Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 7. Образование и наука в сфере культуры
7.1. Образовательные организации в сфере культуры
Образование в сфере культуры является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. На протяжении более чем двухсотлетней истории российского художественного образования была сформирована уникальная система по подготовке профессиональных кадров, приобщению подрастающего поколения к различным видам искусств и самодеятельному творчеству. Исторический опыт позволяет определить систему художественного образования как совокупность образовательных учреждений и реализуемых в них образовательных программ, направленных не только на подготовку профессиональных кадров для отрасли культуры, но и на распространение в обществе знаний о духовном наследии человечества, развитие творческого потенциала и формирование целостной личности, ее интеллектуального и эмоционального богатства.
В основу содержания художественного образования положены исторически сложившиеся и апробированные традиции по обучению детей и молодежи на лучших образцах классического искусства и народного творчества. При этом немало внимания уделяется и инновационным образовательным программам, технологиям и методикам.
Сложившаяся система образования в сфере культуры включает в себя, как правило, три уровня подготовки обучающихся в течение 15-18 лет: детская школа искусств - профильное училище (колледж) - творческий вуз. Следует подчеркнуть, что эффективная образовательная система в сфере культуры, основанная на принципах непрерывности и преемственности трех звеньев, сложилась уже к середине ХХ в. и оправдала себя как при подготовке профессиональных кадров, так и подготовке художественно образованной части населения (зрителей театров, слушателей концертных залов, посетителей музеев).
В 2013 году развитая сеть образовательных организаций отрасли культуры была представлена: 58 вузами, 235 средними профессиональными образовательными организациями, 5233 детскими школами искусств. Из этого количества непосредственно в ведении Минкультуры России - 45 вузов и 10 профессиональных образовательных организаций:
В 2013 году количество обучающихся в образовательных организациях отрасли культуры составило 1 605 198 человек, из них: в ДШИ - 1 млн 458 тыс. 559 человек; обучающихся по программам среднего профессионального образования - 67 тыс. 096 человек; по программам высшего образования - 79 тыс. 543 человека.
Количество педагогических работников образовательных организаций отрасли культуры в 2013 году составило 140 162 человека.
За последние годы сложилась следующая динамика по количеству образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников:
|
2005 год |
2009 год |
2013 год |
ув./ум. за последние 10 лет |
Всего ОУ |
5862 |
5708 |
5526 |
-336 |
ДШИ |
5555 |
5402 |
5233 |
-322 |
СПОУ |
250 |
249 |
235 |
-15 |
Вузы |
57 |
57 |
58 |
+1 |
Всего обучающихся |
1444363 |
1573865 |
1605198 |
+160835 |
ДШИ |
1280882 |
1408611 |
1458559 |
+177677 |
По программам СПО |
75763 |
67660 |
67096 |
-8667 |
По программам ВО |
87718 |
97594 |
79543 |
-8175 |
Всего педагогических работников |
154501 |
16055 |
140162 |
-14339 |
ДШИ |
119591 |
124554 |
109885 |
-9706 |
СПО |
23356 |
22646 |
19222 |
-4134 |
вуз |
11554 |
12855 |
11055 |
-499 |
Динамика последних лет показывает востребованность в обучении детей в детских школах искусств при сокращении количества педагогических работников, самих образовательных организаций, а также обучающихся в среднем и высшем звеньях.
В 2013 году развитие образовательных организаций отрасли культуры осуществлялось в условиях продолжающейся модернизации системы образования в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 и N 599, распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. N 2620-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" и Концепцией развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы.
В 2013 году Минкультуры России продолжило работу над устранением законодательных и нормативно-правовых упущений периода 1992-2011 гг., в котором специфика подготовки творческих кадров не нашла отражения. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" не только сохранил, но и расширил законодательные позиции в области образования в сфере искусства.
Впервые в истории российского образования общие законодательные нормы включили в себя в качестве самостоятельного, структурно оформленного раздела отдельную статью "Особенности реализации образовательных программ в области искусств" (ст. 83 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). В законодательное поле были внесены такие важные, неотъемлемые для отрасли культуры понятия, как художественное образование, эстетическое воспитание, многоуровневость и преемственность в реализации образовательных программ в области искусств, а также творческая и просветительская деятельность, признанные для системы образования наравне с методической и научной деятельностью.
В целях реализации нового законодательства для начальной ступени отраслевого образования (детских школ искусств) приказами Минкультуры России были утверждены:
14 федеральных государственных требований (далее - ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального, хореографического, изобразительного, театрального, декоративно-прикладного искусств, архитектуры и дизайна. ФГТ разработаны на основании учебно-методической документации для детских школ искусств советского периода нашей истории с учетом современного развития искусства, культуры и технологий;
перечень дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств;
порядок отбора детей при поступлении в детские школы искусств на предпрофессиональные программы;
порядок проведения итоговой аттестации выпускников, освоивших предпрофессиональные программы (порядок проведения выпускных экзаменов);
форма документа об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств (свидетельство об окончании ДШИ).
Данные нормативные правовые акты восстановили утраченную за последние 20 лет основную функцию детских школ искусств по выполнению своего исторического предназначения, отличающего эти образовательные учреждения от досуговых детских учреждений (кружков, студий, центров развития детского творчества и др.) - приобретать знания, умения и навыки в том или ином виде искусств путем многолетнего труда обучающегося и преподавателя при постижении, воспроизведении или создании произведений искусства в условиях четко регламентированного учебного процесса.
Вторая и третья ступени отраслевого образования (училища/колледжи и вузы) также были охвачены новым нормативно-правовым полем.
В 2013 году Минкультуры России совместно с Минобрнауки России сформировали перечень основных образовательных программ для профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования. Необходимо отметить, что в перечень основных образовательных программ в области культуры и искусства включены 72 программы, максимально охватывающие весь спектр творческой, управленческой, технической и других видов отраслевой деятельности.
В целях обеспечения согласованных действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений, образовательных и иных организаций по реализации государственной политики в сфере воспитания и дополнительного образования детей был создан межведомственный совет (Минобрнауки России, Минкультуры России и Минспорт России) по дополнительному образованию и воспитанию детей.
Большая работа по подготовке нормативных правовых актов проводилась и в отношении реализации программ ассистентуры-стажировки, так называемой творческой аспирантуры. В связи с тем, что данная форма образования выпала из законодательного поля в период 1992-2011 годов, потребовалось возрождение ее регламентации. С этой целью Минкультуры России совместно с творческими вузами были подготовлены проекты 22 образовательных программ в области музыкального, изобразительного, театрального, хореографического, декоративно-прикладного, монументального искусства, искусства дизайна, киноискусства, архитектуры, литературного творчества. В 2013 году часть из этих образовательных стандартов была утверждена Минобрнауки России.
Одним из ключевых направлений деятельности в 2013 году для подведомственных Минкультуры России образовательных организаций явилось выполнение "дорожной карты" (приказ Минкультуры России от 15 мая 2013 г. N 500 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", в отношении подведомственных Министерству культуры Российской Федерации федеральных государственных бюджетных образовательных организаций и научно-исследовательских учреждений"). Дорожная карта для отраслевого образования предусматривает такой важный для отрасли культуры и отличный от общей системы образования показатель, как особое соотношение обучающихся и педагогов в среднем профессиональном образовании (1:4 вместо установленного в распоряжении Правительства Российской Федерации среднего соотношения 1:12) и высшем образовании (1:4,5 вместо установленного для вузов распоряжением Правительства Российской Федерации среднего соотношения 1:10), поскольку реализация образовательных программ в сфере культуры и искусства предусматривает 40-45% от всего учебного времени проведение учебных предметов в форме индивидуальных и мелкогрупповых занятий.
