За последнее время в различных регионах мира участились случаи нарушений международных и национальных правил полетов, допускаемых экипажами воздушных судов российских авиапредприятий. Указанные нарушения привели к росту аварийности и послужили причиной гибели и пропажи без вести экипажей и пассажиров.
Установлены случаи бесконтрольной эксплуатации, особенно в Африке, российской авиационной техники за счет многократной субаренды воздушных судов, используемых для производства полетов в различных регионах с нестабильной военно-политической обстановкой и в зонах ведения боевых действий, потенциально опасных для полетов гражданской авиации. Некоторые самолеты и вертолеты исключены из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации. Как правило, дальнейшая аренда (субаренда) таких воздушных судов и наем иностранными фирмами российских летных экипажей осуществляются в нарушение установленного порядка и процедур согласования контрактов в ФАС России и ее территориальных органах. Зарегистрированы случаи выполнения полетов экипажами, состоящими из граждан России и других стран СНГ на воздушных судах, ранее списанных и исключенных из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, а также на самолетах и вертолетах с истекшими ресурсами и сроками службы.
Руководство и экипажи отдельных авиакомпаний вовлекаются в выполнение полетов на территории государств, в отношении которых действуют санкции Совета Безопасности ООН и других международных организаций о запрете воздушного сообщения. Так, при наличии лицензий на выполнение чартерных рейсов только в ОАЭ, авиапредприятие ЗАО "Авиакомпания "КНГ-Трансавиа" (МТУ ЦР) в 1998 году фактически организовало базирование принадлежащих ей самолетов АН-12 в аэропорту Шарджа, откуда экипажем в составе КВС Ливанова B.C., второго пилота Сухова В.Н., старшего бортмеханика Кудрина В.В., штурмана-инструктора Лещинского В.Б. и бортрадиста Жарикова В.Л. выполнялись полеты в аэропорт Басаса (Сомали), в отношении которого действует запрет на полеты, введенный ФАС России, а также в аэропорт Салала (Оман), не внесенный в Свидетельство эксплуатанта.
Ранее, в 1997 году, самолет Ил-18 RA-75554 авиапредприятия ЗАО "Авиакомпания "Рамаэр" (Уральское МТУ) потерпел аварию при выполнении взлета из аэропорта Йоханнесбург (ЮАР) по причине превышения максимально допустимой взлетной массы и центровки. Авиакомпания "Рамаэр" гpyбо нарушила требования ФАС России, выполняя указанный рейс, не имея соответствующих лицензий и разрешений. В дальнейшем, руководство авиапредприятия "Рамаэр" организовало выполнение несанкционированных ФАС России полетов своих воздушных судов с базированием в ОАЭ.
В 1999 году авиапредприятие ООО "Авиакомпания "Ключ-Авиа" (МТУ ЦР), используя разовое разрешение ФАС России на выполнение чартерного рейса в ОАЭ, в нарушение требований распоряжения ДВ-22/И от 02.02.96, таможенных и пограничных процедур, а также условий договора аренды воздушного судна с авиапредприятием "Ермолинские авиалинии", организовало полеты на самолете Ан-12 RA-11916 с базированием в аэропорту Лансерия (ЮАР).
Кроме указанных нарушений вызывает тревогу ненадлежащий уровень организации работ по проведению целенаправленных профилактических мероприятий в целях предупреждения авиационных происшествий и инцидентов, связанных с полетами на перегруженных воздушных судах, полетами на необорудованные аэродромы без радио-, свето- и метеообеспечения, необоснованной эксплуатацией авиатехники с неустраненными отказами и неисправностями. Отмечается формализм и серьезные упущения в работе по формированию экипажей и подготовке их к полетам за рубежом поддержанию летной годности воздушных судов, контроля качества полетов и работоспособности авиационной техники с использованием средств объективного контроля. Имеются случаи выполнения полетов членами экипажей воздушных судов с нарушениями установленных сроков проведения очередных медицинских освидетельствований, тренажерной подготовки ежегодных проверок техники пилотирования и СВЖ, а также непринципиальной оценки со стороны территориальных органов ФАС России уровня готовности авиапредприятий к началу и продолжению производства полетов и авиационных работ за рубежом. Недостатки в организации полетов за рубежом становятся причиной повторяемости авиационных происшествий. Так, в 1996-1999 г.г. в Африке потерпели происшествия три самолета Як-40 Новгородского авиапредприятия (Северо-Западное МТУ).
Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации о сокращении аварийности с российскими воздушными судами за рубежом, в целях обеспечения безопасности полетов, а также повышения уровня организации полетов и авиационных работ воздушных судов российских авиапредприятий приказываю:
1. Руководителям территориальных органов ФАС России, руководителям авиапредприятий и организаций гражданской авиации:
1.1. Обеспечить изучение приказа с командно-руководящим, летным и инженерно-техническим составом авиапредприятий и организаций гражданской авиации;
1.2. Провести дополнительный анализ деятельности авиапредприятий допущенных к полетам на международных воздушных линиях и к выполнению авиационных работ за рубежом, по соблюдению ими сертификационных требований с учетом реально достигнутых показателей работы (безопасность полетов, финансовое положение укомплектованность аттестованным авиационным персоналом, оснащение технической базы). В отношении авиакомпаний, допускающих нарушения в организации и выполнении полетов и авиационных работ за рубежом, представить в ФАС России через органы сертификации Федеральной авиационной службы России материалы по ограничению их деятельности;
1.3. Обеспечить действенный контроль за выполнением введенных ФАС России запретов на производство полетов в районах ведения боевых действий и в регионах с нестабильной политической обстановкой;
1.4. Усилить контроль за процедурами списания воздушных судов в авиапредприятиях и организациях гражданской авиации, исключить случаи выдачи временных удостоверений о годности к полетам, разовых разрешений на перелеты за рубеж для воздушных судов исчерпавших ресурсы, сроки службы и продаваемых авиапредприятиями юридическим и физическим лицам;
1.5. Обеспечить контроль за соблюдением требований инструкции МГА от 20.06.89 N 19/И в части приведения в нелетное состояние списанных воздушных судов;
1.6. Производить оформление материалов на получение разрешения о передаче воздушного судна или экипажа в субаренду в таком же порядке, как и при первоначальной аренде.
2. Начальнику Управления по сертификации эксплуатантов гражданской авиации ФАС России Лобачеву Е.П.:
2.1. За допущенные нарушения сертификационных требований в установленном порядке:
- аннулировать свидетельство эксплуатанта воздушного транспорта N 173 ЗАО "Авиакомпания "Рамаэр";
- запретить выполнение международных полетов, включая страны СНГ ЗАО "Авиакомпания "КНГ-Трансавиа" сроком на один год;
- запретить выполнение международных полетов, включая страны СНГ ООО "Авиакомпания "Ключ-Авиа" сроком на один год. Рассмотреть вопрос об аннулировании свидетельства эксплуатанта воздушного транспорта N 11 ООО "Авиакомпания "Ключ-Авиа", учитывая отсутствие воздушных судов и объемов работ по перевозке авиапассажиров и грузов.
2.2. Ввести в перечень обязательных сертификационных требований для выполнения международных полетов и авиационных работ с базированием за рубежом требования по наличию в аэропорту временного базирования аттестованного персонала и специального оборудования для расшифровки и анализа записей бортовых средств полетной информации.
3. Генеральному директору ООО "Авиакомпания "Ключ-Авиа" (Кузнецова Л.H.) и генеральному директору ЗАО "Ермолинские авиалинии" (Исупов В.Н.) обеспечить неукоснительное выполнение предписания ФАС России о прекращении полетов самолета Ан-12 RA-11916 в ЮАР и возврате воздушного судна в Россию (исх. от 25.02.99 N 22.10.174).
4. Руководителю Северо-Западного МТУ ФАС России Балакину Ю.А. провести внеочередную инспекторскую проверку организации и выполнения полетов воздушных судов Новгородского авиационного предприятия за рубежом.
5. Контроль за выполнением приказа возложить на начальника Управления государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России Нерадько А.В.
Директор |
Г.Н. Зайцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной авиационной службы РФ от 26 апреля 1999 г. N 106 "О недостатках в организации и выполнении полетов и авиационных работ воздушных судов российских авиапредприятий за рубежом"
Текст приказа официально опубликован не был