В целях реализации полномочий, установленных Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401, приказываю:
Утвердить прилагаемое руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по организации системы измерений в целях учета и контроля ядерных материалов"
Руководитель |
А.В. Алёшин |
Руководство
по безопасности при использовании атомной энергии
"Рекомендации по организации системы измерений в целях учета и контроля ядерных материалов"
(утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 9 сентября 2014 г. N 405)
I. Общие положения
1. Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по организации системы измерений в целях учета и контроля ядерных материалов" (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля ядерных материалов" (НП-030-12), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 апреля 2012 г. N 255 (зарегистрирован в Минюсте России 17 августа 2012 г., регистрационный N 25210) (далее - Основные правила).
2. Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по организации системы измерений ядерных материалов (далее - ЯМ) в целях учета и контроля ЯМ в организациях, осуществляющих обращение с ЯМ.
3. Содержащиеся в настоящем Руководстве по безопасности рекомендации относятся к деятельности по учету и контролю ЯМ, состоящих на учете в системе государственного учета и контроля ЯМ.
4. Настоящее Руководство по безопасности предназначено для применения руководством организаций, осуществляющих обращение с ЯМ, специалистами метрологической службы и службы учета и контроля ЯМ организаций, лицами ответственными за учет и контроль ЯМ, за организацию измерений ЯМ в целях их учета и контроля.
5. Требования Основных правил в области использования атомной энергии могут быть выполнены с использованием иных способов (методов), чем те, которые содержатся в настоящем Руководстве по безопасности при обоснованности выбранных способов (методов) для обеспечения безопасности.
II. Организация системы измерений в организации
6. Частью системы учета и контроля ЯМ в организации является система измерений ЯМ в целях учета и контроля.
Система измерений ЯМ в целях учета и контроля обеспечивает получение и (или) подтверждение данных:
о количестве, элементном и изотопном составе, фактическому наличию в местах нахождения, производимых, получаемых или отправляемых из зоны баланса материалов (далее - ЗБМ) ЯМ;
о погрешностях результатов измерений (расчетов) характеристик, количества ЯМ в ЗБМ.
7. Рекомендуется в каждой организации, осуществляющей обращение с ЯМ, назначить должностное лицо (или должностных лиц), ответственное за функционирование системы измерений в целях учета и контроля ЯМ. Назначение рекомендуется проводить либо в виде распорядительного документа руководителя организации или лица, им уполномоченного (далее - руководитель организации) о назначении (приказ, распоряжение), либо в одном из документов по системе учета и контроля ЯМ (например, в Положении по учету и контролю ЯМ, утвержденном руководителем организации, указывается соответствующее ответственное должностное лицо).
III. Структура ключевых точек измерений
8. Для контроля передач ЯМ в/из ЗБМ и потока ЯМ в ЗБМ, для определения их фактического количества в ЗБМ в соответствии с требованиями Основных правил должны быть оборудованы ключевые точки измерений (далее - КТИ). Рекомендуется оснащать КТИ необходимыми приборами и оборудованием, позволяющими проводить измерения для определения данных о количестве, элементном и изотопном составе ЯМ, либо для подтверждения соответствующих ранее полученных данных (например, при получении, отправке, либо после проведения технологических операций с ЯМ, при проведении физической инвентаризации).
9. При выборе КТИ рекомендуется провести анализ всех возможных измерений в ЗБМ (включая учетные и подтверждающие измерения) при:
получении ЯМ в ЗБМ;
отправке ЯМ из ЗБМ;
проведении технологических операций с ЯМ (в рамках которых изменяются параметры/характеристики ЯМ);
проведении физических инвентаризаций (далее - ФИ) ЯМ.
10. При выборе КТИ для контроля изменений количества ЯМ в ЗБМ рекомендуется проанализировать все возможные варианты получения и отправки ЯМ, соответствующие маршруты передвижения и места проведения входного (выходного) контроля и измерений, в том числе для подтверждения ранее полученных значений, всех видов получаемых (отправляемых) ЯМ. Если существуют более чем одно место, где проводятся входной (выходной) контроль и измерения, то рекомендуется указывать их как раздельные КТИ.
Например, если для проведения входного (выходного) контроля и подтверждающих измерений массы брутто ЯМ при получении (отправке) железнодорожным транспортом, используется одно помещение с использованием одних средств измерений (далее - СИ), а для проведения входного (выходного) контроля ЯМ полученного (отправляемого) ЯМ автомобильным транспортом, другое помещение с использованием других СИ, то рекомендуется определять это как две разные КТИ.
Если же для входного (выходного) контроля и подтверждающих измерений ЯМ при получении (отправке) железнодорожным и автомобильным транспортом используется одно помещение, одни и те же СИ, то рекомендуется определять это как одну КТИ.
