации; государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций; работодателей).
Общий объем бюджетных ассигнований на весь срок реализации Государственной программы (подпрограммы) составляет _____ тыс. руб.,
в том числе, за счет средств:
федерального бюджета _____ тыс. руб.;
бюджета субъекта Российской Федерации ____ тыс. руб.;
бюджетов муниципальных образований _____ тыс. руб.
в том числе по годам:
20__ год - _____ тыс. руб.;
20__ год - _____ тыс. руб.;
...
20__ год - _____ тыс. руб.
Прогнозная оценка расходов государственных внебюджетных фондов и юридических лиц на весь срок реализации Государственной программы (подпрограммы) составляет _____ тыс. руб.,
в том числе:
Фонда социального страхования Российской Федерации*(10) _____ тыс. руб.;
государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций*(11) ______ тыс. руб.;
работодателей*(12) ______ тыс. руб.;
в том числе по годам:
20__ год - _____ тыс. руб.;
20__ год - _____ тыс. руб.;
...
20__ год - ______ тыс. руб.
Объем финансовых средств, необходимых для реализации Государственной программы (подпрограммы), определяется на основании смет расходов на выполнение программных мероприятий, с учетом финансирования проведения специальной оценки условий труда в организациях бюджетной сферы.
4. Анализ рисков реализации Государственной программы (подпрограммы) и описание мер управления рисками
При реализации Государственной программы (подпрограммы) существуют следующие риски:
невозможность реализации (или реализация не в полном объеме) следующих мероприятий (перечислить) по причине (указать причины);
недостижение ожидаемых результатов (указать каких) по причине (указать причины).
Для снижения возможных рисков реализации Государственной программы (подпрограммы) планируется проведение ежегодного мониторинга хода реализации Государственной программы (подпрограммы) и ее корректировку в случае необходимости.
Ход реализации Государственной программы (подпрограммы) контролируется по целевым индикаторам и показателям реализации программных мероприятий ежегодно, либо по завершению этапа Государственной программы (подпрограммы) (Приложение 2).
Ответственность за реализацию и достижение конечных результатов, рациональное использование средств, выделяемых на ее выполнение, несет ответственный исполнитель.
Ответственный исполнитель Государственной программы (подпрограммы) ежегодно в срок до 1 марта подготавливает информацию о ходе реализации Государственной программы (подпрограммы) за предыдущий год (отчетный период) и направляет ее в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
______________________________
*(1) Действие абзаца четвертого пункта 2 статьи 179 приостановлено до 1 января 2015 г. Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 1-ФЗ.
*(2) Письмо Минтруда России от 13 сентября 2013 г. N 15-3-2597 "О Методических рекомендациях по разработке и реализации в субъектах Российской Федерации системы мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области охраны труда с учетом типовой программы улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации".
*(3) Типовая государственная программа субъекта Российской Федерации (подпрограмма государственной программы) по улучшению условий и охраны труда носит рекомендательный характер.
*(4) При наличии ведомственных целевых программ и (или) выделении основных мероприятий в рамках подпрограммы их характеристика содержит сведения о сроке, исполнителе, ожидаемом непосредственном результате их реализации, взаимосвязи с показателями подпрограммы и о последствиях нереализации основного мероприятия. Как правило, основное мероприятие должно быть направлено на решение конкретной задачи Государственной программы (подпрограммы).
*(5) Справочный показатель, указывается для анализа
*(6) Указать конкретные результаты от реализации программы, в том числе по годам.
*(7) Контрольные этапы реализации Государственной программы (подпрограммы) и перечень мероприятий, осуществляемых в их рамках, определяется на основе всестороннего анализа состояния условий и охраны труда в городских округах и муниципальных районах субъекта Российской Федерации, статистической, аналитической информации и предложений, поступивших от органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований в субъекте Российской Федерации, органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, работодателей, профессиональных союзов, научных учреждений и организаций, оказывающих услуги в сфере охраны труда.
