Распоряжение Департамента культурного наследия г. Москвы от 23 августа 2012 г. N 813
"О согласии с заключением (актом) государственной историко-культурной экспертизы"
27 сентября 2017 г.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. N 569 "Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе", постановлением Правительства Москвы от 3 августа 2010 г. N 671-ПП "Об утверждении Положения о порядке включения выявленного объекта культурного наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения":
1. Согласиться с заключением (актом) государственной историко-культурной экспертизы, выполненным аттестованным экспертом по проведению государственной историко-культурной экспертизы А.Л. Баталовым (приказ Министерства культуры Российской Федерации от 24 февраля 2012 г. N 135), содержащим:
вывод об обоснованности включения выявленного объекта культурного наследия по адресу: Лесная ул., д. 20, стр. 1, 3, 4, 5, 6 в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения с наименованием "Ансамбль Миусского трамвайного депо, 1874 г., 1908-1910 гг., 1930-е гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко, инж. В.Г. Шухов (?); - Административно-жилой корпус, 1874 г., 1909-1910 гг., 1932 г., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейниг, инж. Н.А. Сытенко; - Большой вагонный сарай, 1909 г.; - Мастерская, 1874 г., 1880-е гг., 1926 г.; - Вагонный сарай с котельной, 1903-1909 гг., 1910-1911 гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко; - Кладовая с проходной, 1874 г., 1910 г., 1926 г.; - Ограда, 1908 г.", а также предложения эксперта по предмету охраны, территории памятника и режиму использования земель в границах его территории;
вывод о необоснованности включения выявленного объекта культурного наследия "Ансамбль Миусского трамвайного депо, 1874 г., 1908-1910 гг., 1930-е гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко, инж. В.Г. Шухов (?) - Жилой дом, 1874 г., 1885-1895 гг., 1900 г., инж. Н.А. Сытенко, 1930-е гг." по адресу: Лесная ул., д. 20, стр. 2 в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (памятника или ансамбля) и о его отнесении к исторически ценным градоформирующим объектам с наименованием "Ансамбль Миусского трамвайного депо, 1874 г., 1908-1910 гг., 1930-е гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко, инж. В.Г. Шухов (?) - Жилой дом, 1874 г., 1885-1895 гг., 1900 г., инж. Н.А. Сытенко, 1930-е гг.", а также описание особенностей объекта, послуживших основанием для включения его в Городской реестр недвижимого культурного наследия и подлежащих обязательному сохранению (прилагается к распоряжению).
2. Утратил силу. - Приказ Департамента культурного наследия г. Москвы от 27 сентября 2017 г. N 692.
3. Внести соответствующие изменения в Городской реестр недвижимого культурного наследия и Историко-культурный опорный план города Москвы.
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя Департамента культурного наследия города Москвы А.А. Емельянова.
Руководитель |
А.В. Кибовский |
Акт
государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия
"Ансамбль Миусского трамвайного депо, 1874 г., 1908-1910 гг., 1930-е гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко, инж. В.Г. Шухов (?) Административно-жилой корпус, 1874 г., 1909-1910 гг., 1932 г., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейниг, инж. Н.А. Сытенко; Жилой дом, 1874 г., 1885-1895 гг., 1900 г., инж. Н.А. Сытенко, 1930-е гг.; Большой вагонный сарай, 1909 г.; Мастерская, 1874 г., 1880-е гг., 1926 г.; Вагонный сарай с котельной, 1903-1909 гг., 1910-1911 гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко; Кладовая с проходной, 1874 г., 1910 г., 1926 г.; Ограда, 1908 г."
Адрес: г. Москва, Лесная ул., д. 20, стр. 1, 2, 3, 4, 5, 6
"24 февраля 2011 г." "г. Москва"
Дата начала проведения экспертизы: |
07 декабря 2010 г. |
Дата окончания (оформления Заключения) экспертизы: |
24 февраля 2011 г. |
Сведения об эксперте
Общество с ограниченной ответственностью "АРТ-Реставрация" (ООО "АРТ-Реставрация"), 125993, Москва, Ленинградский пр-т, д. 37, корп. 9, офис 612, ИНН: 7701745639.
Фамилия, имя, отчество |
Баталов Андрей Леонидович |
Образование |
высшее |
Специальность |
архитектор |
Ученая степень (звание) |
доктор искусствоведения, профессор |
Стаж работы |
33 года |
Место работы и должность |
заместитель генерального директора по науке ФГУ "Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль" |
Реквизиты аттестации |
Приказ Росохранкультуры от 10 декабря 2010 г. N 448 |
Сведения о заказчике экспертизы
Департамент культурного наследия города Москвы, 115035, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 19, ОГРН 1027700151170.
Цель экспертизы
Обоснование принятия решения о целесообразности включения, либо отказа от включения рассматриваемого объекта в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия, определение категории его историко-культурного значения.
Объект экспертизы
Выявленный объект культурного наследия: "Ансамбль Миусского трамвайного депо, 1874 г., 1908-1910 гг., 1930-е гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко, инж. В.Г. Шухов (?) - Административно-жилой корпус, 1874 г., 1909-1910 гг., 1932 г., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейниг, инж. Н.А. Сытенко; - Жилой дом, 1874 г., 1885-1895 гг., 1900 г., инж. Н.А. Сытенко, 1930-е гг.; - Большой вагонный сарай, 1909 г.; - Мастерская, 1874 г., 1880-е гг., 1926 г.; - Вагонный сарай с котельной, 1903-1909 гг., 1910-1911 гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко; - Кладовая с проходной, 1874 г., 1910 г., 1926 г.; - Ограда, 1908 г.", по адресу: г. Москва, Лесная ул., д. 20, стр. 1, 2, 3, 4, 5, 6.
Перечень материалов и документов, представленных заказчиком
1. Историко-культурный опорный план г. Москвы - 1 с., 2 экз.;
2. Альбом "Историко-архитектурный опорный план комплекса памятника промышленной архитектуры "Миусское трамвайное депо", квартал N 695, ул. Лесная д. 20, выполненный АОЗТ "АЛАТР", г. Москва, 1996 г.;
3. Протокол заседания Экспертной комиссии по недвижимым объектам наследия и их территориям при Комитете по культурному наследию города Москвы N 222 от 19 декабря 2007 г.
Сведения об обстоятельствах, повлиявших на процесс проведения и результаты экспертизы
Обстоятельства, повлиявшие на процесс проведения и результаты экспертизы, отсутствуют.
