Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к приказу Федеральной
авиационной службы РФ
от 16 января 1998 г. N 7
Типовая учебная программа
обучения экспертов системы сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации по вопросам управления качеством и сертификации систем качества
1. Общие положения
1.1. Настоящая программа предназначена для подготовки экспертов по системам качества организаций по эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту, продлению ресурса и другим процедурам системы поддержания летной годности гражданской авиационной техники в Системе сертификации на воздушном транспорте (ССВТ) РФ.
1.2. Настоящая программа является типовой. На ее основе аккредитованные в ССВТ учебные центры (центры повышения квалификации) разрабатывают учебные программы, учебные и методические планы.
Учебные программы по предлагаемым темам реализуются в лекциях, практических занятиях, семинарах, при проведении деловых игр и разборе производственных ситуаций.
Тематика и содержание активных форм обучения слушателей определяются обучающей организацией с учетом требований настоящей программы.
1.3. Настоящая программа рассчитана на слушателей, имеющих высшее образование по специальности, связанной с воздушным транспортом, а также опыт практической работы не менее четырех лет на основном рабочем месте по соответствующей специальности. Кроме того, предусматривается наличие у слушателей теоретических сведений о качестве продукции, процессов и услуг и практический опыт работы в области обеспечения и (или) управления качеством.
1.4. При определении содержания программы и при установлении требований к подготовленности слушателей использованы положения Единой согласованной системы Европейской организации по качеству (ЕОК) для аттестации и регистрации специалистов, менеджеров и аудиторов качества, а также типовые учебные программы Госстандарта России.
1.5. Настоящая программа гармонизирована с руководящими документами ССВТ (с требованиями к объектам сертификации, с квалифицированными требованиями к экспертам), а также со стандартами семейства ISO 9000 и соответствующими государственными стандартами Российской Федерации.
1.6. Настоящая программа состоит из трех разделов:
- "Управление качеством и требования стандартов семейства ISO 9000 к системам качества";
- "Структура и элементы систем качества предприятий на воздушном транспорте";
- "Организация и содержание работы экспертов при сертификационной проверке системы качества".
Первые два раздела применимы в качестве содержания курсов повышения квалификации экспертов ССВТ по вопросам управления качеством. Суммарный объем этих двух разделов - около 40 часов.
Третий раздел отражает содержание работ экспертов системы сертификации и соответствует их квалификационным требованиям согласно стандарту ГОСТ Р ИСО 10011-2-93. Объем этого раздела - 40 часов.
2. Тематический план
Раздел 1. Управление качеством и требования стандартов семейства ISO 9000 к системам качества
1.1. Введение в проблемы обеспечения качества.
1.2. Стандарты семейства ISO 9000.
1.3. Основные принципы управления качеством, обеспечения и улучшения качества.
1.4. Структура системы качества, документация системы качества.
1.5. Организация службы качества. Планирование качества. Внутренние проверки качества.
1.6. Качество в рамках маркетинга.
1.7. Качество при проектировании и разработке технических требований.
1.8. Качество снабжения, отношения с субподрядчиками.
1.9. Качество производственных процессов. Управление процессами.
1.10.Контроль, испытания.
1.11. Метрологическое обеспечение качества продукции.
1.12. Идентификация, прослеживаемость, статус контроля, управление несоответствующей продукцией.
1.13. Управление документацией и данными о качестве.
1.14. Корректирующие и предупреждающие действия.
1.15. Послепроизводственная деятельность.
1.16. Социальные аспекты качества. Подготовка персонала.
1.17. Статистические методы управления качеством.
1.18. Экономические аспекты качества.
1.19. Юридические и нормативные факторы. Применение системы качества в контрактной ситуации.
1.20. Организация работ по построению на предприятиях систем качества.
1.21. Методы улучшения качества. Принципы всеобщего управления качеством (TQM).
Раздел 2. Структура и элементы систем качества предприятий на воздушном транспорте
2.1. Качество продукции и услуг на воздушном транспорте.
2.2. Ключевые аспекты систем качества эксплуатационных и ремонтных предприятий воздушного транспорта.
2.3. Петля качества услуги применительно к техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники.
2.4. Нормирование качества при проектировании услуг (процессов) технического обслуживания и ремонта. Спецификация услуги, сертификация процесса предоставления услуги, спецификация контроля качества услуги.
2.5. Ответственность руководства предприятия за качество технического обслуживания и ремонта авиационной техники и других услуг на воздушном транспорте. Содержание политики авиационного предприятия в области качества. Матрица ответственностей.
2.6. Подразделение контроля качества технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Обязанности и права менеджера по качеству на предприятии воздушного транспорта.
