Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Настоящее Дополнение вводится в действие с 10 июля 1998 г.
Приложение 1
Дополнение
к "Руководству по построению аэродромных схем и определению безопасных высот пролета препятствий" в части установления правил учета препятствий для начального этапа захода на посадку с участками счисления пути
Ввести новый раздел 5.2.8:
5.2.8. Начальный этап захода на посадку с участками счисления пути (схемы УСП)
5.2.8.1. Область применения и типы схем УСП.
Схемы УСП отличаются от ранее рассмотренных схем захода на посадку наличием участков, на которых не обеспечивается наведение по линии пути (эти участки условно названы участками счисления пути). В то же время, такие схемы не могут быть отнесены и к стандартным схемам типа "ипподром" и обратным схемам, поэтому для таких схем применяются специальные правила формирования и критерии учета препятствии.
Схемы УСП применяются с целью экономии времени полета и воздушного пространства в районе аэродрома и позволяют в ряде случаев исключить необходимость применения схем типа "ипподром" и обратных схем. Для использования схем УСП необходим радиомаяк VOR/DME, или два радиомаяка VOR, или радиомаяк VOR и радиомаяк NDB для фиксирования контрольных точек, формирующих схему.
Схемы УСП могут быть разработаны только в дополнение к стандартным схемам, основанным только на использовании отдельных приводных радиостанций (ОПРС или NDB).
Схемы УСП могут быть двух типов:
- схемы типа "U" - в которых разворот, выполняемый для выхода на участок счисления пути, и разворот на посадочный курс выполняются в одну сторону (рис. 58-1 и 58-2);
- схемы типа "S" - в которых разворот, выполняемый для выхода на участок счисления пути, и разворот на посадочный курс выполняются в противоположные стороны (рис. 58-3 и 58-4).
5.2.8.2. Построение схемы УСП типа "U", основанной на VOR/DME.
На рис. 58-1 показан пример схемы типа "U", основанной на внеаэродромном радиомаяке VOR/DME, совпадающем с КТН. Расположение VOR/DME не позволяет построить линию пути с выходом в КТП в соответствии с критериями п. 5.2.2, (см. рис. 41), т.к. угол разворота на посадочный курс превышает 120°. Использование схемы УСП типа "U" позволяет выполнить выход на посадочную прямую по кратчайшему расстоянию.
Схема состоит из первого участка начального этапа захода на посадку, на котором выполняется полет с наведением по линии пути от радиомаяка VOR/DME, расположенного в КТН. В контрольной точке, фиксируемой по отметке дальности DME, выполняется разворот на участок счисления пути, задаваемый только магнитным курсом полета. Курс выбирается таким образом, чтобы угол между линией пути участка счисления пути и траекторией конечного этапа захода на посадку составлял 45°. При этом должны учитываться следующие ограничения:
- максимальная длина участка счисления пути не должна превышать 19 км;
- минимальная длина участка счисления пути должна соответствовать значениям, приведенным в таблицах 17-1 и 17-2;
- угол между первым участком схемы и участком счисления пути не должен превышать 120°.
Таблица 17-1
Минимальные значения длины участка счисления пути в схеме УСП типа "U" (в километрах)
Точка начала разворота фиксируется по отметке дальности DME Абсолютная высота разворота не более 1500 м
Категория ВС |
Угол разворота на участок счисления пути |
|||
|
Менее 45° |
45° - 59° |
60° - 89° |
90° - 120° |
А, В |
6 |
8 |
9 |
10 |
С, D |
9 |
11 |
13 |
15 |
Таблица 17-2
Минимальные значения длины участка счисления пути в схеме УСП типа "U" (в километрах)
Точка начала разворота фиксируется по отметке дальности DME. Абсолютная высота разворота от 1500 до 3000 м
Категория ВС |
Угол разворота на участок счисления пути |
|||
|
Менее 45° |
45° - 59° |
60° - 89° |
90° - 120° |
А, В |
6 |
9 |
11 |
12 |
С, D |
9 |
11 |
15 |
18 |
5.2.8.3. Построение схемы УСП типа "U", основанной на VOR+VOR или на VOR+ОПРС (NDB)
На рис. 58-2 показан пример схемы типа "U", основанной на внеаэродромном радиомаяке VOR или ОПРС (NDB), совпадающем с KTH. Расположение радиомаяка не позволяет построить линию пути с выходом в КТП в соответствии с критериями п. 5.2.2, (см. рис. 41), т.к. угол разворота на посадочный курс превышает 120°. Использование схемы УСП типа "U" позволяет отказаться от применения схемы типа "ипподром" или от обратной схемы и выполнить выход на посадочную прямую по кратчайшему расстоянию.
