Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 сентября 2014 г. N 11-АПГ14-12
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Меркулова В.П.,
судей Калининой Л.A. и Никифорова С.Б.
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе председателя территориальной избирательной комиссии Комсомольского района города Набережные Челны Республики Татарстан Блощинского А.И. на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 14 августа 2014 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителей территориальной избирательной комиссии Комсомольского одномандатного избирательного округа N 17 - Григорьевой Е.Б. и Следь Ю.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным и поэтому подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 193, 199, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установила:
постановлением Государственного Совета Республики Татарстан от 9 июня 2014 года N 3597-1УГС на 14 сентября 2014 года назначены выборы депутатов Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва.
Решением территориальной избирательной комиссии Комсомольского района города Набережные Челны Республики Татарстан от 7 августа 2014 года N 28 с полномочиями окружной избирательной комиссии Комсомольского одномандатного избирательного округа N 17 по выборам депутатов Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва Нурутдинову Р.Ф., выдвинутому в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва по Комсомольскому одномандатному избирательному округу.
Нурутдинов Р.Ф. обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене указанного решения территориальной избирательной комиссии.
В обоснование заявления Нурутдинов Р.Ф. ссылался на отсутствие у комиссии правовых оснований для отказа ему в регистрации кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан, поскольку количество недействительных подписей избирателей, собранных в его поддержку, по результатам первичной проверки не превысило 10% от подписей, отобранных для проверки.
Представители территориальной избирательной комиссии Комсомольского района города Набережные Челны Республики Татарстан Блощинский А.И., Тимергалеева Р.З. и Следь Ю.Г. возражали против удовлетворения заявленных требований.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 14 августа 2014 года заявление Нурутдинова Рафаила Фаттаховича удовлетворено, решение территориальной избирательной комиссии Комсомольского района города Набережные Челны Республики Татарстан от 7 августа 2014 года N 28 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва по Комсомольскому одномандатному избирательному округу N 17 Нурутдинова Р.Ф признано незаконным и отменено, и возложена обязанность на территориальную избирательную комиссию Комсомольского района города Набережные Челны Республики Татарстан зарегистрировать Нурутдинова Р.Ф кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва по Комсомольскому одномандатному избирательному округу N 17.
В апелляционной жалобе председатель территориальной избирательной комиссии Комсомольского района города Набережные Челны Республики Татарстан Блощинский А.И. просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об отказе Нурутдинову Р.Ф. в удовлетворении требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Нурутдиновым Р.Ф. и прокурором Республики Татарстан представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно апелляционной жалобы, представления, и вправе в интересах законности проверить решение суда первой инстанции в полном объёме (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Под законностью, как это следует из содержания статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, законодатель понимает правильное рассмотрение и разрешение дела в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Согласно пункту 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
По результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Итоговый протокол составляется по окончании проверки подписных листов, в нём указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передаётся кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов, проведении референдума. В случае, если проведённая комиссией проверка подписных листов повлечёт за собой последствия, предусмотренные подпунктом "д" пункта 24 или подпунктом "г" пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей, участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, о результатах выдвижения инициативы проведения референдума (пункт 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 данного федерального закона, иных требований, предусмотренных этим законом, иным законом.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что коль скоро в соответствии с ведомостью первичной проверки подписных листов кандидата от 5 августа 2014 года количество недействительных подписей составило менее 10% от общего количества собранных для проверки подписей избирателей, у территориальной избирательной комиссии оснований для отказа Нурутдинову Р.Ф. в регистрации его кандидатом в депутаты не имелось.
Между тем, данный вывод суда сделан без учёта 57 подписей, признанных избирательной комиссией ввиду указания в подписных листах сведений, не соответствующих действительности, что подтверждается, имеющимися в деле доказательствами.
Так, из материалов дела усматривается, что кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва Нурутдиновым Р.Ф. в поддержку своего выдвижения в территориальную избирательную комиссию Комсомольского района города Набережные Челны Республики Татарстан им представлены 1783 подписи избирателей (при необходимости представления для выдвижения 1633 подписей).
Согласно протоколу случайной выборки от 4 августа 2014 года для осуществления проверки были отобраны 494 подписи, содержащиеся в папках N 4, 7, 9, 11, 13, 14, 25, 28.