Факты и сведения, выявленные и установленные в результате проведенных исследований
Согласно современному административно-территориальному делению рассматриваемый объект "Ансамбль Миусского трамвайного депо, 1874 г., 1908-1910 гг., 1930-е гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко, инж. В.Г. Шухов (?); - Административно-жилой корпус, 1874 г., 1909-1910 гг., 1932 г., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейниг, инж. Н.А. Сытенко; - Жилой дом, 1874 г., 1885-1895 гг., 1900 г., инж. Н.А. Сытенко, 1930-е гг.; - Большой вагонный сарай, 1909 г.; - Мастерская, 1874 г., 1880-е гг., 1926 г.; - Вагонный сарай с котельной, 1903-1909 гг., 1910-1911 гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко; - Кладовая с проходной, 1874 г., 1910 г., 1926 г.; - Ограда, 1908 г." расположен в Тверском районе Центрального административного округа города Москвы, на территории квартала, ограниченного улицей Лесной, 1-й и 2-й Миусскими улицами и Миусским переулком.
Историю района, в котором расположено рассматриваемое домовладение, можно проследить, начиная с XVII в., когда здесь располагалась Тверская слобода ямщиков. В первой половине XVIII в. на рассматриваемой территории располагалась Миусская (позже Бутырская) застава Камер-Коллежского вала, проведенного вокруг Москвы в 1742 г., от которой до Новодмитровской слободы, доходившей тогда лишь до Весковского переулка, простиралось обширное Миусское поле.
В конце XVIII в. пустырь Миусского поля был приспособлен под продажу лесных материалов - в "Историческом и топографическом описании Москвы" 1787 г. упоминается "торговая площадь, на которой торгуют разным лесом, в коей лавок деревянных 38". Вплоть до начала 1870-х гг. на данной территории и прилегающей к ней местности был расположен обширный "Лесной ряд" - склады и рынки строительного леса, часть территории была занята огородами, принадлежавшими членам Тверского-Ямского общества, образованного на территории Тверской слободы ямщиков. В 1812 г. Лесной ряд сгорел. Название Миусская (Миуская, Миюская) площадь вновь появляется на послепожарных картах Москвы с 1818 г.
К концу XIX в. город решил отдать обширную площадь под застройку, и в 1860-х гг. городские землемеры распланировали ее, проложив несколько улиц и переулков, которые стали называться Миусскими под различными номерами, оставив лишь в центре небольшую площадку для сквера.
Рассматриваемый участок изначально имел форму неправильного многоугольника. Изначально с северо-восточной стороны к нему примыкало владение крестьянина А. Евстегнеева, в 1876*(1) г., вошедшее в основное домовладение.
Согласно архивным источникам в 1870-е годы на территории депо находились деревянные конюшни и кузнечные мастерские, а также жилые казармы для рабочих и конторское здание. Застройка участка осуществлялась по проекту архитектора Н.А. Тютюнова. Планировка депо 1870-х годов практически сохранилась до наших дней.
В 1880-1890-е годы перестраивается здание конюшни, а в 1909 году правление 1-го общества конно-железных дорог полностью перестраивает комплекс депо. Все деревянные постройки были снесены, а на их месте возведены каменные вагонные сараи, казармы, контора и ремонтные мастерские. Таким образом, планировка депо 1870-х годов была сохранена, и на ее основе в 1909-1910 годах сложилась современная объемно-пространственная композиция комплекса.
К 1909*(2) году правление I-го общества конно-железных дорог полностью перестраивает комплекс депо, с этого периода оно именуется Миусским парком московского городского электрического трамвая. Все деревянные постройки сносятся, а на их месте возводятся каменные вагонные "сараи", казармы, контора, мастерские. В южной части домовладения с отступом от красной линии современной 2-й Миусской улицы ставится двухэтажный каменный жилой дом. В период 1909-1914 гг. к зданиям проводится канализация.
Также в период 1909-1910 гг. окончательно застраивается территория Миусской площади, прилегающая к домовладению с юго-восточной стороны.
К 1915 г. площадь была застроена зданиями высших и средних учебных заведений, превратившись в уникальный культурный центр на тогдашней рабочей окраине города.
В 1909-1923*(3) гг., вагонные "сараи" в восточной части двора были объединены в единое строение. Комплекс приобрел объемно-планировочную структуру, которая, сохранилась до настоящего времени. В дальнейшем изменения касались внутренней перепланировки строений рассматриваемого участка.
В конце в 1920-х*(4) годов Миусский трамвайный парк переименован в трамвайный парк им. Петра Щепетильникова Московской кольцевой железной дороги, затем он был переустроен под троллейбусный парк, каким сохранился до настоящего времени.
В 1950-1960 гг. на территории двора появились небольшие строения служебного характера адаптированные к основному комплексу.
В 1980-х гг. в некоторых зданиях, в том числе в зданиях вагонного сарая с котельной и кладовой с проходной была произведена частичная замена перекрытий. В период 1990-2000-х гг. значительных изменений пространственно-планировочной структуры домовладения не происходит.
В настоящее время на данной территории располагается 4-й троллейбусный парк имени П.М. Щепетильникова.
К настоящему времени комплекс зданий, построенных в 1909-1910 годах для депо конно-железной дороги, включает: 1) административно-жилой корпус, формирующий линию застройки участка со стороны Лесной улицы; 2) жилой дом, расположенный со стороны 2-й Миусской улицы с отступом от ее красной линии; 3) большой вагонный сарай, занимающий самую значительную часть владения и выходящий одним из фасадов на 1-ю Миусскую улицу; 4) мастерскую, поставленную в центре участка; 5) вагонный сарай с котельной, фиксирующий линию границу комплекса по 1- му Миусскому переулку; 6) кладовую с проходной, поставленную по красной линии улицы Лесная.
"Административно-жилой корпус, 1874 г., 1909-1910 гг., 1932 г., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейниг, инж. Н.А. Сытенко", стр. 1
Исследуемое строение построено в 1909-1910 годах на месте деревянных конюшен 1874 года. По всей видимости, в данный период возводится каменное одноэтажное нежилое здание, в котором также располагаются конюшни. К 1926 г. центральная часть здания числится как жилая. По плану 1928 г. в здании располагались гараж, служба распределения тока, мастерская и два жилых блока.
Последний строительный период относится к 1930-м гг., когда над основным, одноэтажным объемом здания был надстроен второй этаж, и в результате надстройки появились два трехэтажных объема, делящие здание горизонтально на три равные части. Сложившиеся в результате перестройки фасады зданий были адаптированы к исторической застройке комплекса. Перестроенное здание стало играть роль главного фасада комплекса со стороны Лесной улицы. Два трехэтажных объема с щипцовым завершением придавали ему симметричное построение, создающее репрезентативный образ сооружения.
Прямоугольные окна первого этажа правой части главного (северо-западного) оформлены полукруглыми арочными наличниками, создающими образ глухой аркады в первом этажа. Между первым и вторым этажом на протяжении всего фасада расположен междуэтажный карниз, состоящий из поребрика и орнамента, напоминающего бегунец. Окна второго этажа оформлены квадратными наличниками с замковыми камнями. Двухэтажные корпуса завершаются эклектичным по составу карнизом. Фасады трехэтажных объемов имеют на уровне двух этажей общее с двухэтажными корпусами решение. Они разделены лопатками на три прясла. На уровне третьего этажа лопатки соединенными архивольтами. В образованных арочных нишах на уровне третьего этажа помещены сдвоенные щелевидные окна. Под ними помещены орнаментальные фризы, перефразирующие мотив готической "плетенки". Карниз под щипцами включает мотив романской аркатуры, переработанный в формах эклектики.
