Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу Федеральной
авиационной службы РФ
от 26 июня 1997 г. N 134
Типовое руководство
по сбору, обработке и использованию информации о неисправностях авиатехники в авиапредприятиях
1. Общие положения
1.1. Система сбора и обработки данных о неисправностях авиационной техники (АТ) предназначена для обеспечения инженерно-авиационного состава авиапредприятий (АП) полной и достоверной информацией с целью проведения работ, направленных на предотвращение аварийных ситуаций и инцидентов, вызванных отказами АТ, и (или) снижение тяжести их последствий, сокращение продолжительности простоев ВС в неисправном состоянии, экономию различных видов ресурсов.
Система является основным источником информации для решения задач отраслевого уровня по предотвращению отказов авиационной техники и разработки требований к промышленности по повышению ее надежности.
1.2. Настоящее Типовое Руководство по сбору, обработке и использованию информации о неисправностях авиатехники в авиапредприятиях (Руководство) определяет общие правила заполнения и применения технологических документов, используемых при сборе и обработке данных о неисправностях АТ в авиапредприятиях.
Положения данного Руководства могут конкретизироваться, уточняться и дополняться в условиях конкретных АП для обеспечения высокого качества собираемой информации.
1.3. При разработке технологических документов системы основными предпосылками являлись: необходимость минимизации трудоемкости сбора данных, обеспечения полноты, достоверности и регулярности информации, а также обеспечение использования ее непосредственно в деятельности АП.
Своевременное получение полных и достоверных данных о неисправностях АТ и их анализ в авиапредприятиях дает возможность:
- сократить продолжительность и трудоемкость работ по поиску и устранению причин неисправностей АТ;
- повысить регулярность полетов;
- сократить количество неоправданных замен изделий на ВС и связанные с ними трудозатраты;
- увеличить размер материальной и финансовой компенсации из-за отказов гарантийной авиационной техники;
- сократить размеры оборотных средств, необходимых для поддержания исправности ВС.
1.4. Основными технологическими документами системы сбора и обработки данных являются: карточка учета неисправности авиационной техники (КУН АТ), набор кодификаторов и форм представления накопленной информации.
1.5. В системе сбора и обработке данных учету подлежат:
1.5.1. Все отказы, обнаруженные экипажем на земле и в полете. Отказ - нарушение работоспособности изделия, т.е. такое событие, при котором изделие не способно выполнять заданные функции или его рабочие параметры вышли за пределы допусков, заданных нормативно-технической документацией, и для восстановления работоспособности требуется замена изделия (его элементов) или выполнение дополнительных работ.
1.5.2. Выявленные при техническом обслуживании (ТО):
- неисправности планера (трещины, изнашивание элементов конструкции, деформация, заедание, заклинивание, нарушение соединения, крепления и др.) с указанием местонахождения и размеров;
- отказы, приведшие к нарушению регулярности полетов и простоям ВС в неисправном состоянии;
- отказы, обуславливающие досрочные замены или съемы изделий с ВС или с эксплуатации.
1.6. КУН АТ предназначена для учета отказов и неисправностей, обнаруженных на ВС. На каждую обнаруженную на ВС неисправность заполняется отдельная КУН АТ, в которую вносятся сведения о всех комплектующих изделиях, снятых с ВС при устранении данной неисправности.
Бланки КУН АТ должны быть пронумерованы.
Форма КУН АТ приведена на рис. 1.
1.7. При использовании для накопления и обработки информации автоматизированной Системы информационного обеспечения анализа надежности и восстановления исправности авиатехники "Надежность" осуществляется автоматизированное кодирование информации в соответствии с кодификаторами системы. Передача в эти авиапредприятия кодификатора адресов изделий на ВС осуществляется ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЦЕНТРОМ "БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ", обеспечивающим разработку и поддержание кодификаторов в выверенном состоянии, с учетом постоянно возникающих изменений и дополнений.
Авиапредприятия, использующие для сбора и обработки данных об отказах АТ автоматизированные системы, отличные от рекомендованных, поставляют информацию на дискете в формате отраслевого банка данных.
1.8. Информация о неисправностях на дискетах ежеквартально направляется в отраслевой центр обобщения данных (103340, Москва, аэропорт Шереметьево, Госцентр безопасности полетов).
К дискете прилагается справка о количестве направленной в Госцентр безопасности полетов информации о неисправностях авиатехники за квартал, наработке воздушных судов по типам за этот период, количестве бортов и самолето-вылетов с базы (таблица 1).
