Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы ОАО "ЭНЕРГОМАШ" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ОАО "ЭНЕРГОМАШ" оспаривает конституционность части 1 статьи 12.21.2 КоАП Российской Федерации, в соответствии с которой перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения, согласованного маршрута перевозки или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как следует из жалобы и приложенных к ней материалов, постановлением должностного лица ГИБДД ОАО "ЭНЕРГОМАШ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.2 КоАП Российской Федерации, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере четырехсот тысяч рублей. Арбитражный суд решением, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, отказал заявителю в удовлетворении его требования о признании данного постановления незаконным.
2. Заявитель просит признать оспариваемое законоположение не соответствующим статье 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку оно допускает возможность привлечения юридического лица к административной ответственности без вины на основе акта, не доступного для всеобщего сведения. Заявитель также просит распространить правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Постановлении от 17 января 2013 года N 1-П, о возможности снижения административного наказания ниже низшего предела на все административные правонарушения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
2.1. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные ОАО "ЭНЕРГОМАШ" материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Законодательством об административных правонарушениях допускается привлечение к административной ответственности лиц только за противоправные и виновные действия (бездействие); юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 1 статьи 1.5, части 1 и 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации). Законодательством не предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности лиц без установления их вины в совершении административного правонарушения, в том числе предусмотренного оспариваемым законоположением.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 2 ноября 2006 года N 537-О указал, что решение о привлечении лица к административной ответственности не может основываться как на неопубликованном нормативном правовом акте, так и на акте, хотя и находящемся в едином нормативном комплексе регулирования административной ответственности, но не доступном для всеобщего сведения. Между тем, как следует из представленных материалов, суды опровергли довод заявителя о том, что он не осведомлен о наличии и содержании актов, за нарушение требований которых он был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.2 КоАП Российской Федерации.
При таких обстоятельствах нет оснований полагать, что оспариваемое законоположение может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном им аспекте.
2.2. В своем Постановлении от 25 февраля 2014 года N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в данном Постановлении.
Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации имеет общее значение и распространяется на все административные правонарушения, за которые минимальный размер административного штрафа, назначаемого юридическому лицу, составляет сумму сто тысяч рублей и более. Данная правовая позиция в полной мере распространяется на административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 12.21.2 КоАП Российской Федерации, нижний предел административного штрафа за совершение которого для юридических лиц составляет четыреста тысяч рублей.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "ЭНЕРГОМАШ", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 17 июля 2014 г. N 1570-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "ЭНЕРГОМАШ" на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Текст Определения официально опубликован не был