Рекомендация СM/Rec(2012)3
Комитета Министров к государствам-членам о защите прав человека применительно к поисковым системам*
(принята Комитетом министров 4 апреля 2012 г. на 1139-м заседании заместителей министров)
Поисковые системы играют главную роль в информационном обществе
1. Поисковые системы позволяют людям по всему миру искать, получать и передавать информацию, мысли и другой информационный материал, в частности, для получения знаний, вступления в дебаты и участия в демократических процессах.
2. Рекомендация CM/Rec(2007)16 Комитета министров к государствам-членам о мерах по повышению ценности Интернета как общественной службы подчеркивает важность доступа к информации в Интернете и указывает, что Интернет и другие информационные и коммуникационные технологии (ICTs) имеют высокую ценность общественной службы, в которой они содействуют продвижению эффективного использования и осуществления прав человека и основных свобод всеми, кто их применяет. Комитет министров убежден в важности поисковых систем при воспроизведении информационного материала, доступного в Интернете, поэтому считает важным, чтобы поисковые системы были разрешены для свободного просматривания и указывали на информацию, которая открыта в Сети и предназначена для массового распространения.
3. Необходимые регулятивные рамки, соответствующие требованиям прав человека, должны дать соответствующие ответы в связи с законной озабоченностью в отношении ссылок поисковых систем на информационные материалы, созданные другими. Далее необходимо рассмотреть степень и способы применения национального законодательства, включая авторские права, по поисковым системам, а также относящиеся к ним правовые гарантии.
Правам человека и основным свободам может угрожать работа поисковых систем
4. Действие поисковых систем может повлиять на свободу выражения и, учитывая их роль в содействии доступу к информации, может даже больше воздействовать на право поиска, получения и распространения информации; таким же образом их действие может повлиять на право частной жизни и защиту персональных данных. Это может возникнуть inter alia от разработки алгоритмов, повторного указания и/или частичной обработки или отклонения результатов, рыночной концентрации и отсутствия прозрачности процесса отбора и ранжирования результатов.
5. Влияние на частную жизнь может произойти от распространенности поисковых систем или от их возможности проникать в информационный материал и указывать на тот информационный материал, который хотя и находится в общем пространстве, но не был предназначен для массовой коммуникации, и от данных, обрабатываемых обычным образом, и от сроков сохранения данных. Более того, поисковые системы создают новые виды персональных данных, такие как истории индивидуальных поисков и профили поведения.
6. Существует потребность в защите и продвижении доступа, разнообразия, объективного отношения, безопасности и прозрачности в контексте поисковых систем. Необходимо содействовать медиаграмотности и развитию способностей, которые позволят пользователям быть информированным о доступе к огромной разнообразной информации, информационному материалу и услугам, с учетом рекомендации CM/Rec(2011)7 о новом понятии СМИ.
7. Поэтому Комитет министров согласно Статье 15.b Устава Совета Европы рекомендует государствам-членам после консультации с частными сектором субъектов и гражданским обществом разрабатывать и продвигать последовательную стратегию защиты свободы выражения, доступа к информации и других прав и основных свобод человека в отношении поисковых систем согласно Конвенции о защите прав человека и основных свобод (СЕД N 5, именуемой далее "Конвенция"), особенно Статье 8 (Право на уважение частной и семейной жизни) и Статье 10 (Свобода выражения), а также согласно Конвенции о защите физических лиц в отношении автоматизированной обработки персональных данных (СЕД N 108, именуемой далее "Конвенция N 108"), в частности, посредством работы с провайдерами поисковых систем, для выполнения следующих действий:
- усиление прозрачности в отношении способа, которым обеспечивается доступ к информации для обеспечения доступа к информации и услугам, а также их множественности и разнообразию, в частности, в отношении критериев, согласно которым отбираются, ранжируются и удаляются результаты поиска;
- пересмотр ранжирования поиска и указателя информационного материала, которые хотя и находятся в общем месте, но не предназначены для массовой коммуникации. Это может включать в себя перечисление информационного материала, занимающего достаточно низкую позицию в результатах поиска, для того, чтобы нарушить баланс между доступностью этого информационного материала и намерениями или пожеланиями его производителя (например, имеющиеся различные уровни доступности к информационному материалу, который публикуется для широкого распространения по сравнению с информационным материалом, который просто имеется в общем пространстве). Стандартные настройки должны быть разработаны с учетом этой цели;
- усиление прозрачности при сборе персональных данных и законных целей, для которых они обрабатываются;
- содействие тому, чтобы пользователи имели легкий доступ к своим персональным данным и при необходимости исправляли или удаляли свои персональные данные, обрабатываемые провайдерами поисковых систем;
- разработка инструментов для минимизации сбора и обработки персональных данных, в том числе введение ограниченных сроков хранения, соответствующего необратимого обезличивания, а также инструментов для удаления данных;
- обеспечение доступности к своим услугам для людей с ограниченными возможностями, тем самым усиливая их интеграцию и полноценное участие в жизни общества.