11. При проведении технологических операций с ЯМ анализируются все виды работ с ЯМ в ЗБМ, в результате которых ЯМ меняет свои параметры/характеристики. Место, где производится измерение ЯМ, определяют как КТИ.
12. При выборе КТИ для определения фактически наличного количества ЯМ в ЗБМ рекомендуется провести анализ всех возможных измерений (учетных и подтверждающих) при проведении ФИ.
13. Рекомендуется описывать структуру КТИ в одном из документов по системе учета и контроля ЯМ (в программах измерений для ЗБМ или в Положении по учету и контролю ЯМ в организации или Инструкции по учету и контролю ЯМ в ЗБМ или в Структуре и описании ЗБМ, если структура ЗБМ описана в отдельном документе). При этом в других документах по учету и контролю рекомендуется делать ссылки на документ, в котором определена структура КТИ.
14. В описании КТИ рекомендуется указывать:
назначение КТИ (измерения ЯМ при получении, отправке, переработке ЯМ, при проведении ФИ) и периодичность измерений (соответствующие описание - когда должны проводиться измерения: при каждой отправке или каждом получении, при каждой технологической операции и другое);
используемые в КТИ СИ (с указанием наименования и типа);
используемые в КТИ методики измерений и расчетные методики, а также программные средства (применяемые для расчета количества ЯМ по соответствующим расчетным методикам);
применяемые в КТИ стандартные образцы (далее - СО);
применяемые в КТИ процедуры пробоотбора;
какие из проводимых измерений и расчетов являются учетными (результаты вносятся в учетные документы), а какие подтверждающими (используются для проверки ранее полученных данных).
IV. Программа измерений ядерных материалов
15. Рекомендуется разработать и ввести в состав программы измерений описание системы измерений в целях учета и контроля ЯМ в организации.
16. Программы измерений могут быть разработаны как отдельно для каждой ЗБМ, так и одна для всех ЗБМ или отдельно для нескольких ЗБМ (например, на атомной станции может быть разработана одна программа измерений для всех ЗБМ складов и другая программа измерений для всех ЗБМ реакторных блоков).
17. В программе измерений рекомендуется определить:
перечень и описание КТИ для каждой ЗБМ;
перечни используемых методик измерений и расчетных методик, если они не приведены в описании КТИ;
перечни используемых СО и вспомогательного оборудования (при необходимости), если они не указаны в описании КТИ;
перечень СИ с указанием наименования и типа, если он не приведен в описании КТИ;
перечни используемых процедур пробоотбора, если они не указаны в описании КТИ;
сведения о периодичности измерений (описание - когда проводятся измерения, например: при каждой отправке ЯМ, при подготовке ЯМ к паспортизации, при каждой приемке ЯМ и другое), если они не приведены в описании КТИ;
описание точности измерений ЯМ в КТИ для каждого вида измерений с указанием требуемой точности измерений удовлетворяющей требованиям и критериям, установленным в нормативных правовых актах Российской Федерации (при наличии таких нормативных правовых актов) и документах организации;
информация о форме документальной регистрации результатов измерений (расчетов) и о сроках такой документальной регистрации.
Допускается описывать структуру системы измерений ЯМ в документах по учету и контролю ЯМ (Положении по учету и контролю ЯМ в организации или в Инструкции по учету и контролю ЯМ в ЗБМ). В этом случае в других документах по учету и контролю делаются ссылки на документ, в котором установлена структура системы измерений.
Пример программы измерений ЯМ в ЗБМ приведен в приложении к настоящему Руководству по безопасности.
18. Утвержденную руководителем организации (или уполномоченным им лицом) программу измерений рекомендуется пересматривать не реже чем раз в пять лет, для того своевременного учета изменений в технологическом процессе (изменения в процедурах пробоотбора и анализа проб), замену средств измерений и разработку (переработку) методик измерений и расчетных методик, своевременно вносить соответствующие изменения в программу измерений.
19. Рекомендуется при организации системы измерений провести анализ методик измерений, СИ и СО на соответствие требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В ходе проведения такого анализа рекомендуется рассмотреть в том числе, что:
используемые методики измерений имеют соответствующее свидетельство об аттестации, за исключением методик прямых измерений;
аттестацию методик измерений проводят аккредитованные в области обеспечения единства измерений организации;
к применению допускаются сертифицированное измерительное оборудование утвержденного типа, прошедшее поверку или калибровку;
применяются стандартные образцы утвержденных типов или аттестованные объекты (в соответствии с требованиями с таким объектам).
20. В тех случаях, когда проведение измерений ЯМ невозможно, рекомендуется использовать только расчетные методики, оформленные в виде отдельных инструкций и содержащие порядок оценки погрешности результатов расчета.
