Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 сентября 2014 г. N 11-АПГ14-16
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В., Калининой Л.A.,
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Уденазарова К.Х. на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 21 августа 2014 года, которым отказано в удовлетворении его заявления о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии Нижнекамского района Республики Татарстан N 7/1 от 8 августа 2014 года об отказе в его регистрации кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва по Ахтубинскому одномандатному избирательному округу N 26.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Государственного Совета Республики Татарстан от 9 июня 2014 года N 3597-IV ГС на 14 сентября 2014 года назначены выборы депутатов Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва.
Полномочия окружной избирательной комиссии Ахтубинского одномандатного избирательного округа N 26 по выборам депутатов Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан от 28 апреля 2014 года N 24/270 возложены на территориальную избирательную комиссию Нижнекамского района Республики Татарстан.
Решением территориальной избирательной комиссии Нижнекамского района Республики Татарстан от 8 августа 2014 года N 7/1 Уденазарову К.Х., выдвинутому в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва по Ахтубинскому одномандатному избирательному округу N 26, поскольку им предоставлено недостаточное количество подписей избирателей.
Не согласившись с указанным решением территориальной избирательной комиссии, Уденазаров К.Х. оспорил его в суде.
В обоснование своих требований заявитель ссылался на то, что положения избирательного законодательства, предусматривающие увеличение количества подписей избирателей, необходимого для регистрации кандидатом в депутаты гражданину, выдвинутому в порядке самовыдвижения, с 0,5% до 3%, не соответствует Конституции Российской Федерации, поэтому отказ в регистрации его кандидатом в депутаты является незаконным.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 21 августа 2014 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене указанного решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67- ФЗ установлено, что регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2-7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи.
В силу пункта 1.2 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 60 подписей.
Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей (пункт 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Частью 2 статьи 46 Избирательного кодекса Республики Татарстан также предусмотрено, что в случае представления подписных листов избирательная комиссия проверят соблюдение порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписи.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Уденазаров К.Х. обратился в территориальную избирательную комиссию Нижнекамского района Республики Татарстан для регистрации кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва по Ахтубинскому одномандатному избирательному округу N 26 в порядке самовыдвижения, представив подписные листы, содержащие 1393 подписи избирателей.
Территориальной избирательной комиссией осуществлена проверка соблюдения порядка сбора подписей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей.
Решением рабочей группы от 5 августа 2014 года N 1 проверка соблюдения порядка сбора подписей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей была прекращена, в связи с тем, что количество представленных Уденазаровым К.Х. подписей составило менее 3% от числа избирателей, зарегистрированных на территории Ахтубинского избирательного одномандатного округа N 26.
Решением территориальной избирательной комиссии по Нижнекамскому району Республики Татарстан от 8 августа 2014 года N 7/1 Уденазарову К.Х. было отказано в регистрации кандидатом. Поскольку количество избирателей по Ахтубинскому одномандатному избирательному округу составляет 67 254 человека, необходимое для регистрации кандидата количество подписей определено в 2018. Заявитель представил 1393 подписи избирателей, что составило менее 3% от числа избирателей, зарегистрированных на территории Ахтубинского одномандатного избирательного округ N 26.
В силу подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является основанием отказа в регистрации кандидата.
Аналогичные положения содержатся в части 4.1 статьи 43, в пункте 7 части 6 статьи 46 Избирательного кодекса Республики Татарстан.
Поскольку количество подписей, содержащихся в подписных листах, составило менее 3% от числа избирателей, зарегистрированных на территории одномандатного избирательного округа, которых недостаточно для регистрации Уденазарова К.Х. кандидатом в депутаты, суд обоснованно отказал в удовлетворении его требований.
Доводы заявителя о нарушении его конституционного права избирать и быть избранным основаны на неверном толковании норм материального права.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).
Согласно данному Федеральному закону граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно путем самовыдвижения
Применительно к порядку реализации пассивного избирательного права гражданин, выдвинутый кандидатом, обязан, если иное не установлено законом, с соблюдением установленных правил собрать в поддержку своего выдвижения необходимое количество подписей избирателей и представить их в соответствующую избирательную комиссию для решения вопроса о регистрации в качестве кандидата.
Такое законодательное регулирование согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации не выходит за рамки дискреционных полномочий федерального законодателя, который, определяя порядок выдвижения и регистрации кандидатов на должности, замещаемые путем выборов, вправе предусмотреть в интересах избирателей специальные предварительные условия, позволяющие исключить из избирательного процесса тех его участников, которые не имеют достаточной поддержки избирателей (например, определение от 7 февраля 2012 года N 233-О-О).
Ссылка в апелляционной жалобе на неконституционность нормы Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", увеличившей количество подписей с 0,5% до 3% от числа избирателей, не влияет на правильность принятого судом решения. Вопросы соответствия федеральных законов Конституции Российской Федерации к подведомственности судов общей юрисдикции не отнесены.
Прочие доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции, и результат их оценки, которая является правильной, подробно отражен в его решении.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 21 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Уденазарова К.Х. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.A. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 сентября 2014 г. N 11-АПГ14-16
Текст определения официально опубликован не был