Боковой северо-восточный фасад имеет более лаконичный декор. Окна первого этажа имеют рустованные наличники, окна второго этажа окна второго этажа обладают веерными клинчатыми перемычками. Юго-восточный фасад здания украшен междуэтажным профилированным и венчающим карнизами. Окна центральной и боковых частей здания с веерными клинчатыми перемычками. Южный фасад здания не имеет художественного оформления.
Пространственно-планировочная структура интерьера сохранилась в пределах капитальных стен. Планировка второго этажа в целом повторяет сохранившуюся планировку первого этажа. Существующие лестницы, вероятно, относятся к 1930-м годам*(5).
В настоящее время в здании располагаются магазин канцелярских товаров, общественная столовая и 4-й троллейбусный парк имени П.М. Щепетильникова, занимающий большую часть здания.
"Жилой дом, 1874 г., 1885-1895 гг., 1900 г., инж. Н.А. Сытенко, 1930-е гг.", стр. 2
Исследуемый объем представляет собой каменное двухэтажное с подвалом прямоугольное в плане здание. Построено на месте двухэтажного деревянного жилого строения, возведенного в 1874 году. Строительство нового жилого здания относится к 1909 г., когда на месте разобранной деревянной постройки было заложено двухэтажное каменное жилое строение большего объема. В этот период происходит увеличение площади здания за счет появления со стороны северо-западного фасада двух ризалитов, северного -двухэтажного и южного - одноэтажного.
В 1911-1913 гг. с юго-восточной стороны к зданию пристраивают новый двухэтажный объем. В 1920-е годы в южной части здания со стороны северо-западного фасада одноэтажный ризалит надстраивается вторым этажом. Тогда же частично реконструируется и основное здание.
Двухэтажное здание обладает утилитарным обликом, практически лишено декора. Единственным композиционным элементом являются лопатки, членящие фасады на прясла, и междуэтажный карниз, состоящий массивного полувала. Лопатки и венчающий карниз без раскреповки образуют глубокие ниши, членящие второй этаж здания. Фасады здания оштукатурены. В целом оформление фасадов здания утилитарно и архаично для своего времени и архитектурно-художественной ценности не представляет.
Объемно-пространственная структура здания на протяжении XX в. неоднократно изменялась, помещения подвергались перепланировке. В результате хозяйственного использования с течением времени интерьеры утратили первоначальную планировку помещений, а также свое скудное декоративно-художественное оформление.
Рассматриваемое здание, не являясь примером красно-кирпичного стиля, не соответствует ансамблевой архитектуре Миусского трамвайного депо стилистически и композиционно. Исследуемое строение, морфотипически жилое, тогда как здания ансамбля Миусского трамвайного депо имеют техническое, административное и хозяйственное предназначение. На данный момент, многократно перепланированное, здание утратило свое изначальное функциональное назначение.
"Большой вагонный сарай, 1909 г.", стр. 3
Исследуемое строение большого вагонного сарая построено единовременно в 1909-1910 годы на месте деревянных конюшен и навеса.
Рассматриваемое здание представляет собой одноэтажное с антресолями квадратное в плане сооружение, северо-восточный фасад которого поставлен по красной линии 1-й Миусской улицы. Композиция и пространственно-планировочная структура здания соответствует его функции. Протяженные одноэтажные фасады здания структурируются пилонами, возвышающимися над стенами.
Участки стен между пилонами имеют дополнительное членение "ползучими" лопатками, между которыми помещены большие прямоугольные окна с выделенными веерными перемычками. Благодаря повышению высоты стен и пилонов к центру здания создается ступенчатая симметричная композиция "торцевых", северного и южного фасадов здания. На Лесную улицу выход двухэтажный фасад здания (стр. 1), имеющий аналогичную структуру - возвышающиеся над стенами более узкие, чем на "торцевых" фасадах пилоны, между которыми участки стен, члененные ползучими лопатками. Окна второго этажа, освещающие антресоли, лишены какого-либо декора, в том числе и выделенных перемычек.
К западному фасаду здания примыкает прямоугольный в плане одно-двух этажный объем - строение 8, возведенный в 1920-х гг. в качестве хозяйственной пристройки для размещения сарая, прачечной и ледника. Строение 8 отнесено к объектам историко-градостроительной среды.
В настоящее время здание вагонного сарая используется как ремонтная мастерская 4-го троллейбусного парка имени П.М. Щепетильникова.
"Мастерская, 1874 г., 1880-е гг., 1926 г.", стр. 4
Исследуемое строение представляет двухэтажное с антресолями и подвалом сложное в плане формы здание. Изначально здание предполагалось под мастерские, обслуживающие депо. С северной стороны были пристроены одноэтажные деревянные объемы кузнецы и сарая. Двухэтажная структура здания акцентирована развитым по высоте междуэтажным профилированным карнизом. Плоскости стен завершаются венчающим карнизом, повторяющим по профилировке междуэтажный. Окна с веерными перемычками с выделенными замковыми камнями.
В настоящее время в здании располагаются технические мастерские 4-го троллейбусного парка имени П.М. Щепетильникова.
"Вагонный сарай с котельной, 1903-1909 гг., 1910-1911 гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко", стр. 5
Исследуемое здание вагонного сарая с котельной возведено при кардинальной перестройке депо в начале XX века. Согласно историко-культурному опорному плану г. Москвы строение 5 залито как выявленный объект культурного наследия не полностью - не включает одно-двухэтажные объемы юго-восточного фасада, что является ошибочным. Данные пристройки присутствовали на архивных планах н. XX в. Таким образом, можно утверждать, что они являются частью исторического здания.
Пространственная организация всего сооружения полностью продиктована его функцией. Она напоминает базиликальную, так как ее основу составляют три нефа: средний наиболее широкий и высокий и освещенный световым фонарем, боковые более узкие и низкие. В соответствие с пространственно-планировочной структурой автор вводит определенные готические и романские аллюзии в объемно-пространственную композицию и схемы фасадов. Главный фасад в соответствие с планировкой сделан трехчастным. Центральная часть создает образ высокого трехчастного портала с тремя арками входа, из которых центральная превышает по высоте боковые. Фасад завершен трехчастным ступенчатым аттиком с выделенными угловыми пилонами с прямоугольными навершиями. Нижняя часть пилонов, разделяющих арки въездов, оформлена в виде рустованных контрфорсов. Переход от центрального нефа к боковым акцентирован откосами стен, соединяющими центральный "портал" с боковыми, оформленными как порталы, открывающиеся в боковые нефы.
