19 января 1999 года днем, в сложных метеоусловиях, при заходе на посадку на посадочную площадку "Уральское" (в 40 км к юго-западу от города Чайковский Пермской области) произошла авария вертолета Ми-8Т RA-25363 2-го Пермского государственного авиапредприятия Уральского межрегионального территориального управления ФАС России.
Экипаж в составе командира воздушного судна (КВС) Султанова А.Я., второго пилота Коржавина С.А., бортмеханика Радзивилюка П.А., проверяющих: заместителя командира авиаотряда 2-го Пермского ГАП Федотова Б.Е. и старшего бортмеханика авиаотряда Сейфутдинова Р.В. выполнял полет по патрулированию нефтепровода на участке Пермь - Азнапаево. В нарушение п. 3.8.4 НПП ГА-85 и п. 8.3.1 РОЛР-87 в экипаже находились два проверяющих: в задачу Федотова Б.Е. входила тренировка КВС Султанова А.Я. после 3-х месячного перерыва, Сейфутдинов Р.В. проверял практическую работу в полете бортмеханика Радзивилюка И.А.
Кроме экипажа в вертолете находились представитель заказчика и служебный пассажир. Груза не было.
Выполнялся полет по осмотру участка нефтепровода от г. Перми до н.п. Амзя на высоте 100 м с посадками в аэропорту Чайковский для дозаправки и на посадочной площадке Пермского районного нефтепроводного управления в н.п. Уральское для доставки служебного пассажира. Прогноз погоды по маршруту не препятствовал выполнению задания (высота нижней границы облачности 150-200 м, видимость 2-3 км, без осадков).
После посадки в аэропорту Чайковский и стоянки продолжительностью 40 минут, КВС Султанов А.Я. произвел взлет и взял курс на н.п. Уральское. Правое сиденье занимал второй пилот Коржавин С.В., проверяющие Федотов Б.Е. и Сейфутдинов Р.В. находились в грузопассажирском салоне.
Выйдя на н.п. Уральское, экипаж выполнил пролет над площадкой и начал заход на посадку. В процессе выполнения 4-го разворота экипаж вошел в облачность, в нарушение требований п. 5.3.13 НПП ГА-85 приступил к снижению с целью перехода на визуальный полет, допустил при этом ошибки в технике пилотирования, приведшие к уменьшению поступательной и увеличению вертикальной скорости. Это привело к попаданию вертолета в режим "вихревого кольца" и к непреднамеренному приземлению со значительной (до 4 м/с) вертикальной скоростью на заснеженную пересеченную местность в 940 м северо-восточнее от посадочной площадки. В результате гpубoгo приземления вертолет получил значительные повреждения силовых элементов. Находившиеся на борту 5 членов экипажа и 2 пассажира получили телесные повреждения различной степени тяжести.
Причиной авиационного происшествия явилось сочетание следующих факторов:
- необоснованное покидание проверяющим кабины пилотов и отсутствие контроля за принимаемыми КВС решениями;
- несоответствие фактических метеоусловий в районе захода на посадку требованиям правил выполнения визуальных полетов;
- нарушение требований п. 5.3.13 НПП ГА-85, выразившееся в переходе на снижение с целью перехода на визуальный полет при внезапном попадании в облачность;
- уменьшение поступательной скорости полета при одновременном увеличении вертикальной скорости более 6 м/с, что привело к попаданию вертолета в режим "вихревого кольца" и, как результат, к непреднамеренному приземлению со значительной вертикальной скоростью.
В ходе расследования авиационного происшествия в деятельности 2-го Пермского ГАП были отмечены серьезные недостатки в организации летной работы, техническом обслуживании авиационной техники, ведении летно-технической документации, приказываю:
1. Руководителям территориальных органов ФАС России настоящий приказ довести до руководителей авиапредприятий, эксплуатирующих вертолеты.
2. Начальнику Уральского МТУ ФАС России проконтролировать устранение выявленных в ходе расследования авиационного происшествия недостатков в организации и выполнении полетов 2-го Пермского государственного авиапредприятия.
3. Руководителям авиапредприятий, выполняющих полеты на вертолетах:
3.1. Изучить обстоятельства и причины авиационного происшествия со всем летным составом на специальных разборах.
3.2. С летным составом дополнительно изучить аэродинамические особенности вертолета Ми-8, обратив особое снимание на физическую сущность и условия возникновения режима "вихревого кольца", действия по предотвращению входа в этот режим и выходу из него.
3.3. Провести с летным составом специальные занятия по особенностям выполнения полетов по ПВП, обратив особое внимание на действия (взаимодействие и технологию работы членов экипажа) в случае непреднамеренной потери визуального контакта с наземными ориентирами, умение правильно принимать решение при встрече в полете погодных условий хуже ожидаемых.
3.4. Командно-летному составу дополнительно изучить гл. 3.8 НПП ГА-85, гл. 8 POЛP-87 с учетом содержания приказа ФАС России от 09.12.98 г. N 357, касающегося выполнения полетов с проверяющими.
Исключить случаи совмещения нескольких видов тренировок и проверок в одном полете и, соответственно, нахождения на борту вертолета двух проверяющих. При полетах с проверяющими в метеоусловиях, близких к установленным минимумам, запретить проверяющему покидать кабину экипажа.
4. Контроль за выполнением требований настоящего приказа возложить на начальника Управления государственного надзора за безопасностью полетов ФАС России Нерадько А.В.
И.о. директора |
В.Я. Галкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной авиационной службы РФ от 27 мая 1999 г. N 128 "Об авиационном происшествии с вертолетом Ми-8Т RA-25363"
Текст приказа официально опубликован не был