Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 июля 2014 г. N 11-АПГ14-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Хаменкова В.Б.
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Остудина Ю.A. о признании недействующим абзаца первого пункта 4.2 Порядка предоставления путёвок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Татарстан, включённых в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, не отказавшихся от получения социальной услуги, утверждённого постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 октября 2011 г. N 877 "О предоставлении мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также об оказании государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению путёвок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно" по апелляционной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 23 апреля 2014 г., которым заявленные требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя Кабинета Министров Республики Татарстан по доверенности Габдрахмановой И.Я., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 октября 2011 г. N 877 "О предоставлении мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также об оказании государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению путёвок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно", опубликованным в декабре 2011 года в официальном печатном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти", N 46, утверждён Порядок предоставления путёвок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Татарстан, включённых в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, не отказавшихся от получения социальной услуги (далее - Порядок).
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 27 января 2014 г. N 43 "О внесении изменений в Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 октября 2011 г. N 877 "О предоставлении мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также об оказании государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно" пункт 4.2 Порядка изложен в следующей редакции:
"В случае, если учреждение здравоохранения или санаторно-курортное учреждение (организация) располагается в другом населённом пункте, то для обеспечения бесплатного проезда граждан к месту лечения и обратно, в том числе к месту санаторно-курортного лечения, при поступлении от граждан заявлений Комплексный центр высылает (выдаёт) им специальный талон на право бесплатного получения проездных документов (далее - специальный талон) для проезда на железнодорожном транспорте, автомобильном, воздушном, водном транспорте транспортных организаций, отобранных Комплексным центром в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд.
При необходимости проезда граждан к месту лечения и обратно, в том числе двумя и более видами транспорта, Комплексный центр выдаёт специальный талон на каждый вид транспорта.
При проезде гражданина к месту лечения и обратно за счёт собственных средств ему выплачивается компенсация расходов за проезд".
Остудин Ю.А. обратился в суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу абзаца первого приведённого пункта.
В обоснование требований заявитель ссылался на нарушение его права как ветерана боевых действий и лица, включённого в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение льготы в виде бесплатного проезда на пригородном железнодорожном и междугородном транспорте к месту лечения и обратно, поскольку на него оспариваемыми положениями возложена дополнительная не предусмотренная Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" обязанность по написанию заявления на предоставление специального талона на право бесплатного получения проездных документов для проезда к месту прохождения санаторно-курортного лечения и обратно.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 23 апреля 2014 г. заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Кабинетом Министров Республики Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права.
Относительно апелляционной жалобы прокурором, участвующим в деле, поданы возражения о несостоятельности её доводов и законности судебного постановления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции Остудин Ю.А. не явился.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу части 2 статьи 252 названного закона неявка в судебное заседание заявителя, представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемые положения противоречат предписаниям федерального законодательства, поскольку возлагают на получателя социальных услуг дополнительную обязанность обратиться в государственный орган с заявлением о выдаче специального талона.
При этом суд обоснованно исходил из того, что специальным законом, устанавливающим правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан, является Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон "О государственной социальной помощи").
Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (пункт 3 статьи 6.1 этого закона).
Из предписаний статьи 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" следует, что в набор предоставляемых социальных услуг включён в том числе бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Установление порядка предоставления гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг отнесено к ведению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 5 статьи 6.3 названного закона).
При рассмотрении дела судом установлено, что 15 ноября 2010 г. между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Республики Татарстан заключено соглашение о передаче Правительству Республики Татарстан осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, которое утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 2417-р.
Пунктом 1.3 статьи 2 приведённого соглашения определено, что порядок предоставления отдельным категориям граждан санаторно-курортных путёвок и бесплатного проезда к месту лечения и обратно устанавливается Правительством Республики Татарстан с учётом Порядка предоставления отдельным категориям граждан санаторно-курортных путёвок и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утверждённого Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 утверждён Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, в силу пункта 4.3 которого одновременно с получением в территориальных органах Фонда социального страхования, органах социальной защиты населения или уполномоченном органе санаторно-курортной путёвки гражданин обеспечивается специальными талонами на право бесплатного получения проездных документов в поезде дальнего следования или направлениями на приобретение проездных документов на авиационном, автомобильном и водном транспорте.
Статьёй 6.5 Федерального закона "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной главой 2 данного федерального закона, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правилами финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864, определено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счёт средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путёвок на санаторно-курортное лечение и проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, которые направляются на оплату транспортным организациям расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно, в том числе к месту санаторно-курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг, санаторно-курортного лечения по путёвкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и социальной защиты населения в санаторно-курортные учреждения Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации (пункты 4, 11).
Суд первой инстанции, проанализировав приведённые правовые предписания, пришёл к правильному заключению, что федеральный законодатель возлагает на соответствующие органы государственной власти обязанность предоставить гражданину, имеющему право на получение социальных услуг, одновременно с путёвкой на санаторно-курортное лечение бесплатный проезд к месту лечения и обратно путём предоставления проездных документов.
Судебная коллегия по административным делам, принимая во внимание, что федеральный законодатель не предусмотрел обязанность гражданина, являющегося получателем набора социальных услуг, дополнительно обращаться с заявлением в органы государственной власти для высылки (выдачи) ему специального талона на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте, автомобильном, воздушном, водном транспорте в учреждение здравоохранения или санаторно-курортное учреждение (организацию), располагающиеся в другом населённом пункте, и обратно, находит обоснованным заключение суда о противоречии оспариваемых региональных предписаний требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о том, что дополнительные условия не устанавливались, поскольку была лишь уточнена процедура волеизъявления получателя социального талона, являются несостоятельными.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции Кабинета Министров Республики Татарстан при рассмотрении дела в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой Судебная коллегия по административным делам оснований не имеет.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 23 апреля 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Хаменков В.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 июля 2014 г. N 11-АПГ14-6
Текст определения официально опубликован не был