Справка утверждается начальником АП.
2. Правила заполнения КУН АТ
В КУН АТ реквизиты заполняются следующим образом:
2.1. "Дата" - указывается дата обнаружения неисправности (число/номер месяца/две последние цифры года).
2.2. "Бортовой номер ВС" - вносится государственный и регистрационный опознавательные знаки ВС.
2.3. "Тип ВС" - указывается кодовое обозначение типа ВС в соответствии с кодификатором типов ВС. В условиях применения системы "Надежность" этот реквизит не заполняется.
2.4. "Номер двигателя" - в случае отказа двигателя зачеркивается цифра, соответствующая номеру места установки отказавшего двигателя на ВС.
2.5. "Эксплуатант ВС" - вносится наименование или кодовое обозначение авиапредприятия, которое эксплуатирует ВС, в соответствии с кодификатором авиапредприятий, организаций. В условиях применения системы "Надежность" этот реквизит не заполняется.
2.6. Знак "!" - зачеркивается при оформлении КУН АТ на опасный отказ. К числу опасных относятся не только отказы, приведшие к АП или инцидентам, но и отказы, способные при определенных условиях или дальнейшем развитии повлиять на безопасность полетов или требующие для их устранения значительных материальных, трудовых или временных затрат.
Отнесение отказа к категории опасных находится в компетенции инженера смены или специалиста подразделения надежности.
2.7. "Проявление неисправности ВС" - дается описание внешних признаков (например течь, повышенная вибрация, отклонение от нормы показаний приборов, срабатывание сигнализации и т.п.), которые свидетельствуют об отказе или неисправности системы или отдельного изделия ВС.
Если отказ (неисправность) выявлен экипажем, то в поле этого реквизита переносятся сведения о внешнем проявлении из бортжурнала.
Должностные лица, заполняющие этот раздел КУН АТ и контролирующие правильность заполнения КУН, должны обращать особое внимание на техническую грамотность описания внешнего проявления неисправности.
В случае применения справочников кодов внешних проявлений неисправностей, код проявления неисправности заносится в специально отведенное поле этого реквизита. Предусмотрена возможность внесения двух кодов внешних проявлений неисправностей (в случае, когда наблюдаемая неисправность не поддается точному описанию с помощью одного кода).
В условиях применения системы "Надежность" осуществляется автоматизированное кодирование этого реквизита. Порядок кодирования изложен в "Инструкции...".
2.8. Реквизиты, представленные в КУН АТ кодификаторами ("Этап обнаружения", "Подтверждение на земле", "Последствия", "Причина задержки рейса", "Способ восстановления исправности ВС"), заполняются путем зачеркивания соответствующего кода.
При обнаружении неисправности на техническом обслуживании в отведенном месте ("Форма ТО") проставляется номер формы ТО.
В зависимости от результатов проверки на земле внешнего проявления отказа, обнаруженного в полете, зачеркивается соответствующий код реквизита "Подтверждение на земле".
Если отказ ВС привел к задержке рейса, - в специально отведенном месте реквизита "Последствия" указывается продолжительность задержки в часах и минутах.
При заполнении реквизита "Причина задержки рейса" необходимо помнить, что указывать следует только одну из перечисленных причин и только ту, которая в наибольшей степени повлияла на задержку рейса.
2.9. Реквизит "Система, подсистема" содержит поля для написания наименования и кодового обозначения системы, подсистемы, в которой произошел отказ. Кодовое обозначение системы, подсистемы указывается в соответствии с кодификатором систем и подсистем, отвечающему требованиям ГОСТ 18675-79.
В условиях применения системы "Надежность" осуществляется автоматизированное кодирование этого реквизита. Порядок кодирования изложен в "Инструкции...".
2.10. Ниже, в таблицу, заносятся сведения (тип, заводской номер) о всех изделиях, замененных на ВС в процессе восстановления его исправности. Если в составе подсистемы имеется несколько однотипных изделий, - здесь же даются комментарии, позволяющие однозначно определить их расположение на ВС. Например, указывается позиция этого изделия на схеме, зона самолета, где оно установлено, или номер канала, в котором оно функционирует.
Если места в таблице недостаточно для перечисления всех замененных на ВС изделий с необходимыми комментариями, - используется оборотная сторона карточки.
В графе "Адрес на ВС" в соответствии с кодификатором адресов изделий ВС проставляются кодовые обозначения адресов снятых с ВС изделий.