2.7. Структура и содержание руководства по качеству организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники. Модели систем качества на предприятиях воздушного транспорта.
2.8. Программа качества для услуг и ремонта авиационной техники. Применение элементов системы качества для планирования работы предприятий на воздушном транспорте.
2.9. Анализ контракта. Взаимодействие организации с заказчиками услуг по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники.
2.10. Управление проектированием. Задачи технологической подготовки процессов ремонта авиационной техники. Показатели качества технологической документации. Принцип внутреннего заказа во взаимодействии между конструктивно-технологическим бюро и производственными подразделениями.
2.11. Управление документацией и данными. Фонд нормативной документации авиапредприятия. Служба внесения изменений в нормативную и методологическую документацию системы качества. Актуализация документации.
2.12. Закупки. Показатели качества материально-технического снабжения авиапредприятия. Взаимодействие с субподрядчиками по энергоснабжению и снабжению ГСМ. Организация входного контроля, учета и маркировки материалов и комплектующих изделий.
2.13. Управление продукцией, поставляемой заказчиком. Система оценки и документальной регистрации технического состояния авиационной техники и оборудования, поступающего на обслуживание и ремонт. Прослеживаемость и обеспечение сохранности продукции, предоставленной заказчиком.
2.14. Идентификация продукции и Прослеживаемость. Документирование процедур маркировки изделий и регистрации выполненных работ.
2.15. Управление процессами. Регламентирование технологических процессов технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Контроль качества технологического оборудования, инструмента, расходных материалов. Технологический контроль и аттестация процессов.
2.16. Контроль и проведение испытаний. Задачи и методология входного контроля продукции, контроля продукции, контроля качества в процессе производства, контроля технического состояния авиационной техники, прошедшей обслуживание (ремонт).
2.17. Управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием. Система обеспечения единства измерений и единства испытаний на предприятии воздушного транспорта. Организация работы метрологической службы.
2.18. Статус контроля и испытаний. Принятие решений по результатам контроля и испытаний. Система маркировки объектов контроля и испытаний на предприятии.
2.19. Управление несоответствующей продукцией. Характеристика несоответствий при техническом обслуживании и ремонте авиационной техники. Регистрация несоответствий продукции и процессов. Процедура принятия решений об исправлении брака. Согласование с субподрядчиком и с заказчиком работ по устранению несоответствий.
2.20. Корректирующие и предупреждающие действия. Процедуры анализа рекламаций и прочих несоответствий (продукции, процессов, документации и т.д.). Принятие решений о корректирующих и предупреждающих действиях, реализация мероприятий и оценка их эффективности. Процедура реализации распоряжений вышестоящих организаций и контрольных органов по корректирующим действиям. Работа с бюллетенями доработок авиационной техники.
2.21. Погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка, консервация, поставка. Обязательства организаций по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники по качеству работ после производственного цикла. Документирование этих работ. Контроль сохранения качества продукции (изделий авиационной техники) в процессе ее хранения и транспортировки. Спецификация транспортных услуг авиапредприятия и общие требования к системе обеспечения их качества.
2.22. Управление регистрацией данных о качестве. Система учета и анализа данных об отказах и неисправностях авиационной техники. Регистрация данных ОТК и рекламаций заказчиков. Автоматизация сбора анализа информации о функционировании системы качества на предприятии. Система обеспечения сохранности и ограничения доступа к информации о качестве.
2.23. Внутренние проверки качества. Планирование и организация внутренних проверок качества процессов технического обслуживания и ремонта авиационной техники, а также проверок эффективности системы качества и ее отдельных элементов. Анализ системы качества со стороны руководства организации.
2.24. Подготовка кадров. Процедуры оценки соответствия квалификации работников предприятия. Планирование и организация повышения квалификации и аттестации персонала.
2.25. Техническое обслуживание. Обязательства предприятия перед заказчиком по техническому обслуживанию отремонтированной авиационной техники в течение гарантийного срока. Процедуры предоставления и оценки качества этой услуги.
2.26. Статистические методы. Назначение методов статистического регулирования производственных процессов. Структура и содержание статистических методов управления качеством продукции. Статистический анализ точности и стабильности технологических процессов. Статистическая обработка результатов наблюдений. Контрольные карты технологических процессов. Вспомогательные методы (инструменты) улучшения качества. Основы анализа FMEA. Менеджмент на основе оценки затрат на качество.
2.27. Организация работ по построению и подготовке к сертификации системы качества организаций по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники. Структура и содержание методологических рабочих и контрольных инструкций. Органиграммы процедур.
Раздел 3. Организация и содержание работы экспертов при сертификационной проверке систем качества
3.1. Система сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации (ССВТ). Объекты, структура, правила сертификации.
