Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 9. Культура как средство привлечения инвестиций
в регионы, города Российской Федерации
Разработка и реализация культурных проектов, включающих в себя организацию и проведение событийных мероприятий, создание инфраструктуры для учреждений культуры, становятся средством привлечения инвестиций в регионы и города Российской Федерации. Это стимулирует повышение социальной ответственности бизнеса, что, в последнее время, является положительной тенденцией в области взаимодействия государства и частного капитала.
Одним из современных инструментов инвестиционной политики является государственно-частное партнерство - мобилизация усилий частного капитала для решения государственных задач. ГЧП в сфере культуры - это долгосрочное сотрудничество органов государственной власти и бизнес-сообщества, при котором все необходимые ресурсы предоставляются партнерами для совместного использования в общей организационной структуре, а возможные проектные риски оптимально распределяются между партнерами в зависимости от их компетенции в области управления рисками.
При рассмотрении разных аспектов совместной деятельности государства и бизнеса, ГЧП определяется как путь к эффективному развитию государственных институтов на основе экономической политики в области развития культуры, политики расширения частной и общественной поддержки целей и действий власти.
В культурной политике современной России механизм ГЧП, консолидирующий представителей бизнеса, государства и гражданского общества вокруг системообразующих целей социокультурного развития, выглядит следующим образом:
по отношению к обществу государство берет на себя ответственность за социальные гарантии развития сферы культуры;
по отношению к бизнес-сообществу государство обеспечивает гарантии прав собственности, благоприятный предпринимательский климат, поддержку российского бизнеса за пределами территории Российской Федерации, получая взамен поддержку культуры со стороны частного капитала, строгое соблюдение установленных государством норм и правил в сфере культуры;
баланс между обществом и сферой бизнеса строится по принципу: социальная ответственность предпринимателей в обмен на общественную поддержку его интересов, целей и действий.
Механизм ГЧП дает возможность создания устойчивой схемы "государство-бизнес" для решения конкурентных проблем, существующих в сфере культуры. Например, вовлечение в ГЧП объектов культурного наследия. Формы и методы работы здесь достаточно многообразны. Это включение в экономический оборот памятников архитектуры, которые по причине ветхости или аварийности не используются. В правовом плане в такой ситуации может применяться принцип доверительного управления и концессии. Для особо ценных объектов государство может разрабатывать проекты реставрации, которые станут составной частью будущих конкурсных инвестиционных предложений. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" создает реальные условия для интегрирования концессионной модели ГЧП в сферу российской культуры, в том числе для реставрации и включения объектов культурного наследия в хозяйственный оборот, строительства и эксплуатации объектов недвижимости, управления фондами культурных ценностей, инфраструктурной застройки территорий, прилегающих к объектам культурного наследия.
Ярким примером ГЧП в сфере сохранения объектов культурного наследия являются памятники археологии федерального значения "Городище "Фанагория" и "Некрополь "Фанагория" VI век до н.э. - XI век н.э." близ поселка Сенного Темрюкского района Краснодарского края. В течение многих лет они исследовались Фанагорийской комплексной археологической экспедицией Института археологии РАН при финансовой поддержке Фонда поддержки социальных инноваций Олега Дерипаски "Вольное дело" и созданного с участием фонда некоммерческого партнерства "Историко-культурное наследие Кубани". Взаимодействие бизнеса и власти сделали возможными многолетние непрерывные комплексные археологические исследования и памятникоохранные мероприятия, создание Культурно-научного центра "Фанагория", специализированную подготовку археологов на базе Кубанского государственного университета, а в перспективе - Государственного историко-археологического музея-заповедника "Фанагория".
В субъектах Российской Федерации заслуживает внимания опыт сотрудничества местных администраций с бизнесом по реставрации объектов культурного наследия в ряде исторических городов Тверской области в рамках областной целевой программы Тверской области "Возрождение тверских усадеб", в соответствии с которой в течение двух последних лет функционирует механизм передачи государством объектов культурного наследия в доверительное управление. Центр ГЧП Калужской области реализует проект реставрации объектов культурного наследия - здания каретного сарая и ткацкого корпуса Музея-усадьбы "Полотняный Завод" (Гончаровых) XVIII века в пос. Полотняный Завод Дзержинского района Калужской области.
В Вологодской области в 2012-2013 гг. с использованием механизмов ГЧП осуществлены проекты воссоздания достопримечательных мест и музейных ценностей - Цыпинского прихода и памятного знака Джозефу Конраду в Вологде, Дома Копылова в дер. Семенково Вологодской области; возрождения усадебной культуры - в процессе реставрации находятся усадьбы Хвалевское и Братково, усадьбы Гальских и Брянчаниновых, воссоздан храм Петра и Павла в Новинках в Вологде.
