Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 сентября 2014 г. N 11-АПГ14-23
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.A.,
при секретаре Афониной Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Курбанова М.А. на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 8 сентября 2014 года, которым ему отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии г. Альметьевска Республики Татарстан от 30 июля 2014 г. N 67/2 "О регистрации кандидата в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва по Девонскому одномандатному избирательному округу N 27 Кольгина Н.В., выдвинутого Татарстанским региональным отделением Всероссийской политической партии "Единая Россия".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Курбанова М.А. - Каюмова И.Ш., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя Кольгина Н.В. - Лепиловой Н.П., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Государственного Совета Республики Татарстан от 9 июня 2014 года N 3597-IV ГС выборы депутатов Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва были назначены на 14 сентября 2014 года.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан от 28 апреля 2014 г. N 24/271 полномочия окружной избирательной комиссии Девонского одномандатного избирательного округа N 27 по выборам депутатов Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва возложены на территориальную избирательную комиссию г. Альметьевска Республики Татарстан.
Решением территориальной избирательной комиссии г. Альметьевска Республики Татарстан от 30 июля 2014 г. N 67/2 Кольгин Н.В., выдвинутый Татарстанским региональным отделением Всероссийской политической партии "Единая Россия", зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва по Девонскому одномандатному избирательному округу N 27.
Зарегистрированный кандидат в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва по тому же избирательному округу Курбанов М.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене указанного решения избирательной комиссии, ссылаясь на использование кандидатом Кольгиным Н.В. преимуществ должностного и служебного положения депутата Государственного Совета Республики Татарстан четвертого созыва при проведении избирательной кампании. Так, встречи с избирателями кандидата Кольгина Н.В. были организованы в форме проведения отчета территориальных общественных советов г. Альметьевска. Организаторами данных собраний выступали руководители предприятий, за которыми закреплены данные общественные советы. На собраниях присутствовали представители Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района и г. Альметьевска, руководители управляющих компаний и ЖЭУ, осуществлялась незаконная агитация в пользу кандидата в депутаты Кольгина Н.В.
Кроме того, по мнению заявителя, Кольгиным Н.В. допущены нарушения избирательного законодательства при изготовлении и распространении агитационных плакатов и баннеров.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 8 сентября 2014 года заявление Курбанова М.А. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Курбанов М.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения.
В силу пункта 1 статьи 40 указанного Федерального закона кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Согласно пункту 5 статьи 40 этого же Федерального закона под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается:
а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума;
б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;
в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума;
г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране;
д) сбор подписей избирателей, участников референдума, ведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;
е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, участников референдума, ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом;
ж) агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;
з) обнародование в период избирательной кампании, кампании референдума в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.
Разрешая данное дело, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, не нашел законных оснований для удовлетворения заявленных Курбановым М.А. требований, поскольку установил, что каких-либо нарушений избирательного законодательства при регистрации кандидата в депутаты Кольгина Н.В. допущено не было.
Вывод суда мотивирован тем, что по смыслу требований Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" под использованием преимуществ должностного или служебного положения подпадают не любые действия кандидата в депутаты, а только перечисленные в пункте 5 статьи 40 данного Федерального закона.
Судом установлено, при проведении своей избирательной кампании кандидат в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан пятого созыва Кольгин В.Н., являющийся при этом депутатом Государственного Совета Республики Татарстан четвертого созыва, не совершал действий, предусмотренных пунктом 5 статьи 40 указанного Федерального закона.
С целью проверки доводов Курбанова М.А., изложенных в заявлении, суд, исследовав видеозаписи, установил, что встречи Кольгина Н.В. с избирателями были проведены данным кандидатом в депутаты после проведения отчетов территориальных общественных советов г. Альметьевска, выступления Кольгина Н.В. не были включены в повестку дня собрания названных советов.
При этом все помещения, где проводились данные встречи, решением территориальной избирательной комиссии г. Альметьевска Республики Татарстан от 25 августа 2014 г. N 72/2 были предоставлены кандидату Кольгину Н.В. для проведения предвыборной агитации, что подтверждается копиями договоров аренды с владельцами помещений.
При изложенных обстоятельствах, суд, установив, что кандидат Кольгин Н.В. не совершал действий, предусмотренных пунктом 5 статьи 40 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных Курбановым М.А. требований по указанному основанию.
В силу пункта 1.1 статьи 54 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги по изготовлению печатных агитационных материалов, обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов равные условия оплаты изготовления этих материалов. Сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты работ или услуг указанных организаций, индивидуальных предпринимателей по изготовлению печатных агитационных материалов должны быть опубликованы соответствующей организацией, соответствующим индивидуальным предпринимателем не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума и в тот же срок представлены в определяемую законом комиссию. Организация, индивидуальный предприниматель, не выполнившие данных требований, не вправе выполнять работы или оказывать услуги по изготовлению печатных агитационных материалов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, печатные агитационные материалы в поддержку кандидата Кольгина Н.В. были изготовлены на основании договоров, заключенных Кольгиным Н.В. с ООО "Городская типография" и ООО "БИ Компани-Сервис" и предварительно оплачены из специального избирательного фонда данного кандидата. Указанными Обществами были представлены в Центральную избирательную комиссию Республики Татарстан сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты работ и услуг указанных организаций по изготовлению печатных агитационных материалов.
При этом суд правомерно указал на то, что неопубликование ООО "Городская типография" указанных сведений в средствах массовой информации в силу пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ не является основанием для отмены регистрации кандидата в депутаты.
Судом проверялись и своего подтверждения не нашли утверждения заявителя о том, что Кольгин Н.В., злоупотребляя своим служебным положением, безвозмездно на фасаде здания магазина "Оптика" по улице Ленина д. 2 а г. Альметьевска, на щитах на перекрестке Советская и Баруди, ул. Шевченко г. Альметьевска, разместил агитационные плакаты.
В опровержение названные доводов в материалы дела представлены договоры аренды рекламных щитов, аренды фасада здания, а также платежные документы об оплате указанных услуг за счет средств избирательного фонда кандидата Кольгина Н.В., которые судом признаны достоверными.
Судебная коллегия находит верным суждение суда о несостоятельности доводов Курбанова М.А. о размещении Кольгиным Н.В. или его доверенными лицами без согласия собственников домов печатных агитационных материалов, поскольку они опровергаются материалами дела, в котором имеются согласия управляющих компаний ООО "ЖЭУ N 7" и УК ООО "Альянс-Плюс" на размещение агитационных материалов на стенах (информационных досках) жилых домов, обслуживаемых данными организациями.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе и направленным на иную оценку исследованных судом доказательств, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 8 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Курбанова М.А. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.A. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 сентября 2014 г. N 11-АПГ14-23
Текст определения официально опубликован не был