Строение имеет внутренние перекрытия в виде ферм с фонарем в центральной и боковых частях здания, которые датируются началом XX в. В создании ферм принимал участие инженер В.Г. Шухов. Двутавры и вертикальные опорные конструкции, расположенные ниже ферм, относятся к более позднему периоду.
В настоящее время в здании располагаются ремонтные мастерские и гараж 4-го троллейбусного парка имени П.М. Щепетильникова.
"Кладовая с проходной, 1874 г., 1910 г., 1926 г.", стр. 6
Исследуемое строение возникло в 1909-1910 годы на месте деревянных конюшен 1874 года. На 1923 г. здание занимали складские помещения и сторожка, подобное значение здание сохраняло до 1980-х гг., когда в нем были устроены административные кабинеты. В отличие от административно-жилого корпуса, здание обладает лаконичным декором, ограниченным выделенными перемычками окон первого этажа, над которыми помещены ромбовидные ниши. Здание завершено высоким карнизом с упрощенной профилировкой.
В настоящее время здание используется как административное здание 4-го троллейбусного парка имени П.М. Щепетильникова, на первом этаже расположены складские помещения.
"Ограда, 1908 г."
Исследуемый объект представляет собой ограду, выстроенную в 1908 г. Каменная ограда с пилонами и металлическими воротами была выстроена по Лесной улице и частично по Миусскому переулку. К настоящему времени большая часть этой ограды утрачена, сохранился лишь фрагмент исторической ограды по Миусскому переулку.
В настоящее время рассматриваемый объект представляет собой каменную ограду с пилонами, расположенную по красной линии Миусского переулка. Фасадная поверхность ограды с пилонами окрашены по кирпичной кладке.
Мемориальная ценность объекта
Исследуемый объект имеет значительную мемориальную ценность. В Миусском Трамвайном парке г. Москвы начинал свою трудовую деятельность активный и влиятельный большевик-трамвайщик Александр Леонов, чьим именем был назван Василеостровский трамвайный парк в Санкт-Петербурге. Леонов покинул Москвы после революции 1905 г., и перебрался в Петербург, где продолжил заниматься революционной деятельностью. В 1905 г. рабочие Миусского трамвайного парка принимали участие во Всероссийской октябрьской стачке и декабрьском вооруженном восстании.
В период 1912-1915 гг. во время учебы на юридическом факультете Московского университета сначала вагоновожатым, затем кондуктором Миусского трамвайного парка работал писатель Константин Георгиевич Паустовский, отразивший воспоминания об этом периоде в рассказе "Старик со сторублевым билетом".
Сведения об архитекторе
Часть строений исследуемого ансамбля выстроена при участии архитектора Николая Константиновича Жукова.
Н.К. Жуков (р. 1874 г., Смоленск - 1946 г., Москва) - известный российский, советский архитектор (гражданский инженер), учился в Смоленском реальном училище, затем в Институте гражданских инженеров в Санкт-Петербурге. Во время учебы стажировался во Франции, Германии, неоднократно - в Италии. В 1900-1901 годах - работал на Кавказских минеральных водах в должности помощник старшего архитектора КМВ И.И. Байкова.
С 1901 года жил и работал в Москве на муниципальной службе: помощником участкового архитектора, с 1903 года - архитектором при "городских железных дорогах" (трамвае), с 1910 года - при Московской городской палате. После февральской революции 1917 года Жуков - секретарь Всероссийского союза зодчих. В советскую эпоху - преподаватель строительно-технического училища, профессор МВТУ, член Союза архитекторов с 1935 года.
Основные работы в Москве: Дом З.А. Перцевой, 1905-1907 г., административно-жилой корпус Миусского трамвайного депо, 1874 г., 1909-1910 гг., 1932 г., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейниг, инж. Н.А. Сытенко, вагонный сарай с котельной Миусского трамвайного депо, 1903-1909 гг., 1910-1911 гг.
Перечень документов и материалов, использованных при проведении государственной историко-культурной экспертизы, а также использованной для нее специальной, технической и справочной литературы
Альбом "Подготовка комплектов документов, необходимых для принятия решения об отнесении выявленных объектов культурного наследия к объектам культурного наследия и включение их в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации по выявленному объекту культурного наследия "Ансамбль Миусского трамвайного депо, 1874 г., 1908-1910 гг., 1930-е гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко, инж. В.Г. Шухов (?); - Административно-жилой корпус, 1874 г., 1909-1910 гг., 1932 г., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейниг, инж. Н.А. Сытенко; - Жилой дом, 1874 г., 1885-1895 гг., 1900 г., инж. Н.А. Сытенко, 1930-е гг.; - Большой вагонный сарай, 1909 г.; - Мастерская, 1874 г., 1880-е гг., 1926 г.; - Вагонный сарай с котельной, 1903-1909 гг., 1910-1911 гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко; - Кладовая с проходной, 1874 г., 1910 г., 1926 г.; - Ограда, 1908 г.", расположенному по адресу: Лесная ул., д. 20, с. 1, 2, 3, 4, 5, 6 выполненный ООО "АРТ-Реставрация" в 2011 г.
Обоснования выводов экспертизы
Миусское трамвайное депо неразрывно связано с историей московского рельсового транспорта - с конным и электрическими трамваями. Депо может рассматриваться как памятник истории городского хозяйства Москвы. Существующий комплекс возникает в связи с переустройством в конце 1900-х годов трамвайного транспорта, замены конных трамваев электрическими. В этот период, после введения в строй трамвайной электростанции на Болотной площади, значительно расширяется сеть электрических трамвайных линий. Миусский парк перешел на обслуживание вагонов электрического трамвая еще в сентябре 1907 года.
Развитие трамвайного сообщения в Москве связано и с увеличением числа трамвайных парков. Отстраиваются комплексы Замоскворецкого (ныне трамвайное депо им. Апакова), Золоторожского (трамвайный ремонтный завод ТРЗ), Уваровского - (5-ый троллейбусный парк им. Артамонова), Рязанского (2-ой троллейбусный парк) и Ново-Сокольнического (трамвайное депо им. Русакова) парков, а также Трамвайного парка бывшего Бельгийского общества на Нижней Масловке (Дистанция капитального ремонта пути). В процессе их строительства были выработаны новые технологические схемы, определены новые типы связанных с ними сооружений.
Миусское трамвайное депо, как и другие подобные сооружения, является новым типом транспортного комплекса. К тому времени в русской архитектуре сложилась определенная стилистика производственных и транспортных сооружений. Это был так называемый "кирпичный" стиль, оставляющий неоштукатуренной кирпичную кладку стен и использующий кирпичный декор. При строительстве подобных сооружений использовались мотивы романской и готической архитектуры. В этой стилистике были построены и здания московских трамвайных депо. Несмотря на то, что их перестройка происходила в один период, каждый комплекс обладал своими индивидуальными чертами. Один из наиболее значительных комплексов был создан при перестройке Миусского депо, сохранившегося практически полностью. Его здания, даже перестроенные в 1920-е годы, сохраняют все характерные особенности транспортной архитектуры начала XX века. Комплекс сохранил однородность, почти все его здания объединены единой стилистической направленностью и обладают художественной индивидуальностью. С историко-архитектурной точки зрения сооружения Миусского депо являются ансамблем. Расположение зданий и распределение их функции продиктовано технологией обслуживания вагонов электрического трамвая, но при этом архитектору и инженеру удалось создать выразительное архитектурное пространство.