Данный приказ Минкультуры России явился ориентиром для аналогичных "дорожных карт" для образовательных организаций отрасли культуры субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно приказу Минкультуры России от 15 мая 2013 года N 500 с 2013 года развитие отраслевого образования стало осуществляться по следующим направлениям:
повышение качества образования с учетом процессов оптимизации деятельности образовательных организаций;
развитие творческой и просветительской деятельности;
развитие методической и научной деятельности;
развитие международных отношений;
модернизация материально-технической базы.
Повышение качества отраслевого образования характеризуется следующими предпринятыми в 2013 году мерами:
- сокращением в подведомственных Минкультуры России образовательных организациях набора абитуриентов по непрофильным для отрасли образовательным программам и концентрацией имеющего потенциала на реализации образовательных программ в области искусства, культуры и туризма, в том числе предшествующего уровня подготовки. Так, например, в 2013 году был сокращен набор абитуриентов по образовательным программам в области юриспруденции, экономики, бухгалтерского учета, прикладной информатики, менеджмента и др. При этом контрольные цифры приема по профильным для отрасли 72 образовательным программам среднего профессионального и высшего образования были увеличены по сравнению с 2012 года на 401 единицу. Общее количество контрольных цифр приема в 2013 году составило 10590 мест, что на 773 места меньше, нежели в 2004 году. При этом согласно данным мониторинга, трудоустройство выпускников в 2012-2013 году составило около 95%, что указывает на востребованность профессиональных кадров и повышение престижности творческих профессий;
- созданием многоуровневых образовательных комплексов, позволяющих отбирать и обучать наиболее одаренных детей и молодежь посредством реализации преемственных образовательных программ от детской школы искусств до ассистентуры-стажировки. В 2013 году лицензии на реализацию образовательных программ предшествующего уровня подготовки получили 9 подведомственных Минкультуры России образовательных организаций. Всего в подведомственных Минкультуры России образовательных организациях программы предшествующего уровня подготовки для особо одаренных детей и молодежи реализуются в 19 образовательных организациях, что способствует созданию на их базе федеральных центров для одаренных детей;
- закрытием филиалов вузов с целью концентрации ресурсов в головной образовательной организации;
- оптимизацией педагогической нагрузки (при реализации образовательных программ высшего образования до 900 часов в год, программ среднего профессионального образования - не менее 720) с целью увеличения количества преподавателей, работающих на штатной основе;
- повышением качественного состава педагогических работников. В 2013 году Комиссией Минкультуры России по аттестации руководящих и педагогических работников было аттестовано 657 преподавателей и концертмейстеров подведомственных образовательных организаций на первую и высшую квалификационные категории. Повышение квалификации и профессиональную переподготовку прошли около 1300 штатных педагогических работников образовательных организаций Минкультуры России, что составляет 25% от их общего числа. С целью повышения качества образования в 2013 году Минкультуры России создан Индустриальный совет в области кинообразования (приказ от 26 ноября 2013 г. N 1965), целью которого является решение кадровых потребностей организаций в области аудиовизуальной культуры. В его состав вошли широко известные кинорежиссеры, продюсеры, руководители образовательных организаций, мастера киноискусства.
Одним из основных направлений деятельности Минкультуры России стало развитие творческой и просветительской деятельности образовательных учреждений отрасли культуры, которое осуществлялось в целях выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 в части увеличения к 2018 году юных талантов (до 8% от общего числа детей), привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, а также "дорожной карты" (подпункт 17 пункта 1 раздела "III" Плана мероприятий ("дорожная карта", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации).
Выполнение установленного "дорожной картой" на 2013 год показателя - 2% юных талантов от общего количества детей - осуществлялось в рамках реализации ФЦП "Культура России (2012-2018 годы)", региональных программ в области культуры и туризма, планов творческих и просветительских проектов образовательных организаций. В свою очередь, Минкультуры России была утверждена и направлена в регионы страны Методика расчета целевого показателя "Доля детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях от общего числа детей" (приказ Минкультуры России от 30 сентября 2013 г. N 1504).
Для подведомственных Минкультуры России образовательных организаций реализация творческих и просветительских проектов явилась одним из показателей эффективности деятельности. Творческие вузы и средние профессиональные образовательные учреждений, помимо запланированных творческих мероприятий в самой образовательной организации, также проводили мероприятия для детей в детских школах искусств и общеобразовательных школах.
В результате проведенной работы в 2013 году к участию в творческих мероприятиях было привлечено значительно большее количество детей, нежели установлено "дорожной картой" - 1 026 940 человек, что составило около 3% от общего числа детей (согласно данным Росстата на 1 января 2013 г. было зарегистрировано 28 426 202 детей и молодежи в возрасте до 17 лет включительно).
Сохраняя и развивая систему образования в сфере культуры и искусства, используя творческий и педагогический потенциал образовательных учреждений в 2013 году в рамках ФЦП "Культура России (2012-2018 годы)" Минкультуры России провело 250 мероприятий, направленных на реализацию государственной политики в области образования в сфере культуры и искусства - творческих школ, конкурсов, фестивалей, выставок, семинаров, мастер-классов в области хореографического, музыкального, изобразительного, театрального и декоративно-прикладного и киноискусства, литературного творчества на общую сумму 150 000 тыс. рублей (в 2012 году - 150 аналогичных мероприятий на сумму 70000 тыс. рублей). Тематика и смысловое содержание проводимых мероприятий отвечали поставленной цели - выявление и поддержка одаренных детей и молодежи, развитие их духовно-нравственного и культурного потенциала, повышение качества образования.
В этом контексте ярким примером может служить смотр-конкурс вокалистов - выпускников музыкальных вузов России (учредители Минкультуры России и Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова) - традиционный ежегодный проект в области вокального образования, в рамках которого совместная работа профессоров различных вузов страны позволяет выявить основные тенденции в современном вокальном образовании и эффективно помогает развитию российской вокальной школы. Задача смотра - профессиональная оценка работы кафедр сольного пения музыкальных вузов России.
Среди других наиболее значимых мероприятий: XVI Международный конкурс исполнителей на народных инструментах имени А.Л. Репникова и VII Международный конкурс ансамблей "Серебряные звуки" (Петрозаводск), V Международный юношеский конкурс имени В.А. Гаврилина (Вологда), Международный детский конкурс славянской музыки "Гармония" (Белгород), VII Международный конкурс юных скрипачей (Новосибирск), Международный конкурс баянистов, аккордеонистов и гармонистов "Друг баян" (Курган), Международные конкурсы эстрадного искусства (Москва), VII Международный конкурс молодых композиторов им. П.И. Юргенсона (Москва), VII Всероссийский конкурс по теории и истории музыки и композиции имени Ю.Н. Холопова (Москва), Всероссийский фестиваль детского творчества "ПластилиНовая ворона 2013" (Саранск), XVI Межвузовский конкурс чтецов имени Я.М. Смоленского (Москва), XVII фестиваль "Весенние хоровые капеллы" (Красноярск), VII Международный конкурс "Венок Дружбы-2013" (Улан-Удэ), X Международный конкурс молодых пианистов Центральной музыкальной школы при Московской консерватории (Москва) и др.