8. Кроме этого, государства-члены должны:
- обеспечить существование необходимых правовых гарантий, если доступ к персональным данным пользователей предоставляется государственной или частной организации, обеспечивая таким образом полное соблюдение прав и свобод, закрепленных в Конвенции;
- побуждать провайдеров поисковых систем сбрасывать результаты поиска только в соответствии со Статьей 10, параграфом 2 Конвенции. В этом случае пользователя необходимо проинформировать о происхождении запроса на сброс результатов согласно праву на частную жизнь и на защиту персональных данных;
- содействовать медиаграмотности в отношении функционирования поисковых систем, в частности, процессов отбора, ранжирования и выстраивания по приоритету результатов поиска, а также возможных последствий использования поисковых систем для права пользователей на частную жизнь и защиту своих персональных данных;
- рассмотреть возможность предложения пользователям выбора поисковых систем, в частности, в отношении результатов поиска, основываясь на общественно значимых критериях;
- содействовать прозрачным саморегулируемым и совместно регулируемым механизмам для поисковых систем, в частности, в отношении доступности информационного материала, объявленного незаконным судом или компетентным органом, а также вредного информационного материала, который имелся в виду в стандартах Совета Европы о свободе выражения и правах на надлежащую правовую процедуру;
- принять меры в отношении поисковых систем согласно целям, установленным в дополнении к настоящей рекомендации;
- довести настоящую рекомендацию и ее дополнение до сведения всех соответствующих государственных органов и физических лиц.
Дополнение к рекомендации CM/Rec(2012)3
I. Помощь людям в информированном выборе при использовании поисковых систем
Контекст и проблемы
1. Поисковые системы играют главную роль одного из первых контактных пунктов в Интернете при осуществлении права на поиск и доступ к информации, мнениям, фактам и мыслям, а также к другому информационному материалу, включая развлечения. Такой доступ к информации является значимым для создания личного мнения людей и их участия в социальной, политической, культурной и экономической жизни. Поисковые системы также играют важную роль для доступа граждан к средствам массовой информации, в том числе к электронным газетам и аудиовизуальным средствам.
2. Существует определенное опасение, что пользователи склонны использовать очень ограниченное количество доминирующих поисковых систем. Здесь может возникнуть вопрос, относящийся к доступу и разнообразию источников информации, особенно если кто-то считает, что ранжирование информации поисковыми системами не является исчерпывающим или нейтральным. В этом отношении отдельным типам информационного материала или услуг может быть отдано незаконное предпочтение.
3. На процесс поиска информации сильно влияет то, как эта информация организована; это включает в себя отбор и ранжирование результатов поиска и, если применяется, снятие указателя с информационного материала. Большинство поисковых систем предоставляют очень мало информации или только общую информацию по этим вопросам, в частности, в отношении критериев, используемых для квалификации данного результата в качестве "лучшего" ответа на отдельный запрос.