Строительство комплекса депо осуществлялось по проекту архитекторов Н.К. Жукова (одного из авторов знаменитого дома З.А. Перцовой на Пречистенской набережной) и М.Н. Глейнинга. В строительстве принимал участие известнейший русский инженер-путеец, Н.А. Сытенко, являвшийся старшим инспектором МПС и одним из редакторов журнала МПС "Инженер". Фермы, перекрывающие Вагонный сарай с котельной были созданы по проекту другого выдающегося русского инженера - В.Г. Шухова. Роль членов авторского коллектива в истории архитектуры, строительного дела и путей сообщения также увеличивает историческую значимость комплекса Миусского депо.
Миусское депо известно и в политической истории Москвы. В 1905 году его рабочие участвовали во Всероссийской октябрьской стачке и декабрьском вооруженном восстании. Вагоновожатым, а затем кондуктором Миусского трамвайного парка (депо) работал известный русский писатель Константин Паустовский.
Значение зданий депо для истории русской архитектуры, истории городского хозяйства Москвы и общественного транспорта в России, их архитектурное своеобразие позволяют считать их ансамблем, обладающим признаками объекта культурного наследия. Учитывая неравноценность составляющих его зданий, следует ограничить его состав сооружениями, принципиальными для восприятия застройки квартала как целостного ансамбля, имеющего четко выраженные стилистические признаки. К ним относятся: 1) административно-жилой корпус (Лесная улица, д. 20, стр. 1); 2) кладовая с проходной (Лесная улица, д. 20, стр. 6); 3) большой вагонный сарай (Лесная улица, д. 20, стр. 3); 4) вагонный сарай с котельной (Лесная улица, д. 20, стр. 5); 5) мастерская (Лесная улица, д. 20, стр. 4); 6) ограда (нет адреса БТИ). Эти сооружения связаны с функционированием Миусского депо и обладают стилистическим единством при сохранении индивидуального облика.
Учитывая важную градостроительную роль ансамбля, сохранность его объемно-пространственной композиции и оригинального архитектурно-художественного оформления фасадов, государственная историко-культурная экспертиза предлагает включить в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения, в качестве ансамбля объект с наименованием:
"Ансамбль Миусского трамвайного депо, 1874 г., 1908-1910 гг., 1930-е гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко, инж. В.Г. Шухов (?) - Административно-жилой корпус, 1874 г., 1909-1910 гг., 1932 г., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейниг, инж. Н.А. Сытенко; - Большой вагонный сарай, 1909 г.; - Мастерская, 1874 г., 1880-е гг., 1926 г.; - Вагонный сарай с котельной, 1903-1909 гг., 1910-1911 гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко; - Кладовая с проходной, 1874 г., 1910 г., 1926 г.; - Ограда, 1908 г.".
Границы территории объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля) предлагается установить согласно историческим границам, окончательно сформировавшимся в 1-ой пол. XX в.
Здание жилого дома (Лесная улица, д. 20, стр. 2) играет в ансамбле второстепенную роль. Можно с определенностью сказать, что его архитектурный облик полностью подчинен функциональной целесообразности. По своему архитектурному облику здание жилого дома выпадает из ансамбля. Вместе с тем жилой дом является частью застройки комплекса депо и исторически связан с Миусским депо конной железной дороги 1874 года, будучи построенным на месте деревянного здания с аналогичной жилой функцией. Его место было определено при проектировании комплекса.
Учитывая важную градостроительную роль здания, а также сохранность его местоположения, государственная историко-культурная экспертиза предлагает включить его в Городской реестр недвижимого культурного наследия в качестве исторически ценного градоформирующего объекта с наименованием:
"Ансамбль Миусского трамвайного депо, 1874 г., 1908-1910 гг., 1930-е гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко, инж. В.Г. Шухов (?) - Жилой дом, 1874 г., 1885-1895 гг., 1900 г., инж. Н.А. Сытенко, 1930-е гг.".
Выводы экспертизы
1. Включить выявленный объект культурного наследия "Ансамбль Миусского трамвайного депо, 1874 г., 1908-1910 гг., 1930-е гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко, инж. В.Г. Шухов (?) - Административно-жилой корпус, 1874 г., 1909-1910 гг., 1932 г., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейниг, инж. Н.А. Сытенко; - Большой вагонный сарай, 1909 г.; - Мастерская, 1874 г., 1880-е гг., 1926 г.; - Вагонный сарай с котельной, 1903-1909 гг., 1910-1911 гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко; - Кладовая с проходной, 1874 г., 1910 г., 1926 г.; - Ограда, 1908 г." по адресу: г. Москва, Лесная ул., д. 20, стр. 1, 3, 4, 5, 6, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля) с наименованием "Ансамбль Миусского трамвайного депо, 1874 г., 1908-1910 гг., 1930-е гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко, инж. В.Г. Шухов (?) - Административно-жилой корпус, 1874 г., 1909-1910 гг., 1932 г., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейниг, инж. Н.А. Сытенко; - Большой вагонный сарай, 1909 г.; - Мастерская, 1874 г., 1880-е гг., 1926 г.; - Вагонный сарай с котельной, 1903-1909 гг., 1910-1911 гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко; - Кладовая с проходной, 1874 г., 1910 г., 1926 г.; - Ограда, 1908 г.";
2. Границы территории объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля) установить согласно приложениям 1.1, 1.2;
3. Режим использования земельных участков в границах территории объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля) установить согласно приложению 2;
4. Предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля) определить согласно приложению 3;
5. Основания для включения выявленного объекта культурного наследия "Ансамбль Миусского трамвайного депо, 1874 г., 1908-1910 гг., 1930-е гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко, инж. В.Г. Шухов (?) - Жилой дом, 1874 г., 1885-1895 гг., 1900 г., инж. Н.А. Сытенко, 1930-е гг.", по адресу: Лесная ул., д. 20, стр. 2. в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (памятника или ансамбля) отсутствуют;
6. Отнести выявленный объект культурного наследия к исторически ценным градоформирующим объектам с наименованием: "Ансамбль Миусского трамвайного депо, 1874 г., 1908-1910 гг., 1930-е гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко, инж. В.Г. Шухов (?) - Жилой дом, 1874 г., 1885-1895 гг., 1900 г., инж. Н.А. Сытенко, 1930-е гг.".