Большие фестивальные и просветительские проекты состоялись в более чем 30 регионах страны в рамках творческих мероприятий: "Новое передвижничество", "Юрий Башмет - молодым дарованиям России", Общероссийский фестиваль - творческая мастерская "Где рождается искусство", проект Валерия Гергиева "Центры искусств для юных дарований России", Международные детско-юношеские фестивали российского искусства в Италии и Франции, фестивали для молодых дарований с ограниченными возможностями здоровья "Открытый мир творчества", Фестиваль-смотр творчества юных дарований "Новые имена", Международные выставки-конкурсы детского рисунка "Мы помним мир спасенный" и Всероссийский конкурс среди студентов художественных училищ на лучшее иллюстрирование произведений М.Ю. Лермонтова.
Самостоятельным направлением среди творческих мероприятий для наиболее одаренных детей и молодежи явились творческие школы. В 2013 году было проведено 20 таких школ в 30 регионах страны с участием мастеров в области различных видов искусств, преподавателей региональных и муниципальных образовательных организаций отрасли культуры. Среди таких школ: Творческие школы и мастер-классы Московской государственной академии хореографии в регионах России (Казань, Санкт-Петербург), "Передвижная академия искусств", Международная летняя творческая школа для одаренных детей в области музыкального и изобразительного искусства (Кызыл), Международный пленэр для одаренных детей "Мастер-класс" (Железногорск), Международная летняя творческая школа "ТеремОК!" (Санкт-Петербург), Межрегиональная летняя школа-фестиваль "Байкальский пленэр-2013" (Республика Бурятия), Летняя творческая школа для одаренных детей Приморья-2013 (Находка), Творческая школа для одаренных детей Поволжского региона "Сурская радуга" (Пенза), Творческая школа для одаренных детей Южной Сибири "Лето в Центре Азии" (Кызыл), Летняя творческая школа для одаренных детей "Балтийская палитра. Северо-Запад-2013" (Светлогорск), Летний творческий пленэр для одаренных детей "Ступень к совершенству" (Костромская область), мастер-классы деятелей культуры в Республике Хакасии.
Кроме этого, было проведено 16 проектов для детей и молодежи в области современного искусства, 18 международных проектов с мастер-классами зарубежных деятелей искусств в России.
Одним из наиболее значимых творческих мероприятий Минкультуры России явился Мега-проект "Одаренные дети и молодежь", заключительным этапом которого стало награждение в ноябре 2013 года на новой сцене Большого театра победителей двух общероссийских конкурсов "Молодые дарования России" и "Лучший преподаватель детской школы искусств" - 60 преподавателей детских школ искусств, 100 учащихся и 130 студентов учебных заведений отрасли культуры. В церемонии награждения лауреатов конкурсов приняли участие около 700 представителей органов управления культуры субъектов Российской Федерации, методических объединений, преподаватели и учащиеся образовательных учреждений отрасли культуры.
Творческие проекты стали неотъемлемой частью и серии юбилейных мероприятий, которые в 2013 году проводили Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой; Российский университет театрального искусства - ГИТИС; Школа-студия (институт) имени В.И. Немировича-Данченко при Московском художественном академическом театре имени А.П. Чехова; Московская государственная академия хореографии; Школа-студия при Государственном академическом ансамбле народного танца имени Игоря Моисеева; Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения; Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств и др.
Международная деятельность образовательных учреждений отрасли культуры охватывала следующие направления:
творческое взаимодействие с зарубежными партнерами - проведение конкурсов, фестивалей, мастер-классов;
осуществление договорных обязательств и студенческого обмена между российскими и зарубежными вузами;
обучение иностранных граждан в российских образовательных организациях.
В соответствии с п. 10 Плана мероприятий по реализации в 2012-2015 годах (первый этап) Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 августа 2012 г. N 1502-р) и с целью расширения влияния России на международной арене в области образования в сфере культуры Минкультуры России было принято решение об увеличении в подведомственных образовательных организациях количества иностранных граждан, обучающихся за счет средств Российской Федерации. Если в 2012 году по государственной линии в образовательные организации было принято 174 человека, то в 2013 году - 225 человек (Абхазия - 18, Азербайджан - 4, Армения - 1, Беларусь - 3, Болгария - 2, Боливия - 1, Вьетнам - 7, Гватемала - 2, Германия - 1, Грузия - 4, Индонезия - 1, Иран - 3, Казахстан - 8, Камбоджа - 3, Китай - 5, Колумбия - 4, Коста-Рика - 10, Кот д`Ивуар - 1, Кыргызстан - 5, Латвия - 7, Литва - 6, Македония - 1, Молдавия - 8, Монголия - 8, Палестина - 2, Польша -1, Сербия - 3, Сирия - 14, Словения - 1, Таджикистан - 19, Туркменистан - 29, Турция - 1, Узбекистан - 2, Украина - 23, Хорватия - 1, Чад - 1, Эквадор - 1, Эстония - 8, Южная Осетия - 5, Япония - 1).
Увеличилось число иностранных граждан, обучающихся и на коммерческой основе. В целом результат мониторинга вузов 2013 году выявил, что у ряда вузов, в основном расположенных в Москве и Санкт-Петербурге, количество обучающихся иностранных граждан превышает установленное мониторингом Минобрнауки России пороговое значение, а в вузах, расположенных в регионах страны, ситуация более скромная:
В 2013 году деятельность Минкультуры России была направлена и на научно-методическое обеспечение образовательных организаций отрасли культуры:
для детских школ искусств было подготовлено 79 примерных программ по предметам предпрофессиональных программ в области искусств, началась реализация проекта по подготовке учебников и хрестоматий, в том числе электронных учебников (разработаны отдельные главы учебников "Сольфеджио для 7-8 классов" и "Музыкальная литература зарубежных стран"), в регионы страны направлены рекомендации по реализации общеразвивающих программ с примерными учебными планами;
в сфере высшего образования созданы условия для дистанционного образования во Всероссийском государственном университете кинематографии имени С.А. Герасимова и Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства;
совместно с Минобрнауки России для общеобразовательных школ страны впервые были разработаны примерные рабочие программы и требования к содержанию предмета "Музыка", а также предназначенная для реализации во внеурочное время дополнительная образовательная программа "Основы музыкальной культуры". С осени 2013 года в 16 субъектах Российской Федерации в общеобразовательных школах проводится апробация указанных программ, организованная Минобрнауки России. Цель данного проекта - усиление роли эстетического воспитания и духовно-нравственного развития, привлечение детей к художественному творчеству посредством создания на базе общеобразовательных школ детских творческих коллективов (хоровых, инструментальных, вокальных и т.д.);
особое внимание со стороны Минкультуры России было уделено повышению квалификации педагогических работников детских школ искусств, профессиональных образовательных организаций и учителей музыки общеобразовательных школ. При этом повышение квалификации учителей музыки на базе подведомственных Минкультуры России образовательных организаций состоялось впервые за последние 20 лет. Всего в 2013 году повышение квалификации прошло около 1000 человек в Кабардино-Балкарской Республике, Карелии, Татарстане, Башкортостане, Алтайском, Хабаровском, Приморском, Красноярском, Пермском краях, Астраханской, Воронежской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Кемеровской, Ростовской, Самарской, Орловской, Тюменской, Саратовской, Свердловской, Челябинской областях, в Москве и Санкт-Петербурге и др.;
при финансовой поддержке Минкультуры России в образовательных организациях было проведено 30 международных и всероссийских научно- практических конференций. Среди них: Международная конференция "Орган в XXI веке" (РАМ имени Гнесиных, Москва), Всероссийская конференция "Академические мастер-классы для художественных училищ России" (Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина), Всероссийская научно-практическая конференция "Социум. Культура. Личность. Досуг" (Тюмень), Всероссийская студенческая научно-практическая конференция "Свиридовские чтения" (Курск), Всероссийская научная конференция "Болховитиновские чтения: Искусство в контексте современной культуры" (Воронеж), Научно-практические конференции ВГИКа "Анимация как феномен культуры. Современная анимация: теория, методология, практика", "Кинооператорское искусство России. Традиции и инновации" (Москва), "Западноевропейская и русская новая драма рубежа XIX-ХХ веков: проблематика, поэтика, пути сценического воплощения" (Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства) и др.;
существенно обновились учебно-методические фонды библиотек подведомственных Минкультуры России образовательных организаций. В рамках ФЦП "Культура России (2012-2018 годы) на данные цели было израсходовано 7 млн рублей.
