Письмо Министерства здравоохранения РФ от 19 марта 2014 г. N 11-9/10/2-1824
Министерство здравоохранения Российской Федерации во исполнение части 5 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 854 "Об утверждении Положения об осуществлении мониторинга формирования, экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи" провело мониторинг формирования, экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, по итогам которого сообщает.
Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (далее - территориальная программа) утверждена постановлением Администрации Смоленской области от 31 декабря 2013 г. N 1194.
Структура территориальной программы в целом соответствует основным положениям постановления Правительства Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 932 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (далее - Программа) и информационного письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 11-9/10/2-8309 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
В территориальной программе в целом соблюдены требования Программы в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Вместе с тем, терминология, используемая в территориальной программе, не соответствует законодательству Российской Федерации в сфере охраны здоровья (территориальной программой установлены средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и средние подушевые нормативы финансирования).
Целевые значения установлены по всем критериям доступности и качества медицинской помощи, утвержденным Программой, однако целевые значения показателей обеспеченности населения врачами, установленные в территориальной программе на 2014-2016 годы, не соответствуют значениям индикаторов государственной программы "Развитие здравоохранения".
Установленные сроки ожидания оказания медицинской помощи не соответствуют рекомендациям Минздрава России.
Способы оплаты медицинской помощи, применяемые при реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, установлены в соответствии с Программой. При оплате медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях, используется способ оплаты за законченный случай лечения заболевания, включенного в соответствующую клинико-статистическую группу заболеваний.
Субъектом Российской Федерации не выполняются в полном объеме расходные обязательства по финансовому обеспечению оказания медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования).
Дефицит утвержденной стоимости территориальной программы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации в 2014 году увеличился по сравнению с предыдущим годом и составил 959,4 млн рублей (9,6% общей потребности, или 29,7% потребности в бюджетных ассигнованиях бюджета субъекта Российской Федерации, рассчитанной в соответствии с установленными на 2014 год федеральными нормативами), в 2013 году - 409,2 млн рублей (4,6% общей потребности, или 13,6% потребности в бюджетных ассигнованиях бюджета субъекта Российской Федерации, рассчитанной в соответствии с установленными на 2013 год федеральными нормативами).
С учетом значительного дефицита финансового обеспечения территориальной программы имеются высокие риски невыполнения указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 и N 598 в части повышения оплаты труда отдельным категориям медицинских работников и достижения целевых показателей здоровья населения, утвержденных планом мероприятий ("дорожной картой") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения", а также значительного снижения доступности медицинской помощи при социально значимых заболеваниях.
Территориальная программа в 2014 году не сбалансирована по объемам медицинской помощи с учетом условий ее оказания, объем медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневного стационара выше средних нормативов, утвержденных Программой, объем паллиативной медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях в неотложной форме ниже средних нормативов, утвержденных Программой.
Нормативы объемов медицинской помощи на одно застрахованное лицо, оказываемой в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, не соответствуют средним нормативам, установленным Программой: норматив объема посещений по неотложной медицинской помощи на одно застрахованное лицо значительно ниже среднего норматива, установленного Программой; норматив объема медицинской реабилитации на одно застрахованное лицо значительно выше среднего норматива, установленного Программой; норматив объема медицинской помощи в стационарных условиях выше среднего норматива, установленного Программой.
Территориальной программой не установлены дифференцированные нормативы объема медицинской помощи на 1 жителя и нормативы объема медицинской помощи на 1 застрахованное лицо с учетом этапов оказания медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также дифференцированные объемы медицинской помощи с учетом использования передвижных форм предоставления медицинских услуг и телемедицины.
Отмечаются низкие темпы реализации структурных преобразований сети медицинских организаций и низкая эффективность использования государственных ресурсов при оказании медицинской помощи в стационарных условиях (превышение показателей обеспеченности населения койками и средней длительности лечения в стационаре по сравнению со среднероссийскими показателями, низкая средняя занятость койки в году).
Стоимость единиц объема медицинской помощи с учетом условий ее оказания за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на 2014 год ниже средних нормативов, утвержденных Программой.
Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи с учетом условий ее оказания за счет средств обязательного медицинского страхования (без учета коэффициента дифференциации) в целом соответствуют средним нормативам, установленным Программой: нормативы финансовых затрат на 1 случай госпитализации при оказании медицинской помощи в стационарных условиях, 1 пациенто-день при оказании медицинской помощи в дневных стационарах и 1 вызов скорой медицинской помощи ниже средних нормативов, установленных Программой.
Министерство здравоохранения Российской Федерации рекомендует:
в целях обеспечения прав граждан Российской Федерации на бесплатную медицинскую помощь, а также реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в части повышения оплаты труда отдельным категориям медицинских работников принять меры по выполнению в полном объеме расходных обязательств субъекта Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования) и сокращению дефицита финансового обеспечения территориальной программы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации;
привести терминологию, используемую в территориальной программе, в соответствие с законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья;
установить предельные сроки ожидания оказания медицинской помощи в соответствии с рекомендациями Минздрава России;
принять меры по обеспечению сбалансированности объемов медицинской помощи по условиям ее оказания, развитию медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях в неотложной форме и паллиативной медицинской помощи;
сбалансировать нормативы объема медицинской помощи на одно застрахованное лицо и нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с нормативами, установленными Программой;
установить дифференцированные нормативы объема медицинской помощи на 1 жителя и нормативы объема медицинской помощи на 1 застрахованное лицо с учетом этапов оказания медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также дифференцированные объемы медицинской помощи с учетом использования передвижных форм предоставления медицинских услуг и телемедицины;
принять меры по обеспечению населения высокотехнологичной медицинской помощью в объеме не менее уровня 2013 года, в том числе предусмотреть оказание высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования;
привести целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи, утвержденные Программой, в соответствие со значениями индикаторов государственной программы "Развитие здравоохранения";
в целях повышения эффективности оказания медицинской помощи в стационарных условиях и обеспечения выполнения нормативов, установленных Программой, осуществлять структурные преобразования сети медицинских организаций, включая меры по оптимизации и реструктуризации коечного фонда, направленные на достижение к 2016 году следующих параметров:
число дней работы койки в году - не менее 331 дня;
средняя длительность лечения в стационаре - не более 11,7 дня;
число коек в дневных стационарах увеличить не менее чем на 44,7% по сравнению с 2012 годом;
разработать программу структурных преобразований сети медицинских организаций, включая схему территориального планирования, и внести ее на согласование в Министерство здравоохранения Российской Федерации в срок до 15 апреля 2014 года;
внести изменения и дополнения в территориальную программу и проинформировать Министерство здравоохранения Российской Федерации в срок до 15 мая 2014 года.
|
В.И. Скворцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства здравоохранения РФ от 19 марта 2014 г. N 11-9/10/2-1824
Текст письма официально опубликован не был