7. Описание особенностей объекта, послуживших основаниями для включения его в Городской реестр недвижимого культурного наследия г. Москвы и подлежащих обязательному сохранению (в соответствии с пунктом 7.2 постановления Правительства Москвы от 17.08.2010 N 719-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 18.07.2006 N 510-ПП") определить согласно приложению 4;
8. Учесть, что рассматриваемые объекты находятся на территории объединенной охранной зоны N 151, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 07.07.1998 N 545 "Об утверждении зон охраны центральной части г. Москвы (в пределах Камер-Коллежского Вала), а также на территории зоны строгого регулирования застройки N 001 и зоны регулируемой застройки N 001, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 07.07.1998 N 545 "Об утверждении зон охраны центральной части г. Москвы (в пределах Камер-Коллежского Вала)".
Я, Баталов Андрей Леонидович, в соответствии с законодательством Российской Федерации несу ответственность за достоверность и обоснованность сведений и выводов, изложенных в настоящем акте.
Список приложений
1. Схема границ территории объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля) - приложение 1.1;
2. Описание границ территории объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля) - приложение 1.2;
3. Режим использования земельных участков в границах территории объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля) - приложение 2;
4. Предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля) - приложение 3;
5. Описание особенностей объекта, послуживших основаниями для включения его в Городской реестр недвижимого культурного наследия г. Москвы и подлежащих обязательному сохранению - приложение 4.
------------------------------
*(1) ЦАНТД ф. 1. Сущевская часть. План владения крестьянина Авдея Евстигнеева. 1873 г.
*(2) ЦАНТД ф. 1. Сущевская часть. План владения правления I общества конно-железных дорог на городской земле сущевской части. 1909 г.
*(3) ЦАНТД ф. 1. Сущевская часть. План владения Миусского парка городской железной дороги. 1923 г.
*(4) ЦАНТД ф. 1. Сущевская часть. Устройство световых фонарей в существующем здании вагонных мастерских в Щепетильниковском парке. 1926 г.
*(5) ЦАНТД ф. 2. Сущевская часть, д. 5094, л. 1. Часть плана Щепетильниковского трамвайного парка М.К.Ж.Д. 1932 г.
Эксперт |
А.Л. Баталов |
Приложение 1.1
к акту государственной
историко-культурной экспертизы
Схема
границ территории объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля)
"Ансамбль Миусского трамвайного депо, 1874 г., 1908-1910 гг., 1930-е гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко, инж. В.Г. Шухов (?) Административно-жилой корпус, 1874 г., 1909-1910 гг., 1932 г., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейниг, инж. Н.А. Сытенко; Большой вагонный сарай, 1909 г.; Мастерская, 1874 г., 1880-е гг., 1926 г.; Вагонный сарай с котельной, 1903-1909 гг., 1910-1911 гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко; Кладовая с проходной, 1874 г., 1910 г., 1926 г.; - Ограда, 1908 г."
Адрес: г. Москва, Лесная ул., д. 20, стр. 1, 3, 4, 5, 6
Приложение 1.2
к акту государственной
историко-культурной экспертизы
Описание
границ территории объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля)
"Ансамбль Миусского трамвайного депо, 1874 г., 1908-1910 гг., 1930-е гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко, инж. В.Г. Шухов (?) Административно-жилой корпус, 1874 г., 1909-1910 гг., 1932 г., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейниг, инж. Н.А. Сытенко; Большой вагонный сарай, 1909 г.; Мастерская, 1874 г., 1880-е гг., 1926 г.; Вагонный сарай с котельной, 1903-1909 гг., 1910-1911 гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко; Кладовая с проходной, 1874 г., 1910 г., 1926 г.; Ограда, 1908 г."
Адрес: г. Москва, Лесная ул., д. 20, стр. 1, 3, 4, 5, 6
Граница территории объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля) проходит на северо-восток вдоль ул. Лесной по забору, северо-западным фасадам зданий д. 20, стр. 1 и 6 до пересечения ул. Лесная с 1-й Миусской улицей (литеры А-Б), далее поворачивает на юго-восток и идет по северо-восточному фасаду д. 20, стр. 1 и стр. 3 по ул. Лесная до пересечения 2-й Миусской улицы с 1-й Миусской улицей (литеры Б-В), далее идет на юго-запад по фасаду здания 20 стр. 3 по ул. Лесная и забору, поставленному по северной стороне 2-й Миусской улицы от пересечения 2-й Миусской и 1-й Миусской ул. до пересечения Миусского переулка и 2-й Миусской улицы (литеры В-Г), затем поворачивает на северо-запад и идет по северной стороне Миусского переулка, юго-западному фасаду дома 20 стр. 5 и ограде до пересечения Миусского переулка с ул. Лесная (литеры Г-А).
Координаты характерных точек в местной системе координат (МСК) | |
X |
Y |
5773.81 |
12516.69 |
5793.47 |
12538.94 |
5793.20 |
12539.17 |
5805.33 |
12553.52 |
5815.48 |
12565.23 |
5826.36 |
12576.90 |
5828.61 |
12579.30 |
5828.27 |
12579.58 |
5835.16 |
12587.76 |
5865.21 |
12623.43 |
5872.99 |
12632.44 |
5895.05 |
12657.99 |
5902.84 |
12667.02 |
5923.56 |
12691.67 |
5944.00 |
12674.48 |
5947.13 |
12671.58 |
6000.00 |
12625.75 |
6012.91 |
12614.70 |
6000.00 |
12600.52 |
5945.76 |
12536.67 |
5932.80 |
12521.32 |
5932.24 |
12521.26 |
5922.95 |
12517.06 |
5922.25 |
12516.74 |
5922.32 |
12515.42 |
5922.20 |
12508.97 |
5919.08 |
12508.91 |
5920.44 |
12507.68 |
5917.53 |
12504.45 |
5917.05 |
12503.60 |
5914.33 |
12500.49 |
5908.79 |
12493.76 |
5905.32 |
12489.25 |
5899.08 |
12481.87 |
5895.35 |
12477.34 |
5894.72 |
12476.72 |
5874.71 |
12453.08 |
5856.78 |
12432.57 |
5841.29 |
12447.61 |
5830.54 |
12458.05 |
5789.42 |
12499.84 |
Приложение 2
к акту государственной
историко-культурной экспертизы
Режим использования земельных участков в границах территории объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля)
"Ансамбль Миусского трамвайного депо, 1874 г., 1908-1910 гг., 1930-е гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко, инж. В.Г. Шухов (?) Административно-жилой корпус, 1874 г., 1909-1910 гг., 1932 г., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейниг, инж. Н.А. Сытенко; Большой вагонный сарай, 1909 г.; Мастерская, 1874 г., 1880-е гг., 1926 г.; Вагонный сарай с котельной, 1903-1909 гг., 1910-1911 гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко; Кладовая с проходной, 1874 г., 1910 г., 1926 г.; Ограда, 1908 г."
