В Департамент финансов города Москвы поступило письмо Департамента экономической политики и развития города Москвы в связи с обращением УФНС России по г. Москве от 05.05.2014 N 16-05/044235 по проблемным вопросам по налогу на имущество организаций.
В ответ на поставленные в письме УФНС России по г. Москве вопросы с учетом позиции Департамента экономической политики и развития города Москвы сообщаем следующее.
По вопросу I.
В соответствии со ст. 24.17 и ст. 24.21 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества может быть утверждена актом органа исполнительной власти субъекта РФ о результатах определения кадастровой стоимости (в г. Москве - постановлением Правительства Москвы) либо актом определения кадастровой стоимости, принимаемым Росреестром.
Результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в г. Москве по состоянию на 01.01.2013 утверждены постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 752-ПП (далее - ППМ N 752-ПП).
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся в г. Москве, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень), на 2014 год утвержден постановлением Правительства Москвы от 29.11.2013 N 772-ПП (далее - ППМ N 772-ПП).
При этом в соответствии с п. 6 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), если определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.
В случае, если в ППМ N 752-ПП отсутствуют сведения о кадастровой стоимости здания, включенного в Перечень, рассчитать кадастровую стоимость помещения, расположенного в нем, в соответствии с п. 6 ст. 378.2 НК РФ не представляется возможным.
По нашему мнению, в данном случае необходимо руководствоваться пп. 2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ и определять налоговую базу и исчислять сумму налога в текущем налоговом периоде по общим правилам главы 30 НК РФ, без учета положений ст. 378.2 НК РФ.
По вопросу II.
В соответствии со ст. 24.12, 24.17 и 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ Правительство Москвы является органом, принимающим решение о проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в г. Москве и утверждающим результаты кадастровой оценки.
Ст. 24.21 Федерального закона N 135-ФЗ установлен специальный порядок проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, которые были созданы или в отношении которых произошли изменения качественных и количественных характеристик, в период между датой последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной оценки объектов недвижимости. В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 18.03.2011 N 113 указанная оценка осуществляется Росреестром.
Результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в г. Москве по состоянию на 1 января 2013 г. утверждены ППМ N 752-ПП.
В соответствии с пп. 7 п. 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, структура записи сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости должна содержать указание реквизитов акта об утверждении кадастровой стоимости. Таким образом, сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН), должны полностью совпадать и соответствовать актам, на основании которых указанная стоимость была утверждена.
В то же время необходимо отметить, что действующим законодательством предусмотрена возможность изменения кадастровой стоимости объекта после проведения государственной кадастровой оценки. В частности, кадастровая стоимость может быть оспорена в судебном порядке или в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном ст. 24.19 Закона N 135-ФЗ. Также сведения о кадастровой стоимости, содержащиеся в ГКН, могут быть исправлены в порядке исправления технической или кадастровой ошибки (ст. 28 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" от 24 июля 2007 г., далее - Федеральный закон N 221). В таком случае, сведения об акте, на основании которого в ГКН были внесены изменения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, должны предположительно содержаться в кадастровой справке, которая предоставляется заявителям в порядке, предусмотренном ст. 14 Федерального закона N 221.
По нашему мнению, при определении кадастровой стоимости недвижимого имущества для расчета налога на имущество организаций налогоплательщик должен руководствоваться результатами определения кадастровой стоимости, утвержденными ППМ N 752-ПП, кроме тех случаев, когда кадастровая стоимость объекта была изменена в установленном законом порядке после даты утверждения результатов кадастровой оценки объектов недвижимого имущества. В таких случаях налогоплательщик должен руководствоваться данными о кадастровой стоимости, содержащимися в акте, на основании которого в ГКН внесены изменения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Одновременно обращаем внимание, что выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки, а также осуществление регулирования оценочной деятельности, относятся к компетенции Минэкономразвития России.
По вопросу III.
В соответствии с п. 6 ст. 378.2 НК РФ, если определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.
В настоящий момент не урегулирован вопрос о том, на основании каких документов необходимо определять долю, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.
По нашему мнению, при расчете доли, которую составляет помещение в общей площади здания, необходимо использовать данные документов кадастрового учета и сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о помещении и здании.
По вопросу IV.
Согласно п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества для:
- административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (подпункт 1);
- нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
В соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации включает в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, вышеуказанные объекты недвижимого имущества.
Законом г. Москвы 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон г. Москвы N 64) конкретизированы объекты недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость. Согласно п. 1 статьи 1.1 Закона г. Москвы N 64 к таким объектам относятся административно-деловые и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 5 ООО кв. метров и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных здании делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Таким образом, объекты недвижимого имущества, включенные в перечень, утвержденный ППМ N 772-ПП, соответствуют критериям, перечисленным в статье 1.1 Закона г. Москвы N 64, и налоговая база по налогу на имущество таких объектов определяется как кадастровая стоимость.
По вопросам V-VI.
В части вопросов, касающихся порядка определения налоговой базы, установленного положениями НК РФ, сообщаем, что Департаментом финансов города Москвы направлен запрос в Минфин России. Копия ответа Минфина России будет направлена в УФНС России по г. Москве.
Заместитель руководителя |
А.Ю. Коваленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента финансов г. Москвы от 3 июля 2014 г. N 90-01-06-65/14 "О налоге на имущество организаций"
Текст письма официально опубликован не был