В 2013 году значительно укрепилась материально-техническая база образовательных организаций - Воронежской государственной академии искусств, Московского государственного академического художественного училища памяти 1905 года, Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова, Самарской государственной академии культуры и искусств, Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, Государственного специализированного института искусств.
Наиболее яркими событиями 2013 г. стали окончание реставрации второго учебного корпуса Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, а также открытие нового учебного комплекса у единственного в Сибирском и Дальневосточном регионах федерального хореографического учебного заведения - Новосибирского хореографического колледжа (площадь нового здания составила 5,5 тыс. кв. м, а общая площадь всего комплекса - 11500 кв. м).
В 2013 году за счет средств ФЦП "Культура России (2012-2018 годы)" у 25 высших и 3 профессиональных образовательных организаций значительно обновился парк музыкальных инструментов и других технических средств обучения на общую сумму в 60 млн рублей (в 2012 году на данные цели было израсходовано 28 млн рублей).
Впервые в 2013 году Минкультуры России в рамках ФЦП "Культура России (2012-2018 годы)" 31 субъекту Российской Федерации на конкурсной основе были выделены субсидии в объеме 99,41 млн рублей на приобретение музыкальных инструментов для детских школ искусств страны. В зависимости от объемов софинансирования субъекты Российской Федерации получили на данные цели от 100 тыс. до 14,3 млн рублей.
Кроме того, в кратчайшие сроки (с мая по сентябрь 2013 г.) было проведено восстановление после пожара здания главного корпуса Российского университета театрального искусства - ГИТИС.
Детские школы искусств. Предпрофессиональные и общеразвивающие образовательные программы
Предназначение детских школ искусств (далее по тексту - ДШИ) заключается в обеспечении гармоничного развития творческих, духовных и интеллектуальных способностей каждого ребенка, подготовке будущей грамотной и заинтересованной аудитории зрителей и слушателей, выявлении одаренных детей в области искусств с целью возможного продолжения их образования по профильным профессиональным образовательным программам.
Согласно статье 83 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" ДШИ реализуют предпрофессиональные и общеразвивающие программы в области искусств. При этом предпрофессиональные программы в области искусств, в отличие от общеразвивающих, среди общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования реализуются только в ДШИ и являются приоритетными в их образовательной деятельности.
В 2013 году из 5223 государственных и муниципальных ДШИ 72% получили лицензии на реализацию предпрофессиональных программ, а к реализации этих программ приступили около 65% ДШИ.
Проведенный в 2013 году Минкультуры России мониторинг деятельности ДШИ выявил следующее:
Уменьшение с 2009 года количества ДШИ в стране на 179 ед., связанное в основном с процессами присоединения детских музыкальных и детских художественных школ в объединенную детскую школу искусств, преобразованием малокомплектных школ искусств в филиалы, слиянием ДШИ с домами детского творчества, клубами и другими учреждениями культурно-досугового типа;
Увеличение за последние 5 лет количества обучающихся детей в ДШИ на 49 948 человек, что говорит о востребованности у детей и родителей реализуемых в ДШИ образовательных программ. В 2013 году охват детского населения работой ДШИ составил 11,8%, что приблизилось к социальному нормативу (12%):
Увеличение обучающихся в ДШИ связано с возросшей потребностью у родителей обучать детей по программам досуговой направленности, тогда как за последние годы значительно сократился контингент обучающихся на хоровых, струнных, духовых и народных отделениях.
Особенно проблемной является ситуация с классами духовых и струнных инструментов, испытывающими дефицит обучающихся. Как следствие аналогичная ситуация складывается и на уровне второго звена творческого образования - среднего профессионального. В результате оркестровые коллективы в регионах Российской Федерации практически не пополняются молодыми кадрами. Например, за последние пять лет число детей, обучающихся в ДШИ игре на скрипке и виолончели, уменьшилось на 28 550 человек, а на хоровых отделениях - на 15 536:
Вместе с тем наметилась и позитивная тенденция: в 2013 году было создано Всероссийское хоровое общество, почти во всех регионах страны открыты его представительства. Его задача - возрождение хорового пения и, в первую очередь, среди детей.
Материально-техническая база ДШИ как одно из важнейших условий успешной реализации образовательных программ требует серьезных финансовых вложений. Мониторинг ДШИ показал, что почти 50% зданий ДШИ требует капитального ремонта.
В 2013 году 1/3 часть имеющихся у ДШИ зданий находились в неудовлетворительном состоянии. При этом средства на капитальный ремонт, как правило, выделяются только на 1-2 ДШИ региона, а в среднем на одну ДШИ страны приходится 63 тыс. рублей.
Во многих регионах учредителями ДШИ не выделяются средства на приобретение технических средств обучения, музыкальных инструментов и комплектование библиотечных фондов.
В 2013 году 33,4% музыкальных инструментов, имеющихся у ДШИ, это морально устаревшие и требующие списания инструменты. На приобретение музыкальных инструментов в среднем на одну ДШИ выделяется около 40 тыс. рублей. С учетом того, что в среднем по стране каждая ДШИ имеет возможность приобрести только по 2-3 недорогостоящих музыкальных инструмента, процесс обновления инструментария может составить более 20 лет:
Количество педагогических работников ДШИ, имеющих высшее образование, составляет 55,8%. Сравнительный анализ показывает, что количество преподавателей с высшим профильным образованием с 2009 по 2013 гг. уменьшилось на 13760 человек, хотя с 2012 года наметилась тенденция по увеличению преподавателей с высшим образованием (на 1234 чел.). При этом процент педагогических работников, имеющих профильное высшее образование в области искусств, недостаточен - в 2013 году он составил 40,7%:
Нерешенной остается проблема с недостаточным со стороны учредителей выделением для ДШИ средств на повышение квалификации и командировочные расходы для педагогических работников. В основном ДШИ обеспечивают данные статьи расходов из внебюджетных источников. В среднем на повышение квалификации педагогических работников каждая ДШИ может израсходовать лишь около 3,7 тыс. рублей в год на весь коллектив:
Наиболее сложная ситуация сложилась в Удмуртской, Чувашской, Чеченской республиках, республиках Калмыкия и Ингушетия, где средства на данные цели практически не предусмотрены.
В целях реализации "дорожной карты" (распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. N 2620-р) в части повышения заработной платы педагогическим работникам ДШИ органы управления культурой субъектов Российской Федерации внесли соответствующие показатели в региональные "дорожные карты". Установленное пороговое значение на 2013 год (75% от средней заработной платы по экономике региона) достигли только 80% регионов страны. Наиболее сложная ситуация сложилась в Республике Башкортостан, Челябинской, Мурманской, Костромской, Ростовской, Смоленской, Нижегородской, Калининградской областях, Еврейском автономном округе. Превысили пороговое значение республики Коми, Калмыкия, Бурятия и Камчатский край. В среднем по стране заработная плата педагогических работников ДШИ составила 13 тыс. рублей за одну педагогическую ставку:
Таким образом, в функционировании ДШИ в 2013 году наметились следующие тенденции:
- увеличение спроса населения страны на образовательные услуги ДШИ;
- подготовлена нормативно-правовая база для ДШИ, предусмотренная законодательством об образовании;
- содержание предпрофессиональных программ обеспечено примерными программами по основным учебным предметам, началась подготовка учебников и другой учебно-методической литературы;
- во многих регионах страны заработная плата педагогических работников соответствует установленному распоряжением Правительства Российской Федерации пороговому значению.