*(8) Формирование перечня программных мероприятий с указанием сроков их реализации, объемом финансирования, исполнителей должно базироваться на приоритетности мер, направленных на предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний и улучшения условий труда. Особое внимание должно быть уделено минимизации затрат на реализацию программных мероприятий при одновременной ориентации на достижение высокой социально-экономической эффективности в результате их достижения.
*(9) Указывается орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за реализацию программы.
*(10) Финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными в пределах 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"; приказ Минтруда России от 10 декабря 2012 г. N 580н "Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами").
*(11) В случае, если нормы регионального законодательства о разработке и реализации государственных программ содержат указания на возможность участия государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций
*(12) Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (перечень мероприятий утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. N 181н "Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков").
Приложение 1
к Типовой государственной программе
субъекта Российской Федерации
(подпрограмма государственной программы)
по улучшению условий и охраны труда
на 2015-2017 годы
Мероприятия
по реализации Государственной программы (подпрограммы) улучшения условий и охраны труда
_____________________________________________
(наименование субъекта Российской Федерации)
на 20__-20__ годы
N |
Наименование мероприятия |
Государственный заказчик, ответственные исполнители |
Срок исполнения |
Источники финансирования*(1) |
Объем финансирования, тыс. рублей |
|||
20__ год |
20__ год |
20__ год |
всего |
|||||
1. Специальная оценка условий труда работающих в организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации*(2) | ||||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
_ |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Превентивные меры, направленные на снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения*(3) | ||||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
_ |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения*(4) | ||||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
_ |
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Совершенствование нормативно-правовой базы субъекта Российской Федерации в области охраны труда*(5) | ||||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
_ |
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Информационное обеспечение и пропаганда охраны труда *(6) | ||||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
_ |
|
|
|
|
|
|
|
|
ВСЕГО: |
|
|
|
|
|
______________________________
*(1) Источниками финансирования могут быть средства бюджетных ассигнований, в том числе: средства федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований; средства из внебюджетных источников, в том числе: Фонда социального страхования Российской Федерации, государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций.
*(2) Указываются мероприятия, направленные в том числе на:
- проведение специальной оценки условий труда за счет средств соответствующих бюджетов;
- оказание консультативной и организационной помощи организациям, проводящим специальную оценку условий труда, в том числе по разработке и реализации мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
- развитие инструментов общественного контроля в сфере охраны труда в связи с проведением специальной оценки труда (в том числе в части оценки эффективности мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда).
*(3) Предусматриваются следующие мероприятия по:
- сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний (включая обеспечение средствами индивидуальной защиты) и санаторно-курортному лечению работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, финансирование которых предусмотрено за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- улучшению условий и охраны труда, финансируемые работодателями в размере 0,2% суммы затрат на производство продукции;
- переход на оформление трудовых отношений с работниками с учетом принципов эффективного контракта в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р "Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы" приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 апреля 2013 г. N 167н "Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта";
- разработка и внедрение в организациях субъекта Российской Федерации так называемых программ "нулевого травматизма", основанных на принципах ответственности руководителей и каждого работника за безопасность, соблюдения всех обязательных требований охраны труда, вовлечения работников в обеспечение безопасных условий и охраны труда, обеспечения выявленных опасностей, оценки и контроля за рисками на производстве, проведении регулярных аудитов безопасности, непрерывного обучения и информирования персонала по вопросам охраны труда;
- улучшению качества проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников, материальному оснащению и кадровому укомплектованию медицинских организаций, центров профпатологии, профилактики профессиональных заболеваний;
- повышению уровня компетенции молодых специалистов в сфере охраны посредством организации соответствующих информационных мероприятий;
- организации различных информационно-методических площадок: уголков охраны труда, методических кабинетов совместно с государственными инспекциями труда, специализированными учебными центрами и учебными заведениями с профильными кафедрами;
- организации работы горячих линий в целях информирования и консультирования по вопросам охраны и условий труда;
- развитию инструментов общественного контроля, направленного на выявление нарушений в сфере охраны труда и их устранение.