В случае использования программных средств для расчетов по соответствующим расчетным методикам, рекомендуется использовать только программные средства (например, при расчете массы плутония, урана и урана-235 в продуктах, облученных в ядерных реакторах, после выгрузки продуктов из ядерного реактора, при помещении облученных продуктов в хранилище или в место хранения вне активной зоны реактора), аттестованные в соответствии с установленными требованиями.
21. Рекомендуется установить процедуры внутреннего контроля качества измерений. Такие процедуры могут быть установлены в программе измерений, в отдельном документе (программа контроля качества измерений) или могут быть приведены в методиках измерений.
Рекомендуется в документах по системе учета и контроля (в "Положении по учету и контролю ЯМ в организации" или в "Программе измерений") указать сведения о процедурах внутреннего контроля качества измерений, при необходимости дать ссылку на документы (в том числе на методики измерений), где такие процедуры установлены.
Процедуры контроля качества измерений могут включать:
график поверки и технического обслуживания СИ;
график аттестации программ и методик измерений;
график контроля состояния СИ;
методики контроля состояния СИ;
контроль точности проведения измерений, с использованием СО;
порядок контроля массы СО;
вопросы контроля подготовки персонала, занятого в измерениях ЯМ.
22. При наличии пробоотбора в организации рекомендуется установить процедуры пробоотбора, обеспечивающие получение представительных проб, и оценить погрешность пробоотбора, если процедура пробоотбора не определена, в соответствующих методиках измерений и погрешность пробоотбора не учтена, в общей погрешности соответствующей методике измерений.
23. Рекомендуется при определении документальной формы регистрации результатов измерений (расчетов) учитывать требования, установленные действующими стандартами в области метрологии.
При документальной регистрации результатов измерений или расчетов указываются:
идентификационный номер измеряемого ЯМ (номер учетной единицы (далее - УЕ), пробы и другое);
дата измерения (расчета);
дата отбора пробы, идентификатор (регистрационный номер или другое, если используется) процедура пробоотбора (при наличии пробоотбора);
ЗБМ и КТИ, в которой проводится измерение;
вид ЯМ;
тип и серийный номер используемых СИ (если используется);
наименование и регистрационный номер методики измерения (если используется);
для расчетов указываются название и регистрационный номер используемой расчетной методики и программного средства, применяемого для расчета (если используется);
результат измерения (или расчета) и его погрешность;
данные идентификаторов пломб, устанавливаемых на позиции ЯМ, подвергаемых измерениям;
подпись и расшифровку подписи лиц, проводивших измерения.
24. Рекомендуется документальную регистрацию результатов измерения (расчетов) осуществлять (оформлять) с подписью лица, проводившего измерения (расчет) и лица, ответственного за осуществление учета ЯМ в ЗБМ.
25. Рекомендуется при выполнении процедур поверки, калибровки, градуировки, контроля качества измерений проводить документальную регистрацию результатов указанных процедур (например, при контроле качества измерений путем взвешивания СО массы результаты измерений рекомендуется фиксировать документально). Рекомендуется в каждой организации разработать формы для регистрации результатов выполнения поверки, калибровки, градуировки и контроля качества измерений, определить порядок ведения, хранения, учета указанных документов.
Приложение
к Руководству по безопасности при
использовании атомной энергии "Рекомендации
по организации системы измерений в целях
учета и контроля ядерных материалов",
утв. приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 9 сентября 2014 г. N 405
(рекомендуемый образец)
Программа измерений ЯМ в ЗБМ1
|
УТВЕРЖДАЮ |
1. Назначение.
Настоящая программа устанавливает структуру системы измерений в целях учета и контроля ядерных материалов в зоне баланса материалов ЗБМ1.
2. Ключевые точки измерений.
В ЗБМ1 установлены следующие КТИ: КТИ1.
КТИ 1 предназначена для проведения подтверждающих измерений урана при приемке ядерных материалов от других ЗБМ и для проведения подтверждающих измерений урана при физической инвентаризации ядерных материалов.
КТИ находится в комнате 1 здания Б.
В КТИ1 проводятся следующие виды подтверждающих измерений:
- измерения массы брутто контейнеров с ураном;
- измерения массовой доли урана-235 в уране.
3. Перечень используемых средств измерений в КТИ1:
- весы Mettler Toledo KLN1;
- гамма-спектрометр U-Pu InSpector с германиевым детектором.
4. Перечень используемых методик выполнении измерений (МВИ) в КТИ1:
- для измерения массовой доли урана-235 в уране используется методика измерений массовой доли изотопа урана-235 гамма-спектрометрическим методом с использованием гамма-спектрометра U-Pu InSpector и программы MGAU (МВИ 223.13.17.105/2012);
- для измерения массы брутто контейнеров используется инструкция по взвешиванию указанная в паспорте на весы Mettler Toledo KLN1.