Однако ДШИ продолжают оставаться наиболее уязвимым звеном в системе художественного образования в части недостаточного материально-технического обеспечения и кадрового потенциала.
Образовательные программы среднего профессионального образования в сфере культуры и искусства
Среднее профессиональное образование в сфере культуры предусматривает направления как в сфере культуры ("библиотечно-информационные ресурсы", "народная художественная культура", "социально-культурная деятельность" и др.), так и искусства ("Музыкальное искусство", "Театральное искусство", "Хореографическое искусство", "Изобразительное искусство" и др.).
В 2013 году программы среднего профессионального образования реализовывались в 235 училищах/колледжах отрасли культуры, из них 10 учреждений в ведении Минкультуры России, а также в 31 образовательном учреждении высшего образования, в том числе 19 вузах, подведомственных Минкультуры России.
По сравнению с 2009 г. количество вузов, приступивших к реализации образовательных программ среднего профессионального образования, увеличилось на 6 ед., как за счет присоединения учреждений среднего профессионального образования к высшей школе, так и вполне осознанного открытия в структуре вузов соответствующих подразделений - училищ или колледжей.
Данные стремления вызваны двумя причинами: 1) необходимостью повышения качества подготовки абитуриентов для высшего звена, так как снижение за последние 20 лет качества образования в ДШИ сказалось и на качестве подготовки студентов в училищах/колледжах, которые вынужденно восполняли пробелы начального звена; 2) подготовка специалистов среднего звена по "дефицитным" специальностям, крайне необходимым как для творческих вузов, так и для профессиональных творческих коллективов, в первую очередь - исполнителей-оркестрантов на струнных, духовых и народных инструментах, а также будущих ученых - историков и теоретиков музыкального искусства.
В свою очередь, училища и колледжи также активизировали реализацию программ предшествующего уровня подготовки - предпрофессиональных программ в области искусств.
В 2013 году ситуацию в среднем звене, связанную с набором студентов, можно оценивать как положительную, вопреки общероссийской тенденции сокращения поступающих в средние учебные заведения в 2012 и 2013 г.: незначительно, но увеличился набор студентов в Сахалинской, Еврейской автономной, Амурской, Томской, Омской, Иркутской, Свердловской, Курганской, Пензенской, Волгоградской, Ульяновской, Курской, Костромской, Ростовской, Мурманской, Калининградской и Ленинградской областях, Хабаровском, Забайкальском и Алтайском краях, в Республике Дагестан и Санкт-Петербурге.
Однако за последние пять лет количество обучающихся в творческих колледжах и училищах по программам среднего профессионального образования сократилось на 564 человека (за 10 лет - на 8667 человек) в основном за счет прекращения реализации непрофильных для отрасли образовательных программ (в области менеджмента, маркетинга, экономики и бухгалтерского учета, прикладной информатики и др.), а также уменьшения количества абитуриентов по оркестровым инструментам, хоровому дирижированию, теории музыки, библиотековедению и др.
Сокращение обучающихся по ряду музыкальных специальностей непосредственно связано с уменьшением детей в детских школах искусств, обучающихся по аналогичным образовательным программам. Так, за последние 10 лет по специальности "Инструментальное исполнительство (фортепиано, оркестровые струнные, духовые, народные инструменты, орган) количество студентов уменьшилось на 3206 человек (в 2005 г. обучалось 15723 человека, а к 2013 г. количество студентов сократилось до 12517), по специальности "Теория музыки" - на 294 человека (всего в 2005 г. обучалось 1515 человек, а в 2013 году - 1221).
Данное уменьшение количества специалистов среднего звена не связано с демографической ситуацией в стране, поскольку такие же процессы по перераспределению контингента обучающихся за последние 10 лет характерны и для детских школ искусств. Примером тому является одновременное значительное увеличение количества обучающихся по специальностям "Музыкальное искусство эстрады" - на 1140 человек (в 2005 году обучался 2081 студентов, в 2013 году - 3221), а также "Вокальное искусство" - на 434 человека (в 2005 году было 2626 студентов, в 2013 году - 3060).
Уменьшение спроса на образование по классическим направлениям в искусстве не связано и с отсутствием возможности трудоустройства, поскольку на протяжении последних лет показатель по трудоустройству выпускников среднего звена остается весьма высоким. Удельный вес численности выпускников, трудоустроившихся по полученной специальности или продолживших образование по профильной образовательной программе в творческом вузе, в общей численности выпускников в 2013 году составил 90% (в 2009 году - 85%).
Необходимо отметить, что для отрасли культуры, с ее штучным воспроизводством профессиональных кадров, подобная ситуация с сокращением студентов по оркестровым специальностям и теории музыки является крайне тяжелой с учетом имеющихся кадровых потребностей детских школ искусств, симфонических и камерных оркестров, оркестровых коллективов региональных театров.
За последние пять лет в училищах и колледжах количество педагогических работников уменьшилось на 3424 человека, что связано не только с процессом оптимизации отрасли - закрытием непрофильных специальностей, общим сокращением обучающихся, увеличением педагогической нагрузки, но и невысоким уровнем заработной платы педагогических работников:
Согласно "дорожной карте" (распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. N 2620-р) в 2013 году средняя заработная плата педагогических работников среднего профессионального образования должна была составлять 75% от средней заработной платы по экономике соответствующего региона. Необходимо отметить, что у педагогических работников федеральных образовательных организаций Минкультуры России к декабрю 2013 г. средняя заработная плата достигла 100% от средней заработной платы по экономике соответствующего региона, тогда как в 2012 году она составляла 70%.
Проблемным полем остается и педагогический потенциал среднего звена - из 13620 штатных преподавателей высшее образование имеют 12876 человек и из этого же общего количества штатных педагогов 4088 человек превысили 60-летний возраст.
Образовательные программы высшего образования в сфере культуры
В 2013 году в отрасли культуры функционировало 58 вузов, 45 из которых в ведении Минкультуры России. Расположенные от Петрозаводска до Владивостока творческие вузы выполняли миссию крупных образовательных, просветительских, творческих и научно-методических центров.
Особая роль высшего образования в развитии отрасли - это подготовка специалистов нового типа по 60 образовательным программам высшего образования, способных осуществлять различные виды деятельности: образовательную, художественно-творческую, исследовательскую, научно-методическую, управленческую, экспертно-консультационную.
В 2013 году в соответствии с Планом мероприятий "дорожная карта", утвержденным приказом Минкультуры России от 15 мая 2013 г. N 500, основные направления деятельности творческих вузов включали в себя: расширение сферы влияния высшего образования на духовно-нравственное формирование общества; создание на базе вузов центров для одаренных детей и молодежи - многоуровневых образовательных комплексов, с целью обучения наибольшего количества одаренных детей и молодежи по программам предшествующего уровня подготовки (программам среднего профессионального и предпрофессиональным программам); увеличение количества обучающихся иностранных граждан; увеличение количества одаренных детей и молодежи, участвующих в проводимых вузами творческих мероприятиях; открытие научно-образовательных и Медиа-центров; проведение оптимизационных действий, в том числе сокращение непрофильных образовательных программ, увеличение педагогической нагрузки педагогических работников, закрытие филиалов. Данные меры позволили довести к концу 2013 года среднюю заработную плату ППС вузов до 110% от средней заработной платы по экономике соответствующего субъекта Российской Федерации.
