Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 сентября 2014 г. N 75-АПГ14-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.A. и Горчаковой Е.В.,
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ООО "Сегежа-Энерго" на решение Верховного Суда Республики Карелия от 5 июня 2014 года об отказе ООО "Сегежа-Энерго" в удовлетворении заявления об оспаривании отдельных положений постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 13 декабря 2013 года N 334 "О тарифах на тепловую энергию и теплоноситель общества с ограниченной ответственностью "Сегежа-Энерго" и постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 24 декабря 2013 года N 378 "О тарифах на тепловую энергию и горячую воду общества с ограниченной ответственностью "Техпром" (территория оказания услуг - Сегежское городское поселение)".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.A., объяснения представителей ООО "Сегежа-Энерго" Балышева Д.М. и Шумовой Н.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя Федеральной службы по тарифам Кукушкина И.П., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 13 декабря 2013 года N 334 "О тарифах на тепловую энергию и теплоноситель общества с ограниченной ответственностью "Сегежа-Энерго" установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО "Сегежа-Энерго" (приложение N 1), и тарифы на теплоноситель ООО "Сегежа-Энерго" (приложение N 2).
Постановлением Государственного комитета Республики Карелия от 24 декабря 2013 года N 378 "О тарифах на тепловую энергию и горячую воду общества с ограниченной ответственностью "Техпром" (территория оказания услуг - Сегежское городское поселение)" установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО "Техпром" (приложение N 1), и тарифы на горячую воду ООО "Техпром" в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) (приложение N 2).
ООО "Сегежа-Энерго" обратилось в суд с заявлением о признании недействующими отдельных положений указанных выше постановлений, считая их противоречащими Федеральному закону от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правилам регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и Основам ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075, а также нарушающими права и законные интересы ООО "Сегежа-Энерго" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По утверждению заявителя, оспариваемые постановления препятствуют ООО "Сегежа-Энерго" заключать договоры теплоснабжения с конечными потребителями тепловой энергии, осуществлять деятельность по начислению и сбору денежных средств за коммунальные услуги "отопление" и "горячее водоснабжение", в том числе, получению платы за потреблённую тепловую энергию и горячую воду, поставляемую юридическим лицам и населению; тарифы для ООО "Техпром" как для теплоснабжающей организации установлены неправомерно, поскольку эта организация является теплосетевой.
Представители Правительства Республики Карелия и Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам Зинкова Е.Н. и Атарщикова Т.М. и представитель ООО "Техпром" Сарычева Ю.А. возражали против удовлетворения заявленных требований.
Решением Верховного Суда Республики Карелия от 5 июня 2014 года ООО "Сегежа-Энерго" в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Сегежа-Энерго" просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявление в полном объёме.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно апелляционных жалобы, представления, и вправе в интересах законности проверить решение суда первой инстанции в полном объёме (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Под законностью, как это следует из содержания статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, законодатель понимает правильное рассмотрение и разрешение дела в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы и представленные Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам, администрацией Сегежского городского поселения Республики Карелия и прокурором, участвующим в деле, в суд апелляционной инстанции возражения, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Отказывая ООО "Сегежа-Энерго" в удовлетворении заявления, суд первой инстанции справедливо исходил из того, что оспариваемое правовое регулирование установлено в рамках компетенции субъекта Российской Федерации по вопросу совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с соблюдением требований, предъявляемых к форме и содержанию таких нормативных правовых актов, принципам отношений в сфере теплоснабжения не противоречит и права заявителя не нарушает.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оценёнными судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и согласуются с нормами Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", регулирующего правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
В силу части 1, подпункта 1 части 2 статьи 5, части 3 статьи 7, статьи 8 данного федерального закона установление тарифов в сфере теплоснабжения, подлежащих регулированию, включая тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) - прерогатива органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения, поэтому Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам, будучи уполномоченным органом по регулированию тарифов на тепловую энергию на территории Республики Карелия (постановление Правительства Республики Карелия от 1 ноября 2010 года N 232-П "Об утверждении Положения о Государственном комитете Республики Карелия по ценам и тарифам"), утверждая своим постановлением от 13 декабря 2013 года N 334 для ООО "Сегежа-Энерго" тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям (приложение N 1), и тарифы на теплоноситель (приложение N 2), действовал в рамках полномочий.
Доводы заявителя о том, что должен быть установлен ещё и тариф на услуги по передаче тепловой энергии для ООО "Сегежа-Энерго", суд обоснованно счёл несостоятельными.
По общему правилу, теплоснабжающая организация - это организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведённых или приобретённых тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии; передача тепловой энергии, теплоносителя - совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, приём, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя (пункты 11 и 12 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ); к заявлению об установлении цен (тарифов) прилагаются в том числе копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений), подтверждающих право собственности, иное законное право в отношении недвижимых объектов (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности (пункт 16 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075).
Между тем, судом достоверно установлено, что на момент подачи ООО "Сегежа-Энерго" заявления от 6 декабря 2013 года об установлении для него на 2014 год тарифов, данное общество, не владея на праве собственности или ином законном основании тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии не имело возможности поддерживать тепловые сети в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям; срок аренды арендованных ООО "Сегежа-Энерго" муниципальных тепловых сетей, истек в декабре 2013 года, в конкурсе на право заключения договоров аренды муниципальных тепловых сетей на 2014 год, проведённом администрацией Сегежского городского поселения, ООО "Сегежа-Энерго" участия не принимало, в связи с чем, договоры аренды муниципального имущества от 2 декабря 2013 года N 335/13-3 и от 2 декабря 2013 года N 336/13-3 были заключены с единственным участником конкурса - ООО "Техпром".
Принимая во внимание, что потребитель тепловой энергии - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", а также то обстоятельство, что ООО "Техпром" является исполнителем предоставления коммунальных услуг, приобретает тепловую энергию не в качестве её потребителя, а как теплоснабжающая организация (осуществляет продажу тепловой энергии конечным потребителям на основании договоров теплоснабжения, заключённых с ООО "Управляющая компания "Дом 1", ООО "Жилищно-эксплуатационная организация" и ООО "Управляющая компания "Дом"), Судебная коллегия соглашается с выводами суда о непротиворечии федеральному законодательству тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, и на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), утверждённых постановлением Государственного комитета Республики Карелии по ценам и тарифам от 24 декабря 2013 года N 378 (приложения N 1 и 2) для ООО "Техпром".
Тарифы на тепловую энергию ООО "Техпром" определены с учётом затрат на покупку тепловой энергии, передачу теплоносителя по муниципальным сетям и продажу тепловой энергии потребителям, подключённым к муниципальным сетям, что в полной мере согласуется с требованиями пункта 33 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075, в силу которых к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемым в необходимую валовую выручку, относятся в том числе прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель.
Исходя из изложенного, учитывая, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 199, 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Карелия от 5 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Сегежа-Энерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.A. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 сентября 2014 г. N 75-АПГ14-2
Текст определения официально опубликован не был