Схема состоит из первого участка начального этапа захода на посадку, на котором выполняется полет с наведением по линии пути от радиомаяка VOR или ОПРС (NDB), расположенного в КТН. В контрольной точке, фиксируемой по пересечению радиала радиомаяка VOR, установленного на аэродроме (в принципе допускается и использование иначе расположенного радиомаяка VOR) выполняется разворот на участок счисления пути, задаваемый только магнитным курсом полета. Курс выбирается таким образом, чтобы угол между линией пути участка счисления пути и траекторией конечного этапа захода на посадку составлял 45°. При этом должны учитываться следующие ограничения:
- максимальная длина участка счисления пути не должна превышать 19 км;
- минимальная длина участка счисления пути должна соответствовать значениям, приведенным в таблицах 17-3 и 17-4;
- угол между первым участком схемы и участком счисления пути не должен превышать 105°.
Таблица 17-3
Минимальные значения длины участка счисления пути в схеме УСП типа "U" (в километрах)
Точка начала разворота фиксируется по пересечению радиала VOR Абсолютная высота разворота не более 1500 м
Категория ВС |
Угол разворота на участок счисления пути |
|||
|
Менее 45° |
45° - 59° |
60° - 89° |
90° - 105° |
А, В |
10 |
11 |
12 |
12 |
С, D |
13 |
14 |
15 |
16 |
Таблица 17-4
Минимальные значения длины участка счисления пути в схеме УСП типа "U" (в километрах)
Точка начала разворота фиксируется по пересечению радиала VOR или МПР ОПРС (NDB)
Абсолютная высота разворота от 1500 до 3000 м
Категория ВС |
Угол разворота на участок счисления пути |
|||
Менее 45° |
45° - 59° |
60° - 89° |
90° - 105° |
|
А, В |
11 |
12 |
13 |
14 |
С, D |
15 |
16 |
18 |
19 |
5.2.8.4. Построение схемы УСП типа "S", основанной на VOR/DME.
На рис. 58-3 показан пример схемы типа "S", основанной на аэродромном радиомаяке VOR/DME. В связи с отсутствием радионавигационного средства в КТН для выхода на посадочную прямую может быть использован либо заход с наведением по линии пути по дуге DME, либо выход на аэродромное навигационное средство с последующем выполнением схемы типа "ипподром" или обратной схемы. Применение схемы УСП типа "S" позволяет упростить выполнение захода.
Схема состоит из первого участка начального этапа захода на посадку, на котором выполняется полет с наведением по линии пути по радиалу аэродромного радиомаяка VOR. В контрольной точке, фиксируемой по отметке дальности DME, выполняется разворот на участок счисления пути, задаваемый только магнитным курсом полета. Курс выбирается таким образом, чтобы угол между линией пути участка счисления пути и траекторией конечного этапа захода на посадку составлял 45°. При этом должны учитываться следующие ограничения:
- максимальная длина участка счисления пути не должна превышать 19 км;
- минимальная длина участка счисления пути не должна быть меньше 7 км;
- допуск на точку начала разворота не должен превышать км.
Если длина первого участка начального этапа захода на посадку превышает 19 км, то минимальное значение длины участка счисления пути необходимо увеличить на 15% расстояния свыше 19 км:
,
где - минимальное значение длины участка счисления пути (в км);
- длина первого участка начального этапа захода на посадку (в км).
5.2.8.5. Построение схемы УСП типа "S", основанной на VOR+VОR или на VOR+ОПРC (NDB)
На рис. 58-4 показан пример схемы типа "S", основанной на аэродромном радиомаяке VOR и внеаэродромном радионавигационном средстве VOR или ОПРС (NDB). В связи с отсутствием радионавигационного средства в КТН для выхода на посадочную прямую может быть использован выход на аэродромное навигационное средство с последующем выполнением схемы типа "ипподром" или обратной схемы. Применение схемы УСП типа "S" позволяет упростить выполнение захода.
Схема состоит из первого участка начального этапа захода на посадку, на котором выполняется полет с наведением по линии пути по радиалу аэродромного радиомаяка VOR. В контрольной точке, фиксируемой по пересечению радиала радиомаяка VOR или МПР ОПРС (NDB) выполняется разворот на участок счисления пути, задаваемый только магнитным курсом полета. Курс выбирается таким образом, чтобы угол между линией пути участка счисления пути и траекторией конечного этапа захода на посадку составлял 45°. При этом должны учитываться следующие ограничения:
- максимальная длина участка счисления пути не должна превышать 19 км;
- минимальная длина участка счисления пути не должна быть меньше 9 км;
- допуск на точку начала разворота не должен превышать км.
