Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 августа 2014 г. N 53-КГ14-9
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Кириллова B.C., Фролкиной С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 августа 2014 г. гражданское дело по иску Иванова С.В. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю о признании незаконным прекращения выплаты пенсии, обязании возобновить выплату пенсии
по кассационной жалобе Иванова С.В. на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 31 января 2013 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 22 мая 2013 г., которыми в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова B.C., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Иванов С.В. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю о признании незаконным прекращения выплаты пенсии, обязании возобновить выплату пенсии.
В обоснование исковых требований указал на то, что он проходил службу в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации с 20 июля 1978 г. по 5 июля 1994 г., в том числе с 21 августа 1988 г. по 29 января 1989 г. на территории Республики Афганистан, а в период с 10 августа 1994 г. по 23 декабря 1996 г. - в органах внутренних дел в должности дежурного изолятора временного содержания Управления внутренних дел г. ..., откуда был уволен в соответствии с приказом начальника УВД г. Ачинска от 23 декабря 1996 г. N 115 л/с по основанию, установленному пунктом "в" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённого постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабре 1992 г. N 4202-1, - по выслуге срока службы, дающего право на пенсию.
С 24 декабря 1996 г. Иванов С.В. является получателем пенсии за выслугу лет, предусмотренной положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", однако с 1 октября 2012 г. выплата указанной пенсии незаконно прекращена в связи с проведенной ответчиком проверкой, которая выявила ошибку в подсчёте срока службы истца (двойной учёт периода прохождения им службы в Республике Афганистан).
Решением Центрального районного суда г. Красноярска от 31 января 2013 г. в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 22 мая 2013 г. указанное решение суда оставлено без изменения.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 21 июля 2014 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В кассационной жалобе Иванова С.В., поданной в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, ставится вопрос об отмене обжалуемых судебных постановлений, как незаконных.
В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации стороны, извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. На основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что судебными инстанциями при рассмотрении настоящего дела такого характера существенных нарушений норм материального и процессуального права допущено не было.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришёл к выводу о том, что ответчиком правомерно прекращена выплата пенсии Иванову С.В., поскольку при первоначальном расчёте пенсии была допущена арифметическая ошибка, в результате которой в двойном размере учтён период прохождения им службы в Республике Афганистан, и при окончательном подсчёте стажа службы её продолжительность определена в 19 лет 8 месяцев в льготном исчислении вместо 20 необходимых лет.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия находит приведённые выводы судебных инстанций правильными, основанными на требованиях закона и установленных обстоятельствах дела.
Согласно ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" право на пенсию за выслугу лет имеют: лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более; лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Таким образом, право на пенсию за выслугу лет связывается с рядом условий, в частности со службой определённой продолжительности. Если же условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет, отсутствуют, то указанная пенсия назначена быть не может, а выплата назначенной пенсии подлежит прекращению. Орган, уполномоченный назначать пенсии, в случае выявления отсутствия оснований для назначения пенсии вправе отменить ранее принятое решение о назначении пенсии и прекратить её выплату.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Иванов С.В. уволен из органов внутренних дел по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, в связи с чем с 24 декабря 1996 г. ему назначена и выплачивалась пенсия по выслуге лет.
Однако в сентябре 2012 года при проведении проверки специалистами Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю выявлен факт включения в выслугу лет дважды периода прохождения истцом службы в Республике Афганистан.
Фактически на дату увольнения со службы выслуга лет Иванова С.В. составляла 18 лет 3 месяца 28 дней в календарном исчислении и 19 лет 8 месяцев в льготном исчислении.
Учитывая, что срок выслуги лет у Иванова С.В. составил менее 20 лет, судебные инстанции, исходя из подлежащих применению норм Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, пришли к правильному выводу о наличии оснований для прекращения выплаты ему пенсии, так как право на пенсию за выслугу лет у него не возникло.
Довод жалобы о том, что период прохождения истцом службы в должности дежурного изолятора временного содержания необходимо засчитать в выслугу лет в льготном исчислении, основан на ошибочном толковании норм материального права по следующим основаниям.
В Перечне должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсии, утверждённом приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 9 октября 2004 г. N 640, имеется должность дежурного изолятора временного содержания.
В соответствии с подп. "г" п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается на льготных условиях (один месяц службы за полтора месяца) служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 1 января 2001 г. по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Иванов С.В. в период с 10 августа 1994 г. по 23 декабря 1996 г. проходил службу в должности дежурного изолятора временного содержания.
Между тем до 1 января 2001 г. включение периодов службы в изоляторах временного содержания в льготном исчислении названным постановлением Правительства Российской Федерации не было предусмотрено, в связи с чем период службы в данной должности до 1 января 2001 г. подлежит включению в выслугу лет в календарном исчислении.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Иванова С.В. соответствуют положениям Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941.
С учётом изложенного обжалуемые судебные постановления являются законными, принятыми с правильным применением норм материального и процессуального права. Оснований, предусмотренных статьёй 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ, определила:
решение Центрального районного суда г. Красноярска от 31 января 2013 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 22 мая 2013 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Иванова С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Кириллов B.C. |
|
Фролкина С.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 августа 2014 г. N 53-КГ14-9
Текст определения официально опубликован не был