Адрес: г. Москва, Лесная ул., д. 20, стр. 1, 3, 4, 5, 6
- запрещение капитального строительства, искажения традиционных характеристик эволюционно сложившейся композиции застройки исторического владения, изменения характеристик природного ландшафта, композиционно связанного с объектом культурного наследия;
- реставрация объектов культурного наследия, обеспечение неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта (предметом охраны), устранение диссонирующих объектов, озеленение и благоустройство территории в соответствии с согласованным в установленном порядке проектом реставрации и приспособления; обеспечение доступности объектов культурного наследия в целях их экспонирования, обеспечение сохранения традиционного визуального восприятия объекта культурного наследия с основных видовых точек и смотровых площадок; обеспечение мер сохранности объекта культурного наследия, его пожарной безопасности, защиты от динамических воздействий;
- реконструкция инженерных сетей и дорог, не нарушающая целостность объектов культурного наследия и не создающая угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
Приложение 3
к акту государственной
историко-культурной экспертизы
Предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля)
"Ансамбль Миусского трамвайного депо, 1874 г., 1908-1910 гг., 1930-е гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко, инж. В.Г. Шухов (?) - Административно-жилой корпус, 1874 г., 1909-1910 гг., 1932 г., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейниг, инж. Н.А. Сытенко; - Большой вагонный сарай, 1909 г.; - Мастерская, 1874 г., 1880-е гг., 1926 г.; - Вагонный сарай с котельной, 1903-1909 гг., 1910-1911 гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко; - Кладовая с проходной, 1874 г., 1910 г., 1926 г.; - Ограда, 1908 г."
Адрес: г. Москва, Лесная ул., д. 20, стр. 1, 3, 4, 5, 6
Данный предмет охраны разработан на основе предмета охраны, утвержденного протоколом заседания Комиссии экспертного обеспечения реестра недвижимого культурного наследия N 45 от 8 февраля 2011 г.
Ансамбль
- местоположение и градостроительные характеристики ансамбля, участвующего в формировании фронта застройки улиц Лесной, 1-й Миусской, 2-й Миусской, и Миусского переулка, его роль в композиционно-планировочной структуре района;
- объемно-пространственная композиция ансамбля 2-й пол. XIX в. - 1930-х гг., включая габариты, высотные отметки строений;
- пространственно-планировочная композиция ансамбля, включая местоположение зданий ансамбля: административно-жилой корпус (стр. 1), жилой дом (стр. 2), большой вагонный сарай (стр. 3), мастерская (стр. 4), вагонный сарай с котельной (стр. 5), кладовая с проходной (стр. 6), сарай, ледник и прачечная (стр. 8), соотношение застроенных и незастроенных пространств;
- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов зданий 2-й пол. XIX в. - 1930-х гг.
"Административно-жилой корпус. 1874 г., 1909-1910 гг., 1932 г., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейниг, инж. Н.А. Сытенко" (стр. 1)
- местоположение и градостроительные характеристики здания, его роль в застройке улиц Лесной и 1-й Миусской, его роль в композиционно-планировочной структуре ансамбля и квартала;
- объемно-пространственная композиция 2-3-х этажного, с подвалом, здания перв. четв. XX вв., 1930-х гг., включая трехэтажные ризалиты со щипцовыми завершениями, аттики, столбики парапета, в том числе высотные отметки по венчающему карнизу, аттикам, парапету кровли, завершениям щипцов;
- крыша 1930-х гг., ее конструкция, материал, конфигурация, высотные отметки по конькам, характер кровельного покрытия, печные трубы, аттики, кирпичные столбики парапета, чердачные окна;
- композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов 1-й четв. XX в., 1930-х гг., включая местоположение, форму, размер, оформление оконных и дверных проемов, в том числе окна 1-го этажа главного фасада с полуциркульными завершениями в фигурном кирпичном обрамлении, имитирующем руст, подоконники на кронштейнах, веерные клинчатые оконные перемычки, кирпичный декор: круглые и ромбовидные вставки в простенках, декоративные аркатуры в завершениях фасадов и щипцов, декоративный фриз-"бегунец" под окнами 2-го этажа главного фасада, пояс поребрика под венчающим карнизом, филенки в тянутом профилированном обрамлении с ромбовидным заполнением;
- материал и характер отделки фасадных поверхностей 1-я четв. XX в., 1930-х гг. (окраска по кирпичу без штукатурки);
- колористическое решение фасадов 1-я четв. XX в., 1930-х гг. (уточняется в процессе реставрационных исследований);
- пространственно-планировочная структура здания в пределах капитальных стен и перекрытий 1-я четв. XX в., 1930-х гг.;
- капитальные стены и перекрытия 1-й четв. XX в., 1930-х гг., их материал и конструкция.
- лестницы 1-я четв. XX в., 1930-х гг., их местоположение, материал, конструкция, декоративное оформление;
- архитектурно-художественное и декоративное оформление интерьеров 1-й четв. XX в., 1930-х гг., в том числе метлахская плитка;
- столярные оконные и дверные заполнения оконных и дверных проемов 1-й четв. XX в., 1930-х гг., характер их оформления, материал, колористическое решение.
"Большой вагонный сарай, 1909 г." (стр. 3)
- местоположение и градостроительные характеристики здания, участвующего в формировании фронта застройки 1-й и 2-й Миусских улиц, его роль в композиционно-планировочной структуре ансамбля и квартала;
- объемно-пространственная композиция 1-2-хэтажного, с антресолями, здания начала XX в., включая высотные отметки по венчающему карнизу и аттикам;
- крыша XX в., ее конструкция, материал, конфигурация, высотные отметки, характер кровельного покрытия, печные трубы, чердачные окна;
- композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов нач. XX в., включая местоположение, форму, размер, оформление оконных и дверных проемов, включая ворота для въезда вагонов, веерные клинчатые перемычки, междуэтажный и венчающий карнизы, зубчатые декоративные фризы - междуэтажный и в завершении аттика по центру главного фасада, пояс поребрика в завершении фасадов, лопатки с фигурными завершениями из кирпича, филенки;
- материал и характер отделки фасадных поверхностей нач. XX в. - окраска по кирпичу без штукатурки;
- колористическое решение фасадов нач. XX в. (уточняется в процессе реставрационных исследований);
- пространственно-планировочная структура здания в пределах капитальных стен, опор и перекрытий нач. XX в., включая антресольный этаж;
- капитальные стены и перекрытия нач. XX в., их материал и конструкция;
- лестница нач. XX в., ее местоположение, материал, и конструкция;
- архитектурно-декоративное оформление интерьеров нач. XX в., в том числе ремонтные ямы в помещениях 1 этажа здания,
- столярные оконные и дверные заполнения оконных и дверных проемов нач. XX в., их характер оформление, материал, колористическое решение.