В качестве регионального опыта взаимодействия с бизнесом в сфере культуры можно привести положительную практику Брянской области. По инициативе частных компаний в области создано некоммерческое партнерство "Социальное партнерство в развитии Брянской области". Источником финансирования программ и проектов этой организации являются средства, полученные от частных структур. Партнерство инвестировало в реконструкцию Театра юного зрителя, проведение конкурса "Одаренные дети" и "Конкурса имени Татьяны Николаевой", Летнюю фортепианную академию имени Т. Николаевой, фестиваль "Юные дарования Брянщины", финансирование гастролей Театра юного зрителя по сельским районам Брянской области, закупку книг для библиотек; осуществляет проект "Издание краеведческой литературы", реставрацию парка князя Михаила Романова в поселке Локоть; партнерство выступило соучредителем конференции Российской библиотечной ассоциации в Брянске "Библиотека в системе социальных коммуникаций". Администрация области совместно с корпорациями "Транснефть", "Трансмашхолдинг", "Брянскэнерго" и другими осуществила реконструкцию Дворца детского и юношеского творчества в Брянске.
Примером ГЧП в сфере культуры в Омской области является поддержка культурных инициатив со стороны Радиозавода имени А.С. Попова - крупнейшего предприятия оборонно-промышленного комплекса России. Между предприятием и Министерством культуры Омской области подписано Охранное обязательство о сохранении и популяризации памятника культурно-археологического наследия "Стоянка Омская". Стоянка Омская - это исторический комплекс, который состоит из поселений, могильников, стоянок и мастерских, датированных периодами от VI тыс. до нашей эры по XIII в. нашей эры. Оценивая культурную значимость археологического памятника и осознавая социальную ответственность, предприятие решило внести свой вклад в изучение мировой истории. Было принято решение о поддержке научных исследований "Омской стоянки" и о создании историко-культурного музейного комплекса. Кроме того, Радиозавод имени Попова выступает партнером Омского историко-краеведческого музея по проведению интеллектуальной игры "Знатоки краеведения". Игра направлена на развитие познавательного интереса учащихся к истории и культуре родного края, а также на повышение творческой активности омских школьников.
Одним из наиболее успешных примеров реализации ГЧП в области событийного туризма является межрегиональный фольклорный праздник "Песни Бежина луга" в Тульской области. Это мероприятие консолидирует одаренных исполнителей из центральной России вокруг наследия И.С. Тургенева.
ГЧП на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений развития культуры и туризма, которое путем межотраслевого взаимодействия, усилиями власти и бизнеса, привлечения общественности реализовывает задачу максимизации экономической эффективности культурных мероприятий и проектов в Российской Федерации.
Одним из важных направлений государственной культурной инвестиционной политики в регионах является создание многофункциональных культурных центров (МКЦ) - как формирование нового подхода к возрождению и развитию домов культуры в малых городах. Этот проект представляет собой яркий пример ГЧП и прямого федерально-регионального контакта.
В рамках реализации данного проекта были объявлены конкурсы пилотных проектов по созданию типовых МКЦ (о целях создания МКЦ см. раздел 3.2. "Деятельность клубных учреждений и многофункциональных досуговых центров и другие формы организации свободного времени граждан") и начата разработка проектной документации (на что выделено 200 млн рублей).
К концу 2013 г. в работу по проектированию включились 13 регионов России: Забайкальский край (Петровск-Забайкальский), Красноярский край (Шарыпово), Ставропольский край (Изобильный), Белгородская область (Шебекино), Калининградская область (Гурьевск), Кировская область (Слободской), Чеченская Республика (Гудермес), Республика Ингушетия (Магас), Омская область (Калачинск), Оренбургская область (Соль-Илецк), Рязанская область (Касимов), Томская область (Асино), Ярославская область (Ростов).
В перспективе планируется создание до 50 соответствующих МКЦ по регионам. Это будут оптимизированные по внутренней наполняемости помещения, включающие многофункциональный зал, который может использоваться для хореографии, проведения различных мероприятий, показа кинофильмов, театральных постановок и т.п. Специальные помещения для занятий, в том числе спортом, экспозиционные пространства, пространства медиатеки с широкополосным доступом в сеть Интернет и для формирования образовательных центров, в том числе центров для самообразования, помещения для творческих мастерских, кружков и т.д.
Таким образом, продуктивное сотрудничество государства и частного капитала создает благоприятные условия для развития и распространения культуры в регионах Российской Федерации, способствует становлению новых форм взаимодействия субъектов общества и положительно сказывается на сохранении историко-культурного наследия страны.
В то же время в 2013 году была проведена большая работа по капитальному строительству и реконструкции учреждений культуры из средств федерального бюджета Российской Федерации. Всего в рамках инвестиционных расходов на объекты капитального строительства в 2013 году было выделено финансирование в объеме 16 455,73 млн рублей, в том числе:
по федеральным объектам - 12 890,85 млн рублей;
по региональным объектам (субсидиям) - 3 564,88 млн рублей.
По капитальному ремонту в 2013 году 118 бюджетных учреждений, подведомственных Минкультуры России, получили субсидию на общую сумму 5 161,84 млн рублей.
<< Раздел 8. Нормативные и правовые акты в сфере культуры |
Раздел 10. >> Экономика культуры |
|
Содержание Государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации в 2013 году |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.