В соответствии с Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 332, рассмотрев представленные со стороны МУП г. Камышина "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства" и Комитета тарифного регулирования Волгоградской области материалы, связанные с оспариванием в досудебном порядке постановления Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 19.12.2013 г. N 62/53 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду и водоотведение для потребителей МУП г. Камышина "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства" установлено следующее.
В соответствии с п. 26 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. N 406 (далее - Правила регулирования тарифов), экспертное заключение по делу об установлении цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, должно содержать:
а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг;
б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;
в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях;
г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;
д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.
3 апреля 2014 г. в адрес ФСТ России в соответствии с запросом информации от 18.02.2014 г. исх. N 4-976 от Комитета тарифного регулирования Волгоградской области были представлены копии экспертного заключения по делу об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для МУП г. Камышина "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства" на 2014 г. и выписка из протокола заседания коллегии Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 19.12.2013 г. N 63/62 (письмо Комитета тарифного регулирования Волгоградской области исх. N 31-12-11/697 от 04.03.2014 г., вх. N 4-3317 от 03.04.2014 г.).
Проведенный анализ вышеуказанных документов установил следующее.
Подраздел "3.2. Производственная программа" раздела "3. Анализ экономической обоснованности расходов по статьям и обоснованность расчета объема отпуска", приведенный на стр. 2 экспертного заключения Комитета тарифного регулирования Волгоградской области, не содержит самих расчетов, учтенных Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области, натуральных (объемных) показателей МУП г. Камышина "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства" в сфере водоснабжения и водоотведения на 2014 год (объем выработки воды, объем отведенных стоков, объем отпуска в сеть, объем потерь и др.), а также ссылок на обосновывающие материалы, представленные со стороны МУП г. Камышина "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства" на тарифное регулирование 2014 года, на основании которых Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области должны были производиться соответствующие расчеты.
Анализ, приведенный Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области в подразделах "3.3. Расчет необходимого количества электрической энергии на обеспечение выполнения производственной программы", "3.4. Затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды", "3.5. Амортизационные отчисления", "3.6. Затраты производственного характера", "3.7. Прочие прямые затраты", "3.8. Цеховые расходы по всем видам деятельности (без ФОТ)", "3.9. Общеэксплуатационные расходы по всем видам деятельности (без ФОТ)", "3.10. Налоги и сборы", "3.11. Плата за негативное воздействие на окружающую среду", "3.12. Расходы на ГСМ (по всем видам деятельности)" раздела "3. Анализ экономической обоснованности расходов по статьям и обоснованность расчета объема отпуска" на стр. 2-4 экспертного заключения Комитета тарифного регулирования Волгоградской области не может быть признан объективным и всесторонним анализом, поскольку не содержит: расчетов экономически обоснованных расходов МУП г. Камышина "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства" по статьям затрат, формирующих соответствующие финансовые потребности предприятия на реализацию производственных программ в сфере водоснабжения и водоотведения на 2014 год, ссылок на представленные со стороны предприятия обосновывающие материалы, на основании которых Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области должны были производиться соответствующие расчеты, а также анализа динамики плановых и фактических расходов регулируемой организации, сформировавшихся в прошлые регулируемые периоды в разрезе соответствующих статей затрат по видам деятельности.
В экспертном заключении Комитета тарифного регулирования Волгоградской области по делу об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для МУП г. Камышина "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства" на 2014 год не содержится надлежащего анализа экономической обоснованности величины прибыли в разрезе видов деятельности, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации (с приложением самого расчета прибыли), сравнительного анализа расходов по отдельным статьям (группам расходов) и их величин по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в сопоставимых условиях.
Помимо этого, экспертное заключение Комитета тарифного регулирования Волгоградской области не содержит ссылок на правовые нормы, на основании которых регулирующий орган принял решение об исключении из расчета тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения экономически не обоснованных расходов, учтенных МУП г. Камышина "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства" в соответствующих предложениях об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на 2014 год.
Также, экспертные заключения по делам об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для МУП г. Камышина "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства" на 2014 год не содержат расчетов экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, не содержат информации о том, чем обусловлен возникший убыток предприятия, а также предложений Комитета тарифного регулирования Волгоградской области каким образом, по его мнению, данный убыток целесообразно ликвидировать.