"Мастерская, 1874 г., 1880-е гг., 1926 г." (стр. 4)
- местоположение и градостроительные характеристики здания, расположенного с отступом от красной линии застройки 2-й Миусской улицы, его роль в композиционно-планировочной структуре ансамбля и квартала;
- объемно-пространственная композиция 1-2-х этажного, с подвалом и мезонином, здания 2-й пол. XIX в., 1920-х гг., включая высотные отметки по венчающему карнизу;
- материал, характер кровельного покрытия и высотные отметки крыши 1920-х гг., чердачное окно, печная труба над одноэтажной частью здания;
- композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов 1920-х гг., включая местоположение, форму, размер, оформление оконных и дверных проемов, веерные перемычки окон, кирпичный декор: зубчатый фриз по верху фасада, лопатки, ступенчатый венчающий карниз;
- материал и характер отделки фасадных поверхностей 1920-х гг. (окраска по кирпичу без штукатурки);
- колористическое решение фасадов 1920-х гг. (уточняется в процессе реставрационных исследований);
- пространственно-планировочная структура здания в пределах капитальных стен и перекрытий 2-й пол. XIX в., 1920-х гг.;
- капитальные стены и перекрытия 2-й пол. XIX в., 1920-х гг., их материал и конструкция;
- лестницы нач. 1920-х гг., их местоположение, материал, конструкция, декоративное оформление;
- архитектурно-художественное оформление интерьеров 2-й пол. XIX в., 1920-х гг., в том числе напольная метлахская плитка,
- материал, характер оформления и колористическое решение столярных заполнений оконных и дверных проемов 1920-х гг., включая филенчатые двери в интерьере.
"Вагонный сарай с котельной, 1903-1909 гг., 1910-1911 гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко" (стр. 5)
- местоположение и градостроительные характеристики здания, участвующего в формировании фронта застройки Миусского переулка, его роль в композиционно-планировочной структуре ансамбля и квартала;
- объемно-пространственная композиция 1-х этажного, с подвалом, здания нач. XX в., включая ризалиты, ступенчатые, фланкированные башенками, ризалиты, высотные отметки по венчающему карнизу и аттикам;
- шедовая крыша нач. XX в., ее конструкция, материал, высотные отметки, конфигурация, характер кровельного покрытия и остекления;
- композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов нач. XX в., включая местоположение, форму, размер, оформление оконных и дверных проемов, в том числе проемы въездных ворот, с витражными полуциркульными завершениями, арочные оконные проемы со стороны Миусского переулка с витражными заполнениями, сандрики-архивольты с акцентированными замковыми камнями, ризалиты, завершенные ступенчатыми аттиками с башенками, рустованные лопатки, кирпичный декор: зубчатые декоративные пояса и аркатуры, венчающий карниз с "сухариками", филенки;
- материал и характер отделки фасадных поверхностей нач. XX в., (окраска по кирпичу без штукатурки);
- колористическое решение фасадов нач. XX в. (уточняется в процессе реставрационных исследований);
- пространственно-планировочная структура здания нач. XX в. в пределах капитальных стен, опор и перекрытий нач. XX в.;
- капитальные стены, опорные конструкции и перекрытия нач. XX в., в том числе металлические сварные несущие фермы со световым фонарем, их материал и конструкция;
- лестница 1-й четв. XX в, ее местоположение, материал, конструкция и декоративное оформление;
- заполнения оконных и дверных проемов 1-й четв. XX в., характер их оформления, материал, колористическое решение.
"Кладовая с проходной, 1874 г., 1910 г., 1926 г." (стр. 6)
- местоположение и градостроительные характеристики здания, участвующего в формировании фронта застройки Лесной улицы, его роль в композиционно-планировочной структуре ансамбля и квартала;
- объемно-пространственная композиция 2-х этажного здания нач. XX в., 1920-х гг. включая высотные отметки по венчающему карнизу;
- крыша 1920-х гг., ее конструкция, материал, высотные отметки по коньку, конфигурация, характер кровельного покрытия;
- композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов нач. XX в., 1920-х гг., включая местоположение, форму, размер, оформление оконных и дверных проемов, кирпичный декор: клинчатые перемычки окон, ромбовидные декоративные вставки в простенках, ступенчатый венчающий карниз;
- материал и характер отделки фасадных поверхностей нач. XX в., (окраска по кирпичу без штукатурки);
- колористическое решение фасадов нач. XX в. (уточняется в процессе реставрационных исследований);
- пространственно-планировочная структура здания в пределах капитальных стен и перекрытий нач. XX в., 1920-х гг.;
- капитальные стены и перекрытия нач. XX в., 1920-х гг, их материал и конструкция.
- лестница нач. 1920-х гг., ее местоположение, материал, конструкция и декоративное оформление.
"Ограда, 1908 г."
- каменная ограда 1908 г. расположенная по красной линии Миусского переулка и Лесной улицы, ее местоположение, градостроительные характеристики, ее роль в композиционно-планировочной структуре ансамбля;
- материал, конструкция, композиционное решение и архитектурно-художественное оформление каменной ограды с пилонами 1908 г.;
- материал и характер отделки ограды 1908 г. (окраска по кирпичной кладке);
- колористическое решение ограды (уточняется в процессе реставрационных исследований).
Наличие сохранившихся интерьеров, их архитектурно-художественная ценность и значимость для сохранения облика объекта культурного наследия определяется дополнительными архивными и натурными исследованиями.
Предмет охраны может быть дополнен при проведении натурных реставрационных исследований.
Приложение 4
к акту государственной
историко-культурной экспертизы
Описание
особенностей объекта, послуживших основанием для включения объекта в Городской реестр недвижимого культурного наследия как исторически ценного градоформирующего объекта и подлежащих обязательному сохранению
"Ансамбль Миусского трамвайного депо, 1874 г., 1908-1910 гг., 1930-е гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко, инж. В.Г. Шухов (?) - Жилой дом, 1874 г., 1885-1895 гг., 1900 г., инж. Н.А. Сытенко, 1930-е гг.",
Адрес: Лесная ул., д. 20, стр. 2
- местоположение и градостроительные характеристики здания, его роль в застройке 2-й Миусской улицы, Миусского переулка и в композиционно-планировочной структуре ансамбля;
- объемно-пространственная композиция сложного в плане 2-х этажного с подвалом здания нач. XX в., включая высотные отметки по венчающему карнизу;
- пространственно-планировочная структура здания в пределах капитальных стен и перекрытий, включая своды "Монье" 1909 г., 1910-е гг., 1920-х гг.;
- капитальные стены и перекрытия, включая своды "Монье" 19.09 г., 1910-е гг., 1920-х гг., их материал и конструкция;
- лестницы 1909 г., 1910-е гг., их местоположение, материал, конструкция, декоративное оформление (доломитовые ступени, фигурное кованое металлическое ограждение, профилированные деревянные поручни).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Департамента культурного наследия г. Москвы от 23 августа 2012 г. N 813 "О согласии с заключением (актом) государственной историко-культурной экспертизы"
Текст распоряжения официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Департамента культурного наследия г. Москвы от 27 сентября 2017 г. N 692