*(4) Указываются мероприятия, направленные на:
- организацию и осуществление непрерывной подготовки работников организаций субъекта Российской Федерации в области охраны труда с учетом категорий обучающихся на базе аккредитованных в установленном порядке обучающих организаций;
- создание и оснащение учебно- методических центров по охране труда, ориентированных на обучение практическим методам и способам безопасного производства работ, применения средств индивидуальной защиты;
- внедрение современных технологий обучения, в том числе дистанционного для предприятий малого бизнеса;
- издание и тиражирование видеокурсов, методических материалов по обучению в сфере охраны труда, видеоинструкций и т.д.
- организация совещаний, конференций, направленных на обучение по вопросам охраны труда;
- ведение учета организаций, проводящих обучение по охране труда организаций и размещение информации в сети интернет;
- проведение лекций и семинаров в СТУЗах и ВУЗах по повышению культуры охраны труда в организациях;
- внедрение форм дистанционного обучения по охране труда, подготовка видеоинструкций.
*(5) Указываются мероприятия, направленные на:
- организацию разработки и принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны труда;
- актуализацию нормативной правовой базы и методических рекомендаций по обеспечению охраны труда в организациях субъекта Российской Федерации.
*(6) Планируются мероприятия, направленные на:
- создание мотивации у работодателей и работников к безопасному труду, посредством проведения мероприятий, носящих информационно - просветительский и пропагандистский характер;
- информирование и пропаганду в формате семинаров, совещаний и смотров-конкурсов по вопросам охраны труда;
- разработку региональных баз данных, информационных систем об условиях и охране труда в субъекте Российской Федерации;
- информирование работающего населения по актуальным вопросам охраны труда посредством создания общедоступных информационных интернет-ресурсов;
- организацию и проведение семинаров, конференций, круглых столов, посвященных Всемирному дню охраны труда;
- обмен опытом по внедрению современных средств безопасности труда и улучшению условий труда работников, тиражирование лучших практик в сфере охраны труда;
- организацию и проведение конференций, круглых столов, семинаров, выставок по вопросам улучшения условий и охраны труда в регионе;
- организацию и проведение конкурсов с целью пропаганды охраны труда в дошкольных и общеобразовательных учебных заведениях;
- организацию и проведение конкурсов профессионального мастерства;
- организацию и проведение конкурсов на лучшую организацию и лучшего специалиста по охране труда;
- подготовку информационно-аналитических обзоров по инновациям в сфере защиты жизни и здоровья работников, в том числе в области индивидуально и коллективной защиты на рабочем месте и т.п.
Приложение 2
к Типовой государственной программе
субъекта Российской Федерации
(подпрограмма государственной программы)
по улучшению условий и охраны труда
на 2015-2017 годы
Оценка хода реализации Государственной программы (подпрограммы) улучшения условий и охраны труда
___________________________________________________
(наименование субъекта Российской Федерации)
в 20__году
по целевым показателям
Целевые показатели |
20__ |
||
план |
факт |
Достижение запланированного показателя* |
|
1 |
2 |
3 |
|
1. Уровень производственного травматизма: |
|
|
|
1.1. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом; |
|
|
|
1.2. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более; |
|
|
|
1.3. Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего; |
|
|
|
1.4. Численность работников с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических медицинских осмотров. |
|
|
|
2. Динамика оценки условий труда: |
|
|
|
2.1. Количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда; |
|
|
|
2.2. Удельный вес рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест; |
|
|
|
2.3. Количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам специальной оценки условий труда**. |
|
|
|
3. Условия труда: |
|
|
|
3.1. Численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда; |
|
|
|
3.2. Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников. |
|
|
|
Общая оценка хода реализации по целевым показателям***, %. |
|
|
|
______________________________
* + - показатель достигнут; - показатель не достигнут
** Указывается количество рабочих мест, на которых по результатам специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой, зафиксировано улучшение условий труда по сравнению с результатами ранее проведенной специальной оценки условий труда или аттестации рабочих мест (условия труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности отнесены к более низким классам (подклассам) условий труда).