Из вышеизложенного следует, что Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области одновременно нарушены положения пп. а), б), в), г), д) п. 26 Правил регулирования тарифов.
Помимо этого п. 29 Правил регулирования тарифов установлены обязательные требования к содержанию протоколов заседания правления регулирующего органа, на котором принимается решение об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения для соответствующей регулируемой организации.
Выписка из протокола заседания коллегии Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 19.12.2013 г. N 63/62, представленная в адрес ФСТ России вышеуказанным письмом органа регулирования не содержит информации о величине необходимой валовой выручки МУП г. Камышина "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства", принятой Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области при расчете установленных тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, основных статьях (группах) расходов по видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, объемах отпуска воды и принятых сточных вод, на основании которых были рассчитаны установленные тарифы, индексе потребительских цен, индексах роста цен на каждый энергетический ресурс и воду, потребляемые регулируемой организацией при осуществлении регулируемой деятельности в очередном периоде регулирования, нормативах технологических затрат электрической энергии и (или) химических реагентов, а также фактических и плановых значениях показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, принятых в расчет при установлении тарифов.
Также, в представленной выписке из протокола не содержится информации о видах и величинах расходов, не учтенных (исключенных) Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области при установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для МУП г. Камышина "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства" на 2014 год с указанием оснований принятия данных решений.
Таким образом, Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области было также допущено нарушение пп. а), б), в), г), д), ж), к) п. 29 Правил регулирования тарифов.
Помимо этого, в соответствии с п. 30 Правил регулирования тарифов, орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена.
Ни в представленной выписке из протокола заседания коллегии, ни в экспертном заключении Комитета тарифного регулирования Волгоградской области по делу об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для МУП г. Камышина "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства" на 2014 год не содержалось анализа по определению объемов экономически необоснованных расходов в разрезе статей затрат, которые должны были быть исключены Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области.
Согласно п. 20 Правил регулирования тарифов, в случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, орган регулирования тарифов запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования.
Со стороны Комитета тарифного регулирования Волгоградской области в рамках открытого дела об установлении тарифов для МУП г. Камышина "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства" на услуги водоснабжения и водоотведения на 2014 год не запрашивались дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные расходы регулируемой организации в предыдущем периоде регулирования, которые позволили бы провести более подробный анализ экономической обоснованности заявляемых организацией расходов.
Исходя из положений п. 30 Правил регулирования тарифов, отказ Комитета тарифного регулирования Волгоградской области во включении части заявленных МУП г. Камышина "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства" расходов без описания оснований, по которым эти расходы были исключены, является экономически необоснованными и неправомерным.
В связи с выявленными нарушениями действующего законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, Федеральная служба по тарифам, а также с учетом рассмотрения данного вопроса на заседании Контрольной комиссии ФСТ России (протокол от 07.08.2014 г. N СЗ-176), предписывает:
1. Органу исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения:
- прекратить нарушения законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, выражающиеся в установлении постановлением Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 19.12.2013 г. N 62/53 для МУП г. Камышина "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства" на 2014 год тарифов, экономическая обоснованность которых не подтверждена документально в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения;
- в срок до 1 октября 2014 года привести постановление Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 19.12.2013 г. N 62/53 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду и водоотведение для потребителей МУП г. Камышина "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства" в соответствие с законодательством о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, установив экономически обоснованные ставки тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для МУП г. Камышина "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства" на 2014 год и оформив экспертное заключение по делу об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, а также протокол заседания коллегии органа исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с законодательством.
2. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения письменно проинформировать Федеральную службу по тарифам, представив в Контрольно-ревизионное управление ФСТ России надлежащим образом заверенные копии:
- решения о приведении постановления Комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 19.12.2013 г. N 62/53 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду и водоотведение для потребителей МУП г. Камышина "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства" в соответствие с законодательством о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения;
- протокола заседания коллегии органа исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, на котором принимались данные решения;
- экспертного заключения (экспертных заключений) по делу (делам) об установлении для МУП г. Камышина "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства" цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения на 2014 год (с приложением сводной калькуляции затрат).
Руководитель Федеральной |
С. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предписание Федеральной службы по тарифам от 14 августа 2014 г. N 1257-д "О прекращении нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения"
Текст предписания опубликован в Информационном бюллетене Федеральной службы по тарифам от 5 сентября 2014 г. N 32