К 2013 году многоуровневые комплексы сложились в 31 творческом вузе, из которых 19 находятся в ведении Минкультуры России. Среди них: Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова, Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова, Российская академия музыки имени Гнесиных, Московская государственная академия хореографии, Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой, Ростовская государственная консерватория имени С.В. Рахманинова, Академия хорового искусства имени В.С. Попова, Казанская государственная консерватория имени Н.Г. Жиганова, Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, Красноярская государственная академия музыки и театра и др.
Сохранение и развитие многоуровневой системы подготовки творческих кадров в сфере культуры (ДШИ - училище - вуз) является важным фактором в повышении качества образования и профессионального мастерства. Например, во ВГИКе сформирована система непрерывного многоуровневого образования, сочетающая традиционную вузовскую подготовку по 10 программам и 16 специализациям высшего образования с довузовской подготовкой школьников, подготовкой специалистов среднего звена в колледже и филиалах, с переподготовкой и повышением квалификации работников аудиовизуальной сферы на Высших курсах кино и телевидения ВГИКа.
В 2013 году в творческих вузах увеличился прием в ассистентуру-стажировку для подготовки специалистов высшей квалификации в области исполнительской и педагогической деятельности из числа наиболее одаренных выпускников высшего звена: на обучение по программам ассистентуры-стажировки в области музыкального, театрального, изобразительного, декоративно-прикладного искусства, киноискусства, литературы и дизайна в 2013 году было принято 193 чел. (в 2012 год - 160 чел.).
В 2013 году творческие вузы, как и высшая школа всей страны, во второй раз проходили мониторинг эффективности деятельности. Результаты второго мониторинга, в отличие от результатов 2012 года, когда первоначально 15 творческих вузов были отнесены к группе неэффективных, весьма положительные: Минобрнауки России адаптировало показатели эффективности деятельности творческих вузов к их специфике - результаты ЕГЭ стали оцениваться с учетом проводимых вузами творческих испытаний, оценка научной деятельности совместилась с достижениями творческой деятельности, а дополнительным отраслевым показателем стало наличие у педагогических работников государственных почетных званий, званий лауреатов международных и всероссийских конкурсов, государственных премий. Из 45 подведомственных Минкультуры России вузов только Арктический государственный институт культуры и искусств был призван неэффективным, поскольку он оценивался не как творческий вуз, а наравне с вузами других ведомств. Причиной этого явилось превышение у института допустимого количества студентов, обучающихся по непрофильным для отрасли культуры образовательным программам.
По результатам двух мониторингов (2012 и 2013 годов) в 2013 году было закрыто 8 филиалов (Кировский филиал Пермской государственной академии искусства и культуры, Московский киновидеоинститут (филиал) Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, филиалы Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств в городах Великий Новгород, Псков, Советск, Ростов-на-Дону и Архангельск, Читинский филиал Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств).
Кроме того, в 2013 году в ряде других филиалов не осуществлялся набор абитуриентов с целью закрытия этих филиалов в ближайшие годы (Тувинский филиал Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств и филиал Московского государственного университета культуры и искусств в г. Набережные Челны). С 2015 года с Минобрнауки России согласовано закрытие двух филиалов в г. Ханты-Мансийск - филиалов Российской академии музыки имени Гнесиных и Московского государственного университета культуры и искусств.
Таким образом, в целях оптимизации и повышения качества высшего образования в отрасли культуры в 2013 году закрыто или подготовлено к закрытию в последующие годы 12 филиалов творческих вузов.
За последние пять лет сокращение количества непрофильных для отрасли образовательных программ, закрытие филиалов, увеличение педагогической нагрузки у педагогических работников привело к уменьшению количества преподавателей на 1491 человека, в том числе работающих на штатной основе - на 444 человека:
Следует отметить, что за последние годы в творческих вузах существенно изменилась структура подготовки кадров. Сокращение набора абитуриентов по непрофильным специальностям привело к значительному уменьшению платных студентов, при этом прием абитуриентов на дневную форму обучения, по сравнению с общим набором, уменьшился не столь значительно (за пять лет общий прием абитуриентов сократился на 4856 человек, в том числе на очную форму обучения на 1059 человек):
Данные сведения указывают на целенаправленные действия, направленные на повышения качества образования за счет сокращения контингента студентов не только по непрофильным образовательным программам, но и обучающихся заочно.
Одним из основных для творческих вузов видов деятельности явилась реализация международных образовательных программ.
В 2013 году были реализованы 18 международных проектов, включающих в себя мастер-классы зарубежных деятелей искусств в России, студенческие стажировки в зарубежных вузах, совместные с зарубежными партнерами творческие школы, фестивали, конкурсы.
Примером плодотворного международного сотрудничества может служить созданная в 2009 году на базе Университетского центра в Женеве театральная студия Театрального института имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова. Задачей организаторов было объединение профессиональной подготовки артистов с глубоким знанием иностранных языков и международного права. В 2013 году первый выпуск Швейцарской театральной студии с успехом на русском, французском и английском языках показал дипломные спектакли в Театральном институте имени Б. Щукина.
В ноябре 2013 года Санкт-Петербургская государственная консерватория с большим успехом провела XIII Фестиваль "Международная неделя консерваторий", в котором приняли участие 19 консерваторий из разных стран.
Большая работа по международному сотрудничеству ведется во ВГИКе - за годы его существования подготовлено более 3000 специалистов для стран СНГ и 1300 для 75 стран дальнего зарубежья, многие из которых стояли у истоков создания национальных киновузов. В 2013 году ВГИК укрепил международные контакты со многими киношколами мира - педагоги ВГИКа участвовали в международных конференциях, семинарах, конгрессах, давали мастер-классы и читали лекции в зарубежных киновузах. В свою очередь, известные зарубежные мастера кино, театра, телевидения приглашались во ВГИК для проведения творческих встреч и мастер-классов. За последние годы 11 выдающимся зарубежным мастерам присвоено звание "Почетный доктор ВГИК": Тонино Гуэрра (Италия), Кшиштофу Занусси (Польша), Анджею Вайде (Польша), Джерси Хофману (Польша), Клоду Лелушу (Франция), Анри Алекану (Франция), Джеку Валенти (США), Ким Джи Ми (Республика Корея), Адильбеку Джаксыбекову (Казахстан), Милчо Манчевски (США), Арыстанбеку Мухамедиулы (Казахстан). Успешной интеграции ВГИКа в международную деятельность способствует членство ВГИКа в СИЛЕКТе (Международном центре по связям школ кино и телевидения при ЮНЕСКО), одним из инициаторов создания которого в середине 50-х годов XX века явился сам ВГИК. Работы студентов ВГИКа отмечены первыми премиями на международных фестивалях в городах Оберхаузене, Берлине, Канне, Локарно, Римини и многих других, несколько раз были номинированы на премию "Оскар".
Не менее активно развивалась международная образовательная деятельность и в Санкт-Петербургском государственном университете кино и телевидения, который в 2013 году реализовал следующие проекты: "Тройка" (TROIKA) - в рамках студенческого обмена было снято два документальных фильма (в Санкт-Петербурге - "Among the people", в Париже - "Paris between segregation and social mix"); International Student Film Project (IFSP) - программа международного студенческого обмена с Бедфордширским университетом в г. Лютон (Великобритания), в рамках которого были созданы две документальные киноленты: "Mind the gap" и "Speech of bells"; кинопроект "Первое впечатление" совместно с Университетом прикладных наук г. Йоэнсуу (Финляндия), результат - четыре короткометражных фильма: "A ticket to Mars", "Backtobasics", "Corners..." и "Place". Всего было проведено четыре программы международного студенческого и преподавательского обмена, в рамках которых снято 12 короткометражных фильмов в совместных интернациональных командах с 20 студентами зарубежных киношкол и 17 студентами СПбГУКиТ.
