Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 августа 2014 г. N 73-АПГ14-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе территориальной избирательной комиссии муниципального образования "Тункинский район"
на решение Верховного Суда Республики Бурятия от 4 августа 2014 года, которым оставлено без удовлетворения заявление территориальной избирательной комиссии муниципального образования "Тункинский район"
о признании незаконным постановления избирательной комиссии Республики Бурятия от 23 июля 2014 года N 149/1887-5.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителей Территориальной избирательной комиссией муниципального образования "Тункинский район" Республики Бурятия Бочеева А.А. и Сковыры Д.О., просивших решение суда первой инстанции отменить, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
решением районного Совета депутатов муниципального образования "Тункинский район" Республики Бурятия от 17 июня 2014 года на 14 сентября 2014 года назначены выборы депутатов в представительный орган муниципального образования "Тункинский район".
Территориальной избирательной комиссией муниципального образования "Тункинский район" Республики Бурятия (далее - ТИК муниципального образования "Тункинский район" Республики Бурятия), на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии, решениями от 22 июля 2014 года NN 12 и 13 отказано избирательному объединению "Местное отделение политической партии "Справедливая Россия" в Тункинском районе Республики Бурятия" в заверении списков кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования "Тункинский район" по единому избирательному округу и по одномандатным избирательным округам в связи с тем, что представленные документы не соответствуют требованиям избирательного законодательства.
Постановлением от 23 июля 2014 года N 149/1887-5 избирательной комиссии Республики Бурятия (с последующими изменениями от 31 июля 2014 года) решения ТИК муниципального образования "Тункинский район" Республики Бурятия от 22 июля 2014 года N 12 и 13 отменены и заверены списки кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования "Тункинский район" от названного избирательного объединения по единому избирательному округу в количестве 10 человек и по одномандатным избирательным округам в количестве 6 человек.
ТИК муниципального образования "Тункинский район" Республики Бурятия обратилась в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления избирательной комиссии Республики Бурятия от 23 июля 2014 года, N 149/1887-5 ссылаясь на то, что обжалуемое постановление избирательной комиссии Республики Бурятия нарушает принцип равенства избирательных объединений, их права, а также избирательные права граждан.
Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 4 августа 2014 года заявление ТИК муниципального образования "Тункинский район" Республики Бурятия оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда первой инстанции отменить, как основанное на неправильном применении норм материального и процессуального права, регулирующего спорное правоотношение, и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представителем избирательной комиссии Республики Бурятия и участвующим в деле прокурором представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения в апелляционном порядке жалобы ТИК муниципального образования "Тункинский район" Республики Бурятия извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно апелляционной жалобы, и вправе в интересах законности проверить решение суда первой инстанции в полном объёме (статья 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "статья 327" имеется в виду "статья 327.1"
Под законностью, как это следует из содержания статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, законодатель понимает правильное рассмотрение и разрешение дела в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене в апелляционном порядке.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, оценёнными судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
Согласно статье 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 Федерального закона. Основаниями для отказа в заверении списка кандидатов являются отсутствие документов, указанных в законе, несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных названным Законом и Федеральным законом "О политических партиях".
Судом достоверно установлено, что местным отделением политической партии "Справедливая Россия" в Тункинском районе Республики Бурятия были представлены в ТИК муниципального образования "Тункинский район" 19 июля 2014 года все документы, необходимые для процедуры заверения списков кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования "Тункинский район" Республики Бурятия, в том числе решение совета регионального отделения политической партии "Справедливая Россия" в Республике Бурятия от 10 июля 2014 года о согласовании кандидатур для выдвижения в депутаты представительного органа муниципального образования "Тункинский район" и протокол заседания совета местного отделения политической партии "Справедливая Россия" в Республике Бурятия от 13 июля 2014 года, о чём территориальной избирательной комиссией было выдано соответствующее подтверждение.
Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что ни один из тех перечисленных недостатков в оформлении документов в решениях ТИК муниципального района "Тункинский район" Республики Бурятия от 22 июля 2014 года NN 12 и 13, не свидетельствовал о фактическом отсутствии того или иного документа.
Кроме того, последним днём для принятия решения ТИК муниципального образования "Тункинский район" Республики Бурятия о заверении либо отказе в заверении указанного списка кандидатов являлось 21 июля 2014 года, в то время как решения ТИК муниципального образования "Тункинский район" Республики Бурятия об отказе в заверении списка кандидатов регионального отделения политической партии "Справедливая Россия" в Республике Бурятия приняты 22 июля 2014 года. Последним днём выдвижения списков кандидатов по единому и одномандатным избирательным округам также являлось 21 июля 2014 года.
Поскольку в силу пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недостатки в оформлении документов по единому избирательному округу могут быть устранены избирательным объединением в период, заканчивающийся не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, при этом к обязанностям соответствующей избирательной комиссии относится уведомление избирательного объединения об указанных недостатках не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, суд справедливо пришёл к выводу о том, что у избирательной комиссии Республики Бурятия имелись основания для удовлетворения жалобы председателя совета регионального отделения политической партии "Справедливая Россия" в Республике Бурятия об отмене решений ТРЖ муниципального образования "Тункинский район" от 22 июля 2014 года N 12 и 13.
Других доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приводится.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Бурятия от 4 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу территориальной избирательной комиссии муниципального образования "Тункинский район" Республики Бурятия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 августа 2014 г. N 73-АПГ14-8
Текст определения официально опубликован не был