Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ОАО "Чувашавтодор" (далее - Заявитель) на действия Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Большая Волга" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при проведении ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ по объекту: "Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-5 "Урал" - от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска. Реконструкция автомобильной дороги М-5 "Урал" - от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска на участке км 814+000 - км 835+000, Ульяновская область". (номер извещения 0355100004514000253) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) у Заявителя отсутствует возможность подать заявку на участие в Аукционе ввиду ограниченного срока подачи заявки на участие в Аукционе;
2) в техническом задании документации об Аукционе содержатся требования к техническим характеристикам товаров (материалов), которые не являются предметом закупки, а именно требование к химическому составу проволоки;
3) в техническом задании документации об Аукционе отсутствуют указания на марки товаров для заполнения и подачи заявки на участие в Аукционе, в частности в пункте 1 приложения N 5 к документации об Аукционе отсутствует марка провода.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 15.08.2014 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы Заявителя, рассмотрение перенесено на 18.08.2014.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 23.07.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 5 298 806 180 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников закупки - 18.08.2014.
1. В соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Извещение о проведении Аукциона в редакции N 1 размещено на Официальном сайте 25.07.2014. При этом дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе установлена 08.08.2014.
29.07.2014 Заказчиком внесены изменения в документацию об Аукционе. При этом дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе установлена 14.08.2014.
Таким образом, действия Заказчика соответствуют части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе и довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкции по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом контракта является выполнение подрядных работ по строительству и реконструкции автомобильной дороги.
При этом, пунктом 94 приложения N 5 к документации об Аукционе установлено:
Проволока сварочная легированная диаметром 4мм
Химический состав углерода должен быть 0,15-0,22%
Химический состав кремния должен быть 0,9-1,2%
Химический состав марганца должен быть 0,8-2,1%
Химический состав хрома должен быть 0,8-1,1%
Химический состав никеля не должен быть более 0,4%
Химический состав серы не должен быть более 0,03%
Химический состав фосфора не должен быть более 0,03%
Содержание азота не должно быть более 0,018%
Аналогичные требования к товару установлены в пункте 134 приложения N 5 к документации об Аукционе.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупок химического состава веществ, используемых при изготовлении проволоки ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе.
Следовательно, действия Заказчика, установившего требования к описанию участниками закупок в составе заявок веществ, используемых при изготовлении товаров, нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Указанные действия Заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
3. В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Представители Заказчика пояснили, что Заказчиком установлены показатели, в соответствии с которыми участникам закупки необходимо поставить товары в соответствии с требованием технического задания документации об Аукционе, в том числе в пункте 1 приложения N 5 к документации об Аукционе Заказчиком установлены технические характеристики провода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. В соответствие с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно пункту 7.2 раздела 7 "требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по её заполнению" документации об Аукционе "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе,
2) конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара (сведения могут быть представлены по рекомендуемой форме, установленной Приложением N 6 к настоящей документации об электронном аукционе)".
В приложении N 6 к документации об Аукционе установлена рекомендуемая форма для заполнения и подачи заявок для участников закупки.
Согласно приложению N 5 к документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам товаров (материалов), применяемых при выполнение работ в соответствии с предметом контракта. Кроме того, приложением N 5 к документации об Аукционе установлено, что "Конкретные показатели, характеристики товара, используемого при выполнении работ, представляются в отношении каждого вида (типа) товара, используемого при выполнении работ по предмету аукциона в электронной форме. В случае перечисления характеристик через запятую означает, что при производстве работ используются товары со всеми перечисленными характеристиками. Перечисление характеристики через "/" означает, что участник должен указать конкретное значение по своему выбору, кроме п. 1, 165 характеристик напряжения, п. 10 характеристик разрывной силы, п. 137 характеристик сечения, где участник размещения заказа должен указать все требуемые значения. В случае перечисления характеристик через точку с запятой означает, что участник должен указать конкретное значение по своему выбору".
Приложением N 5 к документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам товаров (материалов), в том числе:
1) пункт 3 Бетон тяжелый крупность заполнителя не должна быть более 40мм класс В35 - Марка применяемого щебня из изверженных; осадочных пород должна быть не должна быть ниже 800 с маркой истираемости И-I-И-II;
2) пункт 48 Бетон тяжелый крупность заполнителя должна быть более 40мм класс В25 - Марка применяемого щебня из изверженных; осадочных пород должна быть не должна быть ниже 800 с маркой истираемости И-I-И-II;
3) пункт 66 Бетон тяжелый крупность заполнителя не должна быть более 40мм класс В5 - Марка применяемого щебня из изверженных; осадочных пород должна быть не должна быть ниже 800 с маркой истираемости И-I-И-II;
4) пункт 82 Бетон тяжелый крупность заполнителя не должна быть более 40мм класс В30 - Марка применяемого щебня из изверженных; осадочных пород должна быть не должна быть ниже 800 с маркой истираемости И-I-И-II.
Вышеуказанный пример положений документации об Аукционе указывает на то, что Заказчиком надлежащим образом не установлены требования к показателям соответствия товаров, используемых при выполнении работ потребностям Заказчика.
Кроме того, приложение N 5 к документации об Аукционе содержит ссылки на ГОСТы которыми необходимо руководствоваться участникам закупки при подаче заявки на участие в Аукционе. Вместе с тем, Заказчиком не установлено какой именно ГОСТ соответствует товару, в связи с чем, участникам закупки не представляется возможным сопоставлять ГОСТ к товару при заполнении заявки на участие в Аукционе.
Учитывая изложенное, Комиссия считает, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе не позволяет участникам закупки сформировать заявку на участие в Аукционе надлежащим образом.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункты 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ОАО "Чувашавтодор" обоснованной в части установления Заказчиком ненадлежащих требований к показателям товаров, используемых при выполнении работ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 18.08.2014 N К-1205/14 по соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 августа 2014 г. N К-1205/14 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был