Постановление Верховного Суда РФ от 18 августа 2014 г. N 47-АД14-4
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,
рассмотрев в порядке надзора жалобу законного представителя (...) администрации муниципального образования Краснослободский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области Никитина К.В. и её защитника Лыкова С.А. на постановление судьи Бузулукского районного суда Оренбургской области от 19 февраля 2013 г., решение судьи Оренбургского областного суда от 17 мая 2013 г. и постановление заместителя председателя Оренбургского областного суда от 19 июля 2013 г., вынесенные в отношении администрации муниципального образования Краснослободский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи Бузулукского районного суда Оренбургской области от 19 февраля 2013 г., оставленным без изменения решением судьи Оренбургского областного суда от 17 мая 2013 г. и постановлением заместителя председателя Оренбургского областного суда от 19 июля 2013 г., администрация муниципального образования Краснослободский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ... администрации муниципального образования Краснослободский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области Никитин К.В. и защитник Лыков С.А. выражают несогласие с вынесенными в отношении администрации судебными актами и ставят вопрос об их отмене и прекращении производства по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителей свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения данной жалобы.
Из материалов дела усматривается, что в ходе проведения 7 марта 2012 г. сотрудниками Управления Росприроднадзора по Оренбургской области обследования мест размещения отходов в селе Красная Слободка Бузулукского района Оренбургской области на расстоянии около километра северо-восточнее жилой застройки, расположенной по адресу: Оренбургская область, Бузулукский район, ул. Центральная, д. 20/1, был выявлен несанкционированный объект размещения твёрдых бытовых отходов (размещены бытовые, строительные, стеклянные отходы, отходы бумаги, пластмассовая незагрязнённая тара, потерявшая потребительские свойства), площадью примерно 0,9 га, не обустроенный в соответствии с требованиями санитарных правил, а именно: не имеет водонепроницаемого покрытия, отсутствует защита от воздействия атмосферных осадков, обваловка.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения администрации муниципального образования Краснослободский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьёй 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Согласно статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов представляет собой применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - это обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - приём или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 названного Федерального закона, части 1 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из системного толкования приведённых выше положений закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
В материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств того, что администрация осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов.
При этом полномочия администрации муниципального образования Краснослободский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, администрацией муниципального образования Краснослободский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области с Е. заключены договоры на вывоз с территории Краснослободского сельсовета Бузулукского района Оренбургской области мусора (л.д. 11-18).
Следовательно, администрацией муниципального образования Краснослободский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области реализованы её властно-распорядительной функции в области обращения с бытовыми отходами.
Таким образом, администрация муниципального образования Краснослободский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах постановление судьи Бузулукского районного суда Оренбургской области от 19 февраля 2013 г., решение судьи Оренбургского областного суда от 17 мая 2013 г. и постановление заместителя председателя Оренбургского областного суда от 19 июля 2013 г., вынесенные в отношении администрации муниципального образования Краснослободский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования Краснослободский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного кодекса - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
надзорную жалобу ... администрации муниципального образования Краснослободский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области Никитина К.В., а также её защитника Лыкова С.А. удовлетворить.
Постановление судьи Бузулукского районного суда Оренбургской области от 19 февраля 2013 г., решение судьи Оренбургского областного суда от 17 мая 2013 г. и постановление заместителя председателя Оренбургского областного суда от 19 июля 2013 г., вынесенные в отношении администрации муниципального образования Краснослободский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.П. Меркулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 18 августа 2014 г. N 47-АД14-4
Текст постановления официально опубликован не был