Кроме того, в 2013 году СПбГУКиТ осуществлял программы международного академического обмена с Тартусским высшим художественным училищем (Тарту, Эстония, 2 студента) Университетом телевидения и кино Мюнхена (Германия, 2 студента), Университетом прикладных наук Дармштадта (Германия, 2 студента), Университетом Джунгбу (Южная Корея, г. Джеджон, 5 студентов), Университетом прикладных наук (г. Йоэнсуу, Финляндия, 2 студента).
Информатизационные технологии в образовательном процессе - новое направление деятельности для творческих вузов, которое в 2013 году, в основном, было связано с развитием информатизации по ряду направлений деятельности высшей школы: учебной и учебно-методической, научной, художественно-творческой, воспитательной, социальной, просветительской, профориентационной, управленческой. В некоторых вузах (Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, Кемеровский государственный университет культуры и искусств и др.) созданы единые системы автоматизированной обработки информации (АИС "ВУЗ"), сформированы интегрированные комплексы электронных информационных ресурсов с целью обеспечения высокого уровня подготовки преподавателей.
Особое место в информационных технологиях уделялось вузовским библиотекам - оцифровка учебно-методической и нотной литературы явилась приоритетным направлением в их работе.
Вторым направлением в информатизации творческих вузов явилась разработка и внедрение дистанционных образовательных программ. Так, например, в рамках сотрудничества с Театрально-культурным комплексом "Александринский" в ноябре 2013 г. Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства впервые осуществила серию мастер-классов в режиме дистанционного обучения с удаленными пользователями - около 50 учащимися региональных колледжей культуры Карелии, Центрального региона России, Урала и Сибири. Из медиа-студии Театрально-культурного комплекса "Александринский" была проведена серия занятий "История и практика пантомимы", а также прочитан курс "Проблемы истории русского театра". Полученные результаты подтвердили, что система дистанционного образования может быть успешно применена для повышения эффективности заочной и очно-заочной форм обучения в сфере театрального образования, содействия академической мобильности и привлечения крупнейших мастеров театра к ведению занятий со студентами из различных регионов страны.
Другим ярким примером является деятельность Высших курсов кино и телевидения ВГИКа по повышению квалификации педагогических работников и работников отрасли кино. В 2013 году в форме дистанционного обучения Высшими курсами были реализованы следующие образовательные программы: подготовка сценария короткометражного фильма в объеме 26 часов, осуществление практического монтажа в объеме 241 час, аудиовизуальные технологии в кино и телевидении в объеме 72 часов.
Кроме того, с 2013 года началась модернизация материально-технической базы филиалов ВГИКа (г. Советск Калининградской области, Ростов-на-Дону, Иркутск, Сергиев Посад) с целью развития различных форм дистанционного мультимедийного образования: закуплено необходимое оборудование и созданы учебные классы компьютерной графики и мультимедиа с новейшим программным обеспечением спецэффектов и трехмерной графики. ВГИКом подготовлены для внедрения в учебный процесс образовательные программы Motion capture (специалист по анимации персонажей и объектов в технологии захвата движения) и Autodesk Maya (3D-анимации и спецэффекты).
7.2. Наука и научно-исследовательские учреждения
2013 год был ознаменован новым этапом в развитии науки об искусстве и культуре, направленным на решение приоритетных задач по развитию отрасли, разработку проектов по совершенствованию государственной политики в сфере культуры, их аналитическому и методическому сопровождению.
В 2012 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597, распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р "Об утверждении программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы" в Минкультуры России началась работа по оптимизации деятельности подведомственных научно-исследовательских институтов.
В ведении Минкультуры России на 2013 год находилось 5 научно-исследовательских учреждений: Государственный институт искусствознания, Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева (Институт Наследия), Российский институт культурологии, Российский институт истории искусств, Государственный научно-исследовательский институт реставрации.
В ходе проведенного мониторинга в деятельности НИИ был выявлен ряд проблем: дублирование научных направлений как между НИИ, так и вузами отрасли культуры, неадаптированность большей части научных исследований к приоритетным направлениям развития отрасли культуры, отсутствие должного общественного резонанса на многие научные исследования и др.
Оптимизация деятельности подведомственных НИИ была также вызвана необходимостью:
консолидации деятельности исследователей, работающих в области изучения искусства и культуры, а также охраны объектов культурного и природного наследия и их реставрации;
укрепления международного сотрудничества через активную реализацию программ и повышение статуса и роли Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО;
развития научно-исследовательской деятельности, отвечающей приоритетным направлениям отрасли культуры;
проведения исследований по прогнозированию развития отрасли культуры;
совершенствования практической применимости результатов научных исследований;
привлечения внебюджетного финансирования;
совершенствования взаимодействия НИИ и высшей школы.
Обнаружилась и общая ключевая проблема в деятельности НИИ - неэффективность финансово-экономической деятельности, отсутствие стратегии по привлечению внебюджетных средств.
При наличии большого числа квалифицированных научных сотрудников (в 2012 году во всех НИИ Минкультуры России было 802 ставки научных сотрудников) к разработке важнейших для отрасли целого ряда проектов, в том числе и научно-исследовательских работ, привлекались не научно-исследовательские, а другие организации.
Минкультуры России были выработаны следующие критерии оценки деятельности НИИ:
соответствие деятельности научной организации положениям Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 (подпункт "г" пункта 1);
наличие научно-исследовательских направлений деятельности научной организации, связанных с основными задачами отрасли культуры;
деятельность научной организации, направленная на интеграцию науки и образования;
наличие у научной организации перспективных направлений прикладного характера, направленных на привлечение внебюджетного финансирования;
эффективность деятельности научной организации по подготовке кадров высшей квалификации и эффективность работы диссертационных советов;
выполнение научной организацией государственного задания (в т.ч. соответствие отчетов НИИ выполненным планам научно-исследовательских работ, соблюдение сроков подготовки научных исследований, определение оптимальных сроков подготовки ряда долгосрочных НИР и т.д.).
Приказом Минкультуры России от 15 мая 2013 г. N 500 утверждена "дорожная карта" в сфере науки и технологий, в которой была обозначена необходимость:
сохранения основных научных направлений фундаментальных и прикладных исследований;
доведения заработной платы научных сотрудников до 200% от средней заработной платы по экономике к 2018 году (в 2013 году до 128%);
увеличения внебюджетных затрат на фундаментальные и прикладные научные исследования до 40% к 2018 году;
оптимизации численности в соответствии с основными направлениями научной деятельности.
В результате оптимизации деятельности подведомственных Минкультуры России НИИ к концу 2013 года общее число ставок работников НИИ составило 677 ед. (из них - 395 ставок научных сотрудников), тогда как в начале 2013 г. во всех 5 институтах имелось 1115 ставок (из них 802 ставки научных сотрудников).
