Постановление Верховного Суда РФ от 12 сентября 2014 г. N 18-АД14-38
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,
рассмотрев жалобу ... ООО "Павловсксахар" Бабакова С.В. на постановление судьи Павловского районного суда Краснодарского края от 30 декабря 2013 г., решение судьи Краснодарского краевого суда от 18 февраля 2014 г. и постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 5 мая 2014 г., состоявшееся в отношении ООО "Павловсксахар" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи Павловского районного суда Краснодарского края от 30 декабря 2013 г., оставленным без изменения решением судьи Краснодарского краевого суда от 18 февраля 2014 г., ООО "Павловсксахар" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 180000 рублей.
Постановлением заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 5 мая 2014 г. надзорная жалоба ... ООО "Павловсксахар" Бабакова С.В. на указанные постановления оставлена без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ... ООО "Павловсксахар" Бабаков С.В. просит отменить постановление судьи Павловского районного суда Краснодарского края от 30 декабря 2013 г., решение судьи Краснодарского краевого суда от 18 февраля 2014 г. и постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 5 мая 2014 г., состоявшееся в отношении ООО "Павловсксахар" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения данной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой Павловского района Краснодарского края с привлечением специалиста Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея проведена проверка в части соблюдения требований природоохранного законодательства, в ходе которой было установлено, что ООО "Павловсксахар" с 10 августа 2013 г. осуществляет деятельность по переработке сахарной свеклы по адресу: ст. Павловская, ул. Ворошилова, д. 2. При осуществлении хозяйственной деятельности, а также при эксплуатации зданий, строений, территорий и иных помещений ООО "Павловсксахар" эксплуатирует источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, при этом инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не проведена, проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ и разрешение на предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух отсутствуют.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Пунктом 6 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 183, предусмотрено, что предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в отношении выбросов радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.
Из анализа данных норм следует, что законодатель предусматривает обязанность получения юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух применительно к стационарным источникам, осуществляющим такие выбросы.
Из материалов дела следует, что на основании договора аренды N ... от 29 марта 2013 г., заключенного с ОАО "...", ООО "Павловсксахар" арендует имущественный комплекс, предназначенный для переработки сахарной свеклы, расположенный по адресу: ст. Павловская, ул. Ворошилова, д. 2.
В силу пункта 1.5 и подпункта "м" пункта 2.2 названного договора ОАО "..." проводит расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и осуществляет плату за негативное воздействие на окружающую среду в процессе эксплуатации переданного в аренду оборудования с последующим возмещением расходов ООО "Павловсксахар"; ООО "Павловсксахар" обязано соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов, соблюдать в процессе эксплуатации производственного комплекса установленные для ОАО "..." нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и окружающую природную среду (л.д. 35-36).
К материалам дела приобщено выданное ОАО "..." разрешение от 17 марта 2009 г. N ... на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками на территории ОАО "...", расположенной по адресу: ст. Павловская, ул. Ворошилова, д. 2 (л.д. 102-107).
Согласно аналитическому отчету от 15 ноября 2013 г. нарушений нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, расположенных по адресу: ст. Павловская, ул. Ворошилова, д. 2, не выявлено (л.д. 115-143).
Следовательно, ООО "Павловсксахар" осуществляет свою хозяйственную деятельность, арендуя имущественный комплекс и используя производящие выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарные источники, на которые в установленном порядке получено соответствующее разрешение. Превышений нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников в ходе деятельности ООО "Павловсксахар" не установлено.
При таких обстоятельствах у общества отсутствует обязанность на получение разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником.
В связи с изложенным постановление судьи Павловского районного суда Краснодарского края от 30 декабря 2013 г., решение судьи Краснодарского краевого суда от 18 февраля 2014 г. и постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 5 мая 2014 г., состоявшиеся в отношении ООО "Павловсксахар" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
жалобу 1 ООО "Павловсксахар" Бабакова С.В. удовлетворить.
Постановление судьи Павловского районного суда Краснодарского края от 30 декабря 2013 г., решение судьи Краснодарского краевого суда от 18 февраля 2014 г. и постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 5 мая 2014 г., состоявшиеся в отношении ООО "Павловсксахар" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.П. Меркулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 12 сентября 2014 г. N 18-АД14-38
Текст постановления официально опубликован не был