Департамент развития государственной службы Минтруда России, рассмотрев письмо, сообщает следующее.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (далее - Федеральный закон N 230-ФЗ) установлено, что лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 Федерального закона N 230-Ф3, обязано представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка (далее - сведения о расходах).
Сведения о расходах представляются посредством заполнения соответствующей справки, форма которой утверждена Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 310 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 310), одновременно (вместе) со сведениями о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах).
Контроль за расходами осуществляется при наличии оснований и принятии соответствующего решения (статья 4 Федерального закона N 230-ФЗ).
Проверка сведений о расходах осуществляется в порядке, предусмотренном Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представленных гражданами, претендующими на замещение должности федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению (далее - Положение), утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065 (пункт 6 Указа Президента Российской Федерации N 310).
Пунктом 10 Положения установлено, что основанием для осуществления проверки является достаточная информация, представленная в письменно виде в установленном порядке.
Необходимо отметить, что критериев определения достаточности той или иной информации, которая могла бы служить основанием для проведения вышеуказанной проверки, специального порядка ее представления Положение не содержит. При этом, учитывая определение Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2010 г. N 56-Г10-22, наличие письменно оформленной информации, полученной от правоохранительных органов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, работников подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностных лиц кадровых служб указанных органов, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, постоянно действующих руководящих органов политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями, Общественной палатой Российской Федерации, общероссийских средств массовой информации, является основанием для проведения проверки.
Дополнительно сообщаем, что согласно подпункту "а1" пункта 10 Положения основанием для осуществления проверки является информация представленная работниками подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностными лицами кадровых служб указанны органов, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, которая указывает на наличие сомнений в достоверности представляемых гражданином и государственным гражданским служащим сведений.
При рассмотрении вопроса об инициировании принятия решения об осуществлении контроля за расходами следует обратить внимание на пункт 15 Положения, согласно которому при осуществлении проверки самостоятельно кадровые службы вправе проводить беседу с государственным служащим, получать от него пояснения по представленным им материалам, в том числе сведениям о доходах и расходах.
В этой связи, в случае получения обоснованных пояснений от указанного выше лица по представленным им сведениям о доходах и расходах, осуществление контроля за его расходами не является обязательным.
В части вопроса о создании "горячей линии" в целях консультирования кадровых служб органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам представления сведений о расходах сообщаем, что создание данной линии не планируется.
По вопросам, связанным с представлением справки о расходах, сообщаем следующее.
При определении общего дохода лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 Федерального закона N 230-ФЗ, и его супруги (супруга) учитываются доходы, полученные за отчетные периоды, предшествующие году, в котором совершена сделка. Таким образом, при представлении сведений о расходах в 2012 году учитываются доходы, полученные за отчетные периоды (с 1 января по 31 декабря) 2009, 2010, 2011 г.г.
При совершении сделки, предусматривающей отсрочку по времени до оформления права собственности (долевое участие в строительстве, ипотека, наследование, раздел имущества), необходимо руководствоваться следующим.
В соответствии со статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) под совершением сделки понимаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Согласно пункту 1 статьи 154 ГК РФ сделки могут быть двух- или многосторонними (договоры) и односторонними. Следует отметить, что для отдельных видов сделок устанавливается государственная регистрация (статья 164 ГК РФ).
Согласно статье 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-Ф3 "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ) по договору участия в долевом строительстве (далее - договор долевого участия) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона N 214-Ф3 обязательства участника долевого строительства считаются исполненными с момента уплаты в соответствии с договором в полном объеме денежных средств и подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства. Застройщик после внесения полной стоимости участником долевого строительства обязан предоставить объект долевого участия для передачи по указанному акту, в определенный договором срок.
Право собственности на объект долевого строительства, в отношении которого заключается договор долевого участия, возникает у участника долевого строительства по окончании строительства соответствующего объекта недвижимости, сдачи его в эксплуатацию и после самостоятельной регистрации такого права в установленном законодательством порядке.
Таким образом, сведения об объекте долевого строительства, в отношении которого заключается договор участия в долевом строительстве, отражаются в справке о расходах после регистрации права собственности на данное имущество, в случае если стоимость данного имущества превышает общий доход лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 Федерального закона N 230-ФЗ, и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершение сделки.
При заполнении справки о расходах в качестве основания приобретения данного имущества указывается договор долевого участия, суммы сделки - размер денежных средств, выплаченных по договору долевого участи, а в строке "Источниками получения средств, за счет которых приобретено имущество" подлежат отражению все источники получения средств с указанием сумм, полученных от каждого источника. При этом в данном случае законодательством не предусмотрено представление документов, подтверждающих источники получения средств.
Одновременно следует отметить, что информация об обязательствах по договору долевого строительства подлежит отражению в разделе 5.2 "Прочие обязательства" справки, содержащей сведения о доходах, форма которой утверждена Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательства имущественного характера".
Аналогичным подходом следует руководствоваться при представлении информации по иным видам сделок, предусматривающим отсрочку по времени до оформления права собственности.
В части вопроса отсутствия сведений о доходах за три года, предшествующих совершению сделки, обращаем внимание, что в рамка контроля за расходами у лица могут быть истребованы: сведения о доходах за три последних года, предшествующих приобретению имущества, в том случае если служащий ранее не замещал должность, включенную в перечень, утвержденный нормативными правовыми актами, и не представлял таких сведений; сведения, подтверждающие источники получения средств, за счет которых совершена сделка.
В случаях, когда супруга (супруг) указанного лица отказывается сообщить (сообщает недостоверные) сведения о стоимости приобретенного ею (им) имущества следует принимать во внимание следующее.
В настоящее время в законодательстве Российской Федерации не предусмотрена возможность служащего, обнаружившего, что в представленных им в кадровую службу федерального государственного органа сведениях о расходах не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, представить уточненные сведения о расходах, а также не содержится права обратиться с заявлением о невозможности по объективным причинам представить сведения о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В этой связи, представленные сведения о расходах, вызывающие сомнения в их достоверности (в том числе на предмет соответствия доходов расходам), являются основанием для осуществления проверки (подпункт "а1" пункта 10 Положения).
С учетом результатов анализа сведений о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей государственного служащего, наличия заявлена указанного лица о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, может приниматься решение о необходимости осуществления контроля за расходами.
При представлении сведений о расходах необходимо учитывать доходы обоих супругов. Если по состоянию на 31 декабря 2012 г. супруги не состоят в браке, учитывается только доход лица, совершившего сделку, являющегося государственным служащим.
Директор Департамента |
Д.В. Банснак |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 сентября 2013 г. N 18-2/3625 "О применении антикоррупционного законодательства Российской Федерации"
Текст письма официально опубликован не был