В условиях применения системы "Надежность" осуществляется автоматизированное кодирование этого реквизита. Порядок кодирования изложен в "Инструкции...".
В графе "Подтв." делается отметка о подтверждении неисправности ("да") или ее неподтверждении ("нет") в замененных на ВС изделиях после их проверки в лаборатории.
Если восстановление исправности ВС осуществлялось без замены изделий, то в таблицу вносятся сведения о комплектующем изделии, на котором производились восстановительные работы (смазка, регулировка, подтяжка и т.п.).
2.11. Реквизит "Проявление неисправности комплектующего изделия" - в краткой форме описывается внешний признак, который указывает на неисправность изделия.
2.12. Реквизит "Причина неисправности комплектующего изделия" - указывается, отказ, какой именно детали или какого элемента повлек за собой данное проявление неисправности комплектующего изделия и что именно с ней (с ним) произошло, или тот фактор, который вызвал неисправность комплектующего изделия и при устранении которого неисправность наблюдаться не будет.
В зависимости от степени уверенности исполнителя в правильности выявленной причины неисправности комплектующего изделия зачеркивается соответствующий код: 1 - установленная; 2 - предполагаемая.
Для элемента радиоэлектронного оборудования (РЭО) в специально отведенное поле вносится схемное обозначение элемента (блок, субблок, узел, группа элементов, схемный номер). Если в схемном делении объекта РЭО отсутствует разбиение на блоки, субблоки или узлы, то в соответствующей графе выделенного поля ставятся прочерки.
Коды групп элементов РЭО приведены на обратной стороне КУН.
2.13. Реквизит "Принятые меры в отношении комплектующего изделия" заполняется путем зачеркивания одного из кодов, которыми представлен в КУН АТ этот реквизит.
2.14. В поле реквизита "Дополнительные сведения" вносится любая информация, которая, по мнению заполняющего, будет полезна при разработке профилактических мероприятий, направленных на повышение надежности АТ.
2.15. В раздел паспортных данных, представляющий собой таблицу, вносятся основные данные ВС, двигателя, ВСУ и комплектующего изделия, в котором обнаружена неисправность.
Раздел заполняется в полном объеме, если составление КУН АТ связано с отказом двигателя и его агрегатов. Во всех других случаях заполняются сведения только по ВС и комплектующему изделию.
В условиях применения системы "Надежность" из формулярных данных воздушного судна заполняется только наработка после последнего ремонта (ППР) или с начала эксплуатации (СНЭ), если ВС еще не было в ремонте.
В строке "Тип (модификация)" указывается тип (модификация) двигателя (ВСУ), комплектующего изделия.
Тип двигателя (ВСУ) записывается справа от поля, выделенного жирными линиями, а его кодовое обозначение - внутри выделенного поля.
Кодирование осуществляется в соответствии с кодификатором типов двигателей.
В строке "Заводской номер" указывается заводской номер двигателя (ВСУ), комплектующего изделия.
В строке "Завод-изготовитель" указывается наименование завода-изготовителя двигателя (ВСУ), комплектующего изделия.
В строке "Дата выпуска" указывается номер месяца и две последние цифры года выпуска двигателя (ВСУ), комплектующего изделия.
В строках "Наработка" в отведенные поля вносятся значения наработок на дату обнаружения неисправности СНЭ и ППР в соответствующих единицах учета наработки.
В строке "Количество ремонтов" указывается порядковый номер последнего ремонта двигателя (ВСУ), комплектующего изделия.
В строках "Дата последнего ремонта" и "Завод последнего ремонта" указываются, соответственно, когда (номер месяца и две последние цифры года) и на каком заводе производился последний ремонт. В строке "Завод последнего ремонта" жирными линиями выделено поле для записи кодового обозначения ремонтного завода. Для кодирования используется кодификатор авиапредприятий, организаций.
В строке "Дата последней установки на ВС" указывается дата (число, номер месяца и две последние цифры года) последней установки двигателя (ВСУ), комплектующего изделия на ВС.
2.16. Ниже раздела паспортных данных приводятся сведения об исполнителях, принимавших участие в заполнении КУН АТ.
Рекомендуется применять следующий порядок заполнения этого раздела КУН АТ:
- в верхней строке - сведения о специалисте, руководившем устранением данного отказа в цехе ТО;
- в средней строке - сведения о специалисте, проверявшем снятое с ВС изделие в лаборатории;
- в нижней строке - сведения о специалисте подразделения надежности, осуществлявшем контроль КУН и кодирование информации.