3.2. Сертификация систем качества в составе схем сертификации организаций в ССВТ.
3.3. Нормативная и методологическая база сертификации систем качества согласно правилам ИСО, ГОСТ-Р и ССВТ.
3.4. Квалификационные требования и обязанности экспертов систем качества. Аттестация и аккредитация экспертов.
3.5. Виды и категории проверок (аудитов) качества. Ответственность сторон при проведении проверок.
3.6. Методология проверок систем качества (инструменты аудита качества).
3.7. Организация работы Центра сертификации систем качества по правилам ССВТ.
3.8. Задачи и методика экспертизы документации заказчика сертификации системы качества.
3.9. Организация и планирование работы экспертной группы. Программа проверки.
3.10. Техническое обеспечение проверок. Анкеты. Протоколы. Интервью. Отчеты.
3.11. Методология обследования проверяемой организации. Препятствия при проведении проверок. Типовые ошибки проверок.
3.12. Градация отклонений и несоответствий. Формы взаимодействия, с руководством и персоналом проверяемой организации.
3.13. Оценка качества продукции, процессов, услуг, производств при сертификации систем качества. Правила ССВТ по распределению обязанностей между Центрами сертификации при проверке организаций воздушного транспорта.
3.14. Составление акта и отчетов по результатам проверки системы качества.
3.15. Подготовка и проведение заключительного совещания.
3.16. Правила оформления и регистрации результатов сертификации систем качества.
3.17. Инспекционные проверки систем качества. Задачи, содержание, корректирующие действия, правила приостановки и прекращения действия сертификата соответствия системы качества.
3.18. Обеспечение качества работы экспертов. Система качества Центра по сертификации систем качества. Повышение квалификации экспертов. Контроль со стороны руководящих органов.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
6.3. Рекомендации по содержанию практических занятий
|
Тема |
Вид занятия |
1. |
Построение петли качества и структуры системы качества для конкретной формы технического обслуживания авиационной техники. |
Деловая игра. |
2. |
Анализ слабых мест существующей системы контроля качества организации по техническому обслуживанию (ремонту) авиационной техники. |
Деловая игра. |
3. |
Построение плана целей и мероприятий построения системы качества, включая матрицу ответственностей. |
Деловая игра. |
4. |
Соотношение между требованиями стандартов ГОСТ Р 40.001-40.005 и стандартов ИСО семейства 9000. |
Дискуссия. |
5. |
Выработка политики в области качества предприятия на воздушном транспорте. |
Дискуссия. |
б. |
Разработка органиграмм процедур по элементам систем качества. |
Рефераты, доклады. |
7. |
Разработка организационной структуры, статуса и требований к рабочим местам подразделения контроля качества на АРЗ (в АТБ). |
Рефераты, доклады. |
8. |
Составление методологической инструкции по конкретной процедуре управления качеством, включая диаграмму реализации процедуры. |
Групповая работа. |
9. |
Составление рабочих и контрольных инструкций на конкретные операции (работы) в системе качества. |
Групповая работа. |
10. |
Применение процедур идентификации и прослеживаемости и управления несоответствующей продукцией в конкретной производственной ситуации на АРЗ. |
Дискуссия. |
11. |
Применение статистических методов управления в практике конкретных предприятий. |
Доклады, семинар. |
12. |
Разработка плана выборочного приемочного контроля. |
Групповая расчетная работа. |
13. |
Разработка контрольной карты технологического процесса. |
Групповая расчетная работа. |
14. |
Групповая экспертная оценка объекта. Проверка согласованности в экспертной группе. Расчет коэффициента конкордации. |
Групповая расчетная работа. |
15. |
Расчет показателей точности и достоверности методики контроля технологического параметра. |
Групповая расчетная работа. |
16. |
Применение вспомогательных инструментов улучшения качества при разборе конкретной производственной ситуации (построение диаграммы Ишикава, анализ по методу Кей-джей, "мозговой штурм" и др.). |
Групповая работа. |
17. |
Разработка плана внутреннего аудита (проверки) качества процесса или процедуры управления качеством. |
Рефераты, семинар. |
18. |
Разработка плана сертификационной проверки системы качества с разработкой рабочей документации и анкет. |
Групповая работа. |
19. |
Проведение интервью с персоналом и руководством организации. |
Деловая игра. |
20. |
Оценка значимости отклонений и несоответствий в документации на систему качества. |
Индивидуальная экспертная работа, дискуссия. |
21. |
Оценка несоответствия практики управления качеством документированным процедурам с составлением протоколов проверки и обсуждения акта (отчета) о проверке системы качества. |
Пробная групповая проверка на предприятии (учебная практика). |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.