В соответствии с итоговым протоколом проверки подписных листов, собранных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Нурутдинова Р.Ф., от 6 августа 2014 года из проверенных 494 подписей признаны недействительными 91 подпись или 18,6%. Из них 57 подписей признаны недействительными как подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. Для признания этих подписей недействительными явилась справка отделения Комсомольского отдела УФМС России по Республике Татарстан в городе Набережные Челны по расхождению в сведениях об избирателях, внесённых в подписные листы кандидата в депутаты Нурутдинова Р.Ф. от 6 августа 2014 года. Более того, из этой справки следовало, что 80 подписей избирателей указали, указали в подписных листах сведения, не соответствующие действительности. Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что в данную справку включены подписи, отобранные в папках N 4, 7, 9, 11, 13, 14, 25, 28 для первоначальной проверки, и отражённые в протоколе выборки от 4 августа 2014 года, содержащиеся. При этом в справке отделения Комсомольского отдела УФМС России по Республике Татарстан в городе Набережные Челны указаны номер книги, номер подписного листа, номер строки подписного листа, по каждой подписи приведены сведения об избирателе, указанные в подписном листе, и выявленные в результате проверки расхождения. В ведомость проверки подписных листов от 5 августа 2014 года и в итоговый протокол проверки подписных листов включены только 57 (из 80) недействительных подписей избирателей, поскольку в них была проставлена подпись председателя рабочей группы избирательной комиссии Блощинского А.И. При этом в ведомости проверки подписных листов при фиксации указанных подписей были отражены папки с 1 по 25, тогда как количество представленных кандидатом папок составляло 28, что со всей очевидностью указывало на допущенную описку. Решением территориальной избирательной комиссии Комсомольского района города Набережные Челны Республики Татарстан от 6 августа 2014 года N 26 эти 57 подписей избирателей были конкретизированы. Впоследствии в связи с установлением более 10% недействительных подписей избирателей, выявленных при выборочной проверке принято решение о проведении проверки ещё 15% подписей от необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей. По результатам проверки составлен итоговый протокол от 7 августа 2014 года, в соответствии с которым из 245 подписей недостоверной признана 1 подпись и 65 подписей признаны недействительными как подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности, что составило 26,9% от числа дополнительно проверенных подписей. Итоговым протоколом проверки от 7 августа 2014 года установлено, что из 739 проверенных подписей признаны недостоверными и недействительными 157 подписей или 21,2%.
Ссылки заявителя на то, что он не был уведомлён о проведении дополнительной проверки подписных листов, само о незаконности решения избирательной комиссии.
Из материалов дела видно, что территориальная избирательная комиссия всеми возможными способами пыталась уведомить Нурутдинова Р.Ф. и его доверенных лиц о проведении дополнительной проверки подписных листов. Предпринимались попытки уведомить кандидата Нурутдинова Р.Ф. по телефону, однако абонент на звонки не ответил, в его адрес направлено уведомление экспресс доставкой, которое не доставлено в связи с отсутствием адресата. Производились звонки уполномоченному представителю кандидата по финансовым вопросам Шайхутдиновой Л.Н., абонент по имеющемуся в распоряжении комиссии телефону не ответил. Член территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса Катушек В.А., назначенный кандидатом Нурутдиновым Р.Ф., будучи лично уведомлённым о проведении соответствующей проверки, от получения письменного уведомления в адрес кандидата отказался. Указанные обстоятельства свидетельствовали об уклонении кандидата Нурутдинова Р.Ф. от уведомления о проведении дополнительной проверки подписных листов.
Исходя из изложенного, и принимая во внимание, что судом первой инстанции проверялась правомерность признания недействительными остальных 34 подписи избирателей, включённых в ведомость проверки подписных листов, и эти подписи не были исключены судом из числа недействительных, то, очевидно, у суда при таких обстоятельствах отсутствовали основания для признания незаконным решения территориальной избирательной комиссии Комсомольского района города Набережные Челны Республики Татарстан от 7 августа 2014 года N 28 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва по Комсомольскому одномандатному избирательному округу N 17 Нурутдинова Р.Ф., выдвинутого в порядке самовыдвижения"
Согласно подпункту "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Таким образом, поскольку выводы суда основаны неправильном применении норм материального права, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене и принимает решение об отказе Нурутдинову Р.Ф. в удовлетворении заявленных им требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193, 199, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 14 августа 2014 года отменить и вынести новое решение, которым Нурутдинову Р.Ф. в удовлетворении заявления о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии Комсомольского района города Набережные Челны Республики Татарстан от 7 августа 2014 года N 28 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва по Комсомольскому одномандатному избирательному округу N 17 Нурутдинова Р.Ф., выдвинутого в порядке самовыдвижения" и его отмене, отказать.
Председательствующий |
Меркулов В.П. |
Судьи |
Калинина Л.A. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 сентября 2014 г. N 11-АПГ14-12
Текст определения официально опубликован не был