*** доля количества достигнутых показателей от общего количества показателей в процентах
по показателям реализации мероприятий государственной программы (подпрограммы)
Мероприятие/показатели |
20__ |
||
план |
факт |
Достижение запланированного показателя* |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Специальная оценка условий труда работающих в организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации
| |||
Количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, ед. |
|
|
|
Превентивные меры, направленные на снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
Непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения
| |||
Количество работников и работодателей, прошедших обучение по охране труда, ед. |
|
|
|
Проведены мероприятия по внедрению современных технологий обучения, в том числе дистанционного, для малого бизнеса (да - 1, нет - 0) |
|
|
|
Количество изданных (тиражированных) учебно-методических материалов, ед. |
|
|
|
Совершенствование нормативной правовой базы в области охраны труда
| |||
Количество разработанных проектов законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, ед. |
|
|
|
Количество принятых законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, ед |
|
|
|
Информационное обеспечение и пропаганда охраны труда
| |||
Количество проведенных семинаров, совещаний, конференций и т.п., ед. |
|
|
|
Количество проведенных смотров-конкурсов, ед. |
|
|
|
Наличие информационного обновляемого интернет-ресурса по охране труда (да - 1, нет - 0) |
|
|
|
Размещение информационных материалов по охране труда в СМИ и общественных местах (да - 1, нет - 0) |
|
|
|
Наличие региональных баз данных по охране труда (условия труда, специальная оценка условий труда, обучение по охране труда и пр.) (да - 1, нет - 0) |
|
|
|
Общая оценка** |
|
|
|
______________________________
* + - показатель достигнут; - показатель не достигнут
** доля количества достигнутых показателей от общего количества показателей в процентах
Методика оценки уровня реализации Государственной программы (подпрограммы)
Оценка уровня реализации Государственной программы (подпрограммы) производится путем сравнения фактического изменения целевых индикаторов относительно их базовых значений с планируемыми изменениями. В качестве базовых берутся значения индикаторов на год начала реализации Государственной программы (подпрограммы). Результативность Государственной программы (подпрограммы) оценивается исходя из соответствия ее целевых индикаторов планируемым. Планируемые индикаторы должны отличаться от базовых в сторону улучшения*.
Оценка уровня реализации Государственной программы (подпрограммы) осуществляется ежегодно в течение всего срока реализации Государственной программы (подпрограммы) и в целом по окончании ее реализации.
Оценка уровня реализации Государственной программы (подпрограммы) проводится по каждому ее направлению по следующей формуле:
%, (1)
где
- уровень хода реализации отдельного направления Государственной программы (подпрограммы) (в процентах);
- базовое значение i-го индикатора, характеризующего i-е направление Государственной программы (подпрограммы);
- текущее значение i-го индикатора, характеризующего реализацию i-го направления Государственной программы (подпрограммы);
- плановое значение i-го индикатора, утвержденное Государственной программы (подпрограммы).
Используются следующие целевые индикаторы программы:
- численность пострадавших с утратой трудоспособности на один рабочий день и более в расчете на 1000 работающих ();
- численность пострадавших со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих ();
- удельный вес численности работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда в процентах от общего количества занятых ();
- удельный вес работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых проведена оценка условий труда, в процентах от общего количества занятых в экономике региона ();
- количество организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, имеющих декларацию соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда ().
Примечание. В случае если базовый индикатор равен предельному значению и улучшение его не возможно, планируется поддержание индикатора на предельном уровне. При этом в случае если текущий показатель программы отличен от базового, эффективность реализации Государственной программы (подпрограммы) принимается равной 0%, если равен базовому - 100%.