2.17. При использовании системы "Надежность" осуществляется автоматизированное кодирование и заполнение следующих реквизитов:
- "Тип ВС";
- "Эксплуатант ВС";
- "Код проявления неисправности ВС";
- "Система, подсистема";
- "Адрес на ВС";
- "Тип двигателя (ВСУ)";
- "Тип комплектующего изделия";
- "Завод последнего ремонта".
В разделе "Паспортные данные" для воздушного судна заполняется только наработка ППР (или СНЭ, если ВС еще не было в ремонте).
3. Сбор и обработка информации
3.1. Сбор и обработка информации о надежности АТ в АП выполняется должностными лицами или группами специалистов, назначаемыми приказом начальника авиапредприятия с внесением соответствующих обязанностей в должностные инструкции.
3.2. Порядок сбора информации в авиапредприятии жестко не регламентируется и устанавливается самостоятельно каждым конкретным АП при условии обеспечения своевременности, полноты и достоверности информации.
Типовые процедуры, которые могут быть использованы в таких технологиях, описаны ниже.
3.2.1. На каждое проявление неисправности ВС, обнаруженное в полете или на ТО, открывается отдельная КУН АТ. При этом заполняются следующие реквизиты:
- дата;
- бортовой номер ВС;
- номер двигателя (при отказе двигателя или участка самолетной системы в зоне двигателя);
- проявление неисправности ВС;
- этап обнаружения;
- форма ТО (если отказ обнаружен на ТО);
- подтверждение на земле (если отказ обнаружен в полете);
- последствия;
- причина задержки рейса;
- способ восстановления исправности ВС;
- система, подсистема;
- тип замененного/неисправного изделия;
- заводской номер замененного/неисправного изделия. Дальнейший порядок оформления и прохождения КУН АТ зависит от способа восстановления исправности ВС.
3.2.2. Если восстановление исправности ВС осуществлялось без съема или замены изделий, то в цехе ТО производится дальнейшее заполнение КУН АТ.
Заполняются реквизиты:
- проявление неисправности комплектующего изделия;
- причина неисправности комплектующего изделия;
- принятые меры в отношении комплектующего изделия;
- дополнительные сведения.
Затем КУН АТ передается в подразделение надежности.
3.2.3. Если восстановление исправности ВС осуществлялось путем замены неремонтируемых изделий, ремонт которых осуществляется за пределами авиапредприятия, то в цехе ТО заполняется реквизит "Принятые меры в отношении комплектующего изделия" и КУН АТ передается в подразделение надежности.
3.2.4. Если восстановление исправности ВС осуществлялось путем замены изделий, ремонтируемых в условиях АТБ, то дальнейшее заполнение КУН АТ в цехе ТО не производится.
К каждому снятому с ВС изделию, направляемому для проверки в соответствующие цехи (лаборатории), прилагается КУН АТ с заполненными реквизитами:
- дата неисправности;
- бортовой номер ВС;
- номер КУН АТ;
- тип комплектующего изделия;
- заводской номер комплектующего изделия.
При подтверждении неисправности снятого с ВС изделия в лаборатории заполняются следующие реквизиты КУН АТ:
- проявление неисправности комплектующего изделия;
- причина неисправности комплектующего изделия;
- принятые меры в отношении комплектующего изделия;
- дополнительные сведения;
- паспортные данные комплектующего изделия.
3.2.5. В том случае, когда отказ комплектующего изделия выявлен в лаборатории (цехе, участке) при проверке съемного оборудования на регламентном или других видах обслуживания заполняются следующие реквизиты КУН АТ:
- дата;
- бортовой номер ВС;
- форма ТО;
- система, подсистема;
- проявление неисправности комплектующего изделия;
- причина неисправности комплектующего изделия;
- принятые меры в отношении комплектующего изделия;
- дополнительные сведения;
- паспортные данные комплектующего изделия. Затем КУН АТ передается в подразделение надежности.
3.4. Порядок заполнения раздела паспортных данных КУН АТ устанавливается авиапредприятиями с учетом местных условий.
Здесь и далее по тексту нумерация приводится в соответствии с источником
3.6. На основе данного типового руководства авиапредприятия выбирают наиболее рациональную для их условий технологию сбора и обработки информации и разрабатывают соответствующие инструкции.
