В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 332, Правилами рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 г. N 669, на основании заявления Сосновоборского МУП "Водоканал" (далее - Заявитель) (регистрационный N 4-72эл. от 10.02.2014 г.) о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере водоотведения, с Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее - Респондент), рассмотрев представленные МУП "Водоканал города Курска" и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области дополнительные материалы, установлено следующее.
В соответствии с п. 15 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. N 406 (далее - Основы ценообразования), в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее, чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
При этом, согласно п. 16 Основ ценообразования, при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, связанные с нарушениями законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные в результате проверок и мероприятий по контролю.
ФСТ России отмечает, что при установлении тарифов на 2012 год Респондентом были учтены расходы по статье "Вывоз и размещение обезвоженного осадка" в сумме 7414,6 тыс. руб.
При установлении тарифов на 2014 год, в процессе проведения анализа фактических расходов Заявителя за 2012 год, Респондентом была определена величина фактических расходов по статье "Вывоз и размещение обезвоженного осадка" в сумме 62,4 тыс. руб. на основании тех обосновывающих материалов, которые были представлены в адрес Респондента на тарифное регулирование 2014 года.
Данный размер фактических расходов подтверждается представленными Заявителем на досудебное рассмотрение спора актами приема и размещения обезвоженного осадка, справками о поступлении илового осадка на городскую свалку, а также счетами-фактурами.
Таким образом, ФСТ России отмечает, что Респондентом была корректно определена величина излишне полученного дохода Заявителя за 2012 год по данной статье спора в сумме (7414,6 - 7352,16) = 62,4 тыс. руб., которая была правомерно исключена им на основании п. 16 Основ ценообразования.
В соответствии с доводами Заявителя, излишне полученный им доход по данной статье спора был освоен им в 2013 году на сумму 5 841,5 тыс. руб., и, следовательно, не мог исключаться Респондентом при установлении тарифов на 2014 год.
ФСТ России отмечает, что, во-первых, в адрес Респондента на момент установления тарифов для Заявителя на 2014 год не было представлено подтверждающих документов на эту величину расходов, а, во-вторых, Респондент в процессе установления тарифов для Заявителя на 2015 год будет производить анализ фактической деятельности организации за 2013 год (в т.ч. по статье "Вывоз и размещение обезвоженного осадка") и в случае выявления неучтенных экономически обоснованных расходов Заявителя будет в установленном порядке рассматривать вопрос об их учете на последующие периоды регулирования.
Также, со стороны Заявителя не было представлено конкурсной документации по выбору подрядной организации - МУП "Специализированное автотранспортное мероприятие", которая в 2012 году осуществляла услуги по вывозу и размещению обезвоженного осадка.
В этой связи установить экономическую обоснованность фактической цены данных видов услуг не представляется возможным.
Согласно п. 21 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегиона России от 15.02.2011 г. N 47 (положения которых действовали на момент установления Респондентом тарифов на услуги водоотведения на 2014 год), не допускается включение в финансовые потребности регулируемой организации расходов на оплату услуг банков и иных организаций по приему платежей, а также расходов на оплату услуг по изготовлению и рассылке платежных документов собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
В соответствии с п. 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 г. N 1746-э (далее - Методические указания), при установлении тарифов не допускается учет расходов регулируемой организации на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, учитываемых в расходах за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491.
В соответствии с п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Из п. 27 Методических указаний следует, что вне зависимости от формы договорных отношений ресурсоснабжающих организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения с потребителями - физическими лицами (договор заключен ресурсоснабжающей организацией с управляющей компанией - ООО "Бухгалтерская учетная политика") расходы на услуги расчетно-кассового центра на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг не должны включаться в регулируемые тарифы на услуги теплоснабжения. Указанные расходы должны учитываться в услугах за содержание и ремонт жилого помещения.
На основании вышеизложенного, ФСТ России считает, что требования Заявителя в части учета расходов по статье "Услуги по обработке лицевых счетов и печати бланков" на 2014 год удовлетворению не подлежат.
В обоснование расходов по статье "Арендная плата" на 2014 год Заявителем представлены следующие документы: договор аренды земельного участка от 24.01.2013 г. N 2013-ДА 053 со сроком действия по 26.12.2013 г., договор аренды земельного участка от 08.02.2013 г. N 2013-ДА 073 со сроком действия по 25.12.2013 г.
Указанные договоры аренды заканчивают свое действие в 2013 году и не могут служить основанием для учета расходов по ним на 2014 год.
На основании вышеизложенного, ФСТ России считает, что требования Заявителя в части учета расходов по статье "Арендная плата" на 2014 год удовлетворению не подлежат.
С учетом изложенного, ФСТ России считает, что Респондентом в процессе установления тарифов для Заявителя на услуги водоотведения на 2014 год не было допущено нарушения действующего законодательства, и примененный им подход к определению плановых показателей объемов реализации услуг на 2014 год с учетом факта 2012 года и сложившейся динамики является объективным и экономически обоснованным.
Учитывая результаты анализа представленных сторонами материалов по существу спора, которые подробно изложены в пояснительной записке Контрольно-ревизионного управления ФСТ России, а также результаты рассмотрения данного спора на заседании Контрольной комиссии ФСТ России (протокол от 16.09.2014 г. N 61-д), приказываю:
Отказать в удовлетворении требований Сосновоборское МУП "Водоканал", указанных в заявлении о рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере водоотведения, с Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области.
Руководитель Федеральной |
С. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по тарифам от 25 сентября 2014 г. N 1533-д "Об отказе в удовлетворении требований, указанных в заявлении Сосновоборское МУП "Водоканал" о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, с Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области"
Текст приказа опубликован в Информационном бюллетене Федеральной службы по тарифам от 10 октября 2014 г. N 37