Интегральная оценка эффективности реализации Государственной программы (подпрограммы) проводится по интегральному показателю:
, (2)
где
- уровень хода реализации отдельного направления Государственной программы (подпрограммы);
N - количество целевых индикаторов.
При значениях интегрального показателя уровня реализации Государственной программы (подпрограммы) Е = 80% и более эффективность реализации Государственной программы (подпрограммы) признается высокой, при значении R от 79% до 50% - средней, при значениях R меньше 50% - низкой.
Методика расчета экономической эффективности программных мероприятий
Экономический эффект (выгода В, в руб.) в денежном выражении мероприятий по улучшению условий и охраны труда определяется суммой предотвращенного ущерба (экономических последствий) от производственного травматизма и профессиональных заболеваний, руб. и сокращением расходов на компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, руб.:
.
Предотвращенный ущерб от производственного травматизма и профессиональных заболеваний состоит из прямой и косвенной экономии от сокращения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, руб.:
, (руб.).
Прямая экономия от сокращения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний () рассчитывается по следующей формуле:
, (руб.)
где:
Эвн - экономия, связанная с сокращением выплат по оплате временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве, руб.;
Эе - экономия (убытки), связанная с сокращением выплат по оплате единовременного возмещения ущерба при утрате профессиональной трудоспособности и (или) смертельном исходе в связи с несчастным случаем и профзаболеванием, руб.;
Эм - экономия, связанная с сокращением (ростом) выплат по оплате ежемесячного возмещения ущерба при утрате профессиональной трудоспособности или смертельном исходе в связи с несчастными случаями и (или) профессиональными заболеваниями, руб.;
Эд - экономия, связанная с сокращением (ростом) выплат по оплате дополнительных расходов пострадавших (реабилитация).
Косвенную экономию (сокращение потерь ВРП региона из-за снижения объема выпуска продукции, связанных с травматизмом и предоставление компенсаций занятым на тяжелых и вредных работах) рассчитывают следующим образом:
, руб.
где
ВРП - валовый региональный продукт, руб.;
ЧЗ - численность занятых в экономике региона, чел.;
- изменение числа человеко-дней нетрудоспособности у пострадавших с утратой трудоспособности на один день и более, чел.-дн.;
- изменение численности пострадавших от несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, чел.;
6000 - коэффициент, учитывающий потерю рабочего времени в связи со смертью пострадавшего в результате несчастного случая в последующие годы;
- изменение численности лиц, которым предоставляется компенсация в виде дополнительного отпуска, чел.;
- изменение численности лиц, которым предоставляется компенсация в виде сокращенного рабочего дня, чел.;
0,1 - коэффициент, учитывающий потерю рабочего времени, связанную с предоставлением сокращенного рабочего дня.
Примечание. Данные по валовому региональному продукту и численности занятых берутся за отчетный год. Изменение остальных показателей рассчитываются путем вычитания из их значений в отчетном году их значений в базовом.
______________________________
* За исключением индикаторов, базовое значение которых в субъекте Российской Федерации достигло предельных величин.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приводится актуализированная типовая госпрограмма региона по улучшению условий и охраны труда.
На ее основе до 1 октября 2014 г. субъектам Федерации нужно разработать госпрограмму на 2015-2017 гг. или внести изменения в действующую.
Госпрограмма должна содержать в т. ч. паспорт, характеристику проблемы, приоритеты госполитики, перечень и описание мероприятий, обоснование объема финансовых ресурсов, методику оценки эффективности программы.
Задана цель госпрограммы - улучшить условия и охрану труда и, как следствие, снизить производственный травматизм и профзаболеваемость в регионе.
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 августа 2014 г. N 15-3/10/П-4574 "О разработке проекта государственной программы субъекта Российской Федерации (подпрограммы государственной программы) по улучшению условий и охраны труда на 2015-2017 годы"
Текст письма официально опубликован не был