Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 сентября 2014 г. N 92-АПГ14-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Меркулова В.П.,
судей Калининой Л.A. и Никифорова С.Б.
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя территориальной избирательной комиссии города Кызыла Рязанова А.И. и апелляционному представлению прокурора Республики Тыва на решение Верховного Суда Республики Тыва от 15 августа 2014 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.A., объяснения представителя территориальной избирательной комиссии города Кызыла Монгуша Ш.Ч., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда первой инстанции подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Верховного Хурала (Парламента) Республики Тыва от 11 июня 2014 года N 2622 ВХ-I на 14 сентября 2014 года назначены выборы депутатов Верховного Хурала (Парламента) Республики Тыва второго созыва.
Решением территориальной избирательной комиссии города Кызыла от 8 августа 2014 года N 27/101-3 с полномочиями окружной избирательной комиссии отказано в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (Парламента) Республики Тыва второго созыва по Восточному одномандатному избирательному округу N 6 Ооржаку М.Б., выдвинутому избирательным объединением "Республиканская партия России - Партия народной свободы" в Республике Тыва, в связи с отсутствием документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Ооржак М.Б. обратился в Верховный Суд Республики Тыва с заявлением о признании незаконным и отмене указанного решения.
В обоснование заявления Ооржак М.Б. ссылался на отсутствие у комиссии правовых оснований для отказа ему в регистрации кандидатом в депутаты.
Представители территориальной избирательной комиссии города Кызыла Рязанов А.И. и Бузур-оол А.А. возражали против удовлетворения заявленных требований.
Решением Верховного Суда Республики Тыва от 15 августа 2014 года заявление Ооржака М.Б. удовлетворено.
Признано незаконным и отменено решение территориальной избирательной комиссии города Кызыла Республики Тыва от 8 августа 2014 года N 27/101-3 об отказе Ооржаку М.Б. в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (Парламента) Республики Тыва второго созыва.
На территориальную избирательную комиссию города Кызыла Республики Тыва возложена обязанность зарегистрировать Ооржака М.Б., выдвинутого избирательным объединением "Республиканская партия России - Партия народной свободы" в Республике Тыва, кандидатом в депутаты Верховного Хурала (Парламента) Республики Тыва второго созыва по Восточному одномандатному избирательному округу N 6.
В апелляционной жалобе представитель территориальной избирательной комиссии города Кызыла Рязанов А.И. и в апелляционном представлении прокурор просят решение суда первой инстанции отменить, как основанное на неправильном применении норм материального права, и вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований Ооржака М.Б.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе и представлении прокурора, Ооржаком М.Б. представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно апелляционной жалобы, представления, и вправе в интересах законности проверить решение суда первой инстанции в полном объеме (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Под законностью, как это следует из содержания статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, законодатель понимает правильное рассмотрение и разрешение дела в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно подпункту "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
В силу пункта 14.1 статьи 35 названного Федерального закона в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в пункте 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, представляет в организующую выборы избирательную комиссию решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком.
Законом Республики Тыва от 28 ноября 2011 года N 1031 ВХ-I "О выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва" предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным избирательным округам.
При этом для регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени (до 18 часов 30 июля 2014 года) представляет в соответствующую территориальную избирательную комиссию решение политической партии или её регионального отделения, указанное в части 3 статьи 42 настоящего Закона, а также сведения об изменениях в сведениях о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 1 и 4 статьи 35 настоящего Закона (в случае, если указанные изменения вносились) (часть 1 статьи 40 Закона Республики Тыва от 28 ноября 2011 года N 1031 ВХ-I "О выборах депутатов Верховного Хурала (Парламента) Республики Тыва").
Удовлетворяя требования Ооржака М.Б. и признавая незаконным решение комиссии об отказе в регистрации кандидатом, суд исходил из того, что избирательным объединением "Региональное отделение политической партии "Республиканская партия России - Партия народной свободы" в Республике Тыва в избирательную комиссию Республики Тыва в установленный срок представлен необходимый объём документов для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата.
Между тем из материалов дела со всей очевидностью следует, что названным избирательным объединением решение съезда политической партии о выдвижении списка кандидатов представлено в организующую выборы избирательную комиссию 30 июля 2014 года только в 19 часов 18 минут, то есть после установленного законом срока. Сведения об изменениях в сведениях о кандидатах представлены в комиссию лишь 5 августа 2014 года.
Таким образом, оснований для признания незаконным и отмены решения территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации Ооржака М.Б. кандидатом в депутаты у суда не имелось.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене и принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных Ооржаком М.Б. требований.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Тыва от 15 августа 2014 года отменить и вынести новое решение, которым в удовлетворении заявления Ооржака М.Б. об оспаривании решения избирательной комиссии города Кызыла Республики Тыва от 8 августа 2014 года N 27/101-3 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Верховного Хурала (Парламента) Республики Тыва второго созыва по Восточному одномандатному избирательному округу N 6 отказать.
Председательствующий |
Меркулов В.П. |
Судьи |
Калинина Л.A. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 сентября 2014 г. N 92-АПГ14-9
Текст определения официально опубликован не был