Постановление Верховного Суда РФ от 10 сентября 2014 г. N 80-АД14-6
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,
рассмотрев надзорную жалобу ... ООО "Профинвест" Шагаева А.И. на постановление судьи Димитровградского городского суда Ульяновской области от 3 октября 2013 г., решение судьи Ульяновского областного суда от 26 ноября 2013 г. и постановление заместителя председателя Ульяновского областного суда от 6 марта 2014 г., вынесенные в отношении ООО "Профинвест" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи Димитровградского городского суда Ульяновской области от 3 октября 2013 г., оставленным без изменения решением судьи Ульяновского областного суда от 26 ноября 2013 г. и постановлением заместителя председателя Ульяновского областного суда от 6 марта 2014 г., ООО "Профинвест" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ... ООО "Профинвест" Шагаев А.И. просит отменить постановления, вынесенные в отношении общества по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения данной жалобы.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 380-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Обращение с каждым видом отходов производства и потребления зависит от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека. Степень (класс) опасности отходов определяется в соответствии с действующим нормативным документом расчетным и экспериментальным путем (пункт 2.3 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2003 г. N 80).
Согласно пунктам 1.2, 1.4, 2.9, 2.10 СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16 июня 2003 г. N 144, правила устанавливают гигиенические требования и критерии по определению класса опасности отходов производства и потребления по степени их токсичности и вводятся в целях установления и предотвращения вредного воздействия токсичных отходов (далее - отходы) на среду обитания и здоровье человека. Требования правил являются обязательными для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся обращением с отходами производства и потребления. Определение класса опасности отхода производится для каждой партии отходов, вывозимых за пределы предприятия, на котором они образовались. Установленный производителем (собственником) класс опасности отхода согласовывается с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический контроль в соответствующей территории.
Пунктами 2 и 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ) установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ) строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды. При осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 35 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.
Собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности (пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ установлено, что лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Согласно статье 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;
Как усматривается из материалов дела, ООО "Профинвест" осуществляет деятельность по производству общестроительных работ по возведению зданий, разборке и сносу зданий, расчистке строительных участков на строительной площадке по адресу: Ульяновская область, г. Димитровград, ...
При рассмотрении поступившего из прокуратуры г. Димитровграда Ульяновской области обращения гражданина и материалов дела об административном правонарушении в отношении Ш., осуществлявшего перевозку отходов с нарушением требований санитарного законодательства Российской Федерации, должностным лицом Регионального управления N 172 Федерального медико-биологического агентства (ФМБА России) установлено, что ООО "Профинвест" осуществляет указанную выше деятельность с нарушением санитарных правил и норм.
По данному факту в отношении ООО "Профинвест" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 7-8).
В ходе административного расследования должностным лицом ФМБА России установлено, что ООО "Профинвест" осуществляет деятельность по обращению с отходами с нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических требований, предусмотренных приведенными выше нормами закона, а именно:
- не установлен, не определен и не согласован с учреждением, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический контроль, класс опасности отходов по степени их воздействия на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарными правилами;
- не имеется паспортов на I - IV классы опасности;
- производится передача образовавшихся в процессе ведения работ строительных отходов с целью транспортирования на объекты захоронения лицу, не имеющему лицензию, без использования спецтранспорта, допустившему сброс отходов на почву на территории городского поселения;
- лица, допущенные к обращению с отходами I - IV классов опасности, не имеют профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV классов опасности;
- не ведется учет отходов, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;
- в уполномоченный орган не представляется отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.
10 сентября 2013 г. должностным лицом Регионального управления N 172 ФМБА России в отношении ООО "Профинвест" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 3 6).
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 3-6), определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 7-8), протоколами опросов свидетелей Х. и С. (л.д. 12-15), докладной начальнику Территориально-хозяйственного комплекса ОАО "..." (л.д. 18), фототаблицей (л.д. 19-30), копией протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ш. (л.д. 56), копией постановления о прекращении производства по делу в отношении Ш. в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности (л.д. 103), заявлением начальнику МО МВД России "Димитровградский" (л.д. 58), протоколом осмотра места происшествия (л.д. 59-60), фототаблицей к протоколу осмотра места происшествия (л.д. 62-63), копией обращения П. в прокуратуру г. Димитровграда (л.д. 75) и иными материалами дела, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, совершенное деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
То обстоятельство, что между ООО "Профинвест" и ООО "..." (ООО "...") был заключен договор на оказание услуг по захоронению отходов (л.д. 31, 52-53), не свидетельствует о том, что обществом не были нарушены требования пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ.
В соответствии с указанной нормой собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности (в ред. Федерального закона от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В ходе производства по делу установлено, что образовавшиеся в процессе ведения работ строительные отходы передавались Ш. для транспортирования на объекты захоронения. Вместе с тем указанное лицо осуществляло не только транспортирование отходов, но и их размещение, путем сброса в лесном массиве на территории городского поселения. Данное обстоятельство объективно подтверждено показаниями свидетелей X. и С. (л.д. 12-15), докладной начальнику Территориально-хозяйственного комплекса ОАО "..." (л.д. 18), фототаблицей (л.д. 19-30), копией протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ш. (л.д. 56).
В этой связи ссылка заявителя на то, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на перевозку отходов лицензия не требуется, несостоятельна.
Утверждение заявителя жалобы о том, что водитель автомобиля "..." Ш. не является работником ООО "Профинвест", не имеет правового значения, поскольку факт передачи указанному лицу отходов в ходе производства по делу установлен и защитником общества не оспаривался.
Таким образом, ООО "Профинвест" в нарушение требований части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность.
Представленным в рамках рассмотрения жалобы на постановление судьи первой инстанции паспорту опасного отхода - мусор строительный, а также документам в подтверждение квалификации лица, ответственного за обращение с отходами (приказ о приеме на работу М., копия свидетельства о повышении квалификации) (л.д. 131-134) судьей областного суда обоснованно дана критическая оценка. Данные документы вызывают сомнения в своей достоверности, поскольку не были представлены по запросу в ходе административного расследования и при рассмотрении дела, об их отсутствии у общества заявлено защитником Медведевым В.Р. в ходе судебного разбирательства (л.д. 104 оборот).
Доводы жалобы не опровергают выводы судебных инстанций о виновности ООО "Профинвест" в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях, не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений и не могут служить основанием к их отмене.
Постановление о привлечении ООО "Профинвест" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено ООО "Профинвест" в пределах, установленных санкцией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального и процессуального права в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
постановление судьи Димитровградского городского суда Ульяновской области от 3 октября 2013 г., решение судьи Ульяновского областного суда от 26 ноября 2013 г. и постановление заместителя председателя Ульяновского областного суда от 6 марта 2014 г., вынесенные в отношении ООО "Профинвест" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а надзорную жалобу ... ООО "Профинвест" Шагаева А.И. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.П. Меркулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 10 сентября 2014 г. N 80-АД14-6
Текст постановления официально опубликован не был