В планах научно-исследовательских работ НИИ были обозначены следующие приоритетные задачи, указанные также в Плане деятельности Минкультуры России на период 2013-2018 годы:
подготовка ежегодного Государственного доклада о состоянии культуры в Российской Федерации и тенденциях ее развития;
подготовка Свода памятников архитектуры и монументального искусства России;
подготовка энциклопедий ("История русского искусства", "Музыкальный Петербург") и собраний сочинений П.И. Чайковского и М.П. Мусоргского;
проведение мониторинга Всемирного культурного и природного наследия;
разработка методологии в области материального и нематериального культурного наследия;
разработка научных методик реставрации (в области биологической и биохимической защиты музейных экспонатов, микроклиматотехники, использования нанотехнологий при консервации изделий из серебра и других металлов) и сохранения движимых объектов культурного наследия;
комплексные экспедиционные исследования в области нематериального культурного наследия;
деятельность по сохранению и управлению Всемирным культурным наследием для стран СНГ (центр ЮНЕСКО);
работа по созданию мультимедийных интерактивных источниковедческих и историко-архивных баз;
составление российского национального атласа культурного и природного наследия;
изучение комплексных региональных проблем выявления и охраны культурного и природного наследия;
изучение, проектирование и экспертиза достопримечательных мест, музеев-заповедников и усадебных ансамблей;
изучение культурного ландшафта и традиционного природопользования;
разработка туристских и рекреационных форм использования наследия.
В 2012 году в основе плана научно-исследовательских работ НИИ находилось 326 прикладных исследований, среди которых около 70% составляли монографии и статьи научных сотрудников, при этом доля научных исследований по приоритетным для отрасли направлениям научных исследований составляла чуть более 30%.
В 2013 году соотношение фундаментальных и прикладных исследований изменилось как количественно, так и качественно, в т.ч. с учетом включения НИИ в работу по приоритетным для отрасли направлениям научных исследований.
В планы научной деятельности всех подведомственных научно-исследовательских учреждений включена работа по подготовке учебников, учебных пособий по образовательным программам в области культуры и искусства разных уровней (музыка, театр, кино, изобразительные искусства, хореография, реставрация, дизайн, туризм, декоративно-прикладное искусство, народное художественное творчество, литературное творчество и др.).
При финансовой поддержке Минкультуры России сверх государственного задания НИИ (в т.ч. в рамках ФЦП "Культура России (2012-2018 годы)") в 2013 году проведены научно-исследовательские работы в области реставрации, консервации и хранения объектов культурного наследия, музейного дела, формирования Атласа культурного и природного наследия.
Общий объем финансирования проектов НИИ сверх государственного задания составил в 2013 году 82 121 тыс. рублей (в 2012 году - 20160 тыс. рублей).
Были подготовлены к изданию 1-й том Полного собрания сочинений П.И. Чайковского, 1-й том Полного собрания сочинений М.П. Мусоргского, 17-й том "Истории русского искусства"*(23).
Осуществлена работа по оцифровке материалов 1-го и 14-го томов "Истории русского искусства" с переводом на английский язык, формированию концепции единого электронного каталога объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации, анализу обеспечения доступности сферы культуры для населения и удовлетворенности услугами культуры в субъектах Российской Федерации в динамике за последние пять лет, созданию научной концепции и программы развития образовательного туризма в Российской Федерации и формированию научно-обоснованной системы статистического учета и отчетности в сфере туризма в Российской Федерации.
Выполняемые НИИ научно-исследовательские работы широко используются в образовательной деятельности образовательных организаций, реализующих образовательные программы в сфере культуры и искусства (в т.ч. при проведении курсов повышения квалификации), в деятельности департаментов Минкультуры России, религиозных организаций, учреждений культуры (музеев, библиотек и др.). Отчеты о научно-исследовательских работах представлены на сайте Минкультуры России.
Средняя заработная плата научных сотрудников в НИИ в 2013 году выросла более чем в два раза по сравнению с 2012 г. и составила около 35 тыс. рублей, а в двух институтах превысила 40 тыс. рублей (в 2012 году средняя заработная плата научных сотрудников составляла 14 тыс. - 16 тыс. рублей).
Однако, несмотря на проведенные структурные изменения, предпринятые меры не позволили достичь установленного показателя по заработной плате научных сотрудников (к концу 2013 г. - 128%), поскольку дополнительные бюджетные средства на повышение заработной платы для научно-исследовательских учреждений в 2013 году не выделялись.
Предпринимаемые Минкультуры России меры в отношении НИИ были направлены на выведение отраслевой науки на уровень, соответствующий современным требованиям, способствовали усилению влияния НИИ на процессы развития культуры и художественного образования в Российской Федерации, а также расширили возможности интеграции отечественной науки о культуре и искусстве в мировое научное пространство.
Выводы и предложения
В области художественного образования
В 2013 году деятельность образовательных организаций отрасли культуры осуществлялась в соответствии с основными направлениями государственной политики в области культуры и образования.
Устойчивое развитие системы художественного образования подтверждает ее эффективность, основанной на принципах непрерывности и преемственности трех звеньев. Такая система оправдала себя по двум направлениям - как в подготовке профессиональных кадров, так и художественно образованной части населения - зрителей театров, слушателей концертных залов, посетителей музеев и др.
Современное состояние образования в сфере культуры характеризуется динамическими процессами перехода на новую нормативно-правовую базу согласно Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации", развитием непрерывного образования, в том числе трехуровневой системы подготовки творческих кадров (детская школа искусств - среднее профессиональное - высшее образование), повышением качества образования путем оптимизации структуры подготовки кадров с концентрацией ресурсов на ведомственную направленность, закрытия филиалов, сокращения обучающихся заочной формы обучения.
В системе образования в сфере культуры решаются такие приоритетные задачи, как внедрение инновационных образовательных программ, в том числе программ с элементами дистанционного образования, международного студенческого обмена, формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг. Активно формируется система непрерывного образования (повышение квалификации и переподготовка профессиональных кадров).
Проблемным полем остаются:
материально-техническое состояние муниципальных ДШИ, отсутствие необходимого количества мест в общежитиях у федеральных образовательных организаций, в первую очередь расположенных в г. Москве;
отсутствие высококвалифицированных педагогических работников в муниципальных ДШИ;
снижение количества обучающихся в ДШИ по образовательным программам классической направленности;
снижение качества подготовки абитуриентов среднего звена, а также конкурсной ситуации при приеме абитуриентов по ряду образовательных программ в области культуры и искусства.
Ключевыми задачами развития образования в сфере культуры являются:
создание современной системы непрерывного художественного образования, укрепление системных связей учреждений художественного образования всех уровней в целях обеспечения непрерывности и преемственности профессионального образования, создание на базе ведущих образовательных организаций "ресурсных центров" по обмену инновационным опытом работы и повышению квалификации руководящих и педагогических кадров;
совершенствование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг в сфере культуры, расширение целевой подготовки кадров для регионов страны;
обновление содержания образовательных программ с учетом потребности отрасли культуры, а также технологий образования, включающих развитие дистанционных форм обучения и электронной информационно-образовательной среды;
внедрение сетевой формы реализации образовательных программ между образовательными организациями и учреждениями культуры;
совершенствование материально-технической базы образовательных организаций отрасли культуры, в том числе общежитий.
Принятые в 2013 году оптимизационные решения по отношению к подведомственным Минкультуры России научно-исследовательским учреждениям требуют дальнейшей концентрации их деятельности по следующим направлениям:
международного сотрудничества через активную реализацию программ и повышение статуса и роли Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО;
подготовка научно-исследовательских работ, отвечающих приоритетным направлениям отрасли культуры, в том числе проведение исследований по прогнозированию развития отрасли культуры;
совершенствование практической применимости результатов научных исследований;
увеличение внебюджетного финансирования;
совершенствование взаимодействия НИИ и высшей школы.
<< Раздел 6. Социально-культурная деятельность |
Раздел 8. >> Нормативные и правовые акты в сфере культуры |
|
Содержание Государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации в 2013 году |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.