См. ответ приведенный в письме ФССП России от 9 октября 2014 г. N 00073/14/60998-АП
Обращаемся к Вам в связи с тем, что в практике кредитных организаций - членов АРБ возникают вопросы, касающиеся проверки документов, подтверждающих полномочия представителя взыскателя.
Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон) представитель взыскателя помимо прочего представляет документ, удостоверяющий его полномочия.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона участие организации в исполнительном производстве осуществляется через ее органы или должностных лиц, которые действуют в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами, либо через иных представителей.
В силу части 1 статьи 54 Закона полномочия руководителей организаций и органов, действующих от их имени, подтверждаются представленными ими судебному приставу-исполнителю документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами.
Таким образом, подписывающий заявление о принятии кредитной организацией исполнительного листа единоличный исполнительный орган юридического лица или иное уполномоченное им лицо для целей Закона является представителем взыскателя, на которого возлагается обязанность по предоставлению документов, подтверждающих его полномочия.
В связи с тем, что банки сталкиваются с ситуациями непредоставления (предоставления не в полном объеме) документов, подтверждающих полномочия единоличного исполнительного органа или представителя, действующего на основании доверенности, у них возникает вопрос:
Каким образом должен поступить банк при получении исполнительных документов и соответствующих заявлений взыскателей без приложения документов, подтверждающих полномочия единоличного исполнительного органа или уполномоченного им представителя, действующего по доверенности (Является ли данный факт основанием для отказа в принятии и возврата такого заявления взыскателю без исполнения, как несоответствующего положениям части 3 статьи 8 Закона, в связи с нарушением порядка его предъявления к исполнению, или основанием для задержки исполнения банком исполнительного документа, в порядке части 6 статьи 70 Закона, в целях проверки достоверности сведений, указанных в заявлении, путем направления запроса в адрес взыскателя с требованием предоставить документы, подтверждающие полномочия (И возможен ли возврат банком исполнительного документа взыскателю без исполнения по истечению 7 дней в этом случае при неполучении запрашиваемых документов?))?
Также для целей предотвращения ситуаций необоснованного вынесения банком решения об отсутствии необходимых документов, подтверждающих соответствующие полномочия представителя взыскателя, просим высказать своё мнение о том, каким должен быть перечень документов, необходимых для подтверждения полномочий представителя взыскателя, чтобы считать полномочия единоличного исполнительного органа взыскателя или уполномоченного им на основании доверенности лица подтвержденными (В отношении единоличного исполнительного органа - достаточно ли только предоставления оформленных надлежащим образом учредительных документов и решения уполномоченного органа о его избрании/ назначении? Достаточно ли для подтверждения полномочий лица, действующего на основании доверенности, предоставления только оригинала или надлежащим образом заверенной копии доверенности или необходимо также предоставить все документы, подтверждающие полномочия лица выдавшего доверенность, а для случаев выдачи доверенности в порядке передоверия - полномочия лица, выдавшего доверенность в порядке передоверия, и лица, выдавшего первоначальную доверенность)?).
Помимо этого также просим высказать свою позицию в отношении правомерности требования о предоставлении уполномоченным лицом организации доверенности, скрепленной печатью организации.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 54 Закона доверенность, выдаваемая от имени организации другому лицу, должна быть подписана руководителем или иным уполномоченным на то лицом и скреплена печатью организации.
При этом Гражданский кодекс Российской Федерации, с учетом внесенных в него изменений, вступивших в силу с 1 сентября 2013 года, не устанавливает к оформлению доверенности юридического лица такого обязательного требования как наличие печати организации, в т. ч. в положениях части 4 статьи 185.1.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание практическую важность разрешения вышеуказанных вопросов для банков, просим Вас дать соответствующие разъяснения.
Ассоциация российских банков выражает надежду на дальнейшее эффективное сотрудничество с Федеральной службой судебных приставов по вопросам применения действующего законодательства.
Президент |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 10 сентября 2014 г. N А-01/5-560 "По вопросу о проверке документов, подтверждающих полномочия представителя взыскателя"
Текст письма официально опубликован не был