3 апреля 1997 года, днем, в сложных метеоусловиях, в 3,5 км северо-восточнее города Очер Пермской области произошла катастрофа вертолета Ми-8Т RA-24555 Второго Пермского государственного авиапредприятия Уральского регионального управления ФАС России.
Экипаж вертолета в составе командира Савченко Е.И., второго пилота Заворохина В.Г. и бортмеханика Глушкова И.С. выполнял санитарное задание по маршруту аэропорт Бахаревка - площадка "Компрессорная" (район города Очер) - населенный пункт Губаха. Кроме экипажа на борту вертолета находилось три врача и 50 кг служебного груза.
Прогноз погоды по маршруту полета и пунктам посадки предусматривал видимость 10 км, кучево-дождевую облачность высотой 300 метров, временами видимость 3000 метров, ливневый снег, дождь. Прогнозируемая погода соответствовала минимуму командира вертолета, имевшего допуск к полетам по особым правилам визуальных полетов 100x1000 днем, и не препятствовала выполнению задания.
Через 32 минуты полета экипаж вертолета встретил погодные условия, не соответствующие минимуму командира. В соответствии с требованиями п.п. 5.4.12 НПП ГА-85 в данной ситуации командир вертолета должен был вернуться на аэродром вылета или произвести посадку на запасном аэродроме. Командир вертолета принял решение продолжить полет, не отреагировав на предложение второго пилота развернуться на 180 градусов.
Ввиду ограниченной видимости, вероятно имея сомнения в возможности обнаружения площадки "Компрессорная", экипаж решил произвести не предусмотренную планом полета посадку на стадионе города Очер. После приземления на стадион и высадки одного врача экипаж продолжил полет. При наборе высоты экипаж начал разворот для выхода на линию пути Очер - населенный пункт Губаха. В процессе выхода на линию пути, экипаж вертолета не учел, что по курсу полета на удалении 3,5 км от стадиона располагается мачта радиопередающей станции (РПС) высотой 253 метра.
Погодные условия, исключающие выполнение визуального полета, не дали возможности командиру воздушного судна своевременно обнаружить препятствие. В результате, через 5 минут после взлета, на высоте около 230 метров (300 метров от уровня стадиона) вертолет столкнулся с мачтой РПС. При столкновении вертолет частично разрушился, загорелся и упал в 350 метрах от мачты. Все находившиеся на борту пассажиры и члены экипажа погибли.
Авиационное происшествие является следствием выполнения экипажем вертолета полета без учета наличия искусственных препятствий при метеоусловиях, не отвечающих требованиям руководящих документов, что привело к столкновению с мачтой РПС и обусловлено сочетанием следующих факторов:
- незнания экипажем искусственных препятствий по маршруту полета вследствие неудовлетворительной предполетной подготовки;
- неоправдавшегося прогноза погоды (по видимости) на маршруте полета и в пункте первой посадки;
- неправомерного решения командира вертолета на продолжение полета, посадку и взлет при метеоусловиях значительно ниже установленного минимума, без учета наличия искусственных препятствий.
Приказываю:
1. Начальникам региональных управлений ФАС России:
1.1. Провести целевую проверку качества предварительных и предполетных подготовок экипажей к полетам.
1.2. Проверить во всех штурманских комнатах, на рабочих местах диспетчеров УВД и полетных картах экипажей нанесение искусственных препятствий и их соответствие фактическому местоположению, относительной и абсолютной высоты согласно "Перечню МВЛ второй категории".
1.3. Довести настоящий приказ до подконтрольных эксплуатантов воздушного транспорта.
2. Начальнику Уральского регионального управления ФАС России проконтролировать устранение выявленных в ходе расследования катастрофы недостатков в организации и выполнении полетов Второго Пермского государственного предприятия.
3. Руководителям авиапредприятий:
3.1. Изучить настоящий приказ со всем летным составом, выполняющим полеты на вертолетах, диспетчерским составом и специалистами авиационных метеорологических станций на специальных разборах.
3.2. Командно-летному составу постоянно контролировать умение экипажей правильно принимать решение при встрече в полете погодных условий хуже ожидаемых. При проведении предварительных подготовок, уделять повышенное внимание детальному изучению и знанию препятствий в районах полетов.
4. Контроль за выполнением требований настоящего приказа, возложить на начальника Управления государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России Нерадько А.В.
Директор |
Г.Н. Зайцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной авиационной службы РФ от 23 января 1998 г. N 23 "О катастрофе вертолета Ми-8Т RA-24555"
Текст приказа официально опубликован не был