Действие
4. Признавая, что полное раскрытие бизнес-моделей и способов или относящихся к бизнесу решений может не потребоваться из-за того, что алгоритмы имеют большое значение для конкуренции и что относящаяся информация может также в результате увеличить незащищенность услуг поисковых систем (например, в форме манипуляций с поиском), государства-члены в сотрудничестве с частным сектором и гражданским обществом должны:
- побуждать провайдеров поисковых систем усиливать прозрачность в отношении общих критериев и процессов, применяемых к отбору и ранжированию результатов, включая информацию об отклонении от поиска, например, как при предоставлении результатов, основанных на явных географических местах расположения или на более ранних поисках;
- побуждать провайдеров поисковых систем ясно дифференцировать результаты поиска и все формы коммерческой информации, рекламы и спонсируемых результатов, включая предложения "своего собственного информационного материала";
- содействовать исследованиям динамического рынка поисковых систем, рассматривать вопросы, в том числе общественно значимые размеры услуг поисковых систем, увеличение концентрации рынка поисковых систем и риск нарушений, ограничения результатов поиска и манипулирования ими.
II. Право на частную жизнь и на защиту персональных данных
Контекст и проблемы
5. Поисковые системы обрабатывают большое количество персональных данных при поиске действий физических лиц, начиная от файлов cookie и IP-адресов до индивидуальных историй поиска, что подчеркнуто рядом соответствующих документов, уже принятых на европейском и на международном уровнях**.
6. Индивидуальная история поиска содержит следы, которые могут показать взгляды, интересы, отношения или намерения человека. Истории индивидуальных поисков могут также раскрыть конфиденциальные данные (открывающие расовое происхождение, политические взгляды или религиозные или другие верования или данные, касающиеся здоровья, сексуальной жизни или относящиеся к приговорам по уголовным делам), которые требуют особой защиты согласно Статье 6 Конвенции N 108.
7. Обработка персональных данных поисковыми системами требует дополнительного объема из-за быстрого увеличения аудиовизуальных данных (цифровые изображения, аудио- и видеоматериалы) и увеличения популярности мобильного доступа к Интернету. Специализированные поисковые системы, которые позволяют пользователям находить информацию о физических лицах, сервисы, учитывающие местоположение пользователей, включение созданных пользователем образов в указатели поиска для общих целей и все более точные технологи распознавания лиц - это некоторые развивающиеся факторы, которые вызывают озабоченность по поводу будущего влияния поисковых средств на основные права, такие как право на частную жизнь, и по поводу потенциального воздействия на осуществление свободы выражения или права на поиск, получение и передачу информации по собственному выбору.
8. Объединяя различные виды информации о физическом лице, поисковые системы создают образ человека, который необязательно соответствует реальности, или образ, который человек хочет представить о себе. Комбинация результатов поиска создает намного больше риска для этого человека, чем если бы данные, относящиеся к нему в Интернете, оставались отдельными. Даже давно забытые персональные данные могут снова всплыть на поверхность в результате работы поисковых систем. В качестве элемента медиаграмотности пользователей необходимо информировать об их праве удалять неверные или лишние персональные данные с оригинальных веб-страниц, соблюдая право на свободу выражения. Поисковые системы должны быстро отвечать на запросы пользователей об удалении их персональных данных из (выдержек) копий веб-страниц, которые провайдеры поисковых систем могут все еще сохранять (в кэше или в качестве фрагмента) после того, как оригинал материала был удален.
9. В целом крайне важно обеспечить выполнение применяемых принципов о защите частной жизни и данных, начиная со Статьи 8 Конвенции и Статьи 9 Конвенции N 108, которые предусматривают строгие условия для обеспечения того, чтобы физические лица были защищены от незаконного вмешательства в их частную жизнь и нарушений при обработке их персональных данных.