Если длина первого участка начального этапа захода на посадку превышает 19 км, то минимальное значение длины участка счисления пути необходимо увеличить на 15% расстояния свыше 19 км:
,
где - минимальное значение длины участка счисления пути (в км);
- длина первого участка начального этапа захода на посадку (в км).
5.2.8.6. Зоны учета препятствий
Зоны учета препятствий, для схемы УСП типа "U", основанной на VOR/DME
Построение зоны учета препятствии для схемы УСП типа "U", основанной на VOR/DME, показано на рис. 58-5. Точки А и А' соответствуют ширине зоны учета препятствий конечного этапа захода на посадку в соответствии с используемой радиотехнической системой посадки. Если данное направление посадки оборудовано несколькими радиотехническими системами, то используется наибольшая ширина зоны учета препятствий.
Для построения зоны учета препятствий используются параметры R (радиус внешней границы зоны учета препятствий) и (угол для построения внешней границы зоны учета препятствий), значения которых зависят от абсолютной высоты полета и категории воздушных судов. Значения параметра R приведены в табл. 17-5. Угол равен 22° для схем, предназначенных только для ВС категорий А и В, и 14° для остальных схем.
Зоны учета препятствий для схемы УСП типа "U", основанной на двух VOR или на VOR и ОПРС (NDB)
Построение зоны учета препятствий для схемы УСП типа "U", основанной на двух VOR или на VOR и ОПРС (NDB) показано на рис. 58-6. Точки А и А' соответствуют ширине зоны учета препятствий конечного этапа захода на посадку в соответствии с используемой радиотехнической системой посадки. Если данное направление посадки оборудовано несколькими радиотехническими системами, то используется наиболее широкая зона учета препятствий.
Для построения зоны учета препятствий используются параметры R (радиус внешней границы зоны учета препятствий) и (угол для построения внешней границы зоны учета препятствий), значения которых зависят от абсолютной высоты полета и категории воздушных судов. Значения параметра R приведены в табл. 17-6. Угол равен 22° для схем, предназначенных только для ВС категорий А и В, и 14° для остальных схем.
Таблица 17-5
Значения радиуса R в км для построения внешней границы зоны учета препятствий для схемы УСП типа "U", основанной на VOR/DME
Категория ВС |
Абсолютная высота |
Абсолютная высота от |
|
1500 м и менее |
1500 м до 3000 м |
А и В |
9,3 |
9,3 |
С и D |
10,2 |
12,0 |
Таблица 17-6
Значения радиуса R в км для построения границы зоны учета препятствий для схемы УСП типа "U", основанной на VOR+VOR или на VOR+ОПРС (NDB)
Категория ВС |
Абсолютная высота 1500 м и менее |
Абсолютная высота от 1500 м до 3000 м |
А и В |
10,2 |
11,1 |
С и D |
12,0 |
13,9 |
VOR+ОПРС (NDB).
Зоны учета препятствий для схемы УСП типа "S"
Построение зоны учета препятствий для схемы УСП типа "S" показано на рис. 58-7 и 58-8. Точки А и А' соответствуют ширине зоны учета препятствий конечного этапа захода на посадку в соответствии с используемой радиотехнической системой посадки. Если данное направление посадки оборудовано несколькими радиотехническими системами, то используется наиболее широкая зона учета препятствий. Все необходимые для построения зоны учета препятствий параметры указаны на рис. 58-7 и 58-8.
5.2.8.7. Запасы высоты и определение минимальной безопасной высоты начального этапа захода на посадку
Запас высоты над всеми препятствиями в основной части зоны составляет не менее 300 м. В дополнительных частях зон запас высоты линейно уменьшается до нуля на внешней границе.
Для определения минимальной безопасной высоты начального этапа захода на посадку (МБВн) необходимо:
- определить в метрах высоту самого высокого препятствия в основной части зоны учета препятствий;
- для каждого препятствия в дополнительных частях зоны учета препятствий определить графически в метрах расстояние от внешней границы зоны;
- для каждого препятствия в дополнительных частях зоны определить значение запаса высоты (в метрах) по формуле:
,
где - половина ширины зоны (в метрах), соответствующая расположению препятствия (определяется графически).
- определить значение МБВн для основной части зоны:
м;
- для каждого препятствия дополнительной части зоны определить значение (в метрах):
,
где - высота в метрах i-го препятствия в дополнительной части зоны;
- запас высоты в метрах для этого препятствия в дополнительной части зоны,
- определить значение как максимальное значение из и
Уменьшение путем введения дополнительных контрольных точек ступенчатого снижения допускается только на первом участке схемы УСП.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.