Во исполнение пунктов 4, 5 протокола совещания у министра Российской Федерации М.А. Абызова от 21.04.2014 N АМ-П36-37пр "О календарном плане рабочей группы по развитию проекта "Бюджет для граждан" в 2014 году" Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Экспертным советом при Правительстве РФ, Министерством финансов Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования, проработан вопрос об уточнении тематики разделов и содержания по изучению основ бюджетной грамотности в рамках учебных предметов "Экономика" (базовый и углубленный уровни) и "Обществознание" для учащихся 7-11-х классов общеобразовательных организаций.
В содержание учебного модуля (раздела) по изучению основ бюджетной грамотности в рамках учебных предметов "Обществознание", "Экономика" (базовый уровень) в системе общего образования рекомендуется включить следующие темы:
- в курс обществознания для учащихся 7-9-х классов: "Карманные деньги: за и против", "Бюджет моей семьи", "Бюджет государства и семьи", "Государственный бюджет Российской Федерации", "Банковская система России", "Пенсионные программы";
- в курс обществознания для учащихся 10-11-х классов: "Электронные деньги", "Бюджетная система Российской Федерации. Доходы и расходы: навыки планирования", "Формирование государственного бюджета в Российской Федерации и его исполнение";
- в раздел "Муниципальные органы власти: формирование местного бюджета и расходные статьи. Возможности участия граждан в этом процессе" курса экономики для учащихся 10-11-х классов: "Кредитование: его роль в современной экономике домохозяйств, фирм и государств. Плюсы и минусы (риски) кредитования граждан";
- в раздел "Семейная экономика" курса экономики для учащихся 10-11-х классов: "Потребительское кредитование. Ипотечный кредит".
В курсе экономики (углубленный уровень) для учащихся 10-11-х классов рекомендуется предусмотреть изучение следующих тем: "Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной год и на плановый период"; "Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура денежных расходов"; "Дефицит и профицит государственного бюджета. Способы уменьшения дефицита бюджета государства. Роль государства в контроле за доходами и расходами бюджета"; "Причины и следствия возникновения государственного долга, пути решения"; "Налоговая система Российской Федерации: принципы построения, основные виды налогов и методика их расчетов"; "Региональные, муниципальные бюджеты. Территориальные целевые бюджетные фонды"; "Понятие кредитно-денежной политики. Цели и задачи кредитно-денежной политики. Инструменты кредитно-денежной политики"; "Страхование"; "Операции на открытом рынке. Политика изменения учетной ставки. Нормы обязательных резервов. Политика "дорогих" и "дешевых" денег"; "Социальная политика государства (социальная поддержка граждан)"; "Составление налоговой декларации".
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" разработка рабочих программ учебных предметов (включая распределение часов и календарно-тематическое планирование учебного материала) относится к компетенции образовательной организации.
Минобрнауки России просит довести данную информацию до общеобразовательных организаций, расположенных на территории субъекта РФ.
И.о. директора Департамента |
И. Тараданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 августа 2014 г. N 08-1045 "Об изучении основ бюджетной грамотности в системе общего образования"
Текст письма опубликован в журнале "Официальные документы в образовании", сентябрь 2014 г., N 25