Начальник УТЭРАТ |
Г.Н. Гипич |
Директор Госцентра безопасности |
A.В. Елистратов |
Таблица 1
УТВЕРЖДАЮ
Начальник АП _________________
(________________)
"___" ______________ 199_ Г.
СПРАВКА
о количестве направленной в Госцентр безопасности полетов информации о неисправностях АТ
с ______ 199 по _______ 199
по воздушному судну - ________
Количество бортов |
|
Суммарная наработка |
час. пос. |
Кол-во самолето-вылетов с базы |
|
Тип |
Наименование системы |
Всего |
В полете |
021 |
система кондиционирования |
|
|
022 |
оборуд. автоматич. управл. полетом |
|
|
023 |
связное радиооборудование |
|
|
024 |
система электроснабжения |
|
|
025 |
быт. и аварийно-спас. оборудование |
|
|
026 |
противопожарное оборудование |
|
|
027 |
система управления самолетом |
|
|
028 |
топливная система |
|
|
029 |
гидравлическая система |
|
|
030 |
противообледенит. система |
|
|
031 |
приборное оборудование |
|
|
032 |
шасси |
|
|
033 |
освещение и светов. сигнализ. |
|
|
034 |
пилотажно-навигац. оборудование |
|
|
035 |
кислородное оборудование |
|
|
038 |
сист. водоснабж. и удал. отбросов |
|
|
049 |
вспомогат. силовая установка |
|
|
052 |
двери, люки, створки |
|
|
053 |
фюзеляж |
|
|
054 |
гондолы двигателей, пилоны |
|
|
055 |
оперение |
|
|
056 |
фонарь, окна |
|
|
057 |
крыло |
|
|
0б1 |
воздушные винты |
|
|
0б5 |
винты вертолетов |
|
|
072 |
газотурбинный двигатель |
|
|
073 |
топливная система двигателя |
|
|
074 |
система зажигания |
|
|
075 |
система отбора воздуха |
|
|
076 |
система управления двигателем |
|
|
077 |
приборы контроля двигателей |
|
|
078 |
система выхлопа |
|
|
079 |
масляная система |
|
|
080 |
система запуска |
|
|
082 |
система впрыска воды |
|
|
084 |
трансмиссия вертолета |
|
|
110 |
радиоаппар. самолетовождения |
|
|
113 |
p/а опозн. оповещ. и активы. отв. |
|
|
142 |
борт. ср-ва контр. и peг. пол. д. |
|
|
|
прочие |
|
|
|
Итого |
|
|
Кодификатор групп элементов РЭО
01 |
- |
Магнетроны |
12 |
- |
Полупроводниковые диоды |
24 |
- |
Трансформаторы |
02 |
- |
Клистроны |
25 |
- |
Переключатели |
|||
03 |
- |
Разрядники |
13 |
- |
Полупроводниковые триоды |
26 |
- |
Разъемы |
04 |
- |
Лампы бегущей волны |
27 |
- |
Стрелочные приборы |
|||
05 |
- |
Лампы обратной волны |
14 |
- |
Индикаторные лампы |
|||
06 |
- |
Кенотроны |
28 |
- |
Дроссели |
|||
07 |
- |
Генераторно-модуляторные лампы |
15 |
- |
Фотодиоды и фототриоды |
29 |
- |
Линии задержки |
30 |
- |
Ламповые панели |
||||||
08 |
- |
Приемо-усилительные лампы |
16 |
- |
Микромодули |
31 |
- |
Амортизаторы |
17 |
- |
Кварцы |
32 |
- |
Предохранители |
|||
09 |
- |
Газоразрядные приборы |
18 |
- |
Ферриты |
33 |
- |
Кабели |
10 |
- |
Электронно-лучевые приборы |
19 |
- |
Резисторы |
34 |
|
Антенны |
20 |
- |
Конденсаторы |
35 |
- |
Волноводы |
|||
11 |
- |
Кристаллические детекторы |
21 |
- |
Реле |
36 |
- |
Электромонтаж |
22 |
- |
Датчики |
37 |
- |
Механические узлы |
|||
23 |
- |
Электромашины |
Тип замененного/неисправного комплектующего изделия |
Заводской номер |
Адрес на ВС |
Подтвержд |
|
|
.../../.././. |
|
|
|
.../../.././. |
|
|
|
.../../.././. |
|
|
|
.../../.././. |
|
|
|
.../../.././. |
|
|
|
.../../.././. |
|
|
|
.../../.././. |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.