5. Перечень используемых стандартных образцов и вспомогательного оборудования при проведении измерений в КТИ1:
- набор эталонных весов НЭВ-12;
- набор стандартных образцов изотопного состава урана
ОСО 95 651-2010П;
- набор коллиматоров для гамма-спектрометра.
6. Периодичность проведения измерений.
Подтверждающие измерения в КТИ1 проводятся при каждой приемке ядерных материалов от других ЗБМ или от других организаций, а также при каждой физической инвентаризации ядерных материалов.
Подтверждающие измерения проводятся для всех УЕ с ядерным материалом, поступившим в ЗБМ1 (для измерений при приемке) или находящихся в ЗБМ1 (для измерений при физической инвентаризации).
7. Точность измерений.
Точность измерений массы определена в паспорте на весы Mettler Toledo KLN1 и составляет г.
Точность измерений массовой доли урана-235 в уране определена в МВИ 223.13.17.105/2012 и составляет от % до % (относительных) в зависимости от диапазона массовой доли урана-235 в уране, времени и количества измерений, толщины и материала стенки контейнера.
8. Порядок и форма оформления результатов измерения.
Измерения проводятся двумя лицами. Протокол измерений должен быть полностью оформлен в день проведения измерений.
В протоколе измерений указывается дата проведения измерений, серийные номера средств измерений, используемых для проведения подтверждающих измерений
В протоколе измерений для каждой учетной единицы указывают:
- идентификационный номер измеряемой учетной единицы;
- идентификаторы пломбировочных устройств, установленных на измеряемую учетную единицу;
- учетное значение массы брутто измеряемой учетной единицы, в килограммах;
- измеренное значение массы брутто измеряемой учетной единицы, в килограммах;
- разница между измеренным и учетным значениями массы брутто измеряемой учетной единицы, в килограммах;
- допустимая разница между измеренным и учетным значениями массы брутто измеряемой учетной единицы, в килограммах (максимально допустимая разница, которая не считается статистически значимым отклонением);
- учетное значение массовой доли урана-235 (относительное, процент обогащения) в измеряемой учетной единице;
- измеренное значение массовой доли урана-235 (относительное, процент обогащения) в измеряемой учетной единице;
- разница между измеренным и учетным значениями массовой доли урана-235 (относительное значение, процент обогащения) в измеряемой учетной единице;
- допустимая разница между измеренным и учетным значениями массовой доли урана-235 в измеряемой учетной единице (относительное значение, процент обогащения: максимально допустимая разница, которая не считается статистически значимым отклонением).
По окончании измерений протокол подписывается двумя лицами, проводившими измерения.
Указываются выводы по результатам измерений.
В случае, если по всем результатам измерений разница между измеренный и учетным значениями не превышает допустимой разницы, делается вывод о совпадении результатов измерений с учетными данными.
В случае, если для одной из УЕ с ЯМ разница между измеренным и учетным значением превышает допустимую разницу, в выводах указывается, для каких учетных единиц имеется статистически значимое расхождение между результатами подтверждающих измерений и учетными данными.
Форма протокола измерений в ЗБМ1
Дата измерений: _________ Вид ЯМ: уран ЗБМ: ЗБМ1, КТИ: КТИ1
Средства измерений: Mettler Toledo KLN1, с/н _______________ U-Pu InSpector, с/н _______________,
МВИ: МВИ 223.13.17.105/2012
N |
NУЕ |
N пломбы |
Масса УЕ учет., кг |
Масса УЕ изм., кг |
Разность массы, кг |
Допустимая разность, кг |
Уран-235 м.д. учет. |
Уран-235 м.д. изм |
Разность м.д. |
Допустимая разность |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выводы:
____________________________________________________________________________________________________
Измерения провели:
__________________________________ __________________________________
(должность) (должность)
__________________________________ __________________________________
(Ф.И.О.) (Ф.И.О.)
__________________________________ __________________________________
Подпись подпись
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработаны рекомендации по организации системы измерений в целях учета и контроля ядерных материалов.
Такая система обеспечивает получение и (или) подтверждение данных о количестве, элементном и изотопном составе, о фактическом наличии в местах нахождения, производимых, получаемых или отправляемых материалов из зоны баланса, о погрешностях результатов измерений (расчетов) характеристик, количества веществ.
Для измерений необходимо оборудовать ключевые точки, составить программу мероприятий. Закреплены требования к ним.
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 9 сентября 2014 г. N 405 "Об утверждении руководства по безопасности "Рекомендации по организации системы измерений в целях учета и контроля ядерных материалов"
Текст приказа официально опубликован не был