Действие
10. Государства-члены (через свои назначенные органы) должны обеспечивать выполнение применяемых принципов защиты данных, в частности, посредством работы с провайдерами поисковых систем, для выполнения следующих действий:
- обеспечивать, чтобы сбор персональных данных провайдерами поисковых систем был минимальным. IP-адреса пользователей не должны храниться, если в этом нет необходимости для выполнения законных целей и когда те же самые результаты могут быть достигнуты посредством выборки или поисков, или посредством обезличивания персональных данных. Также необходимо содействовать инновационным подходам, предлагающим анонимный поиск;
- обеспечивать, чтобы сроки хранения были не больше, чем строго необходимо для законных и особых целей обработки. Провайдеры поисковых систем должны иметь возможность обосновать с помощью обоснованных причин сбор и хранение персональных данных. Информация в этой связи должна быть в общем доступе и легкодоступной;
- обеспечивать, чтобы провайдеры поисковых систем применяли самые подходящие меры безопасности для защиты персональных данных от незаконного доступа со стороны третьих лиц и чтобы имелись соответствующие схемы уведомления о нарушении данных. Меры должны включать в себя "непрерывное" шифрование связи между пользователем и провайдером поисковой системы;
- обеспечивать, чтобы физические лица информировались в отношении обработки их персональных данных и осуществления их прав в доступной форме с использованием ясного и простого языка, адаптированного к предмету данных. Поисковые системы должны заранее и в ясной форме информировать пользователей обо всех планируемых использованиях их данных (подчеркивая, что начальная цель такой обработки заключается в улучшении ответа на их запросы поиска) и о соблюдении права пользователя в отношении их персональных данных. Они должны информировать физических лиц о нарушении их персональных данных;
- обеспечивать, чтобы взаимная коррекция данных, происходящих из различных сервисов/платформ, принадлежащих провайдеру поисковой системы, выполнялась, только если ясно выраженное согласие было дано пользователем для указанного отдельного сервиса. Это же положение применяется к осуществлению обогащения профиля пользователя, как это и установлено в рекомендации CM/Reс(2010)13 о защите физических лиц в отношении автоматизированной обработки персональных данных в контексте профилирования граждан.
11. Кроме этого, государства-члены должны:
- побуждать провайдеров поисковых систем и дальше развивать инструменты, позволяющие пользователям получать доступ к данным, корректировать и удалять данные, относящиеся к ним, которые были собраны во время использования сервиса, включая созданный профиль, например, для прямых маркетинговых целей;
- обеспечивать, чтобы запросы от правоприменительных органов к провайдерам поисковых систем о данных пользователей основывались на соответствующих правовых и судебных процедурах и чтобы был создан прозрачный механизм сотрудничества. Это положение должно включать в себя сильную правовую защиту и соблюдение требований надлежащей правовой процедуры до раскрытия государственным органам или частным лицам данных о частном лице и отчетов по поискам. Вышеназванные процедуры не должны представлять необоснованных препятствий для этих провайдеров.
III. Фильтрация и снятие указателей
Контекст и проблемы
12. Предпосылкой для существования эффективных поисковых систем является свобода поиска и индексирования информации, имеющейся в сети. Фильтрация и блокирование информационного материала Интернета провайдерами поисковых систем влечет риск нарушения свободы выражения, гарантированной Статьей 10 Конвенции, в отношении права провайдеров и пользователей распространять информацию и предоставлять доступ к ней.
13. Провайдеры поисковых систем не обязаны осуществлять мониторинг своей сети и сервисов для того, чтобы заранее определить возможные незаконные информационные материалы, также они не должны выполнять ex ante фильтрацию или блокирование деятельности, если они не уполномочены на это судебным приказом или компетентным органом. Но могут иметься законные запросы об удалении специальных источников из их индекса, например, в тех случаях, когда другие права перевешивают право на свободу выражения и информацию; право на информацию не может пониматься как распространение доступа на информационный материал, находящийся за пределами намерения лица, осуществляющего свое право на выражение.
14. Во многих странах провайдеры поисковых систем снимают указатели или фильтруют отдельные веб-сайты по запросу государственных органов или физических лиц для выполнения законного обязательства или по своей собственной инициативе (например, в случаях, не относящихся к содержимому веб-сайтов, а относящихся к техническим опасностям, таким как вирусные программы). Все эти снятия указателей или фильтрация должны быть прозрачными, тщательно выполненными и пересматриваемыми регулярно согласно требованиям надлежащей правовой процедуры.
Действие
15. Государства-члены должны:
- обеспечить, чтобы законодательные, политические или индивидуальные запросы о снятии указателей или фильтрации были представлены согласно соответствующим правовым положениям, праву на свободу выражения и праву на поиск, получение и распространение информации. Принципы надлежащей правовой процедуры и доступа к независимым и отчетливым механизмам корректировки также должны выполняться в этом контексте.
16. Кроме этого, государства-члены должны работать с провайдерами поисковых систем с тем, чтобы они:
- обеспечивали, чтобы необходимая фильтрация и блокирование были прозрачными для пользователя. Блокирование всех результатов по отдельным ключевым словам не должно включаться или продвигаться в рамках саморегулирования или совместного регулирования поисковых систем. Режимы саморегулирования и совместного регулирования не должны нарушать свободу выражения и права физических лиц на поиск, получение и распространение информации, мнений и информационного материала с помощью любых средств информации. Что касается информационного материала, который был определен в демократическом процессе как вредный для отдельных категорий пользователей, государства-члены должны избегать общего снятия указателей, которое относится к такому информационному материалу, недопустимому для других категорий пользователей. Во многих случаях для защиты этих групп может быть достаточно способности поисковых систем предлагать соответствующие добровольные индивидуальные механизмы фильтра;
- разрабатывали возможность разрешения снятия индекса с информационного материала, который, находясь в публичном домене, не был предназначен для массовой коммуникации.
IV. Саморегулирование и совместное регулирование
Контекст и проблемы
17. Инициативы саморегулирования провайдеров поисковых систем, направленные на защиту основных прав физических лиц, должны приветствоваться. Важно напомнить, что все саморегулирование и совместное регулирование может граничить с вмешательством в права других людей и поэтому должно быть прозрачным, независимым, отчетливым и эффективным согласно Статье 10 Конвенции. Продуктивное взаимодействие между различными участниками, такими как государственные участники, частные участники и гражданское общество, может существенно содействовать установлению стандартов, защищающих права человека.
18. Государства члены должны:
- предпринимать действия для защиты основных прав физических лиц, соответствующих стандартам Конвенции, в частности, права на надлежащую правовую процедуру, права на свободу выражения и права на частную жизнь, через развитие совместного регулирования с провайдерами поисковых систем, если выяснится, что эти меры являются подходящими;
- содействовать тому, чтобы отрасль развивала кодексы саморегулирования для выполнения гарантий защиты основных прав физических лиц, должным образом соблюдая Конвенцию, в частности, право на надлежащую правовую процедуру, право на свободу выражения и право на частную жизнь.
V. Медиаграмотность
Контекст и проблемы
19. Пользователи должны быть проинформированы и обучены функционированию различных поисковых систем (грамотность по поисковым системам) для того, чтобы сделать информированный выбор источников предоставляемой информации, в частности, что высокая позиция в ранжированном поиске необязательно отражает важность, соответствие и надежность источника. Так как поисковые системы играют все более возрастающую роль в отношении доступности средств информации и информации в режиме реального времени, соответствующим образом должны быть приняты стратегии медийной и информационной грамотности. Пользователи должны быть информированы о возможных последствиях использования поисковых систем в отношении персонифицированных результатов поиска и воздействия на их образ и репутацию объединенных результатов поиска о них и об имеющихся инструментах осуществления их прав.
Действия
20. Государства-члены должны:
- предпринимать необходимые шаги для включения тем грамотности по поисковым системам в свои национальные стратегии медиаграмотности;
- предпринимать необходимые действия, позволяющие пользователям быть осведомленными и управлять своей идентификацией в режиме реального времени, в частности, в отношении воздействия, которое результаты поиска могут оказать на их образ и репутацию, и эффективных инструментов для осуществления их прав.
_____________________________
* Recommendation CM/Rec(2012)3 of the Committee of Ministers to member States on the protection of human rights with regard to search engines.
** Статья 29 Заключения 1/2008 рабочей группы (принято 4 апреля 2008 г.) о вопросах защиты персональных данных, относящихся к поисковым системам; Решение 28-й Международной конференции уполномоченных представителей по защите данных и частной жизни по вопросу защиты частной жизни и поисковых систем (Лондон, 2 - 3 ноября 2006 г.)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендация СM/Rec(2012)3 Комитета Министров к государствам-членам о защите прав человека применительно к поисковым системам (принята Комитетом министров 4 апреля 2012 г. на 1139-м заседании заместителей министров)
Переводчик - Дедушева О.М.
Текст Рекомендации официально опубликован не был